Новгородская феодальная республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:30, реферат

Краткое описание

Своеобразно развивалась Северо-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли и только потом добился независимости. Поэтому историю их нужно рассматривать вместе.
Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли началось, очевидно, значительно раньше, чем в южные районы, и шло иным путем: из славянского прибалтийского Поморья. Это чрезвычайно важное открытие, сделанное на основе находок археологов, свидетельствует, что Древнерусское государство возникло благодаря объединению и взаимному обогащению двух различных славянских традиций - киевской и новгородской, а не исключительным расселением во все районы Восточной Европы днепровских славян (этим отчасти можно объяснить ту напряженность, которая постоянно присутствовала во взаимоотношениях Киева и Новгорода в ранней истории).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 29.45 Кб (Скачать документ)

Приднестровский государственный университет                                          им.Т.Г.Шевченко

 

  Кафедра ’’Электрификация и автоматизация сельского хозяйства’’

 

 

 

Реферат

      На тему: Новгородская феодальная республика.

 

 

 

 

                                                                                                                                 Студент:Лупов Николай Николаевич

                                                                     

                                                            группа №108

 

 

 

                                       Тирасполь, 2012.

Новгородская феодальная республика в XII - XIII вв.

Своеобразно развивалась  Северо-Западная Русь, где были расположены  Новгородская и Псковская земли. Псков первоначально входил в  состав Новгородской земли и только потом добился независимости. Поэтому  историю их нужно рассматривать  вместе.

Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли началось, очевидно, значительно раньше, чем  в южные районы, и шло иным путем: из славянского прибалтийского Поморья. Это чрезвычайно важное открытие, сделанное на основе находок археологов, свидетельствует, что Древнерусское государство возникло благодаря объединению и взаимному обогащению двух различных славянских традиций - киевской и новгородской, а не исключительным расселением во все районы Восточной Европы днепровских славян (этим отчасти можно объяснить ту напряженность, которая постоянно присутствовала во взаимоотношениях Киева и Новгорода в ранней истории). Сама же новгородская традиция не была "чисто славянской", на новых местах славянское население встретилось с местным угро-финским и балтийским населением и постепенно ассимилировало его. Как полагают В. Л. Янин и М. Х. Алешковский, Новгород возник как объединение, или федерация, трех племенных поселков: славянского, мерянского и чудского (меря и чудь угро-финские племена).

Постепенно под властью  Новгорода оказалась обширнейшая  территория Северо-Западной Руси. Собственно Новгородская земля включала бассейны озера Ильмень и рек Волхова, Мсты, Ловати, Шелони, Мологи. Вместе с тем Новгороду принадлежали земли, населенные карелами и другими народами Вотская, Ижорская, Карельская, Кольский полуостров, Прионежье, Двина. Территория эта простиралась от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги.

Более суровый, чем в Приднепровье и в Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы  привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем  в остальных частях страны, хотя и оставалось основным занятием населения. Урожаи были неустойчивыми. В обычные  годы своего хлеба хватало, а в  неблагоприятные приходилось ввозить  зерно из других княжеств Руси. Это  обстоятельство не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для  политического давления на Новгород. Вместе с тем здешние природные  условия благоприятствовали развитию животноводства. Скотоводством занимались не только жители сельской местности, но и горожане. Распространены были огородничество и садоводство.

Особенности социально-политического  строя Новгорода Великого начали складываться еще в самые ранние времена. Князь в Новгороде всегда был вторичен по отношению к городу. Княжеской династии здесь не было. Резиденция князя не случайно находилась не в детинце (городской крепости), как в остальных землях, а вне  крепости. Первоначально она располагалась  на Торговой стороне Новгорода, в  то время как центр города и  его городские укрепления находились на противоположной стороне Волхова - Софийской. Впоследствии в связи  с дальнейшим ростом Новгорода, когда  территория так называемого Ярославова дворища вошла уже в состав города, князь оказался на новом месте - на Городище, за пределами города.

