Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:08, контрольная работа
Думаю, что сейчас для правительства России было бы очень полезно оглянуться назад и задуматься о том, как же Витте удалось вытащить страну практически из такого же кризиса, ну, конечно же, в соответственных исторических условиях, ведь в его времена Россия находилась не в лучшем положении. У меня складывается такое впечатление, что нынешние реформаторы напрочь забыли весь наш исторический опыт. Однако, все новое - это хорошо забытое старое. Будем надеяться, что Дума недолго будет ломать голову над
Введение.
Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения.
Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на этом этапе. Столкновения Витте с высокопоставленными чиновниками по вопросам этих реформ. Отношение общественности к реформам министра.
Отставка Витте. Попытки вернуться к власти. Манифест 17 октября. Неприятие политики Витте царем и основными политическими партиями.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание
Введение.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Каждому поколению, каждому времени присущ свой взгляд на мир, но к реформаторам отношение, как правило, складывается единодушно отрицательное, даже при понимании необходимости перемен. Отчего же так? Это люди особой породы. Они смело идут наперекор общепринятым взглядам, бесстрашно ломают устаревшие экономические и правовые нормы, не боятся методом проб и ошибок готовить почву для новой идеологии, которая лишь годы спустя приживается и обретает силу материальных и нравственных законов. И в этом смысле судьба реформаторов прошлых лет весьма поучительна для нынешних. В истории России едва ли найдется такой человек, который, будучи политиком, историком, философом или кем-то еще, кто шел наперекор общественному мнению, пропагандируя свои взгляды, не был бы преследуем при жизни правительством, сослан на каторгу или в лучшем случае забыт обществом. Но после смерти же этот человек получает всеобщую известность, возводится в ранг великого провидца и признается чуть ли не вторым Спасителем. Таким людям уготовано работать, не ожидая благодарности современников: оценят потомки, если, конечно, помыслы реформаторов чисты и направлены на то, чтобы Россия оставалась великой
Сергей Юльевич Витте (1849 -1915 гг.), безусловно, может быть причислен к крупным государственным деятелям в отечественной истории. Будучи в конце XIX - начале XX вв. министром финансов, а затем председателем кабинета министров, он успел сделать чрезвычайно много. Время Витте - это значительная и яркая страница модернизации России. Роль реформатора, модернизатора особенно важна и вместе с тем трудна в странах так называемого запоздалого развития. 'Ускоренное движение вдогонку"1 для этих обществ остро необходимо, поскольку более развитые страны являются для них не только примером, но и угрозой. Однако внутренние предпосылки для модернизации в обществах Периферии слабее, чем в странах Центра, они не успели вызреть органически. Ценности модернизации и ее институты еще только начинают кристаллизоваться, причем преимущественно в образованных слоях. Исторически же сроки, отпущенные на модернизацию, очень коротки, - а всякое форсированное развитие чревато различными дисбалансами и социальными конфликтами.
Реформатор в этих условиях должен быть профессионалом. Причем профессионализм предполагает здесь не просто некую сумму знаний или даже изучение аналогичных реформ в других странах, но главное - понимание того, как, с какими поправками рецепты, взятые из иного опыта, могут быть применены в конкретных условиях собственной страны, в контексте соответствующих социальных и культурных традиций.
Если деятельность реформатора не находится на уровне этих требований, то реформы могут не только не дать большой пользы обществу, но даже нанести значительный вред. Так не раз бывало в истории. Увы, именно так происходит и сейчас, когда предпринимаются попытки реформ в сегодняшней России. Поэтому сегодня фигура Витте вызывает нечто большее, чем просто исторический интерес. Его не отнесешь к реформаторам - неудачникам, хотя его деятельность не была свободна ни от определенных просчетов, ни от драматических падений. В общем, опыт Витте - как слагаемые его достижений, так и препятствия, о которые он споткнулся, - не может не быть для нас в высшей степени поучительным.
Думаю, что сейчас для правительства России было бы очень полезно оглянуться назад и задуматься о том, как же Витте удалось вытащить страну практически из такого же кризиса, ну, конечно же, в соответственных исторических условиях, ведь в его времена Россия находилась не в лучшем положении. У меня складывается такое впечатление, что нынешние реформаторы напрочь забыли весь наш исторический опыт. Однако, все новое - это хорошо забытое старое. Будем надеяться, что Дума недолго будет ломать голову над
выходом из сложившейся ситуации. А ведь, наверное, сейчас можно было бы повторить реформу Витте в сообразном временном преломлении. К тому же, нам, с одной стороны,
будет легче, ведь не нужно прокладывать длинные километры железной дороги через всю Россию, но, с другой стороны, будет сложнее, во времена Витте у России не было такого громадного внешнего государственного долга. Я, конечно, не утверждаю, что у России вообще не было долга, он был, но об этом порассуждаем далее.
