Монгольские завоевания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью выполняемой работы стало: характеристика и направления монгольских завоеваний.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть начало монгольской экспансии;
- исследовать завоевание монголами Китая и Средней Азии;
- проанализировать покорение монголами Руси и Восточной Европы;
- дать характеристику основным монгольским завоеваниям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

1. НАЧАЛО МОНГОЛЬСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ ……………………………4
2. ЗАВОЕВАНИЕ КИТАЯ И СРЕДНЕЙ АЗИИ ……………………………7
2.1. Завоевание Китая …………………...……………………………7
2.2. Завоевание Средней Азии …………………………………………8

3. ПОКОРЕНИЕ РУСИ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ………….….……..11
3.1. Покорение Руси ………………………...……………………………11
3.2. Вторжение в Восточную Европу …………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…….……………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….….…………………17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контра монголы..doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

В последующие годы монголы закончили покорение Хорезма и вторглись в Тибет. В 1225 году Чингисхан с богатой добычей возвратился в Монголию. Отряд Субедэ (Субедея), пройдя через Северный Иран, в 1222 году вторгся на Кавказ, разбил войско грузинского царя, взял Дербент и через Ширванское ущелье вошел в половецкие степи. Монголы нанесли поражение войску половцев, лезгинов, черкесов и аланов, а в начале 1223 года совершили набег на Крым, где захватили Сурож (Судак). Весной они вернулись в половецкие степи и прогнали половцев к Днепру. Половецкий хан Котян попросил о помощи своего зятя, галицкого князя Мстислава. Тот собрал в Киеве совет южнорусских князей, на котором было решено выставить объединенное войско против монголов. Вместе с половцами оно сосредоточилось на правом берегу Днепра у Олешья[5, c.121].

Князья Даниил Волынский и Мстислав Галицкий с тысячью всадников переправились через Днепр и разбили передовой отряд монголов. Однако этот успех погубил русско-половецкое войско. Не имея ясного представления о силах противника, оно двинулось за Днепр в половецкие степи.

Через девять дней союзники подошли к реке Калке (Калец). Тут проявилось соперничество двух наиболее могущественных князей — Мстислава Киевского и Мстислава Галицкого. Киевский князь предлагал обороняться на правом берегу Калки, а галицкий князь вместе с большинством других князей и половцами 31 мая 1223 года переправились через реку. Передовой отряд Даниила Волынского и половецкого полководца Яруна внезапно наткнулся на главные силы Субедэ и был обращен в бегство. Беглецы смешали ряды дружины Мстислава Галицкого. Вслед за ними в расположение главных сил русского войска ворвалась монгольская конница. Русские дружины в беспорядке бежали за Калку и далее к Днепру. Спастись удалось только Мстиславу Галицкому и Даниилу Волынскому с остатками, своих дружин. Шесть князей, в том числе Мстислав Черниговский, погибли[5, c.121].

Монголы осадили лагерь Мстислава Киевского. Его дружине удалосй отбить несколько атак. Тогда Субедэ обещал за выкуп отпустить Мстислава с воинами восвояси. Однако когда русские вышли из лагеря, монголы захватили их в плен, а Мстислава Киевского и двоих союзных ему князей казнили страшной смертью. На несчастных положили доски, а на них восседали пирующие монгольские военачальники.

Поражение русских войск было вызвано разногласиями русских князёй и 
более высокой боеспособностью монгольской легкой конницы. К тому же 
армия Субедэ и Джебэ получила возможность бить противника по частям. 
Монгольское войско в битве на Калке насчитывало до 30 тысяч человек. 
Данных о численности русско-половецкой армий нет, но, вероятно, она была 
примерно равна монгольской. После победы при Калке Джебэ и Субедэ двинулись к средней Волге. Это был глубокий разведывательный рейд монгольской конницы, подготавливавший будущий поход на запад. Здесь монголы не смогли сломить сопротивление волжских булгар и прикаспийскими степями вернулись в Азию, где в 1225 году соединились с армией Чингисхана[5, c.122].