С самого начала для Новгорода  было характерно призвание князя  на престол. Не говоря уже о полулегендарном  варяге Рюрике, можно отметить сообщение 970 г., когда новгородцы прислали к  Святославу, "просяща князя собе". Они угрожали, что, если Святослав не даст им одного из своих сыновей, "налезем (т. е. найдем) князя собе". Подобные же сообщения можно встретить и под другими датами.

Князья недолго задерживались  на новгородском столе. За 200 с небольшим лет, с 1095 по 1304 г., на новгородском престоле побывало около 40 человек из трех княжеских ветвей Рюриковичей - суздальской, смоленской и черниговской. Некоторые князья занимали престол не по одному разу, и всего смена княжеской власти произошла за это время 58 раз.

Функции князя в Новгороде  были многообразны и со временем менялись. Прежде всего князь был главой боевой дружины, которую он приводил с собой. Однако было бы неверно считать его в первую очередь военачальником. Не говоря о том, что дружина была лишь меньшей частью новгородского войска, а основную массу составляли ополченцы, на княжеском престоле нередко оказывались и малолетние. Князь был владетелем домена, он был звеном, связующим Новгород с Русью и порядками в остальных ее землях. Он также был адресатом той дани, которая поступала Новгороду Великому; был высшей судебной инстанцией.

Вместе с тем отношения  Новгорода с князьями были далеки от идиллии. С одной стороны, новгородцы в лице веча могли прогнать неугодного князя, "указать путь" ему, но с  другой стороны, князья нередко пытались нарушать новгородские вольности. Отсюда постепенное ограничение роли князя  в Новгороде. С 1136 г., когда новгородцы прогнали князя Всеволода Мстиславича, пытавшегося бороться за свои собственные интересы при помощи новгородских войск, новгородцы сами приглашают к себе князя на определенных условиях. Среди них - запрет подвергать новгородских "мужей" репрессиям без вины, вмешиваться во внутренние дела городского управления, сменять должностных лиц, приобретать собственность в новгородских "волостях", т. е. на окраинах Новгородской земли. Все эти условия содержались в специальном договоре - "ряде", который заключался с князем при его вступлении на престол.

Высшим органом власти в Новгороде было вече - народное собрание. Как показали последние  исследования, вече отнюдь не было собранием  всего новгородского мужского населения. На вече собирались владельцы городских  усадеб в количестве не более 400 - 500 человек. Они составляли верхушку новгородского  общества, были полновластными правителями  Новгородской земли.

Высшим новгородским сословием  было боярство. Оно, в отличие от боярства других земель, было кастовым и вело свое происхождение, по-видимому, от родоплеменной знати. Ранние берестяные грамоты показали, что государственные  подати здесь взимали не князь  с дружиной, как это было в других землях, а на основании договора с приглашенным князем - верхушка новгородского  общества. Иными словами, новгородское боярство изначально не упускало из своих  рук государственные доходы, что  обусловило его перевес в антикняжеской борьбе.

Экономическое могущество бояр позднее возросло благодаря крупным  земельным владениям, которые складывались из пожалований и покупки земель. Существенными были и неземледельческие  доходы боярства, полученные от эксплуатации проживавших в их городских усадьбах ремесленников.

Наряду с боярами ("мужами", "большими людьми") существовал  обширный слой менее привилегированных  землевладельцев. В XII - XIII вв. их называли меньшими людьми. С XIV в. они же именуются "житьи люди". Это феодалы небоярского происхождения, но входящие тем не менее в состав господствующего класса.

Новгород всегда был крупным  центром торговли, как внутрирусской, так и внешней. Отсюда особую роль играли в Новгороде купцы, многие из которых также имели земельную собственность.

Низший слой населения  составляли черные люди. В городе - это  ремесленники. Новгородские ремесленники нередко жили на территории боярских усадеб, зависели от отдельных бояр, но вместе с тем сохраняли свою личную свободу. Черные люди новгородской деревни - это крестьяне-общинники, не попавшие еще в зависимость  от конкретного феодала. Особую категорию  сельского населения составляли смерды, жившие в особых поселениях и находившиеся в полурабском положении.

