Образование раннеклассовых государств на территории Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:26, реферат

Краткое описание

В первом тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов.
Основателем его был царь группы персидских племен Кир II, который в 550 г. до н. э. разгромил и подчинил себе Мидию и создал огромную державу, включавшую в себя и южные районы Средней Азии. В состав Ахеменидского государства (в промежутке между 530 и 522 гг. до н. э. ) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака, а народы, которые находились на территории Средней Азии и Казахстана, были завоеваны Ахеменидами, либо подчинены им.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2

1. Эпоха саков………………………..………………………..................2
2. Усуни ……………….……………………..…………………………...8
3. Государство Кангюй. (канглы)............................................................11
4.Хунну (гунны) ………………………………………………………...14
5.Сарматы ……………………………………………………………….16
Заключение ……………………………………………………………. 17
Список использованной литературы ......................................................18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Образование раннеклассовых государств на территории Казахстана - реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Культура массагетов достигла своего расцвета в середине I тыс. до н. э. Это было время становления в Приуралье Хорезмийского государства. Экономические и культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли в это время высокого уровня. Под влиянием оседлой культуры у саков возникли оседлые поселения и города. К их числу относятся открытые археологами городища Чирик-Рабад и поселение Бабиш-мулла на Жанадарье и поселение Баланды на Инкардарье. Рядом с ним обнаружены остатки древней ирригации. В планировке, фортификации этих населенных пунктов прослеживаются традиции оседлой культуры древнего Хорезма.

С сакским временем связана  эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства, в его различных формах, в сочетании  с земледелием.

Основными видами скота  у кочевников были лошадь, овца и  верблюд- наиболее приспособленные для дальних кочевий.

Высокого развития у  сакских племен достигли промыслы и  ремесла, связанные с добычей  металла, его обработки, в частности  с литьем бронзы. Как и в эпоху  бронзы, продолжали разрабатываться  уже известные месторождения  железа, меди, олова, свинца, серебра, золота.

В период сакского господства в степях и горных долинах Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморье и Китай.

В середине 1 тыс. до н. э. начал функционировать степной путь, по которому доставлялись, престижные товары в степную зону по 40 параллели и, начинаясь в большой излучине Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этрусков.

Римский историк Квинт Курций Руф пересказывает легенду о том, что у саков есть волшебные небесные дары: плуг и ярмо (хомут) для земледельцев, копье и стрела - для воинов, чаша - для жрецов.

Исходя из этого, в  сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов (древнее индоиранское название воина“ратайштар” - “стоящие на колеснице”); сословие жрецов, атрибутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и сословие саков-общинников, “восьминогих”, т. е. имеющих двух волов для запряжки в плуг. Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий.

Вместе с находками  сакской письменности в кургане  Иссык свидетельствует о существовании  у саков раннеклассового общества и, видимо, государства.

Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского  Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань - с другой.

В науке существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства “звериного стиля”. Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в“летящем галопе”, коней, верблюдов.

Сакское ювелирное искусство  наиболее полно представлено в кургане  Иссык, по материалам которого удалось  получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.

В ювелирном искусстве  широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что  обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок— застежек, пряжек, пуговиц.

Саки имели свое понятие  об устройстве мира (космоса). Порядок  в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров - подземного мира - низа; середины - земли, и верхнего - неба.

В целом, сакский, или  сакско-скифский “звериный стиль”сложился как закономерное выражение мировоззрения  сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

 

Усуни

Племена усуней, которые  наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной  Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть усуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем, носившим титул “гуньмо” (кунь баг - князь над князьями). Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью).

Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный  город с предместьями.

Посол китайского императора Уди князь Чжанцянь, в 138г. -отправленный на запад, писал о том, что владения Усуней насчитывали 630 000 чел. и могли выставить 188 000 воинов. Письменные источники сообщают также о 30-тысячной коннице отборной дружины усуньских правителей и 10 тыс. подчинявшихся им лучниках. Политическая история усуней, которая в источниках прослеживается до III в. н. э., повествует об их связях с Китаем, заключении дипломатических отношений, женитьбе усуньских гуньмо на китайских принцессах.

Археологические памятники.

На территории Семиречья  раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Как  правило, они представляют собой  цепочки курганов, вытянутых по течению рек.

Ранняя группа могильников  относится к III - II вв. до н. э. Это могильники Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III, Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка “цепочками” с севера на юг по 5 - 6 курганов в каждой.

К следующему периоду (среднему), датируемому исследователями I в. до н. э. - I в. н. э. относятся могильники Утеген I, II, Тайгак I, Карлаак I, Алтын-Эмель, Каратума, Талгар, Актас. Установлено, что в это время усуньские могильники состояли из курганов, расположенных бессистемно и цепочками из трех курганов.

И, наконец, к третьему, позднему периоду, который датируется II - III вв., относятся могильники Капчагай II, Чулак-Джигида I, II, Гур-Кора II, Калкан IV.

