Нижний Новгород во времена великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

Нижегородцы во время военных действий в 1941-1945 годах с честью и достоинством завоевали это звание. "В России практически каждый город заслужил звания "город воинской славы". Но Нижний Новгород все-таки выделяется из списка этих городов. Стоит только отметить тот факт, что каждый второй грузовик для фронта выпущен на Горьковском автомобильном заводе. 22 июня 1941 года. Этот воскресный день был для автозаводцев по необычному праздничным. Накануне, в субботу, с конвейера сошёл юбилейный мотор. Миллионный мотор! Заводская многотиражка "Автогигант" вышла с броским заголовком через всю газетную полосу: "Есть миллионный мотор!". "Горьковская коммуна" поздравляла автомобилестроителей с большой трудовой победой. По радио шёл концерт по заявкам передовиков производства.

Содержание

Нижний Новгород – город герой. 3
Горьковский Автомобильный заводов годы Великой Отечественной войны. 3
Народное ополчение. 4
Атака завода 5
Перестройка завода 6
Новые кадры 7
Новые трудности 8
Изменение технологий производства 9
Усиленная помощь фронту 10
Новые подвиги 13
Новая беда 15
Восстановление гиганта 17
Победа! 21
Используемая литература. 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.95 Кб (Скачать документ)

Широкий размах приобрело на автозаводе патриотическое движение по сбору средств на строительство  авиаэскадрилий и танковых колонн. "Пусть мои трудовые рубли тяжёлым  молотом обрушатся на голову фашистского  зверя, помогут Красной Армии  нанести ему смертельную рану", - заявил на митинге кузнец Елизар Васильевич Куратов. К середине января 1943 года автозаводцы собрали на строительство авиаэскадрилии имени В. П. Чкалова и танкового корпуса "Советский танкостроитель" 5 125 тысяч рублей.

Лето 1943 года принесло тяжёлые испытания  воинам Красной Армии и труженикам тыла.

Новая беда

4 июня 1943 года в 23 часа 40 минут была  объявлена воздушная тревога.  На завод, освещённый вражескими  ракетами, упали фугасные и зажигательные  бомбы. Горели кузнечные и литейные  цехи, дома соцгорода, административные здания. Перебиты водопроводы, нечем было тушить возникшие пожары. На многих цехах вспыхнула маскировочная деревянная обшивка, рушились ажурные конструкции цехов. Осколком от бомбы выведена из строя подстанция, принимающая электроток от Горэнерго. Завод объят пламенем. Начальник 2-го термического цеха в годы войны К. Н. Шаганова вспоминает: "Ощущение, когда губят дело твоих рук, жизни твоей. Я даже не знаю, как вам это передать. Не думайте, что это приукрашено, - но мы о жизни тогда не думали.

Первая  бомбёжка сорок третьего меня застала  дома, потому что мы жили уже более  или менее спокойно: сорок третий год, немцы уже там, у Орла.

И вот ночью - сигнал воздушной тревоги, а самое главное - огненно светило. От этого света мы и проснулись. Они повесили осветительные ракеты над заводом и над соцгородом.

Первое  стремление - бежать на завод. Никто  не заставлял, ничего не говорил, просто другого порыва не было Подбежала когда к цеху - всё горит. Горит весь завод, горит мой цех."

А вот слова Пасхина Ивана Алексеевича, работника Горьковского автозавода с 1934 года:

"В  июне месяце 1943 года сгорел колёсный  цех. Тогда завод методично  каждый день фашисты бомбили  все цеха и литейные и шасси,  а главный конвейер превратился  в сплетение скрюченных конструкций.  Особенно страшно горел цех  шасси, где в каждом станке  было залито масло. Но мы  колёсный цех видели своими глазами как он горел. У него несущие конструкции крыши и стен были деревянные и от цеха остались одни столбы. Колёсный цех был союзного значения так как колёса делались на все типы автомобилей и потому на второй же день для восстановления цеха были брошены большие специалисты и монтажники и через 10 дней цех начал работать, крыши, стен нет, а оборудование работает и начали выходить колёса. Фашисты давно добирались до колёсного цеха, видимо разведка засекла этот цех как производящий не только колёса, но и снаряды для гвардейских миномётов и в феврале 1943 года в глухую полночь одиночный фашистский самолёт прорвался на завод и сбросил 6 бомб, одна из них попала в термичку цеха, одна в мотор №2 где погибло много рабочих. В колёсном убило молодую девушку и несколько человек ранило участок реактивных снарядов не пострадал. Травильное отделение колёсного цеха имело сплошь стеклянные стены и чтобы замаскировать освещение стены обшили тёсом ещё в начале войны и вот в 1943 году от сброшенной зажигалки этот тёс сухой как порох превратился в пылающую мишень для бомбёжки и опять посыпались бомбы на травилку где разбили цистерны с серной кислотой и на наш склад пробив в нескольких местах подкрановые пути и разметав штабели с металлом. Помещение конвейера также было разбито. Завод почти не оборонялся на высокой части ШИК стояла какая-то хлопушка с расчётом на девчат, около колёсного цеха стоял пулемёт на треноге. Он конечно самолёт сбить не мог, но светильники на парашютах сбивал ловко. За июнь месяц разбомбили много цехов осталась целой только ТЭЦ это к нашему счастью."

