Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 16:45, курсовая работа
Традиционно считается, что главной причиной поражения на Руси стала феодальная раздробленность, при которой каждое из княжеств оказалось наедине с силами захватчиков. Это справедливое замечание требует дополнения. Империя Чингисхана принадлежала к тем раннефеодальным государственным образованиям, военный потенциал которых во много раз превосходил силы своих соседей.
В надежде договорится с Батыем, Рязанский князь направил к нему посольство с богатыми дарами, которое возглавил княжеский сын Федор. Приняв подарки, хан выдвинул унизительные и наглые требования: помимо огромной дани отдать в жены монгольской знати княжеских сестер и дочерей. А лично для себя он присмотрел красавицу Евпраксинью, жену Федора. Князь ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна вместе с маленьким сыном, чтобы не достаться завоевателям, бросилась вниз с высокой колокольни. Рязанское войско пошло против Батыя, и “встретило его близ пределов рязанских”. Битва была очень тяжёлой: 12 раз выходила русская дружина из окружения, “один рязанец бился с тысячей, а два – с тьмою (десять тысяч)” – так пишет об этой битве летопись. Но перевес в силах у Батыя был велик, рязанцы понесли большие потери. Настала очередь города. Рязань держалась 5 дней, на шестой день, утром 21 декабря она была взята. Весь город был разрушен, и все жители были истреблены. Монголо-татары оставляли за собой только пепелище. Погиб и Рязанский князь со своей семьей. Уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину (около 1700 человек), которую возглавил Евпатий Коловрат. Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него партизанскую борьбу, нанося монголо-татарам большие потери.
Далее Батый отправился к "сердцу" Руси - Владимиро-Суздальскому княжеству. По пути монголо-татары сожгли Коломну и Москву. В феврале 1238 г. монголы подошли к столице княжества - Владимиру. Несмотря на героическое сопротивление его защитников, город был захвачен и разграблен. Сам Великий князь Юрий Всеволодович в это время находился на севере - собирал войско для сопротивления. На реке Сити 4 марта развернулось ожесточенное сражение между русскими и монголо-татарскими войсками. Орда взяла верх, владимирское войско было уничтожено, сам Великий князь Владимирский погиб.
Далее монголо-татары направились к Новгороду Великому. Но началась весенняя распутица, и Батый повернул на юг. Новгородцы согласились выплачивать дань, поэтому их не постигла судьба большинства русских городов. Монгольское войско устало, Батый решил отдохнуть в половецких степях.
Свой второй поход на Южную Русь Батый совершил в 1239 г. А в 1240 г. был разрушен красивейший русский город Киев. Затем была завоёвана вся Галицкая Русь.
После разгрома Руси Батый отправился в Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балканские страны. Монголо-татары подошли к границам Германской империи, но здесь Батый получил известие, что в Каракоруме умер великий хан. Батый хотел участвовать в дележе власти, поэтому повернул обратно. Таким образом, европейская цивилизация была спасена от разорения кочевниками.
В 1243 г. основная часть монгольского войска
прибыла в прикаспийские земли. Здесь
Батый узнал, что в Каракоруме вероятен
приход к власти его противника. Поездка
в Монголию могла стоить ему жизни. Он
решил остановиться на нижней Волге. В
100 км. севернее современной Астрахани
он основал г. Сарай - столицу своего государства,
которое сами монголо-татары станут называть
Золотой Ордой (1243 - 1503 гг.). Это было государство,
состоявшее из полусамостоятельных улусов,
объединенных под властью хана. Управляли
ими братья Батыя и местная аристократия.
Самих монголо-татаров в Золотой Орде
было мало - около 50 тыс. чел.
На Волге они оказались в окружении тюркоязычного
населения Волжской Булгарии, имевшего
опыт государственного строительства.
И тогда ведущую роль в монгольском государстве
стали играть другие народы. Монголо-татары
растворились в народах, живших на Волге.
В первые десятилетия существования Золотой
Орды у монголо-татар не было общегосударственной
религии. Орда была веротерпимой, но в
1312 г. хан Узбек принял ислам. Ислам стал
государственной религией Орды. Расцвет
Золотой Орды приходился на правление
хана Узбека (1312-1342). Под его руководством
Золотая Орда еще более усилила свой гнет
на русские земли. Золотая Орда была одним
из самых крупных государств своего времени.
