Мифы древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 10:20, реферат

Краткое описание

Всем известны фотографии одного из чудес света — грандиозные конусы египетских пирамид, усыпальниц фараонов и каменное изваяние их стража — Сфинкса. Взгляд его, кажется, устремлен далеко в прошлое, во мглу тысячелетий, в те времена, когда по берегам Нила жили древние египтяне. Древний Египет до сих пор во многом остается загадочной страной. Ее называют «даром Нила», потому что без разливов этой реки жизнь здесь была бы невозможна. В тех местах очень жарко, солнце палит беспощадно, дождей почти не бывает. Но каждый год разливается Нил, оставляя, после того как возвращается в свои берега, слой плодородного ила, на котором вот уже много тысячелетий выращиваются обильные урожаи.

Прикрепленные файлы: 1 файл

МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.docx

— 132.83 Кб (Скачать документ)

Но самый добрый и любимый людьми царь и бог не захотел оставаться на земле. Он стал править в царстве мертвых. Отныне его величали Господином подземного мира, Хозяином вечности и Владыкой умерших, а черный шакал Анубис стал его первым помощником, который взвешивает сердца на весах справедливости, после чего умершие получали вечную жизнь в награду за добродетель или кару за грехи свои.

Египтяне видели в воскрешении Осириса залог вечной жизни. Мумифицировали умершего, думая, что и он, как Осирис, возродится в другом мире. И даже называли усопшего «Осирис». 
Крестьяне верили в то, что, засевая зерна В борозду и засыпая их землей, они погребают Осириса. Зелень всходов превращалась в наполненные зерном нового урожая колосья пшеницы, ячменя — это, верили они, второе рождение Осириса. Радость урожая омрачалась мыслью о том, что ради него приходится срезать серпом колосья, а значит, терзать зеленое тело любимого бога. Поэтому египетские жрецы, следуя древнему обычаю, били себя в грудь и громко причитали над первым срезанным снопом, обращаясь с мольбой к Исиде не гневаться за то, что люди вынуждены серпами ранить ее любимого брата и супруга. 
Вот так сопровождали сев и жатву радость и печаль. Так продолжалось в течение тысяч лет, пока был жив миф об Осирисе.

НЕСПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ

По праву сильного Сет царствовал в Египте. Но вырос и возмужал Гор — законный наследник Осириса. Он обратился к суду богов в поисках справедливости: сан царя должен принадлежать ему, Гору.                                             — Гор прав миллион раз, отдадим корону Гору, — сказал мудрый Тот.                     — Пусть Тот возложит корону на его главу, — предложил бог воздуха Шу.

Крик радости вырвался из груди Исиды.

Но верховный судья Ра страшно рассердился, потому что желание его заключалось в том, чтобы оставить корону у Сета, хоть это и было несправедливо. И Сет, почувствовав поддержку Ра, закричал:                                                              — Я готов сразиться с Гором. Кто победит — тот царь!                                                — Так мы не распознаем неправого. Мне ясно: право на стороне Гора, —возразил Тот.                                                                                                                                        — Сан царя слишком высок для этого юноши, — сказал Ра.                                           — Ты не по-божески решаешь! — дружно закричали боги.

Ра обиделся, ушел в свою беседку и лег на спину. И богам пришлось отправиться по своим жилищам. Так сорвалось собрание суда. И у богов, так же как у бравших с них пример людей, суд был далеко не всегда скорым и правым.  
Тяжба Сета и Гора тянулась целых... восемьдесят лет. Вот как долго справедливость не могла победить силу. Силою своею и поддержкой Ра злой и хитрый Сет пользовался постоянно. Недовольный строптивыми богами, он закричал однажды:

— Как схвачу я мой тяжелый скипетр и стану убивать каждый день по одному из вас!

Ра даже не приструнил раскричавшегося Сета. А боги испугались. Лишь Исида обрушила гневные упреки на несправедливого Ра и на пугливых богов. Сет разгневался пуще прежнего:

— Клянусь владыкой вселенной, —кричал он, — я не буду участвовать в этом суде, пока Исида находится в нем!

И что же решил Ра? Нет, он не выгнал из Зала справедливости распоясавшегося нахала, а повелел всем богам:

— Переправляйтесь на Срединный остров, там продолжим суд, а перевозчику Анти скажите: «Не переправляй ни одной женщины, похожей на Исиду».

Вот какое несправедливое решение принял Ра. А Исида сначала заплакала от горя: ведь боги, уставшие от долгой тяжбы, могут согласиться с несправедливым решением, когда ее не будет. Ради сына она была готова на все и решила хитростью проникнуть на Срединный остров.

ХИТРОСТЬ ИСИДЫ

Боги перебрались на Срединный остров и, прежде чем судить да рядить, уселись за трапезу.

