Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:30, контрольная работа
С XIV века Магдебургское право распространилось на города Великого княжества Литовского. Жители городов, которые получали Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. В частновладельческих городах Магдебургское право не освобождало горожан от зависимости и власти феодалов, однако зависимость не имела черт принуждения. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления – магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, но не отрицалась правомерность пользования местными обычаями, если разрешение дела не предусматривалось Магдебургским правом. В судебной практике магистратов Беларуси вместе с Магдебургским правом использовались нормы общегосударственного права – Статутов ВКЛ, судовых статутов столицы – Вильно, и собственной юридической практики. [1,с.443]
Введение...................................................................................................................3
Органы власти и управления в городах с магдебургским правом.....................4
Заключение.............................................................................................................11
Список использованных источников...................................................................15
Если исходить из текста магдебургского права, то на выборах городского самоуправления «толпа безмолствует». В грамотах ряда городов только указывается, что выборы рады, бурмистров должны происходить в соответствии с магдебургским правом, но именно в вопросе о роли собрания горожан в выборах городской рады магдебургское право хранит молчание. По мнению польского историка Михаила Патконевского, рада в Магдебурге присвоила себе верховное право, принадлежавшее некогда общему собранию горожан. На нем теперь лишь оглашались решения рады.
Из грамот на магдебургское право белорусским городам такой вывод, пожалуй, сделать нельзя. Роль собрания мещан как активной силы признана в грамотах, выданных не только крупным, но и небольшим городам и даже местечкам. Например, в небольшом городе Дисне на общем собрании мещан вместе с войтом избиралось по четыре кандидата на должности лентвойта, бурмистров и радцев. А из этих кандидатов войт отбирал и утверждал лиц на указанные должности. В грамоте же Пинску за 1581 год дается как бы обобщенное представление о роли городского собрания. Мещане, говорится в этой грамоте, должны «из своей среды, как это обычно происходит в других городах Великого княжества Литовского, избрать в соответствии с магдебургским правом бурмистров». Далее следует уточнение: мещане избирают четырех кандидатов, которых в должности утвердит староста. Тот же принцип соблюдается и на ежегодных собраниях в Бресте. Активное отношение собрания мещан к выборам должностных лиц и порядку избрания самоуправления выступает в актовых записях Минска, Могилева, Полоцка, Слуцка. Активная роль общего собрания горожан в выборах и деятельности городского самоуправления, его политическая инициатива, не предусмотренные ни в одном положении магдебургского права вряд ли могла возникнуть без накопленной в далеком прошлом традиции. Напрашивается вывод, что такая традиция существовала, что горожане Беларуси, принимая магдебургское право, продолжали опираться на прошлый опыт организации самоуправления во всех тех случаях, которые не регламентировались этим правом.
Можно заключить и другое: предписанная городам Беларуси в жалованных грамотах на магдебургское право отмена прежних прав и обычаев осуществлялась, но вместе с тем везде, где это было необходимо и полезно, магдебургские нормы и порядок выборов самоуправления дополнялись и корректировались в соответствии с местной традицией.
Однако неверно было бы считать, что организация городского самоуправления оставалась неизменной с того момента, когда она стала осуществляться на основе магдебургского права в ряде городов Беларуси, то есть с конца XV – начала XVI – до середины XVII века. Подтвердительные грамоты на магдебургское право Орше, Могилеву, Витебску, Гродно, Полоцку, Новогрудку, Мозырю в конце XVI – первой половине XVII вв., с одной стороны, полностью воспроизводят тезис об организации самоуправления на основе магдебургского права, с другой, игнорируют те моменты в текстах прошлых грамот, которые как-то отражали воздействие местной традиции. Иначе говоря, идет как бы процесс унификации всей организации городского самоуправления на магдебургских началах.
Пустым звуком оставался призыв магдебургского «Вейхбильда» закрыть доступ в самоуправление города богатым. Именно богатая верхушка безраздельно правила в магистратах городов Беларуси, как, впрочем, и в любом феодальном городе. Самоуправление целиком находилось в руках купеческих династий и цеховой верхушки точно так же, как, например, в городах феодальной Италии и Франции. Купечество феодальных городов повсеместно совмещало торговую деятельность с ростовщичеством. Так было и в городах Беларуси. Поэтому нет ничего удивительного, что члены магистрата пренебрегали предписанием магдебургского права не избирать в раду тех, кто занимался ростовщичеством.
Городское самоуправление
имело и ряд звеньев
Таким образом, городское самоуправление в городах Беларуси представляло собой довольно сложное учреждение. Его главными структурными элементами являлись войт, лентвойт, лавники, бурмистры, радцы. Для осуществления своих функций самоуправление располагало рядом должностных лиц, действовавших по указанию и в соответствии с решениями рады, но непосредственно подчинявшихся распоряжениям войта и бурмистров.
В момент выборов нового состава рады и отчета старой о себе как высшем органе заявляло общее собрание горожан. Но фактическая роль городской общины носила более формальный, нежели действенный и активный, характер.
Магдебургское право служило основой, на которой строилось все здание городского самоуправления. Однако в ряде черт его организации и проявления нормы магдебургского права отступили или были дополнены местной традицией. Магдебургский образец был реальностью, но не являлся единственным источником и базой формирования городского самоуправления на Беларуси.
Заключение
История Беларуси насчитывает не одно тысячелетие. Она представляет важную составную часть славянской, европейской и мировой цивилизации. К сожалению, в истории Беларуси и на сегодняшний день имеется много «белых пятен» и тенденциозных, необоснованных предположений и утверждений.