В первый день налёта на автозавод было сброшено более 100 фугасных бомб, были выведены из строя паровая кузница  ковочных машин, цех шасси, главный  конвейер, частично рессорный цех, кузница  №3 и другие цеха. В автозаводском  посёлке было разрушено несколько  домов, детский сад, ясли, больница.

Ночь  с пятого на шестое июня. Второй ожесточённый налёт воздушных пиратов. Новые  разрушения, новые очаги пожара, новые жертвы.

Третья  ночь. Третий раз - воздушная тревога. И снова над заводом гирлянда осветительных ракет. Снова вой  фугасных и зажигательных бомб. Снова  искорёженные формы цеховых пролётов, металлоконструкций, груды дымящихся  развалин. Снова пожары, новые жертвы. И вновь самоотверженная героическая  борьба автозаводцев за свой родной завод, за его корпуса и цехи, за его  жизнь, за его будущее. В минуту суровой  опасности они проявляли величайшую стойкость и мужество, вместе с  отрядами МПВО энергично ликвидировали  очаги пожаров.

В результате прямого попадания загорелся  участок маслохозяйства цеха шасси. Быстро распространявшийся огонь угрожал  взрывом баку с маслом. Старший  мастер Б. Т. Федорычев, рискуя жизнью, предотвратил взрыв бака, выкатив его из-под огня, тем самым спас от разрушения находившееся поблизости ценнейшее оборудование. Находясь на посту у склада боеприпасов, боец охраны Грекова была отброшена взрывной волной разорвавшейся бомбы. Очнувшись, она не растерялась и потушила зажигательную бомбу, чем предотвратила неминуемый взрыв. Во время бомбёжки в третьем механическом цехе неожиданно вспыхнули электролампы. Необходимо было немедленно выключить свет. Три раза взрывная волна сбивала с ног работника ОТК П. С. Прохорова, но, рискуя жизнью, он добрался до электрощита и выключил рубильник.

Подлинный героизм и мужество проявляли  медицинские работники. Политрук медсанвзвода И. К. Лесных в ночь с 5 на 6 июня обнаружил бомбоубежище, в котором завалило десятки людей. Не дожидаясь, пока прекратится бомбардировка, взвод быстро раскопал бомбоубежище и спас находившихся там людей.

Во  время бомбёжек были и тяжёлые  утраты. На боевом посту погиб директор филиала автозавода Герасим Кузьмич  Парышев, начальник кузнечного цеха Иван Васильевич Китаев, новаторы производства Григорий Иванович Масленников и  Иван Леонтьевич Лышнов. Посмертно они были награждены орденом Отечественной войны I степени. Бережно сохраняя память о прославленных товарищах, автозаводцы назвали их именами улицы, рабочие посёлки.

Но  фашисты по-прежнему продолжали свои налёты. С 4 по 22 июня 1943 года гитлеровцы методично в одно и то же время  появлялись над автозаводом.

Автозаводу  был нанесён значительный ущерб. Многие цехи были разрушены или основательно повреждены, выведен из строя ряд  энергосооружений, серьёзно повреждены магистральные коммуникационные сети, нарушен поточный производственный цикл. Всего на предприятии было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тысяч метров конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тысяч комплектов электроаппаратуры и приборов и др.

Но тем не менее завод-гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы: "Красное Сормово", "Двигатель революции", "Красная Этна", авиационный завод имени Орджоникидзе и другие предприятия.

