МВД СССР на заключительном этапе своей деятельности (1982 – 1991 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:54, контрольная работа

Краткое описание

1. Сложности работы МВД в период кадровой чистки (1983 – 1984 гг.) и последующей «перестройки» в стране. Воссоздание МВД РСФСР и его деятельность (1989 – 1991 гг.).
2. Деятельность органов внутренних дел и внутренних войск в условиях обострения межнациональных отношений и легализации теневой экономики.
3. Министерская «чехарда». Министры внутренних дел от В.В. Федорчука до В.П. Баранникова.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История ОВД.docx

— 45.89 Кб (Скачать документ)
  1. особенностей действий органов внутренних дел по решению указанных задач при наличии организационно-политических и иных противоречий между органами власти и управления (в центре и на местах) и другими социальными институтами,
  2. своевременности предотвращения криминальных чрезвычайных ситуаций в условиях межнациональной напряженности и конфликтности,
  3. необходимости выбора оптимальных стратегии и тактики использования органами внутренних дел методов как силового, так и несилового разрешения криминальных чрезвычайных ситуаций (их сочетания)

     Непосредственное участие органов внутренних дел и внутренних войск в решении указанных выше задач выявило целый ряд непредусмотренных ранее проблем. События в зоне осетино-ингушского конфликта показали, что в Чеченской Республике органам внутренних дел приходится находиться в состоянии длительного противостояния с противоборствующими им крупными группировками сил и вести боевые действия, что не могло не отразиться на психологической, организационно-тактической и технической готовности к действиям с применением силы. Это прежде всего касается милиции. В ходе выполнения оперативно-служебных задач она вынуждена действовать в боевой обстановке, к чему она, в силу своего функционального назначения, зачастую оказывается недостаточно подготовленной. К тому же ни в Законе Российской Федерации «О милиции», ни в ведомственных нормативных документах нет норм, которые бы регламентировали боевые действия милицейских подразделений против хорошо вооруженных бандитских группировок.

     Недостаточная информированность личного состава органов внутренних дел и внутренних войск о происходящих событиях, интенсивная дезинформация со стороны национал-экстремистов оказывают большое морально-психологическое воздействие на сотрудников правоохранительных органов. Весьма негативно на эффективность деятельности органов внутренних дел влияет отсутствие оперативных позиций непосредственно внутри экстремистских националистических группировок, незаконных вооруженных формирований. Это является следствием резкого неприятия так называемого политического сыска, нашедшего отражение в законодательстве (в частности, в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»).

     При таком подходе объединения экстремистского толка (даже тогда, когда они начинают использовать явно противоправные, влекущие уголовное наказание средства и методы) остаются вне зоны интенсивного оперативно-розыскного контроля.

     Нельзя забывать о том, что наличие оперативных контактов в национал-экстремистской среде и полученная в результате этого информация не должны в условиях демократического государства служить основанием преследования инакомыслящих. Однако эта информация может и должна использоваться в целях предотвращения и пресечения каких-либо правонарушений.

     Итак, деятельность органов внутренних дел по нейтрализации криминальных чрезвычайных ситуаций направлена на решение двух крупных задач предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых на межнациональной почве (от актов индивидуального террора до массовых беспорядков).

     Решение задач предупреждения преступных акций в данной сфере проходит в своем развитии два этапа:

  1. предупреждение на ранней стадии формирования и оформления замыслов преступников и подготовки ими конкретных противоправных акций,
  2. предупреждение на начальной стадии активных экстремистских действий.

     На первом этапе должны изучаться негативные процессы, происходящие в области социальных, экономических, политических, национальных и т. д. отношений в деятельности организаций различной ориентации, фронтов и объединений экстремистского толка или их отдельных групп и конкретных лиц; анализироваться причины и факторы, которые могут способствовать формированию, развитию криминальных чрезвычайных ситуаций данного вида, на основе отечественного и зарубежного опыта вырабатывать конкретные способы и методы воздействия на национал-экстремистов и др. преступные элементы привентивного характера применительно к складывающейся ситуации. На этой основе готовятся соответствующие предложения в инстанции, осуществляется информирование всех заинтересованных и способных повлиять на обстановку ведомств и организаций, определяется круг конкретных задач и мероприятий для каждого подразделения органов внутренних дел и внутренних войск.

