Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:43, доклад
Король Иоанн Безземельный вызвал недовольство у своих подданных тем, что по своему произволу и неоднократно прибегал к различным поборам. Произвол творили и королевские чиновники, вершившие помимо административных также судебные дела. В конфликте короля с подданными важную роль выполняли две группировки — вооруженная оппозиция мятежных баронов и церковь, оказавшая им негласное сочувствие и поддержку необходимой аргументацией и документами.
Оригинальный текст Хартии 1215г.
изложен на латинском языке, без
подразделения на статьи, и не имеет
чёткой системы изложения.[2]
Великая хартия вольностей —
это жалованная королевская грамота, ставшая
итогом борьбы феодальной знати (баронов)
и примкнувших к ней других социальных
сословий и групп против королевского
налогового и административного произвола.
Хартия была подписана 15 июня 1215 г. в долине
Темзы, близ местечка Раннимед, где король
встретился с мятежными вооруженными
баронами.
Король Иоанн Безземельный вызвал недовольство у своих подданных тем, что по своему произволу и неоднократно прибегал к различным поборам. Произвол творили и королевские чиновники, вершившие помимо административных также судебные дела. В конфликте короля с подданными важную роль выполняли две группировки — вооруженная оппозиция мятежных баронов и церковь, оказавшая им негласное сочувствие и поддержку необходимой аргументацией и документами.
Общий перечень злоупотреблений короля Иоанна к моменту вынужденного подписания хартии:
На этой почве против короля возник единый фронт недовольных, возглавленный баронами и высшим духовенством. Мятежные бароны подготовили проект королевской хартии, известный в истории под названием "Баронские статьи". Большинство этих заготовленных статей вошли в текст. Сохранились предания, что король Иоанн весьма неохотно согласился на принятие Великой хартии вольностей.
В традиционной для английских королей договорной манере Иоанн Безземельный заверял своих духовных и светских вассалов и доводил до сведения своих служителей (юстициария, шерифов и других чинов), а также "всех свободных людей королевства нашего" в том, что они и наследники их отныне будут "иметь и владеть" всеми "нижеописанными вольностями", даруемыми самим Иоанном и всеми его наследниками.
Текст хартии был написан на латыни и впоследствии разбит на 63 статьи.
Области регулирования Великой хартии вольностей:
Закреплялась свобода церкви в пользовании своими привилегиями и гарантировалась их неприкосновенность и неизменность.
Отныне все налоги и сборы могут взиматься только в строго определенных случаях либо по решению "общего совета королевства", состоящего из короля, баронов и прелатов (ст. 12). Король подтверждал также имеющиеся "вольности и свободные... обычаи" города Лондона, других городов и портов (ст. 13), единство по всему королевству мер и весов (ст. 36), свободу выезда и передвижения по стране для иностранных и местных купцов (ст. 41), свободу выезда подданных в другие страны при условии сохранения ими преданности своему королю (ст. 42).
Особо перечисляются способы обеспечения владельческих прав крупных феодалов и пресечения злоупотреблений королевских чиновников (ст. 7-11, 21, 37, 44, 46). Например, гарантировалось, что графы и бароны будут штрафоваться не иначе как "при посредстве равных себе и не иначе как сообразно роду поступка" (ст. 21). Тем самым знатные люди выводились из-под действия королевских судов с участием присяжных. О рыцарском держании было сказано, что никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, которая следует с него (ст. 16). А в другой статье говорилось, что положения хартии, регулирующие взаимоотношения короля и его вассалов, относятся также к отношениям между баронами и их вассалами (ст. 60).
Самой важной и самой памятной
оказалась ст. 39, в которой перечислялись гарант
В обеспечение их король соглашается на ограничение судебных полномочий королевской юстиции и принимает некоторые меры по предотвращению произвола чиновников. Общие тяжбы (имущественные споры) передавались на рассмотрение местных сеньориальных судов, кроме дел о новых захватах земли и споров о наследстве, которые должны были разбираться двумя королевскими судьями и четырьмя выборными рыцарями в судебных заседаниях, которые проводились 4 раза в год (квартальные сессии). Обещалось также постоянное пребывание Суда общих тяжб в одном определенном месте, а также обещание не превращать уголовные дела и всякое преследование в предмет торговли (ст. 36, 40), назначать на посты только квалифицированных судей и чиновников (ст. 45).