Причин такого состояния исторической науки в Беларуси много. Одной из них является недостаток или полное отсутствие документальных источников по той или иной проблеме. Частые войны, ареной которых была территория Беларуси, привели к их гибели или безвозвратной потере. Некоторые проблемы выпали из поля зрения исследователей в силу отношения к ним официальных властей на том или ином этапе исторического развития или господства в тот или иной период односторонних представлений о развитии общества. [ 5, с. 3]
Находясь в составе
Великого княжества Литовского, Беларусь
осваивала многие цивилизационные
достижения Запада. На ее территории расширялась
череда типично европейских норм
правовой и политической культуры,
в частности – право
Чтобы помочь торгово-ремесленному развитию городов, привлечь в них поток нового населения, великие князья начали наделять магдебургским правом и свои крупнейшие поселения. С другой стороны, мещан такая организация городской жизни по новым правилам также привлекала, потому что давала возможность освободиться от суда и контроля великокняжеской администрации либо их территориального собственника.
Первым в белоруско-литовском государстве грамоту на самоуправление на основе немецкого права получил Вильно (1387г), а уже в 1390 и 1391 годах он был дан Бресту и Гродно. В XV в. магдебургское право получили такие белорусские города как Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499). В грамоте на самоуправление Полоцку великий князь Александр отметил, что дает этому городу немецкое право «на вечные времена», «чтобы люди наши, там живущие, через власть добрую и справедливую были размножены».
В западных землях Беларуси крупные города получали магдебургское право значительно раньше, чем на востоке. Это могло быть связано с живучестью волостной системы и вечевого строя в Приднепровье и Придвинье. В этом регионе стародавние центры земель, особенно Витебск, Смоленск и Полоцк, еще долго сохраняли связь с волостями. Население и города и волости составляло одну общину, наделенную правами самостоятельности. Мещане этих городов вместе с боярами участвовали в областном самоуправлении.
Однако в XV – начале XVI в. в результате феодального землевладения и на востоке Беларуси волостная система и городская община стали быстро распадаться. Яркий пример этого – социальная борьба в Полоцке, где бояре упорно отказывались от общегородских повинностей. В такой ситуации городские власти сами добивались необходимой им грамоты на самоуправление, поэтому магдебургское право попадало на подготовленную почву. Как правило, самоуправление на основе немецкого права принималось в тех городах, где были заинтересованные в нем социальные силы. Попытки навязать его силой вряд ли имели бы успех.
С получением магдебургского
права белорусский город
Крупные города с магдебургским правом, расположенные на важных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы (в Полоцке, например, их было четыре). Обязанности же «вольных» городов были небольшими. Фактически они сводились к выплате налогов в государственную казну (магистрат распределял их по всем мещанам), в том числе серебщины и ордынщины (денежные налоги на военные нужды), когда они накладывались на все государство. Исходя из этого можно сказать, что мещане городов с магдебургским правом являлись в полном смысле привилегированной социальной прослойкой населения средневековой Беларуси.
Самоуправление на основе немецкого права фактически полностью сняло с города юридическую и финансовую зависимость от великого князя.
В административно-правовом плане самоуправление на основе магдебургского права окончательно отделяло город от деревни. Дав мещанам юридические гарантии частной собственности, определенный экономический стимул, оно создавало благоприятные условия для хозяйственного развития города. Это ускоряло расслоение общества и формирование социальных слоев.
Белорусские города не просто перенимали новые принципы жизни, но приспосабливали их к собственным условиям и особенностям. Западноевропейские нормы магдебургского права дополнялись местной традицией, поэтому организация и функции органов самоуправления в разных городах Беларуси могли либо совпадать, либо иметь значительные отличия. Однако в целом организация административной и судовой власти по нормам магдебургского права в белорусских городах ставила их в этом плане вровень с европейскими. [8]
Городская жизнь со всеми ее сложностями, тревогами, конфликтами оказывала влияние на развитие культуры, будила творческую мысль, формировала поиск передовых взглядов. Город стал центром образования, на почве городской жизни сложились идеи просвещения, она стала благоприятным окружением для становления выдающихся мыслителей того времени – Ф. Скорины, Сымона Будного и других. [ 7, с.159-165]
На Беларуси приказом Екатерины 2 магдебургское право было отменено в Могилевской губернии в ноябре 1775, в Минской – в мае 1795, в Западной губернии Беларуси – в декабре 1795 года. Магдебургское право органично вошло в жизнь городов Беларуси, так как произошло развитие и слияние давних традиций самоуправления, существовавших в некоторых древних городах, с нормами магдебургского права.
Существует много
Таким образом, города стали центрами ремесла и торговли, культуры, свободомыслия и демократических традиций. Можно, конечно, сказать, что на самом деле организация жизни городов не выходила за границы феодальной подчиненности, но она была революционной в плане развития производства, торговли и обмена. И именно магдебургское право стало тем переходным моментом, который подготовил фундамент для формирования новых экономических отношений.
Особенно актуально изучение темы появления и распространения магдебургского права на землях Беларуси выглядит в свете дня сегодняшнего и существующей в Беларуси социально-экономической политики. Дальновидная мудрость великих князей ВКЛ и феодалов – владельцев городов в принятии и последовательном внедрении «немецкого права» в городах Беларуси для расширения деятельности ремесленников и торговцев, и, следовательно, для увеличения своих доходов и доходов государственной казны могла бы послужить положительным примером для сегодняшних политиков Беларуси.
Список использованных источников
1. Вишневский А.Ф., Сароковик И.А. История государства и права Беларуси. - Мн.: ЗАТ «Веды», 1997.- 362с.
2. Довнар-Запольский М.В. История Беларуси. - Мн., Беларусь, 2003. - 680с.
3. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. - Мн.: Аверсэв, 1998. - 592с.
Информация о работе Органы власти и управления в городах с магдебургским правом