     Как правило, на этом этапе осуществляется сбор, накопление и обобщение информации о деятельности националистических и криминогенных группировок и отдельных лиц, преследующих преступные цели. Важное значение имеет также организация информационной и аналитической работы. От ее качества напрямую зависит обеспечение уровня готовности органов внутренних дел к действиям по нейтрализации национал-экстремистских сил.

     Для эффективного противодействия преступной деятельности национал-экстремистов исключительно важное значение имеет правильная оценка сигналов раннего предупреждения, позволяющая принять необходимые меры в сложившейся ситуации. Запоздалое реагирование на эту информацию или ее недооценка могут привести к социальным взрывам, распространению насилия до таких масштабов, что борьба с ним становится возможной только путем изменения обычного правового режима, безотлагательного приведения в действие чрезвычайного законодательства, применения силовых методов со стороны государства.

     Опыт работы ОВД в этом направлении свидетельствует о том, что отсутствие специализированного банка данных (целевых профилактических учетов) о лицах, склонных к осуществлению противоправных деяний, в частности к организации массовых беспорядков, терроризму и т. п. или ранее судимых за аналогичные действия; отсутствие целевых компьютерно-информационных и идентификационных систем приводит к тому, что органы внутренних дел лишаются возможности оперативно решать вопросы информационного обеспечения проводимых профилактических операций. Кроме того, назрела необходимость создания локальных и межрегиональных сетей оперативно-розыскного назначения, позволяющих обрабатывать большие массивы информации, отсекать недостоверные и непроверенные данные, направляемые в оперативные штабы для перестраховки или имитации активной деятельности.

     Здесь необходимо укреплять связи с различными общественными объединениями, налаживать сотрудничество со средствами массовой информации по разоблачению националистических движений экстремистского толка и их лидеров, разъяснению мер, принимаемых органами власти и управления по снятию межнациональной напряженности, предупреждению и раскрытию уголовных преступлений.

     Средства массовой информации порой занимают неадекватные позиции. Органы внутренних дел сталкиваются с фактами неконтролируемого распространения, а иногда и искажения информации с мест событий отдельными журналистами. Это вызывает нервозность среди определенной части населения, обостряет и без того довольно напряженную оперативную обстановку. В некоторых публикациях фактически раскрываются тактические способы, приемы действий сил органов внутренних дел и внутренних войск. С другой стороны, ОВД не используют в должной мере возможности средств массовой информации для дезориентации национал-экстремистов.

     Для недопущения перерастания действий, носящих локальный характер, в крупномасштабные противоправные действия следует использовать установление прямых контактов с лидерами общественных движений и с населением, а также участие в согласительных комиссиях. Такой подход, как показывает практика, дает положительный эффект.

     В этот период осуществляется трудная систематическая работа по раскрытию преступлений на межнациональной почве (и иных) и привлечение виновных к предусмотренной законом уголовной ответственности, а также выявление с целью последующего привлечения к ответственности лиц, разжигающих социальную и межнациональную рознь, распространяющих слухи, могущие вызвать групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки.

     В действиях органов внутренних дел и внутренних войск на указанной стадии предупреждения криминальных чрезвычайных ситуации находят сочетания в различных вариациях две стратегические линии силового и ненасильственного воздействия. Конечно, приоритет должен отдаваться второй. Однако, когда это не удается, необходимо использовать принцип разумной достаточности силы.

     Если меры, принятые для предупреждения криминальных чрезвычайных ситуаций, не привели к положительному результату, а локальная конкретная ситуация раскрылась до угрожающие масштабов, настоятельной необходимостью становится активное пресечение противоправных деяний. Для ее реализации усилия органов внутренних дел, руководства различных уровней, включая оперативные штабы, которые создаются для руководства действиями органов и войск в сложившейся конкретной ситуации, сосредотачиваются на:

— сборе и анализе информации об изменении обстановки в условиях развития криминальных чрезвычайных ситуаций;

— разработке и осуществлении в соответствующие инстанции информации и предложений по урегулированию конфликтной ситуации;

— собственно пресечении и раскрытии совершаемых преступлений. В этом случае должны разрабатываться и осуществляться войсковые и иные мероприятия (опять же как силового, так и ненасильственного характера), направленные на стабилизацию обстановки в регионе ЧС, пресечение преступных действий вооруженных формирований, их разоружение.

