Нашествие монголо-татар на Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

В 1206 году в далеких местах на реке Ононе собрались вожди кочевых племен на курултай, где провозгласили своим верховным вождем Темучина - одного из удачливых степных вожаков и нарекли его Чингисханом. Этот курултай сыграл трагическую роль в судьбе всей Древней Руси. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в 12-13 веках, в эпоху развитого феодализма, в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. Рядовой единицей этого войска была десятка - семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня, в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или три аила, далее шла тьма - десятитысячный отряд. Фигура Чингисхана выплыла словно из времен дикости и варварства. Развитие цивилизации, стоящие на его пути, он не порабощал, а уничтожал.

Содержание

1 Введение



2 Нашествие на Русь с Востока





3 Куликовская битва и ее значение для Руси.





Великие княжества Владимирское и Московское.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тульский Государственный Университет кафедра-Истории и культорол.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

  Иван  умер, оставив  княжество своему сыну, Дмитрию,  которому исполнилось в этот  год 9 лет.  К 14 веку провозглашение  великим князем  владимирским  зависело  от  воли  хана.  Соперники  рода Калиты  и московских князей  иногда угадывали принципы ордынской политики и сочли,  что со смертью Ивана создалось благоприятная обстановка  для  того,    чтобы   вырвать  великое  княжение  у московских  князей.  Основным  соперником Дмитрия можно считать Дмитрия  Суздальского,  долгое время соперничавшего  с Дмитрием Ивановичем,  но в 1362 году вынужденного бежать из Владимира.  С 1362 года можно начать отсчет движения Руси  к Куликовской битве,  это год,  когда на великом княжении утвердился Дмитрий Иванович и когда летописцы заметили в Орде темника Мамая. Никто тогда еще не  мог предположить,  что в будущем им предстоит столкновение - одно  из крупнейших в истории средних веков,  что один  возглавит освободительную борьбу  русского народа,  другой  выйдет  на защиту царства,  созданного Батыем. Дмитрий стремился  к объединению Северо-Восточной Руси, Мамай - к   прекращению   феодальной   усобицы    и   к  восстановлению единодержавия.  Весь  вопрос состоял  в том,  успеет ли Дмитрий Иванович объединить вокруг Москвы земли Северо-Восточной Руси и русских людей прежде,  чем  Мамай сможет мобилизовать ордынские силы для подавления московской «крамолы».

  В  1367  году  Дмитрий   заложил  в  Москве  каменный  Кремль. Строительство велось очень  быстро,  каменные  стены  выросли  на глазах.

  В  1371  году  Дмитрию было всего 20 лет.  Подготовить такое войско,  чтобы Орда считала его опасным - дело не одного дня и не одного года. Несомненно, что в отрочестве и в юности Дмитрий был окружен мудрыми советниками,  которых Симеон  наказывал слушать.  Одним  из  блестящих достоинств  Дмитрия было умение слушать советников,  выбирать нужное  и полезное, не считаясь с амбициозными советниками. К Дмитрию Ивановичу  Волынский  явился   на  службу  с  двумя взрослыми  сыновьями,  стало  быть,  человеком  в возрасте и  с немалым военным опытом. После женитьбы на сестре князя, воевода стал еще более дорог князю.

 

  Для Мамая   и Дмитрия наступило время   ответственных  решений, ждать   далее было нельзя.  Но  Мамай   все же недооценивал  силы Москвы, иначе он поднял бы в поход  всю Орду, вместо того, чтобы сначала  посылать  Бегича  и  еще  пять  темников, которые были разбиты на реке Воже объединенными силами Северо-Восточной Руси под командованием Дмитрия Ивановича.  Как только Мамай узнал  о поражении  Бегича он сразу же собрал в поход все силы,  которые находились  в тот момент  в его распоряжении.

  На  15 августа  1380 года Дмитрий назначил сбор  всех полков в Коломне,  как   только  прояснилось,  что  Мамай   намечает  свое вторжение  на  конец лета.  Хан  в это  время разбил стан на реке  Красивая Меча .


