Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:57, реферат
Тема событий в Новочеркасске 1962 года многих интересует из за своей неосвещенности. Многие знают, что в 1962 году у нас в городе случился расстрел рабочих, но причины и факты того, почему это произошло неизвестны.
Наверное каждый, проходя по Платовскому скверу, не раз замечал камень с возложенными на него цветами. Если приглядеться, то можно увидеть на нем те самые цифры, которые принесли столько слез и горя многим Новочеркассцам.
Введение 3
1.Ход событий:
1.1. Предпосылки забастовки. Начало акции. День первый 4
1.2. Массовые беспорядки. Расстрел рабочих. День второй 7
2. Итоги
2.1. Последствия расстрела 10
2.2. Суд и приговоры 13
2.3. Трагедии осужденных и их родственников 15
Заключение 17
Приложение 18
Список использованной литературы 19
Последствия
3 июня рабочие волнения
в городе стали утихать. Однако
напуганные власти ввели
Но рабочих объял страх. Стремясь загладить свою вину, они, выйдя на работу на следующий день выполнили 150% плана, и хотели за свой счет отработать в воскресенье, но власти им не разрешили.
Но все же правительство обратило внимание. Да, благодаря выступлению Новочеркасских рабочих в городе улучшилась ситуация с продовольствием, значительно увеличилось строительство жилья (правда не были восстановлены расценки труда). Но какой ценой пришлось заплатить за это Новочеркасску? Вот вопрос. По самым минимальным данным (те, что официально подтверждены) во время самого митинга было убито 26 человек, множество ранено и остались инвалидами на всю жизнь.
Это только непосредственно за выступление. А сколько людей прошли через тюрьмы и лагеря…
Наиболее демонстративно жестоким был судебный процесс над 14-ю участниками забастовки и демонстрации в воинском гарнизоне ККУКС. 7 человек из 14 Верховным Судом РСФСР под председательством Л.Н. Смирнова с участием прокурора А.А. Круглова были приговорены к расстрелу. Они обвинялись в бандитизме по ст. 77 и массовых беспорядках по ст. 79 УК РСФСР. Их имена были рассекречены лишь много лет спустя, и теперь мы можем воздать этим людям должное.
За что они погибли? За то, что требовали справедливости? Скорее всего, просто «государство» (правительство) не хотело портить себе авторитет. И решило скрыть эти события, а вместе с этим и показать другим бунтовщикам, что с ними может стать.
Уже в тюремных камерах одним из заключенных было подсчитано, что осуждено не менее 105 человек, почти все сроком на 10-15 лет. По материалам возбужденных органами КГБ и МВД СССР дел было осуждено 114 человек. Государство не поскупилось…
Но даже в тюрьмах и лагерях большинство из участников забастовки находились под наблюдением КГБ.
— Когда освобождались, хозяин зоны (начальник лагеря) всех нас предупредил, что теперь мы в Новочеркасске не имеем права собираться больше трех, - вспоминает Олег Долговязов, отсидевший 3 года за то, что 2 июня сбросил портрет Хрущева с балкона горкома. - А если я видел своих друзей на улице и подходил к ним, то тут же как из-под земли появлялся милиционер, который предупреждал, что если мы не разойдемся, то он примет меры. А еще меня не пускали на первомайские демонстрации. Перед 1 Мая вызывали в отдел кадров и говорили, мол, вы можете не приходить. «Почему?» — спрашиваю. А мне: «А вы разве не понимаете?». Знаете, мне было так обидно, ведь так хотелось пойти со своими товарищами в праздничной колонне...
Долгие почти 30 лет родственники погибших 2 июня 1962 года в Новочеркасске не знали, где они и как похоронены. Слухов имелось много, но реальность оказалась далекой от многочисленных предположений. Все погибших тайно вывезли из города и тайно похоронены в 3-х различных местах Ростовской области без указания места захоронения. Активисты фонда "Новочеркасская трагедия 1962 года" совместно с военной прокуратурой упорными поисками нашли свидетелей и места захоронения погибших. На окраине г. Таганрога в пос. Марцево были захоронены: П.Я. Вершеник, Ю.Ф. Тимофеев, В.П. Линник, В.И. Мисетов, А.Д. Грибова, А.М. Зверева, А.Б. Артющенко, В.В. Тинин. Другую группу погребли на заброшенном кладбище в пос. Тарасовский: В.С. Драчев, М.Г. Шахайлов, К.К. Келеп, В.К. Карпенко, Е.И. Слепкова, В.В. Гриценко, В.Ф. Федорков, В.В. Константинов. Под Новошахтинском были похоронены: Г.Н. Терлецкий, В.А. Ситников, Ф.Г. Лиманцев, В.П. Ревякин, А.Н. Дьяконов, В.И. Соловьев, А.Э. Шульман. Все участники тайных захоронений давали подписку примерно следующего содержания: «Я оперумолномоченный ... даю расписку в том, что обязуюсь выполнитьправительственное спецзадание и обязуюсь выполнение его держать как строгую государственную тайну. В случае нарушения настоящей подписки, я буду привлечен к высшей мере наказания, к расстрелу.» Обратите внимание, что в тексте захоронение названо правительственным спецзаданием: нигде власти не хотели упоминать об этом инциденте. Поэтому таким длинным стал путь к открытию мест реального захоронения погибших в Новочеркасской трагедии 2 июня 1962 г. Через несколько лет, а точнее 2 июня 1994г. Новочеркасск проводил в последний путь на городское кладбище 26 одинаковых гроба с останками погибших у здания Новочеркасского Горкома партии и Горисполкома. Долог путь к истине, но новочеркассцы его прошли с достоинством и честью, ежегодно вспоминая на траурных митингах те далекие трагические дни.