Монгольские орды совершили переход через Тянь-Шань, овладели Бухарой, Самаркандом, столицей Хорезма – Ургенчем, Мевром и другими городами, стерев с лица земли библиотеку, дворцы, сады, ирригационные сооружения и иные творения человеческого гения. Население безжалостно уничтожалось, жизнь сохраняли только тем, кто вступал в войско монголов. В 1221-1223 гг. полки монголо-татар потянулись на запад, преодолевая огромные растояния и трудности переходов через пустыни и горы. Тяжкая участь постигла Афганистан, Индию, Иран, Азербайджан, Армению, Грузию. Через Северный Кавказ один из лучших полководцов Субедэй вышел к замёрзшему Керченскому проливу и направился в Крым, где разгромил Судак – первый город средневековой Европы, подвергшийся монгольскому набегу. Пройдя через Перекоп в Северное Приазовье – половецкие степи, неведомый враг привёл в ужас аланов и половцев, а 31 мая 1223 г. на реке Калке, недалеко от устья Дона, уничтожил объединённые русско-половецкие силы. Совершив первый разведывательный поход в Восточную Европу армия Чингис-хана отошла за Волгу, чтобы через 12 лет вернуться и поработить тюркские и славянские народы[1, c.495].

 

 

 

 

 

3. ПОКОРЕНИЕ РУСИ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

 

 

3.1 Покорение  Руси

 

В 1232 монгольское  войско пыталось вторгнуться в Волжско-Камскую  Болгарию, но было отбито. Продолжали борьбу с завоевателями и башкиры. Наступление  на запад силами одного улуса Джучи  потерпело неудачу. На курултае 1235 было решено направить "в помощь и подкрепление Бату" военные силы других улусов. В походе участвовали 14 ханов-чингисидов, общемонгольское войско достигало 150 тыс. чел[9].

Кампания была столь же хорошо подготовлена, как  любой из классических походов Чингисхана. Разведчики и шпионы собрали необходимую информацию заранее. Было решено, что булгары и другие народы восточной окраины Руси по течению Волги, равно как кипчаки (половцы) и иные племена нижнего Поволжья и нижнего Дона должны быть разбиты в первую очередь, с тем чтобы обеспечить надежные коммуникации и тылы армий, действующих на Руси. Большинство из этих целей были успешно достигнуты в течение двух лет (1236-37 гг.).

Осенью 1236 монгольское  войско вновь вторглось в Волжско-Камскую  Болгарию и разгромило её, весной и  летом 1237 оно продолжало сражаться с аланами, половцами и народами Среднего Поволжья, а осенью сосредоточилось в районе современного Воронежа для похода на Северо-Восточную Русь. В начале зимы 1237 Батый напал на Рязанское княжество и разбил дружины местных князей. 21 декабря после шестидневного штурма пала Рязань. Героизм защитников Рязанской земли прославлен в предании о Евпатии Коловрате. В январе 1238 под Коломной были разбиты владимирские дружины, пытавшиеся задержать Батыя у границ Владимирского княжества. Монгольское войско разрушило Коломну, Москву и 4 февраля осадило Владимир. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович "с малой дружиной" ушёл за Волгу, на р. Сить (приток Мологи), где начал собирать новое войско. 5 февраля монгольский отряд разорил Суздаль, а 7 февраля после ожесточённого штурма был взят Владимир. После этого Батый разделил войско на несколько крупных отрядов, которые пошли по основным речным путям на северо-восток, север и северо-запад и взяли в феврале 1238 14 русских городов (Ростов, Углич, Ярославль, Кострому, Кашин, Кснятин, Городец, Галич-Мерский, Переяславль-Залесский, Юрьев, Дмитров, Волок-Ламский, Тверь, Торжок). 4 марта войско монгольского полководца Бурундая окружило и уничтожило великокняжеские полки на р. Сити; в этом бою погиб и князь Юрий Всеволодович. Всё междуречье Оки и Волги было опустошено монголами. Небольшой отряд монгольской конницы совершил рейд на север. и возвратился, не дойдя 100 км до Новгорода. При отступлении в степи монгольское войско шло широким фронтом мелких отрядов, "облавой", ещё раз подвергнув русские земли опустошению. Упорное сопротивление оказал врагу Козельск, который монгольское войско осаждало 7 недель, понеся большие потери[3, c.60].