  В  Коломне   были уряжены полки.  Летописи  отмечают, что такой огромной  силы давно  не видела  Русская  земля.  Из Коломны путь соединенного  войска лежал через Оку   и Лопасне,  там за пределы  рязанского   княжества,  союзника   Дмитрия,   в  этом  состоял стратегический замысел  Дмитрия.  Московское войско двигалось в полной тишине,  30 августа завершилась  переправа  через Оку, 6 сентября  войско  подошло   к  Дону,  где  Дмитрий  и  замыслил встретить Мамая.  Местом встречи было выбрано Куликовское поле, и  не  случайно.  Вся  география  Куликовского поля благоволила русскому войску: речные, лесные и болотистые фланги, возвышение на месте стана русских войск. Мамай же двигался к Куликову полю с  Красивой  Мечи.  В  ночь  с 7 по 8 сентября  русские  войска переправились через Дон и встали в боевой порядок в водоразделе между Смолкой  и Нижним Дубиком. Левый  фланг русского  войска,  на который должен  был пасть основной удар татар, переходил в топкие берега Смолки, за левым флангом располагались резерв и засадный полк.  Правый фланг был защищен  болотистыми  берегами   Непрядвы,   а  так  же  тяжело вооруженной псковской и полоцкой конными дружинами.  В центре - большой рати, были сведены все городские полки.  Передовой полк составлял  все же  часть большого полка,  задача же сторожевого полка заключалась  в завязывании боя и возвращении в строй.

  Утром  8  сентября   над  Куликовским   полем   стоял  густой, непроницаемый  туман,  который рассеялся   только  к двенадцатому часу. На  Куликовом  поле  Орда  имела  превосходство  в  коннице и угрожала  русским  флангам.  Орда стремилась окружить русских и перебить  их  строй  таранным  ударом.  Русские  приняли  бой в активной  обороне.  Эта  была   еще  одна  тактическая  задумка Дмитрия.  После того, как был отражен таранный удар Орды, и она спешилась,  русские воины, чтобы снять численное превосходство, предприняли  сложный  маневр левого фланга: отступили, заманили правый фланг Орды в засаду, уничтожили его; а потом уже русские войска взяли  в окружение главные силы Мамая. Разгром Мамая,  и последовавшие за этим ордынские  неурядицы, которые   привели   к  окончательному   распаду  грабительского государства,   демонстрация  превосходства   русского  военного искусства     над    военным    искусством    врага,   усиление государственной  власти на Руси - заметные последствия битвы на Куликовом поле. Вместе с этим Куликовская битва положила начало возрождению национального самосознания русского народа.

  Огромную  роль  в  этой  победе  сыграл  Дмитрий Донской. Это исторический  деятель,  который сумел понять  народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение  и перед решающей схваткой  с угнетателями примирить  самые  острые  общественные противоречия.  В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не  только  возродил  лучшие  традиции  военного  искусства, он обогатил   его новыми  принципами   стратегии   и тактики,  в невероятно  сложных условиях сумел вооружить и обучить войско.  Так же  сподвижниками его во всех  его делах были митрополит Алексей  и игумен Троицкого монастыря  Сергий Радонежский.  Эти люди  смогли  под  эгидой  русской  церкви собрать всех гонимых людей   под   единое   знамя   освобождения.   Одним  из  самых значительных  полководцев  Древней Руси  был Дмитрий Волынский, отнюдь не по капризу отдал князь под его начало засадный полк и руководство всей битвой.  Куликовская  победа создала  в Восточной  Европе  качественно новую   политическую   ситуацию,   при   которой   искусственно сдерживавшиеся  объединительные  процессы  получили простор для своего  развития.   С Куликовской  победы  началось  неуклонное восхождение Москвы, столицы Русских земель. Сейчас же явились и признаки  возросшего  личного  влияния  Дмитрия Донского. Здесь надо  сказать,  что  Дмитрий воевал  не только с Мамаем, но и с литовским  князем Ягайло,  войско которого во время Куликовской битвы стояло  у Дмитрия почти  за спиной, потому что Донской не смог  бы  воевать  с  объединенным  войском  и  поэтому  хитрым маневром отрезал Ягайло от Мамая. В 1381 году Тохтамыш дает ярлык  на великое княжение  Ягайлу. Поставив  Ягайло  противовесом   Москвы,  Тохтамыш  решился  на вторжение  в пределы Северо-Восточной Руси, чтобы сорвать планы Дмитрия  и  его митрополита  Киприана  по созданию общерусского антиордынского фронта.

