Окончание советско-польской войны БССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Окончание советско-польской войны БССР встретила в составе только 6 неполных уездов бывшей Минской губернии (Борисовского, Бобруйского, Игуменского, части Мозырского (72%), Минского (68%) и Слуцкого (57%))[19]. Площадь БССР была 52,4 тыс. кв. км, на которой жили близ 1,5 млн. человек. Очевидно, что полноценное развитие белорусского нации при таком положении было невозможно. Отрыв центральной Беларуси от восточных губерний, с которыми традиционно сложились тесные экономические и культурные связи, отрицательно влиял на все стороны общественного развития: нарушалось взаимодействие между различными отраслями производства, образовывался процесс восстановления народного хозяйства, возникали многочисленные препятствия на пути возрождения национальной культуры и языка. Тем не менее, руководство РКП (б) не торопилась решать вопрос о возвращении восточно-белорусских губерний в состав БССР. Осенью 1920 ЦБ КП (б) Б само признало возвращение восточных губерний преждевременным в данных внешнеполитических обстоятельствах. Обращение группы «коммунистов-белорусов", подготовленный ими по собственной инициативе и в начале января 1921 г. направлен в ЦК РКП (б), был вообще оставлены без ответа.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Окончание советско-польской войны БССР.docx

— 22.35 Кб (Скачать документ)

Окончание советско-польской войны  БССР встретила в составе только 6 неполных уездов бывшей Минской губернии (Борисовского, Бобруйского, Игуменского, части Мозырского (72%), Минского (68%) и Слуцкого (57%))[19]. Площадь БССР была 52,4 тыс. кв. км, на которой жили близ 1,5 млн. человек. Очевидно, что полноценное развитие белорусского нации при таком положении было невозможно. Отрыв центральной Беларуси от восточных губерний, с которыми традиционно сложились тесные экономические и культурные связи, отрицательно влиял на все стороны общественного развития: нарушалось взаимодействие между различными отраслями производства, образовывался процесс восстановления народного хозяйства, возникали многочисленные препятствия на пути возрождения национальной культуры и языка. Тем не менее, руководство РКП (б) не торопилась решать вопрос о возвращении восточно-белорусских губерний в состав БССР. Осенью 1920 ЦБ КП (б) Б само признало возвращение восточных губерний преждевременным в данных внешнеполитических обстоятельствах. Обращение группы «коммунистов-белорусов", подготовленный ими по собственной инициативе и в начале января 1921 г. направлен в ЦК РКП (б), был вообще оставлены без ответа.

В 1921 г. меры руководства БССР относительно возвращения восточно-белорусских  территорий были тесно связаны с  проектом районирования советской  страны и создания на базе белорусских  земель Западной области. Однако между  руководством БССР и властями Витебской, Гомельской и Смоленской губерний существовали расхождения в отношении размеров области, форм объединения и ее административного  центра. Экономический Совет Смоленской губернии стремился создать область  в виде административной единицы  РСФСР и с центром в Смоленске, Витебская губерния допускала только хозяйственное объединение, а власти Гомельской губернии неоднократно меняли свою позицию: иногда отказывали необходимость  существования области, а иногда требовали полного объединения  со созданием общих областных советских, партийных и хозяйственных органов.

С образованием в 1922 г. СССР шаги белорусских  властей по поводу возвращения восточно-белорусских  территорий заметно активизировались. Территориальный вопрос обсуждался на VII съезде КП (б) Б и II сессии ЦИК  БССР IV созыва. Расширение территории БССР за счет восточно губерний было признано необходимым условием дальнейшего развития республики. Исходя из исторической, экономической и этнографической общности территорий, в состав расширенной БССР, согласно плану ЦБ КП (б) Б, должны были войти Витебская и Гомельская губернии полностью, а также Горецкий и Мстиславский уезды Смоленской губернии. При таком решении вопроса территория БССР составила бы примерно 155 тыс. кв. км с населением более 5 млн. человек[20].

Инициатива белорусского правительства  вызвало резко отрицательную  реакцию со стороны руководства  отмеченных губерний. Оно критиковала  белорусский план и старалась  доказать его беспричинность. Ставился под сомнение белорусский характер населением в восточных губерний, отмечалось отсутствие среди жителей  тяги к белорусским культуры и языка. В свою очередь власти БССР обращали внимание ЦК РКП (б) на многочисленные недостатки в области культурной работы среди белорусов восточных районов. Для работников партийных и советских органов белорусский язык был непонятной и чужой, или, еще хуже, являлось признаком отсталости и необразованности. Каждый, кто выступал за развитие белорусского языка, в глазах властей становился националистом. Нередко поклонников всего белорусского обвиняли в контрреволюционной пропаганде. Понятно, что говорить в этой ситуации о высоком уровне национального самосознания масти не приходилось. Отсутствие информации и неофициальная агитация против присоединения к БССР, которая велась местными властями, приводило к искаженному представлению жителей о белорусизацию. Рабочие и крестьяне тоже волновались, что объединение со слабой в экономическом плане БССР ухудшить их экономическое положение.

В ситуации, когда статистика, поданная противоборствующими сторонами, была неточная, неполная и часто противоречивая, большое влияние приобретали  внешнеполитические факторы, на которые  постоянно обращалось самое серьезное  внимание. Белорусская сторона стремилась убедить ЦК РКП (б), что правильное решение территориального вопроса  может значительно повысить международный  авторитет БССР и ее влияние на события в Западной Беларуси.

