Новая экономическая политика в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:27, контрольная работа

Краткое описание

Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. После 7-летнего периода войн и революций новое большевистское правительство, еще не имевшее опыта управления мировым хозяйственным строительством, смогло в период политического кризиса весны 1921 г. выработать экономическую политику, позволившую за короткий срок восстановить экономику и начать дальнейшее успешное ее развитие.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1 Причины введения НЭП…………………………………………....5
2 Основные мероприятия…………………………………………….8
2.1 Новая экономическая политика в сельском хозяйстве………...8
2.2 Новая экономическая политика в промышленности………….11
2.3 НЭП в финансово-денежной сфере…………………………….17
Заключение (выводы)………………………………………………..23
Список используемых источников………………………………….26

Прикрепленные файлы: 1 файл

гот.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Постепенно возрождалась кредитная система. В 1921 году возобновил свою работу Госбанк, упраздненный в 1918 году. Началось кредитование предприятий  промышленности и торговли на коммерческой основе. До тех пор, пока не произошла стабилизация рубля, Госбанк выдавал ссуды под весьма высокие проценты: от 8 до 12% в месяц, но постепенно процентная ставка снижалась. В стране возникли специализированные банки: Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 года - Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк) и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам.

Летом 1922 года был предпринят еще один шаг к стабилизации финансовой системы: была открыта подписка на первый государственный хлебный заем на общую сумму в 10 млн. пуд. ржи в зерне. Государство выпустило беспроцентные облигации достоинством в 100 пудов, которые подлежало оплатить в период с 1 декабря 1922 года по 31 января 1923 года натурой или наличными деньгами по полной рыночной цене ржи в день оплаты. Вслед за этим был выпущен 6%-ный заем на 100 млн. золотых рублей. Все это проводилось с целью подготовки условий для денежной реформы, поскольку облигации служили в качестве внутреннего кредита, а также средством выкупа обесцененных бумажных денег. Была создана целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности. Для кредитования предприятий потребительской кооперации открывались кооперативные банки, для сельскохозяйственного кредита - сельскохозяйственные банки, для кредитования частной промышленности и торговли - общества взаимного кредита, для мобилизации денежных накоплений населения учреждались сберегательные кассы. В 1923 году в стране существовало 17 самостоятельных банков, а в 1926 году их число возросло до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%.

Сокольников настойчиво выступал за организацию совместных торговых обществ с участием иностранного капитала, за расширение прав трестов и предоставление им возможности выхода на мировой рынок под контролем Наркомвнешторга. Дело в том, что к осени 1922 года стало ясно, что внешнеторговый оборот страны заметно отстал от общих темпов хозяйственного подъема. В первом полугодии 1922 года стоимость экспорта составляла не более 3% от уровня 1913 года, при этом стоимость импорта в десять раз превосходила стоимость экспорта. Это объяснялось тем, что на восстановление промышленности нужно было все больше закупать за рубежом сырья и оборудования. Расширять же импорт можно было только за счет роста экспорта, скажем, излишков сельскохозяйственной продукции. Но закупочный аппарат Наркомвнешторга был неповоротливым и неопытным, да и денег на закупки продуктов у крестьян государство выделяло очень немного. Сокольников пытался добиться разрешения на временную либерализацию ввоза и вывоза для крестьян и предприятий (трестов) по отдельным категориям товаров. В.И. Ленин выступил резко против ослабления монополии внешней торговли, опасаясь якобы роста контрабанды. На самом же деле правительство опасалось того, что производители, получив право свободного выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и вновь начнут бороться против этой власти. Исходя из этого, руководство страны всеми силами старалось не допустить демонополизации внешней торговли.

Но, несмотря на твердую  позицию наркомфина, «красные директора» по-прежнему требовали продолжать практику льготного финансирования промышленности за счет крестьянства, чтобы подхлестнуть развитие «социалистического звена» в государственной промышленности по сравнению с мелкобуржуазным звеном крестьянского хозяйства. Для этого они настаивали на неограниченном расширении банковской эмиссии. Уже в «Контрольных цифрах народного хозяйства на 1925/1926 хозяйственный год», разработанных Госпланом, открыто утверждалась идея о «подчинении денежного обращения возрастающей эмиссии». Таким образом, упорная четырехлетняя борьба с инфляцией была проиграна. Под нажимом Госплана и ВСНХ с июля по декабрь 1925 года денежная масса увеличилась по сравнению с 1924 года на 400 млн. руб., или в полтора раза, что привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и находившейся в обращении денежной массой. Возникла реальная угроза инфляции, признаком чего стал уже в сентябре 1925 года рост товарных цен и все более ощущавшийся дефицит промышленных товаров первой необходимости. Крестьянство очень быстро отреагировало соответствующим образом на эту ситуацию, что привело к срыву плана хлебозаготовок. Это, в свою очередь, повлекло за собой невыполнение экспортно-импортной программы и сокращение доходов от продажи хлеба за границей.