Королевским должностным лицам были запрещены произвольные судебные и другие поборы, от них требовалось строгое соблюдение подсудности. Запрещены были ордалии по устному распоряжению королевского чиновника, если не были привлечены заслуживающие внимания и использования свидетельские показания (ст. 38).
Свободный человек должен был штрафоваться за малый проступок только "сообразно роду проступка", а за большой проступок — "сообразно важности проступка"; при этом должно оставаться неприкосновенным его основное имущество: у купца остается его товар, у виллана — его инвентарь. Причем ни один из этих штрафов не может быть наложен иначе как "на основании клятвенных показаний честных людей из соседей" обвиняемых (ст. 20). Король со своей стороны гарантировал избавление от судебных произвольных поборов (ст. 40).
В специальной статье устанавливается, что общие тяжбы по лично-имущественным спорам будут разбираться и решаться в одном месте, в Вестминстерском дворце, и судейские помощники не будут теперь следовать за персоной короля. Статья 34 ограничивала возможности вмешательства королевских чиновников в споры между господином и его вассалами. Король обещает также, что впредь не будет брать вознаграждение за приказ из своей канцелярии с предписанием произвести расследование дела человека, арестованного, по обвинению в совершении преступления, и не будет отказывать в просьбе выдавать такой приказ для ускорения расследования и судебного разбирательства (ст. 36).
Другим обещанием короля стало намерение поддерживать единообразие мер и весов по всему королевству, что было гарантией нормального функционирования торговли и ремесел. Одним из источников злоупотреблений было право королевских чиновников принудительно скупать хлеб и другие предметы. Хартия запрещала шерифам, бейлифам и другим чиновникам брать у свободного человека лошадей или телегу без его согласия (ст. 35).
Отменялся режим заповедности для королевских лесов и рек с предоставлением права расследования "дурных обычаев" и выявления виновных должностных лиц с участием 12 присяжных рыцарей, избранных честными людьми (ст. 47, 48).
Самая важная гарантия выполнения Великой хартии и одновременно гарантия от произвола короля была предусмотрена в виде учреждения Совета из 25 баронов, который по заявлению любых четырех лиц из его состава, поддержанному местной общиной, имел право по прошествии 40 дней выжидания начать "принуждать и теснить короля всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и др." (ст. 61).
На первых этапах использование
зафиксированных хартией
Главным итогом выработки, принятия и использования текста Великой хартии в политических целях стало содействие ослаблению вассальных связей между лордами (включая главного лорда — короля) и свободными людьми, которое завершилось упразднением феодальной зависимости четыре с лишним столетия спустя.
Переход к новой форме
государства - к сословно-представительной
монархии (вторая половина XIII в. - XV в.) -
осуществился в результате гражданской
войны 1263 - 1267 гг.
С конца XII в. королевская
власть стала наносить ущерб интересам
значительной части населения: проводились
конфискации земель, притеснялись крупные
земельные собственники, вводились новые
денежные поборы и повинности. Страна
ответила на это рядом оппозиционных выступлений,
и в начале XIII в., после восстания баронов,
поддержанного рыцарями и горожанами,
король Иоанн Безземельный подписал Великую
хартию вольностей (1215 г.), которая считается
первым конституционным актом Англии.
Главное содержание Хартии - компромисс
короля с баронами; требованиям рыцарей,
горожан, купцов уделено значительно меньше
внимания.
После нового политического
конфликта в 1258 г. король Генрих III утвердил
Оксфордские провизии, устанавливавшие
режим баронской олигархии. В ответ недовольные
рыцари при поддержке горожан и некоторых
баронов потребовали от короля подписания
Вестминстерских провизии, защищавших
рыцарство и свободных крестьян от произвола
крупных феодалов и королевской администрации.
В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся
до 1267 г. Ее итогом было создание первого
английского парламента, окончательно
утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. парламент
стал двухпалатным:
• верхняя палата -
палата лордов, где заседали бароны и высшее
духовенство;
• нижняя палата - палата
общин, где заседали рыцари и городская
верхушка вместе с низшим духовенством.
Их прочный союз обеспечил
палате общин большее политическое влияние,
чем сословно-представительных собраний
в других странах.