  Не ощущая  в себе силы начать вторжение  так, как  это  делали Батый  и Мамай, Тохтамыш напал на  Русь  крадучись,  рассчитывая  на внезапность.  Дмитрий  поручил   защиту  Москвы  Киприану и  сыну Андрея  Ольгердовича  князю  Остею,  оставив в Кремле княгиню Евдокию.  Донской был уверен  в том,  что Москва устоит перед Тохтамышем  и сам пошел в Переяславль собирать переяславские, суздальские и белоозерские полки.   23 августа к Москве подошли передовые ордынские отряды  и сожгли посады. 24 августа Москву обложили главные силы. Три дня безуспешно  бросались  ордынцы  на стены  и наконец  прибегли к обычному  для них коварному приему.  Тохтамыш послал  к воротам нижегородских   князей   Василия   и  Семена,  сыновей  Дмитрия Суздальского.  Остей  вышел   на  переговоры   в  сопровождении духовенства;  его  схватили  и  убили,  духовных  «ободрали», в открытые ворота ворвались ордынцы. Овладев  Москвой,  Тохтамыш  распустил  отряды  по  волостям. Ограбили:  Юрьев,  Дмитров,  Можайск.  Под Волоколамском отряды столкнулись  с войском,  которое  собирал  Владимир  Андреевич, ордынцы были изрублены в короткой сече. Узнав об этом, Тохтамыш собрал  рассеянные отряды  и помчался прочь так же скоро, как и явился, не пожелав встречаться  ни с Владимиром Андреевичем, ни с Дмитрием Донским,  который двинул свое войско  из  Костромы к Москве. Так  закончился поход Тохтамыша  на Москву в 1382 году.  Орде снова  удалось  предотвратить  чрезмерное  усиление  одного  из государств  Восточной  Европы - Московского,  вступившего после Куликовской  битвы  на путь  интенсивной  интеграции с западнорусскими  феодалами Литовско-Русского княжества. Таким образом, вновь  созданы  условия  для восстановления  необходимого  Орде равновесия   между  Москвой   и Вильно,   центром Литовского княжества.  Но, что стало характерным, ордынские политики очень скоро не  только  прекратили нашествия на Москву,  но и стали оказывать ей поддержку.

  Москва  и Вильно,  Дмитрий и Ягайло  подогревались  ордынскими политиками  -  они  увеличивали   накал   их  соперничества,  и одновременно подогревали настроения удельных князей внутри этих двух  великих  княжеств.  В  следствии этого в 1383 году из-под влияния  Москвы  был  выведен  Великий Новгород, Ягайло  в свою очередь  должен  был  пойти на территориальные уступки  Ордену.

    Следует заметить,  что всего через 15 лет после Куликовской битвы,  продемонстрировавшей  превосходство русской политики и русского военного искусства над ордынским и во многом решающим образом ослабившей политическое и экономическое влияние татаро-монгольского  ига  в  Северо-Восточной  Руси,  среднеазиатскому полководцу надо было крепко призадуматься,  прежде чем вступать в сражение с московскими войсками.  Тимур ушел  в свои пределы, поделив  Волжскую  Орду между своими ставленниками.  Между тем, внутренние процессы консолидации русских сил после  Куликовской победы  уже  вышли  из-под  контроля Орды  и какой-либо третьей силы.  Сближение между Василием I и его тестем продолжалось. На это немало сил положил и митрополит Киприан. Надо полагать, что он  являлся  тем  церковным  деятелем,  который  был  необходим наметившемуся историческому процессу.