Для поддержания устойчивого курса червонца на внутреннем рынке Госбанк был вынужден постоянно вводить в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки. Но эти меры приводили не к сокращению эмиссии, а к истощению валютных резервов. Так, собственно, был ликвидирован единый паритетный курс червонца, поддерживаемый Госбанком как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в результате чего произошло раздвоение валютных курсов. Продажа инвалюты была разрешена только для тех, кто выезжал из страны, вследствие чего возросло количество операций по вывозу червонцев за границу, чтобы обменять их по официальному курсу. Для предотвращения этого процесса с июля 1926 года было запрещено вывозить червонцы, а вскоре прекратилась и их скупка на внешнем рынке. Это означало полный отказ от котировки советских рублей за рубежом. Червонец, являвшийся одной из мировых валют, превратился в сугубо внутреннюю валюту СССР. Впрочем, к этому времени Г. Сокольников уже не участвовал в финансовых мероприятиях, так как еще в январе 1926 года его освободили от обязанностей наркома финансов. Это было связано с ожесточенной борьбой в коридорах власти за выбор дальнейшего пути развития экономики страны. В 1930-х годах Г. Сокольников был репрессирован и погиб в 1939 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение (выводы)

Итак, темпы восстановления экономики после 1921 г. оказались гораздо более высокими, чем можно было предполагать. По подсчетам чистый годовой объем сельскохозяйственного производства в 1926—1927 гг. был примерно всего лишь на 3 % меньше, чем в. 1913 г. С 1913 по 1927 г. население увеличилось на 6,5 %, так что объем продукции на душу населения несколько превышал средние показатели 1909—1913 гг. В 1926— 1928 гг. средние показатели производства мясных и молочных продуктов превышали средние показатели 1909—1913 гг. на 26%, технических культур на — 45, картофеля — на 79 %. Однако общий объем произведенного зерна был всего на 5 % (по чистой зерновой продукции 22 %) меньше средних показателей 1909—1913 гг.

Рассматривая данные о национальном доходе, приходим к  заключению, что в 1928 г. он достиг 93—107 % уровня 1913 г., но, учитывая рост населения, национальный доход на душу населения в 1928 г. был 1,514 % ниже, чем в 1913г.

В 1929 г., по данным Госплана, национальный доход превышал уровень 1913 г. на 5% (в 1927- 28 г. на 13 %). По данным официальной советской статистики, национальный доход в 1928 г. был выше, чем в 1913 г., на целых 29 %, в том числе по продукции сельского хозяйства — на 24%. В 1926 г. продукция сельского хозяйства достигла 118% уровня 1913 г.

В середине 20-х годов роль государства в экономике и в регулировании рынка существенно возросла. Однако НЭП в своей основе был ориентирован на функционирование рыночной экономики, тем более что государственный контроль над мелким производством, работавшим непосредственно на рынок, был малоэффективен. Свыше 40 % «организованной» розничной торговли и почти вся торговля крестьян на базарах до 1927 г. были сосредоточены в частных руках. Контроль над ценами в большинстве случаев осуществить не удалось. 25 млн. крестьянских хозяйств были заняты в основном удовлетворением собственных нужд или же производством продуктов на рынок, но не на государство. До 1928 г. оно приобретало крестьянскую продукцию по ценам, близким к рыночным.

В этот период, в отличие  от 1913 г., наибольшие инвестиции в не аграрные секторы производились государством, но это был уже новый механизм непосредственного планирования экономического развития, не имевший еще прецедентов в европейской истории. К 1928 г. 30 % всех частых капиталовложений, поступавших в сельское хозяйство, приходятся на социалистический сектор. А если исключить сельское жилое строительство, животноводство, то 41 %.