Первоначально парламент
лишь определял размеры налогов на недвижимость
и подавал коллективные петиции на имя
короля, но постепенно закрепил свою компетенцию
в следующих вопросах:
• право на участие
в издании законов;
• право решать вопросы
о поборах с населения в пользу государственной
казны;
• право контроля над
высшими должностными лицами;
• право выступать
в качестве высшего судебного органа.
Управление на местах
осуществляли шериф с помощником - бейлифом,
а также избиравшиеся в местных собраниях
коронеры и констебли.
Полицейскими и судебными
полномочиями наделялись назначаемые
королем мировые судьи.
Высшими судами в этот
период были Суд королевской скамьи, Суд
общих тяжб и Суд казначейства.
Первый настоящий английский
сословно-представительный парламент
был созван в 1265 г. в результате борьбы
трех груп¬пировок: сторонников короля,
баронов и рыцарства. В 1295 г. был созван
«образцовый» парламент, состав которого
послужил моделью для последующих английских
парламентов. Помимо лично приглашенных
королем крупных светских и духовных феодалов
в него вошли по два представителя от 37
графств (рыцари) и по два представителя
от важнейших городов.
Создание парламента
повлекло за собой изменение формы феодального
государства, возникновение монархии
с сословным представительством. До середины
XIV в. английские сословия заседали вместе,
а затем разделились на две палаты. При
этом рыцари от графств стали заседать
вместе с представителями городов в одной
палате (палата общин) и отделились от
круп¬нейших светских и духовных магнатов,
образовавших верхнюю палату (палату лордов).
Первоначально при
выборах в парламент не существовало избирательного
ценза. Статут 1430 г. установил, что в собраниях
графств, избиравших представителей в
парламент, могут участвовать фригольдеры,
получавшие не менее 40 шиллингов годового
дохода.
В период ленной монархии завершилось оформление нового сословного строя английского общества. Как и начальная, англосаксонская, она была основана на феодальной военно-служебной иерархии и взаимосвязанности с земельной собственностью. Однако в период ленной монархии не менее существенными стали различные иммунитеты и привилегии, предоставляемые государственной властью.
Высшее сословие пэров (равных) было весьма немногочисленным; это было одной из особенностей социальной структуры, сформированной английской ленной монархией. Доступ в него затруднен, поскольку зависел от обладания земельными владениями особого статуса. Сословие включало до 50 высших духовных лиц (епископы, архиепископы, аббаты) и до 50 светских феодалов, получивших титулы (герцогов, маркизов, эрлов, виконтов, баронов). Принадлежность к этому сословию была связана с обладанием значительными финансовыми и административными привилегиями, а главное, пэры обладали в подвластных им местностях юрисдикцией, равнозначительной королевской. Пэры были, как правило, наследниками фамилий норманнов, пришедших в Англию вместе с Вильгельмом; большинство из них составляли и королевский двор.
Вторым по значимости было сословие рыцарей – в нем насчитывалось до 6.000 чел. Особое положение занимала немногочисленная прослойка вассалов самого короля, остальные – на основе ленного права подчинялись и пэрам, и покровительству короны. Рыцарство обязывалось к личной военной службе, уплате налогов, пользовалось привилегиями королевского суда, в том числе особыми, введенными при норманнах процессуальными порядками (правом на поединок, повсеместно узаконенным ассизами Генриха II). Вместе с тем еще одной особенностью социальной структуры средневековой Англии было то, что рыцарское сословие (основа феодального класса) не было наследственно-замкнутым: право на принадлежность к нему давало не только пожалование, но и обладание рыцарским поместьем, которое в принципе было доступно любому.
Даже в период расцвета феодальных отношений сохранилось значительное по размерам сословие свободных держателей фригольдеров (от free-hold), формально в него объединялись и обладатели мелких рыцарских ленов (менее установленной Генрихом II нормы), и ведущие собственное хозяйство крестьяне, и даже отчасти городское население. Основной привилегией этого сословия (обязанного нести военную службу и уплачивать налоги) и одновременно отличием было право личного участия в судопроизводстве, а затем и в самоуправлении. В силу таких особенностей социальный переход между фригольдерами и рыцарством становился почти неуловимым (если не считать дворянских правовых и генеалогических традиций); это позднее придало особый социальный облик английскому «новому дворянству».