Итак, целью написания своего реферата я хочу назвать следующее: рассказать о С. Ю. Витте как о крупном государственном деятеле, о его заслугах и ошибках, о его жизни и общественной деятельности, ибо его реформы представляют для меня некоторый интерес в отношении сегодняшнего финансового положения России.
Интерес к Витте возникает у всех в последнее время именно в этой области, поэтому в перечень использованной мною литературы в процессе написания реферата в основном входят периодические издания: различные журналы: "Мировая экономика и международные отношения", "Свободная мысль", "Новое время", "Родина", "Звезда", газеты: "Экономика и жизнь" и "Юридический вестник'. В журналах описываются в основном реформы Витте; их суть, цели, причины, которые их вызывают, а также приводится некоторая критика этих реформ. Но чтобы наиболее полно представить политическую ситуацию, сложившуюся вокруг этих преобразований, я использовала также некоторые книги, это; "Россия на рубеже веков: исторические портреты", "С. Ю. Витте - дипломат" и "История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в.", а также конечно "Воспоминания" С.Ю. Витте. Многие критики по поводу этой книги говорят, что в ней искажаются многие факты, события представлены исключительно с субъективной точки зрения. Однако мне было интересно узнать, что думал Витте о своих современниках, хотя конечно я не прочла эту книгу полностью, а ограничилась лишь теми главами, в которых речь шла именно о реформах.
Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения.
Родился Витте 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье крупного чиновника, служившегося в аппарате Кавказского наместничества. Его отец Юлий Федорович - член совета наместничества - был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику. Российское потомственное дворянство фамилия получила в середине XIX в. Мать, урожденная Е. А. Фадеева, вела свою родословную по женской линии от старинного княжеского рода Долгоруких.
Детские и юношеские годы С.Ю. Витте провел в доме дяди генерала Р.А. Фадеева, известного военного историка и публициста, человека отнюдь не прогрессивных взглядов, но достаточно образованного, начитанного, близкого к славянофильским кругам. Получив домашнее образование, Витте экстерном сдал выпускные экзамены в кишиневской гимназии и в 1866 г. поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В студенческие годы он обнаружил неординарные способности к математике, но в общественном плане ничем себя не проявил, хотя и был некоторое время в одной компании с будущим известным народовольцем А.И. Желябовым. Под влиянием своего дяди он в это время увлекался славянофильскими идеями. Их влияние было столь глубоко и так отвечало его воспитанию, характеру, мировоззрению, что в значительной мере, хотя и в своеобразном преломлении, сохранилось на всю жизнь. Под воздействием различных обстоятельств, в том числе, смерть отца, дяди, осложнившееся материальное положение семьи, так сложилось, что по окончании университета Витте поступает на государственную службу. В 1869 г. он был зачислен в канцелярию новороссийского и бессарабского генерал - губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. Почти одновременно Витте поступил на службу в управление казенной Одесской железной дороги. Освоив работу практически всех звеньев аппарата, начиная с кассирской должности, он вскоре стал начальником конторы движения.
Деятельность будущего реформатора в министерстве путей сообщения началась вполне успешно, что объяснялось как его связями (министр путей сообщения граф В.А. Бобринский был близко знаком с Р.А. Фадеевым и знал его племянника), так и собственными незаурядными способностями. За сравнительно короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 г. был уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, перешедшей к тому времени в собственность частного общества. В годы русско-турецкой войны молодой специалист зарекомендовал себя распорядительным и умелым администратором, за что был удостоен высочайшей благодарности. Вскоре Одесская дорога вошла в состав Общества Юго-западных железных дорог, и перед Витте открылись более широкие перспективы. В 1880 г. он становится начальником отдела эксплуатации, а с 1886 г. - управляющим этими дорогами. Будучи еще начальником отдела, он пишет книгу" Принципы железнодорожных тарифов". В, казалось бы, сугубо специальном труде Сергей Юльевич излагает концепцию экономического переустройства России, отдавая приоритет развитию железнодорожного дела. Витте убежден, что строительство гигантской сети "чугунок" поможет задействовать промышленный потенциал Российской империи, оживить внутреннюю и внешнюю торговлю во всех ее "медвежьих углах". Особый акцент он делает на протекционизме, когда частник - железнодорожник получает всестороннюю поддержку правительства при выполнении государственных заказов, но под жестким контролем сверху.