Восстановление  гиганта

На  восстановлении завода счёт шёл на дни и на часы. Всеми владела  одна мысль - как можно быстрее  поднять разрушенные цехи и корпуса, отстроить родной завод, пустить  производство на полную мощность.

В героические дни восстановления в ходе социалистического соревнования возникло движение за скоростной ремонт оборудования, инициатором которого была бригада слесарей Султана Ибрагимова из ремонтно-механического цеха. Новый, прогрессивный метод, применённый  патриотами, опроверг технические расчёты, которые показывали, что на ремонт выведенных из строя станков необходимо затратить 2 282 тысячи человеко-часов, что  требовало более 3 тысяч ремонтников. Каждый член бригады выполнял определённую операцию: малоквалифицированные рабочие  производили разборку станков и  очистку деталей, ремонтники средней  квалификации - шабровку плоскостей и  сборку узлов, бригадир занимался окончательной  сборкой и отладкой станка. Вместо 40-50 дней бригада С. Ибрагимова отремонтировала  первый станок за 9 дней, второй - за 8, третий - за 6, четвёртый - за 5 дней. В исключительно  короткие сроки было отремонтировано 50 станков.

Большое значение получило замечательное движение мастеров, старых кадровых рабочих - вставать в свободное время за станки и  трудиться рядовыми рабочими. Инициатором  соревнования стал мастер А. Н. Воронов. В начале июля он обратился ко всем мастерам инструментально-штампового цеха с призывом явиться в выходной день в цехи и встать к станкам. Вызов приняли 126 мастеров. Опытные  производственники поистине творили  чудеса. А. Н. Воронов, работая на трёх станках, выполнил норму на 825%; не отставали  от него мастера А. Ф. Удод, В. И. Любимов, Н. А. Немыкин и другие. 126 патриотов сделали в этот день норму 500 человек. В следующее воскресенье за станками уже работали 400 мастеров. Соревнуясь, они выполняли по 6-8 норм. В один из выходных дней мастер А. Ф. Удод дал 860%, В. Ф. Фокин - 800, А. П. Соколов - 720, В. Я. Павлов - 625%. Четыре мастера заменили труд 30 человек. Молодые рабочие гордились трудовыми достижениями наставников. Молодёжь стремилась овладеть секретами совершенства своих профессий.

Замечательных успехов добился коллектив 2-го литейного  цеха. На него была возложена задача обеспечить траками всю танковою программу завода. Раньше этот объём работы полностью выполнялся трема литейными цехами. По инициативе сталевара Л. З. Бронникова в июльские дни развернулось движение за скоростные плавки. Используя внутренние резервы литейщики добивались исключительно высоких показателей. 27 июля литейщики цеха №2 дали 6 плавок вместо обычных 3-5 в сутки, 17 августа - 7 плавок, 7-8 сентября - 8 плавок. Скоро они стали давать по 12 плавок. Коллективы других литейных цехов подхватили почин. 25 сентября литейщики цеха №3 выдали 11 плавок, 9 октября - 13, высший рекорд - 18 плавок в сутки.

Скоростные  плавки резко повысили технико-экономические  показатели. Если ранее выработка  на одного рабочего в цехе №2 составляла 9,2 тонны металла, то при скоростном методе работы - 46 тонн; затраты времени  на одну плавку с 315 минут сократились до 83; расход электроэнергии на 1 тонну жидкого металла с 1300 кВтЧч до 613. Аналогичные показатели были в 3-м литейном цехе.

Автозаводцы, восстанавливая завод, одновременно наращивали темпы производства. И вот 18 августа 1943 года все цехи Горьковского автозавода работают. В июле производственная программа выполнена на 127%. Заводу вручено переходящее Красное  знамя Государственного Комитета Обороны.

Подлинный трудовой героизм проявляли строители. Десятки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объявили себя фронтовиками, не выходили со строительных площадок пока не перевыполняли сменное задание  в 1,5-2 раза. За это время автозаводцы  стали выпускать бронированный  автомобиль БА-64 улучшенной конструкции  с широкой колеёй, грузовой автомобиль с модифицированной кабиной. Возобновили  выпуск легковой полноприводной машины ГАЗ-67, осваивалось производство самоходных установок СУ-15. В октябре первые самоходные установки с маркой Горьковского автозавода ушли на фронт.