После стремительного падения  экономики в 1917—1920 гг. в начале 20-х  годов началось ее восстановление. По подсчетам в 1928 г. национальный доход был все еще на 5—10 % ниже 1913 г. Однако к 1927 г. валовая продукция сельского хозяйства превысила, а промышленность почти достигла довоенного уровня. Кроме того, несмотря на сокращение общего объема капитальных инвестиций в целом, чистые промышленные инвестиции в 1926—1927 гг. превышали уровень 1913 г. (420 млн руб. против 350 млн руб. в ценах 1913 г.). Советские промышленные инвестиции почти полностью были основаны на внутренних источниках финансирования, в то время как дореволюционные осуществлялись также и за счет иностранного капитала. Общая сумма чистых инвестиций в сельское хозяйство превышало уровень 1913 г. приблизительно на 30%. Но уже в 1927—1928 гг. положение резко изменилось: в то время как вложения в отрасли группы А (производство средств производства) и железнодорожный транспорт резко возросли, чистые инвестиции в сельское хозяйство сократились.

В 20-х годах решающей проблемой для отраслей производства предметов потребления была нехватка сельскохозяйственного сырья, что  объясняется скорее неразвитостью рыночных отношений. По данным ВСНХ, общий объем сельскохозяйственного производства в 1926—1927 гг. был почти такой же, как в 1913 г. Однако удельный вес продукции, потребляемой в сельском хозяйстве, увеличился с 42,7 до 62,8 %, вследствие чего доля сырья для промышленности и экспортных поставок снизались на 37,5 %. Замедлился подъем экспорта. Поставки в промышленную сферу уменьшились между 1913 и 1927 г. по крайней мере, на 9 %, вследствие чего цензовое производство продовольствия, напитков и табака в 1926-27 г. стало меньше, чем в 1913 г.

«Ножницы» цен в 1923 г. побудили принять меры для согласования (ради восстановления баланса между  промышленностью и крестьянством) политики цен, кредита и финансов. В последующие четыре года — до окончательного расстройства баланса в конце 1927 г., экономическая политика была направлена на то, чтобы с помощью «ножниц» между ценами на сельскохозяйственные и промышленные товары полностью выкачать из крестьян все возможные ресурсы и направить их в государственную промышленность.

Таким образом, кратковременный  период относительных экономических  свобод, наступивший после окончания  гражданской войны уже через  пять лет, начал постепенно сменяться  новым наступлением на сельского  производителя административно-бюрократической тоталитарной системы. Большевики понимали, что рано или поздно экономическая свобода поставит вопрос о свободе политической. Делиться же властью в их планы не входило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Кожевникова, Е. Прекрасный и солидный возраст: 90 лет потребител. кооперации Тер. р-на / Е. Кожевникова // Тер. берег. - 2006. - 8 июля. - С. 3.

2. Кудров, В. М. Национальная  экономика России: учебник / В.  М. Кудров. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Акад. нар. хоз-ва : Дело, 2007. – 370 с.

3. Никольский, С. А.  Аграрный курс России: мировоззрение  реформаторов и практика аграр.  реформ в социал.- ист., экон. и  филос. контекстах / С.А. Никольский. - М. : КолосС, 2007. – 347 с.

4. Никулин, В.В. Власть  и общество в 20-е годы. Политический режим в период нэпа. Становление и функционирование (1921-1929 гг.). - СПб.: Питер, 2006. – 210 с.

5. Россия нэповская  / С.А. Павлюченков, Д.А. Аманжолова, В.П. Булдаков и др.; Под ред.  А.Н. Яковлева. - М.: Новый хронограф, 2007. – 291 с.

6. Файн, Л.Е. Отечественная кооперация: исторический опыт / Л.Е. Файн. – М.: Дело, 2006. – 319 с.

7. Хуторской, В.Я. История  России: учебник / В.Я. Хуторской.  – М.: АСТ, 2006. – 688 с.

8. Т.М.Тимошина «Экономическая  история России», «Филинъ», 1998.

9. Н.Верт «История советского государства», «Весь Мир», 1998 г.

10. «Наше отечество:  опыт политической истории» Кулешов  С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И.  и др., «Терра», 1991 г.

11. «Новейшая история  отечества. ХХ век» под редакцией  Киселева А.Ф., Щагина Э.М., «Владос», 1998 г.




Информация о работе Новая экономическая политика в СССР