Возглавив управление Юго-западной железной дороги, Витте принялся претворять в жизнь свою концепцию и начал с технических новшеств: увеличил скорость грузовых поездов, построил склады и запасные пути, ввел таможенные агентства на границах с Австри-
ей, Германией, Румынией и тем самым за девять лет поднял доходы своей фирмы на небывалую высоту. Если в 1880 г - чистая прибыль управления составляла 470 тыс. руб., то в 1889-м - уже 13 млн. руб.
Авторитет С. Ю- Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А. Вышнеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.
Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на этом этапе. Столкновения Витте с высокопоставленными чиновниками по вопросам этих реформ. Отношение общественности к реформам министра.
10 марта 1890 г. Витте был назначен
директором департамента с
На государственной службе Витте развивает бурную деятельность. Теоретическая и практическая подготовка, широта взглядов, опыт, приобретенный в сферах частнопредпринимательской деятельности, выгодно выделяет его на фоне бюрократического окружения - Он сразу же становится деятельным сотрудником Вышнеградского. При его активном участии был разработан покровительственный тариф 1891 г., сыгравший исключительную роль во внешнеторговой политике России и ставший защитным барьером для развивающейся отечественной промышленности. Витте входит в различные комиссии - по проблемам торгового мореплавания и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту и т. д.
В качестве директора департамента, а затем и министра Витте проявил недюжинные административные способности и организаторский талант. Пользуясь положением царского выдвиженца, он ведет необычную для госаппарата кадровую политику: набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и выслуге, а прежде всего профессиональной подготовке, знаниям, деловитости, резко меняет стиль работы руководимых им подразделений. Его поведение, отношение к подчиненным были необычны, выпадали из привычных стереотипов, многим казались чрезмерно демократичными. Как вспоминали впоследствии его сотрудники, он позволял не соглашаться с собой, спорить, ценил самостоятельность и инициативу. "Доклады Витте происходили при весьма любопытной обстановке, У докладчика нет с собой ни бумаг, ни карандаша, и вот в течение двух часов докладчик и Витте ходят из угла в угол по кабинету и яростно спорят. Витте при этом вводит собеседника в круг своих идей и горячо отстаивает защищаемый им проект. Если Витте сдавался на доводы собеседника, то обыкновенно он начинал горячиться и кричать: " Я вас не понимаю, что вы хотите делать, - и после некоторого раздумья: - Ну, да делайте, делайте ..."2
Стремительное появление Витте в среде высшей бюрократии и столичного общества произвело сильное, но далеко не однозначное впечатление. Небезызвестный князь В.П. Мещерский, близкий ко двору реакционнейший публицист и издатель, так вспоминал свою первую встречу с новой "звездой", внезапно вспыхнувшей на петербургском небосклоне: " Я увидел перед собой высокого роста, хорошо сложенного с умным, живым и приветливым лицом человека, который сильнее всего впечатлил меня полным отсутствием всякого чиновничьего типа ... Витте мне сразу стал симпатичен своей естественностью, безыскусностью в проявлении им своей личности". Правда, другим он показался несколько примитивным. Генеральша А.В. Богданович писала в своем дневнике, "что на вид он похож скорее на купца, чем на чиновника". Беседа с ним сразу обнаруживала его природную даровитость. В профессиональной области он был хорошо знаком с научной литературой. В сфере же гуманитарной у него была масса серьезнейших пробелов. В частности он слабо владел французским, литературу и историю знал плохо, хотя и старался пополнить свое образование.3 Не блистал он и манерами. Весь его облик выдавал в нем провинциала. "Приехал он из Юго-Западной России с привычками, мало приспособленными к той среде, в которой ему приходилось работать; даром слова совершенно не обладал; формы речи были
неправильными и носили отпечаток долгого пребывания на Украине. Сама фигура его, манера говорить резко и категорично, его угловатые жесты производили разнообразное впечатление на официальные круги и вылощенную публику столицы ..."4