  Весной 1398 года наметилось неожиданное  для  Москвы сближение Витовта   с Орденом.  В то  же  время Тохтамыш,  ведя  борьбу с Едигеем,  ставленником Тамерлана,  дал   обязательство Витовту сделать его хозяином всей Русской земли. Витовт искал союзников против Василия I  и против ставленников  Темура  в Орде. Но не нашедши решил сам выступить против Орды. Земли Великого Русско-Литовского  княжества  стали  основным  резервом  для  создания антиордынской коалиции.  Но для разгрома Орды  у Витовта сил не было,  не смог он взять  в союз  и  Орду,  выступление  Витовта против  Едигея  не стало общерусским,  что в конечном  счете  и предопределило его неудачу в битве на Ворколе, разыгравшейся 12 августа 1399 года. Одержав эту победу ордынский хан Едигей на какое-то время еще больше укрепил свое единовластие  в Орде.  Он взял  в  союзники Польшу,   чтобы   воспрепятствовать   уже   не   имеющиму   сил остановиться продолжающемуся сближению  Великих Владимирского и Литовского княжеств.  В 1405 году при помощи польских войск был захвачен Смоленск.

  Подталкивая   Москву  против  Литвы,  ордынские  послы в то же время побуждали Витовта к активным действиям против Василия.  Когда все маневры ордынских политиков оказались напрасными, Едигей двинулся  на Москву.  Одновременно удар шел и по Рязани, Переяславлю, Юрьеву-Польскому, Ростову и Дмитрову.

  Едигей  осадил  Москву.  Рассчитывая   на помощь  оппозиционных Василию   князей Едигей ошибся. Времена,  когда по призыву  Орды русские  князья с легкостью поднимались  друг на друга, миновали.  Еще  одной неприятной новостью для  Едигея было то,  что  Василий смог  поднять  против  хана  Булат-Султана, ставленника Едигея, ордынских  царевичей.  В Орде  начались  распри  и Едигей, сняв осаду Москвы, поспешил в Орду.

  На   Северо-Востоке   Руси   московский   князь   был   занят восстановлением   разрушенного  хозяйства,  в  это  время Витовт поспешил развязать себе руки  на Западе  для  укрепления  своих позиций   на Руси. Концом соперничества Витовта с Орденом стало полное поражение крестоносцев  в  Грюнвальдской  битве  15 июня 1410  года.  Поражение  в  Грюнвальдской  битве  положило конец ордынским   захватам   в Прибалтике.  После Грюнвальдской битвы Витовт  под  давлением  польских феодалов становится на позиции насильственного  захвата  русских земель, что вело к осложнению отношений с Москвой.  Немедленно усилились литовские настроения в Новгороде,  предстояла сложная политическая борьба за влияние в Орде.  В этой ситуации  от Василия требовалась осторожность и выдержка,   дабы   избежать   военного   конфликта   при  самых неблагоприятных  в тот  момент  для  Москвы  обстоятельствах. И Василий   проявлял   эту   выдержку,  прекрасно   понимая,  что Грюнвальдская  победа  не устранит  внутренних  противоречий  в многонациональном и неодноверном польско-литовском княжестве. В Орде  шла своя  усобица между претендентами  на престол, Витовт поддержал хана Кепека, имея поддержку Ягайла.  Не без их помощи Кепек подчинил своему контролю всю Орду. В то время  как Витовт в 1414 году опять подчинил себе Новгород, в Орде вновь сменился хан. Едигей сверг Кепека  и поставил Чингиза.  Орда снова стала противником Польско-Литовского  государства.  Все повторялось, будто время раскачивало маятник гигантских часов. В это время митрополитом Всея Руси был Фотий.  В его время католическая  церковь усилила свой нажим на поляков, с целью установления  католичества   в как можно большем количестве русских земель. Абсолютное большинство коренного населения этих земель было православным. Политически ордынский контроль  над русскими землями уже был довольно слаб,  но экономически  Русь еще  не вполне оправилась  от  нашествий  Тохтамыша  и Едигея и не прекращавшихся  мелких  татарских  отрядов. Монголо-татарское иго, ослабшее под влиянием Куликовского поражения еще оказывало свое влияние на Московское княжество. И хотя в сознании русских людей татарин уже не был страшным воином, которого все боялись, но  передаваемый  из поколения  в поколение  народный  эпос еще держал  русичей  в каком-то  страхе  и почтении  перед монголо-татарами.

