Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:56, контрольная работа
Кроме антропологических и языковых особенностей, народы Сибири обладают целым рядом специфических, традиционно устойчивых культурно-хозяйственных признаков, характеризующих собой историко-этнографическое многообразие Сибири. В культурно-хозяйственном отношении территорию Сибири можно разделить на две большие исторически сложившиеся области: 1) южную – область древнего скотоводства и земледелия; и 2) северную – область промыслового охотничье-рыболовецкого хозяйства. Границы этих областей не совпадают с границами ландшафтных зон.
1. Народы Сибири накануне присоединения к России ……………...…...3
2. Сибирь как один из очагов первой русской революции 1905–1907 гг..9
3. Социально-экономическое развитие Сибири в постсоветское время: реалии и перспективы (1992 г. – начало XXI в.)………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...20
Большой популярностью в 1905–07гг. среди различных групп населения Сибири пользовались социалистические идеи. В регионе действовали 32 организации РСДРП, 24 – партии социалистов-революционеров (ПСР), 17 кадетских, 12 октябристских, 15 монархических. Полный их спектр имелся в губерниях и областных центрах, крупных городах. Взаимодействие либералов и радикалов усиливалось в ходе Октябрьской всеобщей политической стачки, которая в середине месяца охватила около 40 населенных пунктов, а также в связи с обнародованием Манифеста 17 октября 1905. В орбиту социального катаклизма оказались вовлеченными военнослужащие местных гарнизонов и Маньчжурской армии. Однозначно восприняв манифест как победу революции и свидетельство слабости власти, демократические круги начали явочным порядком проводить в жизнь его положения об амнистии политических заключенных и политических свободах. В Чите, Красноярске, Томске, Тобольске, Тюмени, Новониколаевске, Барнауле, Владивостоке с конца октября возникает своеобразное двоевластие, получившее в 2 первых городах наименование республик. Центрами альтернативной власти становятся советы солдатских депутатов в Чите и Красноярске. Исполнительный комитет нижних чинов гарнизона во Владивостоке, «Союз Союзов» в Иркутске; городская дума в Томске; стачечные и смешанные комитеты по линии Транссибирской магистрали. В Канске, Минусинске и Троицкосавске образуются комитеты по устройству митингов. Начинается создание вооруженных формирований (дружин, милиции)[3].
Как и по всей стране, в Сибири революционно-демократические элементы в конце 1905 переходят к открытым действиям. В Томске городская дума потребовала от губернатора вывести из города казаков, освободить политических заключенных, прекратила финансирование полиции и начала формировать из добровольцев милицию, для чего образовала Комитет общественной безопасности (КОБ). 19 октября 1905г. в Томске проводятся выборы гласных в городскую думу на основе всеобщего избирательного права. Совет солдатских депутатов во главе с прапорщиком А.Л. Кузьминым в Красноярске также объявил своей главной задачей обеспечение демократических выборов в новую городскую думу. В течении 1905г. в регионе шла активная разработка проектов организации земского самоуправления. В Томске при участии идеолога сибирского областничества Г.Н. Потанина был подготовлен «Проект основных начал положения о земских учреждениях в Сибири». Альтернативой томскому проекту организации земства подготовил в Иркутске редактор газеты «Восточное обозрение» И.И. Попов. Он допускал организацию для каждой из частей Сибири (Западной и Восточной) автономных областных дум. В конечном счете доработал вариант томского проекта под назв. «Основные положения Сибирского областного союза» был утвержден на съезде союза 28–29 августа 1905г. в Томске.
С конца 1905г. в активное противостояние с властями, особенно в Алтайском округе втягивается сибирское крестьянство. Во многом этому способствовали вернувшиеся из Маньчжурии фронтовики. Протесты выливались в различные формы: коллективные отказы платить подати, массовые порубки казенных лесов, захваты земель арендаторов, жалобы и прошения. В крупные очаги крестьянского движения на рубеже 1905–06гг. превратились Барнаульский, Бийский, Змеиногорский и Кузнецкий уезд Томской губернии. Своеобразным выражением чаяний селян стал 1-й вольный крестьянский съезд в Тобольске в декабре 1905г. Делегаты от сельских обществ потребовали конфискации казенных, церковных, частновладельческих земель и установления на них общенародной собственности. Они высказывались за немедленную передачу казенной земли крестьянам без выкупа.
С начала 1906г. в России, в т.ч. в Сибири, начинается период отступления революции. Уменьшается активность рабочих, прежде всего железнодорожников. Если в 1905 в регионе фиксируется 347 стачек с 123566 участниками, то в 1906 – соотв. 131 и 46044. Вместе с тем в борьбу за свои права включаются торговые служащие, горнорабочие, рабочие обрабатываемых предприятий. В течении года идет процесс увольнения рабочих и служащих с Сибирской и Забайкальской железной дороги, затрагивающий и участников революционных событий. Вновь на работу принимают только с санкций жандармских управлений дорог и под подписку о политической благонадежности. После возвращения в места постоянного расквартирования начинают активно бороться за свои права солдаты местных гарнизонов. Для работы с ними социал-демократические и эсеровские объединения создают специальные военные организации (Владивосток, Благовещенск, Чита, Красноярск, Иркутск, Верхнеудинск, Ачинск, Омск, Барнаул), которые занимаются распространением листовок, устной агитацией. Под их руководством по региону прокатилась волна солдатских забастовок.
