Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:07, реферат
На рассвете 22 июня 1941 г. германские войска пересекли границу СССР. Пользуясь безалаберностью железнодорожников, командования Брестского гарнизона, немцы перебросили из-за Буга эшелон с опломбированными вагонами, в которых были вооруженные солдаты и офицеры, на станцию Брест-Западный. Они заняли станцию и часть города, оставив в тылу пограничников и военных в крепости.
С первых дней войны ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Действуя самоотверженно, советские летчики стремились нанести противнику как можно больший ущерб. Нередко, израсходовав все боеприпасы, они шли на таран вражеских самолетов. Так поступили в те июньские дни Д.В. Кокорев, И.И. Иванов, Л.Г. Бутелин, М.П. Жуков, С.И. Здоровцев, П.Т. Харитонов, П.С. Рябцев, А.С. Данилов и другие. 26 июня в белорусском небе беспримерный по мужеству и самоотверженности подвиг совершили командир эскадрильи 207-го авиационного полка 42-й бомбардировочной дивизии капитан Н.Ф. Гастелло и члены экипажа его бомбардировщика лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый и старший сержант А.А. Калинин. Когда подбитый противником самолет загорелся в воздухе, они, преисполненные жгучей ненависти к врагу, отказались выброситься на парашютах и направили пылающую машину на скопление немецких войск.
Упорно оборонялись части 108-й стрелковой дивизии, артиллеристы 49-го корпусного арт. полка, пограничники 16-го Дзержинского пограничного отряда, работники военно-технического складна N9 11 пограничных войск НКВД, межокружной арт.-оружейной мастерской НКВД и др. И все же основная тяжесть отражения налетов авиации противника на Минск легла на зенитную артиллерию. Столицу республики прикрывали зенитчики 7-й бригады ПВО под командованием А.П. Колесникова. В течение 22—26 июня ее зенитные батареи сбили над Минском и в его окрестностях одиннадцать фашистских самолетов. Зенитчик 34-го артполка сержант Т. Кадомский в дни боев за Минск сбил три самолета противника. Четыре фашистских стервятника за первые пять дней войны уничтожил наводчик зенитного пулемета 64-й стрелковой дивизии Иван Чередниченко.
После тяжёлых и упорных боёв советские войска были вынуждены оставить Минск. Все тяготы обороны страны были возложены на плечи простых солдат. Только 29 июня была дана директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в соответствии с которой проводилась дополнительная мобилизация в Красную Армию. В июне - августе было мобилизовано более 500 тыс. жителей Беларуси.
Советская историография весьма скупо описывает этот день, но есть-таки одна книга, где содержится рассказ о штурме Минска 28 июня 1941 года. Книга называется "Die Soldatische Tat" -- "Der Kampf im Osten 1941/1942" ("Солдатские подвиги" -- "Бои на Востоке 1941/1942"). Издана в 1943 году и содержит рассказы солдат и офицеров вермахта, воевавших на Восточном фронте в 1941-1942 гг.
5. Минский «котел»
Танковые группы образовали котел, который постепенно создавался вокруг русских войск, оставшихся западнее Минска и в районе Новогрудок. Армейские корпуса 4-й и 9-й армий, наступавшие за танковыми группами, окончательно завершили с запада окружение русской группировки. К 9 июля котел был очищен. В сводке германского верховного командования от 11 июля сообщалось, что в результате первого большого двойного сражения за Белосток и Минск было взято в плен 328 898 человек, в том числе несколько крупных генералов, захвачено 3332 танка, 1809 орудий и другие многочисленные военные трофеи. В котел попало почти три десятка дивизий. Лишенные централизованного управления и снабжения, они, однако, бились до 8 июля. На внутреннем фронте окружения Боку пришлось держать сначала 21, а затем 25 дивизий, что составляло почти половину всех войск группы армий «Центр». На внешнем фронте продолжали наступление к Березине лишь 8 ее дивизий, да еще против 75-й советской стрелковой дивизии действовал 53-й армейский корпус. Западнее Минска, в обширном районе, центром которого была Налибокская пуща, оказалась в окружении также часть сил 13-й армии. На 600 гектарах Налибоцкой пущи с 28 июня по 8 июля их просто безжалостно добивали. Из всех отступавших осталось около 100 тысяч человек, они потом пошли на укомплектование других дивизий. Затянувшаяся борьба в западных районах Белоруссии вызвала недовольство в ставке Гитлера. 5 июля главное командование сухопутных войск потребовало от командования группы армий «Центр» ускорить ликвидацию котла под Новогрудком, чтобы высвободить пехотные дивизии для смены связанных под Минском соединений 2-й и 3-й танковых групп и последующего выдвижения их за танковыми войсками к Днепру. Однако немецкие пехотные дивизии не смогли быстро сменить танковые соединения, втянутые в тяжелые сражения с окруженной группировкой. Им не удалось надежно блокировать советские войска под Новогрудком. Окруженные части в конце июня и начале июля большими группами вышли на соединение с главными силами на Березине и в междуречье Березины и Днепра.
Остававшиеся под Новогрудком подразделения продолжали бои до 8 июля. Немало отважных сынов Родины пало смертью храбрых. Многие укрылись в лесах и развернули в тылу врага партизанские действия. Всю вину за разгром советского Западного фронта Сталин возложил на командование фронта. 30 июня был арестован командующий фронтом генерал армии Д.Г. Павлов и другие генералы. После недолгого следствия Павлов был приговорен к расстрелу. Вместе с ним 22 июля были расстреляны: начштаба фронта генерал-майор В.Е. Климовских и начальник связи фронта генерал-майор А.Т. Григорьев. Начальник артиллерии фронта генерал-лейтенант Н.А. Клич и командир 14-го мехкорпуса генерал-майор С.И. Оборин арестованы 8 июля и затем расстреляны, командующий 4-й армией генерал-майор А.А. Коробков отстранен 8 июля, на следующий день арестован и расстрелян 22 июля.
Заключение
Бои за Минск показали высокую боеспособность воинов Красной Армии, их мужество и героизм, веру советского народа в победу над врагом. В боях под Минском враг понёс значительные потери, что сказалось на темпах его продвижения к Днепру. Оборонительные бои под Минском способствовали срыву гитлеровского плана «молниеносной войны». 3 дивизиям, защищавшим Минск, в числе первых присвоены почётные звания гвардейских: 100-я стала 1-й гвардейской, 161-я — 4-й гвардейской, 64-я — 7-й гвардейской. Двухмесячные оборонительные бои советских войск в Беларуси не позволили противнику реализовать план молниеносной войны, дали возможность сконцентрировать резервы и подготовиться к защите на московском направлении. Катастрофа Красной Армии в начале войны была следствием существования в стране жесткого тоталитарного режима. Одной из причин этой катастрофы была некомпетентность, самоуверенность партийного, государственного аппарата в центре и на местах. Руководство БССР в первые дни войны призывало население сохранять спокойствие, убеждало людей, что враг не пройдет. Принимались постановления о борьбе с «паникерами». В это же время готовились эшелоны для эвакуации сотрудников ЦК и государственных органов. За три дня до оккупации, в трагический для народа период, руководители республики, не объявив общей эвакуации, тайно в ночь с 24 на 25 июня покинули город. Оборона западных военных округов оказалась неподготовленной. В результате репрессий военных кадров во второй половине 30-х гг. было уничтожено около 40% наиболее подготовленных, опытных офицеров, генералов, маршалов. Маршал А.М. Василевский впоследствии заявил, что без репрессий 1937 г., возможно, войны 1941 г. не было б вообще.