  Жизнь  сына Дмитрия Донского, полная тяжких испытаний и тревог подходила к концу.  Василий уходил  из жизни   в тревожные  для Москвы  и общерусского дела время.  27 февраля 1425 года, после 36 лет княжения,  Василий I Дмитриевич скончался, оставив после себя на княжение 9-ти летнего сына Василия II Васильевича. И  хотя  княжение  Василия II  обещало  быть очень трудным, в начальный период времени  против него никто из удельных русских князей не поднялся.  Таков был авторитет московского княжеского дома, завоеванный предками Василия II. Только Орда и Литовское государство,  да к тому же в союзе, а не врозь, могли соперничать с Москвой.  И не в открытой борьбе, а  старым  испытанным  способом,  внося  раздор   в  московский княжеский дом.

    Много  разорений претерпела Русь  в  первой  половине  великого княжения  Василия Темного. Призвав на  службу ордынского царевича Касима  и пожаловав ему Городец Мещерский,  великий князь получил в свое  распоряжение союзника,  который  был способен оказать ему политическую  и  военную помощь  в  обороне Московской Руси  от ордынских набегов, а вместе с тем в какой-то мере участвовать в централизации Владимирского княжества.

  Последнее   десятилетие  княжения  Василия   Темного  явило нам государя,  устанавливавшего  государственную  власть  над  всей Северно-Восточной Русью.  Можайск, Серпухов, отчасти  Новгород, Псков  и Рязань.  Уладил свои дела Василий II и с Ордой. Распад ослабил Орду,  усиление Москвы  и ее войска удерживало ханов от набегов.

  Вовремя  утвердилось единовластие  в Северо-Восточной Руси. На историческую арену выступала новая сила - Османская  империя. К 1453 году  ни одно  из европейских государств  уже  не могло не считаться в своей политике с турецкими султанами.

  Римская  курия   под  видом  спасения   христианства   решила проникнуть  на Русь.  Ватикан утвердил митрополитом  всея  Руси Исидора,  ставленника  Рима  и  отверг  посланного  Василием II рязанского  архиепископа Иону. В 1449 году был подписан мирный договор между Василием Темным  и   новым   польским   королем   Казимиром.   Василий  завершал объединение русских княжеств вокруг Москвы. В 1462 году великий князь Василий II скончался. Ивану  Васильевичу  шел  двадцать  третий год,  когда он стал Великим  Князем.  К концу жизни Иван III сосредоточил  в  руках необъятную  власть,  которой  не  обладал  ни один  европейский государь. Эпоха Ивана III - эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха  укрепления  русского  войска, необходимого  для  обороны Русского  государства.   Первым   завоеванием   Ивана III  было Казанское ханство,  в 1467 году смута в Казани дала Московскому князю повод для вмешательства.  Первый поход на Казань царевича Касима потерпел неудачу.  Весной 1469 года и летом того же года было еще 2 похода. Но дальнейшие военные действия остановились, ибо начались новгородские дела. 13 декабря 1470 года  умер  уже  новгородский  владыка  Иона, крепко  державший  сторону  Москвы.  Весной 1471 года  Иван III предпринял поход  на Новгород,  отошедший за год к Литве. Поход завершился  возвращением  былого  влияния Москвы  на Новгород и большим   откупом    от   новгородского   боярства,   желавшего независимости.  Ход  всего  «новгородского  дела»  в  1471 году показал,  что  затея  перехода  Новгорода   под  власть  короля Казимира всего лишь  авантюра,  не имеющая  корней   в  народной среде.

Информация о работе Нашествие монголо-татар на Русь