Революционные события стимулировали рост масштабов террористической деятельности эсеров и ряда малочисленных экстремистских группировок анархистов. Первые в регионе террористические акты осуществили боевики Иркутского комитета ПСР в октябре 1905г., убившие полицмейстера А.П. Драгомирова и ранившие вице-губернатора В.А. Мишина. Размах индивидуального террора усилился в период отступления революции. Наиболее значительным эпизодом стало убийство в Омске 15 декабря 1906 губернатора Акмолинской области генерала Н.М. Литвинова 3 боевиками боевого летучего отряда Сибирской области комитета ПСР.
Важное место в событиях 1906 заняли избирательные кампании в Государственную думу I и II созывов. По избирательному закону 11 декабря 1905г. сибирская, дальневосточная территории и Степной край выбирали в нижнюю палату российского парламента 26 депутатов. Закон обеспечивал здесь громадное преобладание крестьян. Если в Европейской России крестьяне избирали примерно 43 % выборщиков, то в Сибири – свыше 73 % (в Тобольской губернии – свыше 89 %). Выборы проводились на основе «четырехчленной формулы» (не равные, не всеобщие, не прямые, тайные), что существенно ограничивало число избирателей. Так, в Омске из 80 тыс. жителей пассивное избирательное право получили менее 3 тыс. горожан. Регион направил в I Думу 15 депутатов (в Восточной Сибири и на Д. Востоке выборы не успели провести до ее роспуска). В их числе – 9 кадетов, по 1 – от октябристов, Партии демократических реформ, РСДРП, 2 трудовика, 1 беспартийный. В С. - Петербурге 3 крестьян, избранных по кадетскому списку, перешли к трудовикам.
В 1905–07гг. завершился процесс оформления российской многопартийности, в т.ч. на региональном уровне. У истоков радикальных формирований стояли политические ссыльные и молодая местная интеллигенция. У либералов доминировала городская интеллигенция, у монархистов преобладали духовенство, чиновники и купцы. Зачастую возникновению организаций предшествовала деятельность протообъединений. Не отличаясь в Сибири социальной однородностью, практически все они ориентировались на горожан. Каждая партия на региональном уровне имела свои программы и тактические установки. Несмотря на поражение, революция 1905–07гг. оказала большое воздействие на все сферы жизни сибирского общества. Именно тогда в России и за Уралом впервые повеяло ветром демократических преобразований, и рядовой обыватель почувствовал себя гражданином, несущим элементом формирующегося гражданского общества[4].
Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС) была образована 2 октября 1990 г. в Кемерово. Причинами её создания стали развал советской экономической системы и стремление регионов найти новую модель отношений, общность социально-экономических проблем сибирских регионов, а также необходимость выстраивания новых федеративных отношений. В первой половине 1990-х гг. шёл процесс становления ассоциации, сформировалась её структура. Высшим органом стал Совет МАСС, в который входили руководители исполнительной и представительной власти сибирских территорий. Текущая деятельность направлялась исполнительной дирекцией (с 2000 г. – исполнительный комитет). Конкретная работа по отраслям выполнялась координационными советами. В целом работа МАСС в этот период была направлена на решение насущных задач.
В 2007 г. в рамках ассоциации была утверждена инновационная целевая программа «Сибирское машиностроение», реализация которой позволит увеличить объём наукоёмкого производства в 3–8 раз, а также увеличить загрузку производственных мощностей на 40 %. Также «Сибирским соглашением» активно ведется работа по продвижению на сибирский рынок современных сельскохозяйственных технологий, разрабатываются проекты развития регионального и местного транспорта, программа по энергосбережению, осуществляется поддержка малого предпринимательства и др. Всё это способствует углублению межрегиональных связей, интеграционных процессов, сотрудничеству и партнёрству сибирских территорий.
Важным явлением в экономической жизни Сибири стали экономические форумы (ЭФ) – Красноярский и Байкальский. В рамках экономических форумов проходят переговоры представителей отечественного и зарубежного бизнеса, науки, государственного управления и общественных организаций. Участники форумов, среди которых первые лица российского государства, обсуждают предложения по дальнейшему развитию Сибири, совершенствованию инфраструктуры региона, модернизации промышленности и энергетики. Итогами форумов становятся подписанные инвестиционные соглашения, рекомендации бизнесу и власти по дальнейшему развитию экономики.