Все курганы расположены  бессистемно, “цепочек” нет. Могилы грунтовые с подбоем, без деревянных перекрытий. Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раскопок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитными стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством.

В горных районах Тянь-Шаня поселения усуней встречены во многих горных ущельях. Одно из них Актас  находится на берегу речки Курайлы, неподалеку от села Кеген. Здесь были открыты остатки пяти жилых и  хозяйственных построек, стены которых сложены из камня. Рядом с поселком обнаружены древние поля, которые орошались выведенными из реки арыками.

Китайские источники  характеризуют усуней как кочевников. Действительно, скотоводство сыграло  в жизни усуней определяющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, расположенных в Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое - от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков. По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов.

Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на  коней, или получая в качестве подарков и дани.

Посуду изготавливали  в большом количестве, ее лепили из глины, видимо, женщины, а мужчины вырезали из березы столики-блюда, кубки, черпаки для кумыса. Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.

Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые  — племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных. Социальные различия в усуньском обществе хорошо прослеживаются по археологическим материалам. Курганы усуней по размеру делятся на три группы: большие, диаметром до 80 и высотой до 15 м; средние, диаметром до 15 и высотой до 2 м и наиболее многочисленные маленькие курганы, диаметром до 10 и высотой до 1 м.

Таким образом, и письменные источники, и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности".

Государство Кангюй

Впервые Кангюй, в китайском  произношении Канцзюй, упоминается  в письменных источниках II в. до н. э. В 138 г. китайский император Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет, претерпев много трудностей, Чжань Цянь вернулся. В составленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя которого Чжан Цяну удалось побывать лично.

Согласно сведениям  китайского посла, “Кангюй лежит  почти в 200 ли от Давани (Ферганы) на северо-запад. Это кочевое владение в обыкновениях совершенно сходствует с юечжисцами; имеет до 90 тыс. войска и по малосилию своему признает над собой на юге власть юечжисцев, на востоке власть хунну. Яньцай лежит в 2000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение, в обыкновении совершенно сходствует с Кангюем. Войско более 100000 лежит при большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть северное море”. В “Повествовании о Западном крае” в “Истории старшего дома Хань” о Кангюе говорится подробнее. Так, сообщается о том, что “кангюйский владетель пребывание имеет в стране Люени в городе Битянь. От Лоюени семь дней пути до летнего владетелева местопребывания. Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600000 душ; строевого войска 120000 человек”. Из этих же источников известны эпизоды внешней политики Кангюя, когда он в 46- 36 гг. до н. э. поддержал северных гуннов во главе с Чжичи, а затем выступил против них, объединившись с усунями и китайцами. В 85 г. Кангюй поддержал ферганцев, восставших против китайского наместника Кашгара Бань Чао. Сообщается также, что“Кангюй.... горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед старшими. Чиновников, посылаемых к нему от наместников, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старшинам подают кушание прежде, а потом уже посланным от наместника”.

Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось. В пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье вверх на северо-запад на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток и в Индию свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ и некрополей кангюйцев и жителей Яньцай-Аланья: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни-инталио из Ирана. Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М. Бсрнштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. Б. А. Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков. Название Кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен - “люди в кожаных одеждах” (или доспехах).

Пластины были обнаружены при первых раскопках кангюйских курганов рубежа первых веков вблизи городища Курган-Тепе в Самаркандской области. На одной из них изображена сцена сражения конных и спешенных витязей, на другой - конная охота. Все участники баталии и охоты принадлежат к единому этническому типу. У всех вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки. Портрет венчают свисающие до подбородка усы и бородка. На воинах на кафтаны надеты защитные доспехи из нашитых пластинчатых, полуовальных либо чешуйчатых пластин; на головах округлые шлемы, шеи покрыты бронированными воротниками; облегающие штаны, натянутые штрипками под ступнями. Оружие представлено длинными копьями с ланцетовидными наконечниками; длинные двулезвийные мечи, ножны которых крепятся к поясу двумя ремешками, сложносоставной лук, стрелы с трехгранными наконечниками; длинный трехчастный колчан с широким отделением для лука и двумя узкими -для стрел. Овальный щит обит пластинами. У одного из воинов имелся боевой топорик -клевец. " Бронированные всадники сидят на незащищенных доспехами конях. Гривы коней подстрижены, между ушами - челка, собранная в пучок.

В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам (культурой считается совокупность определенных памятников, предметов, учреждений, идей, образов поведения и т. д. ) - каунчинской и отрарско-каратауской. Первая была распространена в Ташкентском оазисе, вторая - в районах среднего течения Сырдарьи и предгорьях Каратау до Таласа. Наиболее хорошо изученным памятником каунчинской культуры является поселение Актобе неподалеку от Чардары, расположенное на правом берегу Сырдарьи.

Информация о работе Образование раннеклассовых государств на территории Казахстана