В начале XIV столетия она могла выставить
300-тысячное войско. Так же, как и другие
средневековые государства, Орда переживала
период раздробленности. Уже в XIV в. отделились
среднеазиатские владения Золотой Орды,
а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское
(1443), Астраханское (середина XV в.) и Сибирское
(конец XV в.) ханства.
Древняя Русь в системе управления Монгольской империи
Русь стала составной частью Монгольской империи, а затем Золотой Орды. Между тем, монголо-татары не ставили своей целью уничтожение Руси и её населения. Их целью было использовать материальный потенциал Руси в целях усиления и процветания Монгольской империи и Золотой Орды.
На 240 лет установилось на Руси монголо-татарское иго - система зависимости Руси от Золотой Орды, которая выражалась в следующих сферах:
экономической – ежегодно русские люди должны были выплачивать дань; русское золото и серебро составляли важный источник доходов ханской казны;
политической - монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться;
культурной - лучшие русские мастера принудительно использовались для строительства и украшения городов Золотой Орды;
военной - русские воины должны были участвовать
в военных походах монголов.
Князья – вассалы
Русские земли не вошли в состав Золотой орды. Они попали от нее в вассальную зависимость. Монгольская империя, а позже ее наследник, Золотая Орда, захватив ряд русских княжеств, превратила князей в вассалов-данников. Прежде на Руси Великому князю для того, чтобы добиться передачи стола в пользу желательного для него кандидата, нужно было договориться с будущим наследником, с теми родичами, которых он обходил, добиться согласия своих бояр и, наконец, народного веча. В конце концов, его желание часто по смерти не исполнялось, хотя обещание об исполнении сопровождалось крестным целованием. В период монголо-татарского нашествия крупную перемену претерпел порядок престолонаследия: князь вынужден был получать ханский ярлык. Соблюдая во многих случаях имевшееся на Руси традиции престолонаследия, ордынские ханы, когда это было им нужно, бесцеремонно нарушали их. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя. Со временем выдача в Орде ярлыка на то или иное княжество стала сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков.
Для ордынских властителей раздача ярлыков на княжение стала средством политического давления на русских князей. В качестве верховного сюзерена хан вмешивался в междукняжеские распри и вызывал князей к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими». С помощью раздачи ярлыков ханы перекраивали политическую карту Северо-Восточной Руси, разжигали соперничество и добивались ослабления наиболее опасных князей. Постоянные княжеские усобицы давали ханам Золотой Орды поводы для вмешательства в русские дела. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю против другого, если они видели в действиях этого другого угрозу своим интересам. Монгольские отряды приходили по прямому приглашению князей, которых использовали в междоусобных войнах. Так русские князья доносили друг на друга в Орду и использовали ордынскую рать для взаимной борьбы. В 1280 г., князь Андрей Александрович «многи дары даде царю и великим князем ордынским, и всех наполни богатством и уговори и уласка всех, и изпроси себе княжение великое Владимерское у царя под братом своим старейшим, великим князем Дмитрием Александровичем» и с ордынской ратью пришел на Русь. Однако он недолго держал княжение в своих руках, Дмитрию Александровичу удалось вернуть себе первенство. Но в 1292 г. Андрей вместе с другими князьями донес в Орду на Дмитрия Александровича, что он утаивает дать. Хан Тохта отправил на Русь своего брата Дюденю. «Дюденева рать» вместе с князьями «взяша Владимер, и церковь Володимерскую разграбиша, и сосуды священыя вся поимаша, и Суздаль, и Юрьев, и Переславль, Дмитров, Москву, Коломну, Можаеск, Углече поле, всех градов взяша 14, и всю землю пусту сътвориша». Таких сообщений встречается в летописях очень много.
Самым привлекательным ярлыком был ярлык на великое княжение Владимирское, дававший помимо номинального старшинства над князьями Северо-Восточной Руси и ряд вполне ощутимых выгод, включая и Владимирский «домен».