Красноярский экономический форум (КЭФ) проводится с 2004 г., и в феврале 2012 г. состоялся уже девятый КЭФ, который прошёл под девизом «Время стратегических инициатив». Таким образом, организаторы решили сделать акцент на прогнозировании возможных долгосрочных вариантов социально-экономического развития страны.
В качестве стратегической цели развития Сибири во втором десятилетии XXI в. определено «обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе».
Среди основных ожидаемых итогов реализации «Стратегии Сибири–2020» общий рост по сравнению с 2008 г. (последним докризисным годом) валового регионального продукта – в 1,6 раза, промышленного производства – в 1,45–1,55 раза, инвестиций – в 2,3 раза, заработной платы и среднедушевых доходов – почти в 1,8 раза. Доля инвестиций в валовом региональном продукте Сибири должна составить не менее 30 %, численность населения федерального округа возрастет на 600–800 тыс. человек.
Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 г. должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 г., должен превышать среднероссийский показатель. На первое место среди приоритетных отраслей социально-экономического развития были поставлены информационные теле-коммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии. Затем в качестве приоритетных перечислись как традиционные для Сибири отрасли производства – геологоразведочные работы, добыча сырья, так и отрасли, не получившие развития в предшествующий период (хотя речь о них постоянно шла) – глубокая переработка сырья, развитие малой энергетики, инфраструктура и т. д.
В советское время в развитии экономики, в том числе и сибирской,
господствовал отраслевой принцип, который
преимущественно был направлен на решение
общегосударственных задач и мало учитывал
специфику регионального развития. С переходом
России к рыночной экономике более эффективным
был признан подход, направленный на формирование
территориально-
В 1990 г. доля Сибири в общем объеме выпуска промышленной продукции РСФСР составляла 12,2 %. В середине 1990-х гг. доля макрорегиона в общероссийском промышленном выпуске увеличилась до 14 % (спад шёл не так быстро, как по стране в целом). В 2000-е гг. объем промышленной продукции колебался от 10 до 12 % от общероссийского.
За 1990-е – 2000-е гг. Сибирь превратилась из региона, в котором преимущественно развивались обрабатывающие производства, в регион добычи сырья и выплавки металлов. Кроме резкого сокращения доли обрабатывающей промышленности в структуре экономики Сибири, можно выделить и другую тенденцию – резкую региональную дифференциацию в уровне развития промышленности. Так, если в 1990 г. на долю шести регионов-лидеров (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, а также Красноярский край) приходилось чуть менее 79 % от общего выпуска, то во второй половине 1990-х – уже 86,5 %. В 2000-х гг. данный показатель также рос, в последний предкризисный 2007 г. достигнув 88,7 %.
Среди промышленных лидеров Сибири особо можно отметить Красноярский край. Доля этого региона росла высокими темпами: к 2000 г. этот показатель по сравнению с 1990 г. увеличился почти в два раза. В первой половине нулевых годов отмечался плавный спад (почти до уровня 1995 г.), а во второй половине десятилетия – новый рост: от 20,6 до 260 %.
Не менее важной по уровню промышленного развития для Сибири остаётся Кемеровская область. Роль Кузбасса к середине 1990-х гг. заметно выросла по сравнению с началом десятилетия – в 1995 г. его доля составляла 23 % против 17 в 1990 г.
В целом сохранила свои позиции в структуре промышленного производства Сибири и Омская область – 12 %, с 4 до 7 % увеличилась доля Томской области.
Практически весь период 1990-х гг. добыча нефти в Западной Сибири сокращалась, хотя и незначительно. Причины спада в нефтяной отрасли были связаны с недостатком инвестиций (в развитие сырьевой базы, инфраструктуру добычи и транспортировки нефти потребителям). Подъем в нефтедобыче наметился с 2000 г., что объясняется высокими мировыми ценами на нефть.
Выходом из ситуации падения добычи нефти в Западной Сибири может стать разработка месторождений Восточной Сибири, где вскоре будут представлены все крупные российские добывающие компании. С 2000-х гг. начали разрабатываться крупные нефтегазовые месторождения – Ванкорское в Красноярском крае (владелец – «Транснефть») и Ковыктинское в Иркутской области (владелец – «Газпром» с 2010 г.).
Огромное значение для отечественной экономики сохраняет угольная отрасль. В наследство от Советского Союза России достался огромный, несбалансированный и устаревший угольный комплекс. Отрасль находилась в глубоком упадке, о чем свидетельствовали нескончаемые акции протеста горняков. В начале 1990-х гг. стартовал первый этап реструктуризации. К началу 2000-х гг. в Кузбассе было закрыто около 35 шахт и уволено 20 тыс. человек. Из них большая часть осталась без работы или трудилась не по специальности. В 2011 г. был достигнут наивысший показатель добычи в постсоветской России – 336,1 млн т. (из которых почти 200 млн т. были добыты в Кузбассе).
Информация о работе Народы Сибири накануне присоединения к России