Русь потерпела  поражение в борьбе с татаро-монголами  потому, что переживала феодальную раздробленность. Вторая причина превосходство татаро-монголов в военном искусстве, каждый монгол – прирождённый кочевник, воин. С юношеского возраста монгол оттачивал боевое мастерство в различных учениях. Вместе монгольское войско составляло лавину. Монголов объединяла жёсткая военная дисциплина. Наконец, для Руси было неожиданным, что монголы вели войну зимой, так как кочевники до монголов предпочитали тёплое время года[6, c.125].

В половецких степях (лето 1238 — осень 1240) монгольское  войско вело затяжную войну с половцами и аланами, совершило походы в Крым, в Мордовскую землю, где поднялось восстание против завоевателей, на Переяславль-Южный и Чернигов (1239). Осенью 1240 начался поход на Южную Русь. В конце декабря после многодневного штурма пал Киев. Монгольские отряды взяли и разрушили Владимир-Волынский, Галич и другие города. Однако Данилов, Кременец и Холм отбили все приступы монгольского войска. Весной 1241 монгольское войско, хотя и значительно ослабленное героическим сопротивлением русского народа и других народов Восточной Европы, всё же прошло дальше на запад[10].

 

3.2 Вторжение в Восточную Европу

 

Многие из западнорусских князей, однако, предпочли искать убежища  в Венгрии и Польше, что дало Бату повод, если таковой был нужен, напасть на эти две страны. Бату также протестовал против решения венгерского короля Белы IV предоставить убежище хану Котяну и его половцам. Основным объектом интереса монголов в Венгрии было то, что она представляла собою самую западную точку степной зоны и могла служить отличной базой для монгольской кавалерии в любой из ее будущих операций в Центральной Европе[7].

Монголы не имели непосредственного  интереса в Польше, но стратегия  Субэдэя требовала похода на эту  страну, чтобы устранить потенциальную  угрозу монгольскому правому флангу в его операции против Венгрии. Итак, к концу года не только Центральная, но и Западная Европа подверглась монгольской угрозе. Многое зависело от способности западных наций скоординировать свои действия и организовать единое сопротивление против захватчиков. Это, однако, было легче сказать, чем сделать. Феодальную Европу разрывали внутренние противоречия, и, кроме того, разгорался конфликт между светской и духовной властями римской католической Европы – борьба между императором Фридрихом II и папой, в которой каждый делал все возможное для подрыва престижа другого[8].

Тем не менее, следует  признать, что в поход на Западную Европу монгольская армия двинулась  серьезно ослабленной – она сократилась  не менее чем на треть. Численность  оставшихся у Батыя войск можно оценить в восемьдесят-девяносто тысяч человек – не слишком большое количество для столь масштабного замысла. Еще более удивительно, что и эта армия при вторжении в Европу была разделена на три части. Три тумена под руководством сына Джагатая, Байдара, направились в Польшу; два тумена Кадана, сына Угедэя, обрушились на Валахию и Южную Венгрию; три-четыре тумена самого Батыя двинулись через Карпаты на Центральную Венгрию. Но еще более поразительно то, что эти относительно небольшие армии почти повсеместно брали верх над противником: разве что чехи одержали локальную победу под Оломоуцем.

 Серьезных успехов  добился корпус Байдара в Польше. Под Турском и Хмельником монголы  поочередно разгромили и польское  ополчение, и кадровые войска (дружину). 22 марта они взяли тогдашнюю польскую столицу Краков. 9 апреля состоялось крупнейшее сражение польского этапа похода. У местечка Лигниц тумены Байдара наголову разгромили польско-немецкую рыцарскую армию под командованием князя Генриха. Погиб и сам князь. После этой важнейшей победы армия Байдара двинулась на юг, на соединение с войском Батыя. В мае 1241 года она уже грабила Моравию. Это вторжение привело к большим разрушениям и потерям на Польше, однако иго не было установлено. Нападение, скорее, носило грабительский и стратегический характер, потому и численность монгольских войск была небольшой. Однако оно нарушило стабильность в Польше, и не только помешало её объединению, но и привело к разделению на длительное время[5, c.123].