28 октября 1943 года в Государственный  Комитет Обороны автозаводцы  и строители отправили рапорт  о восстановлении завода.

За  досрочную ликвидацию последствий  налётов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новых видов боевых машин и вооружения, за совершенствование  боевой техники и образцовое снабжение  фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 года был награждён вторым орденом - орденом Красного Знамени.

Завод продолжал набирать силы. Непрерывным  потоком шли на фронт танки  и самоходные установки, броневики  и автомобили, минометы и боеприпасы.

Победа Красной Армии  под Курском завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной  Войны. К ноябрю было освобождено  почти советской территории, захваченной  немецко-фашистскими оккупантами. Но несмотря на это для победы необходимо было не ослаблять, а наоборот ещё более наращивать темпы производства новых видов вооружений. Именно поэтому на Горьковском автомобильном продолжались бои за дальнейшее увеличение выпуска продукции.

По  всей стране были известны доблестные дела фронтовой бригады Василия  Шубина. Её коллектив добился в  один из дней невиданной на заводе рекордной  выработки. Производственное задание  было выполнено на 1134%. Он сам дал  за смену 25 норм, затыловщик Василий Пыльнов выполнил задание на 1778%, шлифовальщик Евгений Родионов - на 1186%. Такая высокая производительность возникала в результате правильно организованного труда, уплотнения рабочего дня, внедрения рационализаторских предложений, перехода на многостаночное обслуживание, совмещение профессий. Бригадир в совершенстве владел четырьмя специальностями, Е. Родионов и В. Пыльнов - тремя. За годы войны В. Шубин выполнил 24 годовые нормы. За военные годы бригада изготовила сверхплановой продукции почти на 1 миллион рублей.

Коллектив завода с честью справлялся со своими обязательствами. Производственная программа IV квартала 1943 года по товарной продукции  была выполнена на 121%. Годовой план был завершён досрочно, 17 декабря. По итогам всесоюзного социалистического  соревнования в 1943 году автозаводцам 9 раз присуждалось переходящее Красное  знамя ГКО и первая премия.

Творческая  мысль рабочих, инженеров, техников настойчиво изыскивала неиспользованные внутренние резервы, выдвигала новые  эффективные предложения по совершенствованию  технологического процесса, рационализации труда, увеличению выпуска боевой продукции. Это было тем более необходимым, так как производственная программа  на 1944 год по сравнению с предыдущим годом была увеличена автозаводу на 25%.

Большой экономический эффект был получен  при усовершенствовании технологии термической обработки одного из трудоёмких изделий. Ранее только на нагрев в камерных нефтепечах затрачивалось не менее 5 часов, загрузка представляла исключительно трудоёмкий процесс. Инженеры М. И. Борисов и Г. И. Масленников сконструировали и изготовили электроагрегат, в котором изделие под закалку нагревалось токами высокой частоты. Нагрев производился в течение всего 11-12 минут, то есть время нагрева изделия под закалку сокращалось в 25 раз. Значительно повышалась производительность труда. Количество квалифицированных рабочих уменьшилось на 15 человек. Расход мазута сократился в 3 раза.

В 1943 году автозаводцы внедрили 7250 рационализаторских предложений, в 1944 году - 17100. Экономический  эффект от рационализаторских предложений  составил соответственно 17,7 и 31,7 миллионов  рублей.

"Всё  для фронта! Всё для победы!" - под этим лозунгом развивалось  и ширилось социалистическое  соревнование, в котором участвовало  более 90% автозаводцев. Под этим  лозунгом наращивались темпы  производства 1900 двухсотников и трёхсотников, 1000 многостаночников, 1250 совмещающих профессии. Под этим же лозунгом действовали 915 фронтовых бригад. Защитники родины высоко оценили их самоотверженную работу. В апреле 1945 года на имя руководителя фронтовой бригады А. Ф. Удода пришло письмо Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. "Горячо поздравляю Вас и весь состав Вашей фронтовой бригады с замечательными достижениями, которых Вы добились своим самоотверженным трудом, - писал Маршал автозаводцам. - воины-фронтовики высоко ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый наш боец так же знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведёт в бою и принесёт нашему народу полную победу над врагом. Сейчас, когда победа уже близка и Красная Армия сражается под стенами Берлина, требуется ещё немало усилий фронта и тыла, чтобы окончательно добить и разгромить врага.

Информация о работе Нижний Новгород во времена великой Отечественной войны