29 ноября 1923 г. Политбюро ЦК РКП  (б) рассмотрело позицию всех  заинтересованных сторон и постановила присоединить к БССР Витебскую и Гомельскую губернии полностью за исключением четырех уездов бывшей Черниговской губернии, а также Горецкий и Мстиславский уезды Смоленской губернии[21]. Как видим, решение Политбюро ЦК РКП (б) было довольно благоприятным для БССР. Оно предусматривало создание республики в размерах, которых, на самом деле, не удалось достичь ни во время первого (1924 г.), ни даже второго (1926 г.) расширения. К сожалению, постановление Политбюро ЦК РКП (б) не была реализована в полной мере. В момент, когда казалось, что вопрос уже окончательно решен, на пути к его практической реализации возникли непредвиденные препятствия, связанные с деятельностью одного из лидеров оппозиции к ЦК РКП (б) секретаря ЦИК РСФСР и председателя комиссии по районированию РСФСР Сапронава. Он обвинялся в том, что стремился отделить советские органы от партийного влияния. Со своей стороны Сапронов доказывал, что партия "поглощает инициативу и самостоятельность советских органов", и как пример приводил белорусский вопрос, о котором он, секретарь ЦИК РСФСР и председатель комиссии по районированию, ничего не знал, а если и слышал случайные разговоры, то считал , что это только шутки насчет "Большой Беларуси"[22]. Одновременно в ЦК РКП (б) поступил протест Витебского губкома, который выражал свое возмущение тем, что позиция партийной организации целой губернии была проигнорирована[23]. В этой ситуации Политбюро ЦК РКП (б) было вынуждено пойти на пересмотр своего решения. В составе РСФСР оставлялись три уезды (Велижский, Невельский и Себежский) Витебской губернии, Гомельский и большая часть Речицкого уезда Гомельской губернии. С Мстиславского уезда Смоленской губернии к БССР отходили только четыре волости.

В результате возвращения восточных  земель территория республики увеличилась  более чем в два раза и составила 110 584 кв. км, а численность населения  возросла до 4,2 млн. человек. Однако, несмотря на заявление председателя ЦИК БССР Александра Червякова на VI Чрезвычайном съезде Советов БССР по поводу того, что после расширения территорию республики составляли "все те уезды, большинство населения которых были белорусы"[24], территориальный вопрос в 1924 г. не был решен окончательно. В составе РСФСР по-прежнему оставались земли, исторически, экономически и этнографически тесно связаны с Беларусью. Руководство БССР хорошо сознавала это обстоятельство, и еще в конце 1923 г. представители БССР на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) выразили свое несогласие с тем, что Гомельский и Речицкий уезды Гомельской губернии и Велижский, Невельский и Себежский уезды Витебской губернии оставляются за РСФСР. Позиция белорусского делегации была изложена в качестве отдельной мысли и зафиксировано в протоколе заседания[25]. Таким образом, у руководства БССР имелось формальный повод для того, чтобы требовать повторного рассмотрения проблемы белорусских границ. Вместе с тем нужны были очень веские мотивы, чтобы уже в скором времени после расширения БССР, названного окончательным, вновь ставит вопрос о белорусских границы.

Анализ архивных материалов позволяет  утверждать, что в 1926 г. имелось целое  колесо факторов, которые не позволяли  снять белорусское территориальный  вопрос с повестки дня. Как наиболее важные следует отметить причины  внешнего характера. Возвращение в 1924 г. в состав БССР ряда восточно-белорусских  уездов имело большой резонанс в  Польше и Западной Белоруссии. Убедительным свидетельством этого стали результаты II Белорусском конференции национальных организаций, которая поддержала Минск в качестве руководящего центра белорусского национального движения. Однако даже по-советски настроенные участники конференции не были полностью удовлетворены результатами расширения территории БССР. В резолюции по общему политической обстановке в Беларуси отмечалось, что «заседание признает справедливым, чтобы к республике были присоединены Гомельщина и другие восточные уезды"[26].

Незавершенность территориального строительства  БССР вызвало резкую критику и  в белорусском зарубежной печати. Журнал «Кривич», который издавался в Ковно Вацлавом Ластовским, обвинял руководство компартии в том, что оно оставило значительные белорусские земли в составе РСФСР для их окончательной русификации. Еще одно периодическое издание — белорусский газета в Латвии "Голос белоруса" — 10 мая 1926 г. писал: "… и даже самый последний, казалось бы, очень благосклонен для белорусов акт присоединения к Советской Беларуси Витебщины, Полоччины и Могилевщины, хорошо присмотревшись и обдумав , можно рассматривать как акт пятого раздела Беларуси "[27].

Причинам внешнеполитического  характера сопутствовали внутриполитические, экономические, этнографические и культурно-исторические. Однако непосредственным толчком к активизации усилий по возвращению восточных земель стали попытки Организационного Бюро Западной области в Смоленске вновь осуществить проект создания Западной области. Первая попытка пересмотреть итоги расширения была сделана уже в скором времени после завершения процесса приемки восточно-белорусских уездов. В августе 1924 г. Оргбюро области совместно с руководством Гомельской губернии обратилось в ЦИК РСФСР с предложением включить в состав области Горы-Горецкий сельскохозяйственный институт вместе с частью прилегающей к нему территории БССР. По этому проекту назад к Смоленской губернии должны были отойти шесть белорусских уездов площадью 909,9 кв. км с населением 45 600 человек[28].


Информация о работе Окончание советско-польской войны БССР