     В этой связи представляется необходимым создание мобильных группировок сил и средств, систем управления ими, способных оперативно и эффективно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций. Определенный опыт, зачастую трагический, в данной области в МВД России имеется.

     Как ОВД, так и ВВ оказались неподготовленными к проведению специальных операций по ликвидации бандформирований подобного типа. Прошедшие события убедительно показали, что органы внутренних дел и внутренние войска МВД России ни при каких условиях не в состоянии до конца разрешить причины, обусловившие межнациональный конфликт.

Министерская «чехарда». Министры внутренних дел от В.В. Федорчука до В.П. Баранникова

     Осмысливая развитие преступности в РСФСР в годы перестройки, особенности борьбы с асоциальной активностью криминалитета, в целом, требуется признать, что при анализе данных процессов следует учитывать специфику правоохранительного потенциала советского государства, в значительной степени предопределившего особенности его эволюции в новых исторических условиях. В данной связи необходимо отметить, что в СССР органы правоохраны вели беспощадную и, нужно признать, довольно успешную борьбу с преступным миром, который считался «пережитком капитализма», а значит, был явлением временным, уходящим, подлежащим уничтожению.

     Тем не менее, в годы застоя в указанной сфере накопилось немало проблем. Это в полной мере обнаружилось после смены политического руководства СССР в 1982 году. В силу специфики предыдущего этапа внутриполитического развития, в частности, вследствие чрезвычайно обострившегося в начале 1980-х годов противостояния основных правоохранительных ведомств - МВД и КГБ, решение проблемных моментов, преодоление имевших место недостатков эпохи «застоя», началось именно с органов внутренних дел.

     После скандальной отставки Н. Щелокова в 1982 г. во главе МВД СССР был поставлен чекист В.Федорчук, взявший общий курс на «наведение порядка», чистку ведомства от дискредитировавших себя кадров. Наряду с этим, МВД было «укреплено» переброской сюда кадровых работников КГБ (около 150 человек). В целом, чистка органов внутренних дел приобрела огромный размах и затронула все этажи аппарата ведомства. В процессе масштабного обновления кадров, в 1983-1984 гг. из МВД было уволено 60 тысяч человек, к декабрю 1985 г. эта цифра составила 100 тысяч." В частности, в Иркутской области были сняты с работы 27 (из 28) начальников горрайотделов МВД, уволены 103 сотрудника, понижены в должности - 56, более 100 - были наказаны в дисциплинарном порядке, а 56 — исключены из КПСС."

     Знаковое значение имело также то, что июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС «За допущенные ошибки в работе» вывел из состава ЦК КПСС Н. Щелокова. В ходе отмеченной работы на всю страну прогремел целый ряд крупных «дел», в ходе разбирательства по которым разоблачались злоупотребления, халатность, самоуправство сотрудников правоохранительных ведомств, пересматривались многие вынесенные по их вине неоправданные приговоры. В частности, к числу наиболее громких следует отнести так называемое «мозырское дело», в ходе которого была проведена основательная чистка милиции и прокуратуры Белоруссии.

     На фоне отмеченных процессов, «антимилицейская» составляющая нового руководства МВД приобретала порой довольно упрощенный, порой карикатурный вид. К примеру, на некоторое время В. Федорчук даже отменил бесплатный проезд работников милиции в городском транспорте, что было затем опротестовано Генеральной прокуратурой как незаконное решение.

     Общий итог подобной политики оказался закономерным. К 1985 году органы внутренних дел переживали глубокий кризис. Учитывая это, а также вследствие заинтересованности в обновлении руководства ведомства, в 1985 г. разбор дел в МВД был вынесен на Политбюро. В итоге, Федорчук был обвинен в развале МВД и снят с должности министра. Его место занял бывший первый секретарь Ростовского обкома КПСС А. Власов.

     Власов А.В. - член КПСС с 1956 г. Депутат Верховного Совета СССР IX – XI созывов, народный депутат СССР с 1989 г. 

Информация о работе МВД СССР на заключительном этапе своей деятельности (1982 – 1991 гг.)