Сам Новгород делился на две стороны - Софийскую и Торговую. Каждая сторона в свою очередь  делилась на концы. Концы были определенными  административно-политическими организациями, они избирали кончанского старосту, в них проходили свои кончанские веча. Первоначально были известны - Славенский (на Торговой стороне), Неревский и Людин (на Софийской). Полагают, что названия двух последних концов происходят от названия угро-финских племен и первоначально звучали Меревский и Чудин. В XIII в. упоминается уже Загородский конец (Софийская сторона), а с XIV в. - Плотницкий (Торговая сторона). Концы, в свою очередь, делились на улицы, возглавлявшиеся уличанскими старостами.

На вече избирались и основные городские власти: посадник, тысяцкий, владыка (или архиепископ) и архимандрит  новгородский. Посадником первоначально  именовался княжеский наместник. Однако с начала XII в. посадника уже начинают выбирать. Посадник был фактически самой главной фигурой в новгородском управлении. Он вместе с князем руководил  военными походами, участвовал в дипломатических  переговорах, заключал соглашения с  князем. Избирали посадников из довольно узкого круга боярских семей.

Должность тысяцкого была связана с особой налоговой сотенной организацией. Для сбора податей  весь город делился на 10 сотен  во главе с сотскими, которые в  свою очередь подчинялись тысяцкому. Тысяцкие, как и посадники, первоначально  назначались князьями. С конца XII в. они стали выборными. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял  в городском управлении небоярское население Новгорода, в первую очередь  меньших людей и купцов. Он осуществлял  контроль за налоговой системой, участвовал в торговом суде, вел дела с иностранцами. В более позднее время, во второй половине XIV в., тысяцкие тоже стали боярами.

Глава новгородской церкви - владыка, т. е. епископ, а в последующее  время архиепископ, также избирался  на вече и только потом утверждался  митрополитом. Архиепископ участвовал в реальном управлении не только вотчины "святой Софии" - владением новгородского  архиепископского дома, но и делами всей новгородской земли, подчас он бывал  посредником между князем и посадником. Одной из его задач был контроль над эталонами мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он скреплял своей печатью международные  соглашения. Должность владыки, в  отличие от остальных, в принципе была пожизненной. Изредка бывали случаи смещения владык. Так, например, архиепископа Арсения в 1228 г. "акы злодея пхающе за ворот, выгнаша. Мало ублюде бог от смерти".

Власть владыки была тоже ограниченной: с рубежа XII - XIII вв. на вече избирали особого новгородского  архимандрита с постоянным пребыванием  в Юрьеве монастыре. Он возглавлял все  черное духовенство (т. е. монахов) и  на деле был независим от владыки.

Итак, Новгородская феодальная республика была государством, где  власть фактически принадлежала феодалам (боярам и меньшим людям) и купцам. Выборные власти этой республики осуществляли политику защиты интересов господствующего  класса.

Именно поэтому для  Новгорода была всегда характерна острая социальная борьба, для которой республиканский  строй открывал большие возможности. Речь идет как о борьбе между собою  боярских группировок, сторонников  разных князей, которая принимала  подчас исключительно жесткие формы, в том числе и восстаний, так  и о народных движениях. Зачастую трудно провести грань между народным выступлением против грабежа и насилия  со стороны власть имущих и участием рядовых новгородцев, "черных" людей во внутрифеодальной борьбе. Так, несомненно, элементы народного движения присутствовали в восстании 1136 г. против князя Всеволода Мстиславича: недаром в числе обвинений, предъявленных ему, было то, что он "не блюдет смерд". Восстание 1207 г. было направлено против бояр Мирошкиничей, которые восстановили против себя не только черный люд, но и боярскую верхушку, и князя Всеволода Большое Гнездо. В результате восстания были конфискованы и затем распроданы села Мирошкиничей, а их денежные богатства разделили "по всему граду". Мощные народные движения происходили в Новгороде в 1228 - 1230 гг. Народное недовольство усугублялось серией неурожайных лет. За эти годы было сменено несколько князей, посадников и тысяцких, изгнан архиепископ. Одним из "мужей" при архиепископе стал простой ремесленник Микифор Щитник. Восставшие горожане были поддержаны смердами из новгородских волостей. Однако в период, когда феодализм находился еще на восходящей стадии своего развития, выступления масс были направлены не против феодального строя как такового, а только против отдельных, наиболее ненавистных народу представителей класса феодалов. Эти выступления противоборствующие группировки умело использовали во внутрифеодальной борьбе, чтобы свести счеты со своими политическими противниками. Поэтому результатом таких выступлений зачастую бывало некоторое улучшение положения народных масс, а в целом - лишь смена группировки у власти.