В 1243 г. первым, явившимся в Орду за ярлыком, был оставшийся главным владимиро-суздальским князем после гибели Юрия, его брат Ярослав. По словам летописи, Батый его «почти великою чести и мужи его» и назначил его старшим из князей: «Буди ты старей всем князьям в русском языце».
Следом за владимирским князем потянулись и остальные. Таким образом, политическая независимость Руси выразилась в изменении положения князей. Хотя древнерусские нормы наследования продолжали действовать, ордынская власть поставила их под свой контроль. Доверяя надзор за порядком в Русской земле старшему, великому князю, монголо-татары не вмешивались в дела внутреннего управления княжеств. Отношения князя к населению не подвергались постоянному надзору и регламентации ордынской власти. Следы влияния татар в администрации, во внешних приемах управления невелики. Тем не менее, эпоха ордынского ига оказала особое влияние на характер русской государственной власти.
После установления монголо-татарского ига русские князья по большей части осознавали могущество Золотой Орды и предпочитали признать верховную власть ордынского хана и пожертвовать в пользу завоевателей часть феодальной ренты, собираемой с зависимого населения, чем рисковать лишиться своих княжений. Князья старались пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ, население своего княжества от гибели или угона в рабство.
Постепенно князья превращались в «служебников» монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – воля хана. Само же монгольское общество было пронизано отношениями жесткого и жестокого подчинения. Власть Верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Становясь «служебниками» ханов, русские князья впитывали этот дух империи – беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей. Вмешательство хана в международные отношения «Русского улуса» ограничивалось теми случаями, когда эти отношения непосредственно затрагивали интересы Золотой Орды. В остальном русским князьям предоставлялась возможность действовать совершенно самостоятельно, заключать договоры и вести войны, с кем они хотели. Зато, эксплуатируя всячески Русь, ханы были крайне заинтересованы в том, чтобы не ослабевала вассальная зависимость от них русских князей, и настойчиво требовали всех внешних выражений этой зависимости. Помимо того, что они должны были беспрекословно являться в Орду, и уклонение от немедленного прихода рассматривалось как государственная измена, так еще в Орде не только княжеские послы, но и сами князья должны были исполнять самые унизительные обряды — кланяться в землю хану, стоять перед ним на коленях.
Малокультурные татарские феодалы, уверенные в своей силе, не всегда замечали, как под прикрытием подобострастия и покорности, их русские вассалы в самой Орде плели политические козни и сводили собственные счеты, вовлекая самих ханов в эту игру. Русские князья успешно пользовались той феодальной раздробленностью, которая господствовала в Орде. У каждого из них были свои благожелатели среди татарских беков — вассалов хана. Щедрыми подарками хану, его советникам и женам можно было достигнуть очень многого. Политика Золотой Орды, заключавшаяся в том, чтобы не давать одному князю усиливаться за счет другого, открывала простор для широких интриг. Постепенно ханы сами стали попадать в сети искусных в деле дипломатии московских князей. Ханская власть сама измельчала, утратила государственную мудрость и исподволь своими ошибками "воспитала" из Руси своего столь же коварного и осмотрительного врага, каким была сама. Но до этого финала было еще далеко - целых два столетия. А пока Орда вертела русскими князьями и через них всей Русью, как хотела.
Политика русских князей
Отношения разных князей Руси с Ордой были неодинаковыми. После установления монголо-татарского ига в политике русских князей по отношению к монгольским ханам прослеживаются две линии:
первая - открытое вооружённое выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости Орды, однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недостаточно. Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на пути открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои. Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них Русской церковью названы святыми. Подобные действия носили героический, но безнадёжный характер. Вооружённое сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей;
вторая - политика лояльности - стремление установить по возможности нормальные отношения с ханами Золотой Орды. Политику лояльности, сотрудничества с монголо-татарами проводил, в частности, Александр Ярославич - внук Всеволода Большое Гнездо, княживший тогда в Новгороде. Политика сотрудничества Александра Ярославича с монголо-татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками. Но следует учитывать, свою политику по отношению к монголо-татарам Александр Ярославич строил с учётом того, что в тот период над Русью нависли две опасности: одна - с Востока, другая - с Запада, со стороны католического Рима, цель которого состояла в захвате - захватить и окатоличить русские земли.