Еще большими достижениями закончилось наступление монголов на Венгрию. Батыю и Субэдэю удалось здесь навязать венгерской армии короля Белы генеральное сражение. Оно состоялось на реке Шайо и оказалось чрезвычайно кровопролитным. Сами монголы потеряли убитыми более четырех тысяч человек, но в итоге им удалось окружить и почти полностью уничтожить главное венгерское войско численностью около шестидесяти тысяч человек. Король Бела сумел бежать с поля боя, но сопротивление венгров после этой битвы было сломлено. Справедливости ради надо сказать, что в этой битве участвовал и вовремя подошедший корпус Кадана, так что монгольская армия, возможно, и превосходила венгерскую. Монголы назначили в Венгрии баскака. Чеканка монет там стала производиться от имени великого хана. В целом, монголы установили полный контроль над Венгрией, хотя и не смогли взять несколько крепостей. Поэтому последующие короли приступили к усиленному строительству новых фортификационных сооружений[4, c.472].

От дальнейшего наступления  степняков Европу спасла случайность. В декабре 1241 года в своем дворце в Каракоруме умирает великий хан Угедэй. Известие об этом приходит в Европу весной 1242 года. Для Батыя эта весть стала по настоящему черной – ведь главным претендентом на освободившийся престол был его ярый противник Гуюк. Поэтому после некоторого раздумья и по совету многоопытного Субэдэя Батый решает отказаться от продолжения похода. Он оставляет и свои планы сделать плодородную венгерскую пушту личным улусом и базой для дальнейших завоеваний и начинает отвод войск в приволжские степи. Разграбив напоследок Болгарию, в 1243 году монгольские армии Батыя отходят в междуречье Волги и Дона. Европа, наконец, смогла облегченно вздохнуть. Великий Западный поход непобедимой монгольской армии завершился[10].

 Как бы то ни было, победа монголов при Шайо имела огромное стратегическое значение. Она отдала под монгольскую власть всю Юго-Восточную и часть Центральной Европы и ввергла в страшную панику остальные европейские страны. Римский папа, германский император и даже французский король ожидали неминуемого вторжения победоносных кочевников. Страх перед монголами, во многом иррациональный, охватил и население и армии этих государств. Монголы, правда, не слишком спешили, занимаясь привычным делом – грабежом, но к весне 1242 года корпус Кадана, основательно пошерстив Адриатическое побережье Хорватии, вышел к Триесту. А за Триестом уже лежала Италия[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом проанализировав  походы монголов  мы можем сказать, что единственной целью их внешней  политики являлось расширение владений. Огромная орда (около 300 тыс. конников), находившаяся под началом Чингис-хана была управляема и готова начать завоевательные походы. Иной жизни в те времена у воинствующего народа не могло быть. Армия Чингис-хана была новым важным политическим фактором в степной зоне, до того ещё не знавшей боевых организованных формирований подобного типа и в таком количестве. Собственно, именно созданная Чингисом армия и явилась решающим фактором в последующих успехах сравнительно не многочисленного этноса монголов. Только хорошо организованная армия, послужившая костяком всей военно-политической структуры монголов, помогла им завоевать и подчинить себе почти полмира, да ещё всерьёз угрожать многим из остальных стран и народов.

Так к началу 1211 года Чингисханом  были решены все основные внешнеполитические задачи. Военно-дипломатическая подготовка к намеченной войне с Китаем блестяще завершилась. Была обеспечена безопасность границ, обретены стратегические союзники, значительно усилена армия – и в количественном, и в качественном отношении. И наоборот, цзиньский Китай накануне войны оказался в полной дипломатической изоляции, окруженный одними врагами (не стоит забывать и об извечном его враге – южнокитайской Сунской династии). Итак, первые пять лет, прошедшие после курултая 1206 года, стали решающими в деле укрепления монгольской державы и верховной ханской власти. Теперь, не имея серьезных врагов вне империи и противников внутри страны, Чингисхан мог приступить к решению давно обдуманной и такой желанной задачи – к войне с Китаем.

Таким образом монгольское владычество жестко установилось как в Северном Китае, так и в Маньчжурии. Чингис теперь имел в своем распоряжении не только корпус китайских военных инженеров, но мог также использовать услуги опытных, высококультурных и хорошо обученных гражданских чиновников. С их помощью, а также при поддержке уйгуров, монголы обрели способность управлять миром, к завоеванию которого они были так близки.

Информация о работе Монгольские завоевания