Новгородская феодальная республика играла очень важную роль в международных экономических  и политических отношениях того времени. Торговля велась главным образом  с Западной Европой: с немецкими  купцами с принадлежавшего Швеции острова Готланд, с Данией, с немецким торговым городом Любеком. В Новгороде  существовали торговые дворы и церкви иностранных купцов, в свою очередь  в зарубежных городах существовали аналогичные дворы новгородских купцов. В Новгород ввозили янтарь, сукна, украшения и другие предметы роскоши. В XIII в. ввозилось очень  много соли, поскольку тогда еще  не были разведаны ее запасы в самой  Новгородской земле. Много товаров  Новгород вывозил. Особенно большой  размер приобрел экспорт пушнины  и воска.

Сам Новгород был одним  из крупнейших городов не только Руси, но и Европы, а возможно и мира. Здесь уже в 1044 г. были построены  каменные укрепления детинца, а не позднее XII в. деревянными стенами на земляном валу был окружен весь город. Постоянно  обновлявшиеся деревянные мостовые, сложная система дренажа, отводившего  почвенные воды, характеризовали  высокий уровень городской культуры.

Новгородское ремесло  достигло небывалого расцвета. Чрезвычайно  разветвленной была специализация  ремесленников. Мы знаем серебреников и котельников, щитников и гвоздочников, кузнецов и плотников, гончаров и ювелиров, стеклоделов и сапожников...

Высокой для средневековья  была степень грамотности новгородцев. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты (их найдено уже более 800), особенно группа грамот, связанных со школьным обучением: рисунки мальчика Онфима вместе с текстом азбуки, шуточная запись школяра. Но еще важнее надписи на предметах быта, нумерация буквенной цифирью бревен сруба, применявшаяся плотниками, и т. д.

Новгород был одним  из самых красивых городов тогдашней  Европы. Софийский собор, соборы Антониева и Юрьева (Георгиевского) монастырей, церковь в монастыре Аркаж, церковь Спаса на Нередице с замечательными фресками и многие другие - памятники строгой, суровой и величественной новгородской архитектуры.

История Новгорода  Великого говорит нам, что у России есть опыт построения демократического государства, насчитывающий, по крайней  мере, три с половиной столетия. Разумеется, никто в Средние века не рассуждал о правах человека и  свободе слова, но основной принцип, запечатленный в самом названии демократии (народовластие), был определяющим в новгородском государственном  устройстве; новгородцы назывались вольными гражданами Новгорода.

Но вот что  интересно: за мнимым народовластием скрывалась боярская олигархия. За полным юридическим  равенством скрывалось неравенство  экономическое и, как следствие, фактическое неравенство прав. И  в этом еще один урок истории: за провозглашаемыми демократическими правами  может стоять самая примитивная  финансовая олигархия. И если крупные  новгородские капиталисты – бояре  находили способ дурачить ”вольных граждан” тогда, когда население небольшого, по нынешним меркам, города могло непосредственно  общаться с предcтавителями власти, то в наше время развития средств массовой информации и населением в десятки миллионов человек, когда претендентов во власть иначе как по телевизору увидеть трудно, у олигархии есть хорошие возможности для процветания.

Информация о работе Новгородская феодальная республика