В сквере перед площадью, на которой и произошли трагические события, установлен памятный знак-камень из белого мрамора с лаконичной надписью: "1962 г." и православным восьмиконечным крестом. Памятный камень освятил священник Михайло-Архангельской церкви о. Олег (Добринский). В это же время на НЭВЗе установили мемориальную доску с надписью: «Здесь началось стихийное выступление доведенных до отчаянья рабочих, закончившееся 2 июня 1962 года расстрелом на центральной площади города и последующими репрессиями». 18 октября 1991 г. правительство России приняло закон: «О реабилитации жертв политических репрессий». В 1994 году состоялось перезахоронение жертв Новочеркасской трагедии на городском кладбище. 8 июня 1996 г. Президент России Б. Ельцин подписал Указ «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.» и лично рассказал о нем на встрече с новочеркассцами на площади Ермака 11 июня 1996 г.
Спустя 40 лет после расстрела новочеркасской демонстрации на территории мемориального комплекса, где погребен прах невинно убиенных, состоялось открытие памятника-обелиска, выполненного в форме расколовшейся плиты в знак пошатнувшейся веры в советскую власть. Внутри помещен распускающийся цветок — символ веры в новую Россию и надежды на то, что подобное больше никогда не повторится.
В Новочеркасске создан фонд поддержки участников Новочеркасской трагедии. Он так и называется «Новочеркасская трагедия». Его активисты — Валентина Кобелева (в 1962 году ей было 15 лет, и среди прочих она оказалась в тот роковой день на площади, за что ей пришлось расплатиться инвалидностью на всю жизнь; необходимо отметить, что ей даже не разрешили доучиться в школе, т.к. это могло вызвать вопрос о полученной травме), Валентина Водяницкая (Она работала крановщицей на НЭВЗ-е и за участие в забастовке заплатила 5-ю годами лишения свободы) и его президент — историк и журналист — Татьяна Бочарова.
По данным фонда, на сегодняшний день в живых осталось 20 человек из тех, кто был репрессирован, и 14 человек, получивших ранения и травмы во время расстрела.
Трагедии осужденных и их родственников
Из 87 раненых 30 человек остались инвалидами на всю жизнь. Получили травмы разной степени тяжести 35 военнослужащих, 3-е были госпитализированы. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, люди, получившие травмы и увечья, впоследствии не имели права говорить, при каких обстоятельствах они пострадали, и претендовать на социальные выплаты и льготы. В их документах диагнозом были проставлены обычные бытовые травмы. Нет ни слова об огнестрельных ранениях, государство отказалось признать свою ответственность и возместить этим людям ущерб.
Многие из арестованных с 1-го по 17 июня (а некоторые и позже) прошли через камеры Новочеркасской тюрьмы, а затем попали в лагеря. Название «Устимлаг» в бывшей Коми АССР известно многим участникам Новочеркасских событий.
Самым трагичным стало то, что родственники погибших людей, не знали, где похоронены или скрыты тела их родных. По предложению Микояна решили захоронить убитых группами по разным кладбищам. Тела погибших были тайно вывезены за город и похоронены на трех заброшенных кладбищах Ростовской области. Погибшие были сброшены в общие ямы кучей, завернутые в брезент. Только через 30 лет активисты фонда «Новочеркасская трагедия 1962 года» совместно с военной прокуратурой упорными поисками нашли свидетелей и места захоронения погибших. На окраине г.Таганрога в поселке Марцево были захоронены: 8 человек. Другую группу из 8 человек погребли на кладбище в поселке Тарасовский. Под Новошахтинском были похоронены еще 7 человек.
Несмотря на все запреты и строжайшую тайну вести о Новочеркасской трагедии стали распространяться по стране и проникать на Запад. В Ростове-на-Дону были обнаружены лозунги типа: «Да здравствует Новочеркасское восстание!» «Вива, Новочеркасск!» и др. но органы работали в полную силу и вскоре о Новочеркасских событиях 1962г. Говорили только шепотом, да и то не со всеми. В основном информацию о Новочеркасских событиях давали в эфир «западные радиоголоса», такие как «Свобода», «Би-Би-Си», «Голос Америки» и другие. Советские власти и средства массовой информации хранили молчание.
Почти 30-летнее молчание было прервано активными запросами общественности в различные государственные органы СССР и России в начале 1990-х годов. Первый городской митинг новочеркассцев, посвященный памяти жертв событий 1962г. Состоялся у здания Администрации в 1991г., т.е. в день 29-й годовщины. На месте гибели людей в сквере перед площадьюустановили памятный знак-камень из белого мрамора. (см. прилож. 1.4.) В 1994 году состоялось перезахоронение жертв Новочеркасской трагедии на городском кладбище, а 8 июня 1996г. Президент России Б. Ельцин подписал Указ «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г.Новочеркасске в июне 1962г.»