А красавица Исида превратилась в старую сгорбленную женщину. Она подошла к Анти-перевозчику и попросила:— Переправь меня на остров, я несу в горшке пищу, а в руках хлеб для сына, который там пасет скот. 
— Мне приказали не переправлять женщин, — ответил Анти. 
— Но ведь тебе сказали только про Исиду... 
— Твоя правда. А что ты мне дашь за переправу? 
— Я дам тебе хлеб. 
— Не буду я рисковать только ради хлеба. 
— Тогда возьми в придачу мой золотой перстень.

Анти, между прочим тоже бог, позарился на золото и перевез на остров Исиду. Там она прибегла к своей колдовской силе и превратилась в девушку, красивее которой не было во всей стране. Сет оставил трапезу и подбежал к ней, потому что страстно полюбил красавицу: 
— Я хочу побыть с тобою, прекрасная девушка! — воскликнул он.

Но Исида сказала:  
— Выслушай меня сначала. Я была женой пастуха и родила сына. Мой муж умер, а сын стал стеречь скот своего отца. И вдруг приходит чужой человек и кричит сыну: «Я изобью тебя, отниму скот, а тебя вышвырну вон». Рассуди нас. 
— Неужели следует отдать скот чужому человеку, когда жив сын мужа, наследник, — сказал Сет. — Надо хватить пришельца дубиной по голове и вышвырнуть его вон, а посадить твоего сына на место его отца!

Прекрасная девушка вдруг превратилась в коршуна. Она взлетела на вершину акации, под которой пировали боги, и крикнула так громко, чтобы все слышали: 
— Вот слова Сета, которыми он осудил сам себя! 
Но Ра и на этот раз прислушался не к голосу справедливости, а к разозлившемуся пуще прежнего Сету: 
— Пусть приведут Анти и накажут за то, что он перевез Исиду! — потребовал он. 
Бедного Анти привели, связали, положили на доску и палками отбили пятки, да так сильно, что он на всю жизнь остался хромым.

И тогда Гор решил: «Так можно всю жизнь провести в суде, состариться и не добиться справедливости. За справедливость нужно бороться!»

КАК БОРОЛИСЬ СЕТ И ГОР

Сет сказал Гору: 
— Давай превратимся в гиппопотамов, опустимся на дно моря. Кто выдержит под водою три месяца — тот и царь. 
И они опустились под воду. Исида решила помочь сыну. Она бросила гарпун, чтобы навсегда пригвоздить Сета ко дну. Но промахнулась и попала в сына! 
— Крикни гарпуну, чтоб он отпустил меня! — взмолился Гор. 
— Отпусти его, ведь это Гор, мой сын, мое дитя! — закричала Исида, и гарпун послушался. Второй раз Исида метнула гарпун, и он впился в тело Сета. 
— Не убивай меня, ведь я твой единоутробный брат! — взмолился Сет. Сердце Исиды дрогнуло. Она вытащила гарпун из моря.

Гиппопотамы вынырнули, снова превратились в богов. Гор сильно разгневался на мать, что она пожалела убийцу своего мужа и его отца. Не помня себя от ярости, схватил нож и отсек голову матери. Правда, голова сразу вернулась на место, а Исида простила сына. Но он-то не знал об этом. Убежал далеко-далеко от гнева богов, бросился на землю у одинокой скалы, горько зарыдал, а потом незаметно для себя уснул.

Боги отправились на все четыре стороны, чтобы найти Гора и привести на суд. Сет обнаружил спящего Гора. Он схватил его, прижал к скале, вырвал оба глаза, а сам убежал. Он вернулся к Ра и сказал ему: 
— Я не нашел Гора.

Но богиня Хатор, хозяйка южных земель, не поверила ему. Она пошла по следам Сета и нашла Гора, лежащего посредине пустыни. А рядом были два цветка лотоса, в которые превратились глаза. Хатор поймала газель, подоила ее. Молоко она залила в пустые глазницы Гора, и глаза чудесным образом возродились. Гор снова был готов к борьбе за власть над Египтом.

Сет дал самую великую и последнюю клятву: 
— Я больше не буду драться и проливать кровь. Мы построим себе каменные ладьи и поплывем наперегонки. Тому, кто обгонит соперника, пусть будет отдана корона Египта. 
— Я согласен, — ответил Гор, — но вы все слышали — это состязание будет последним!

Он придумал великую хитрость. В потаенном месте сделал лодку из кедра, обмазал ее гипсом и вывел к причалу. Сет поверил, что лодка Гора из камня. Он взобрался на высокую гору, отломал ее вершину, вырубил из нее ладью и поставил ее рядом с лодкой Гора. Едва начались состязания, каменная лодка пошла ко дну. Разъяренный Сет снова превратился в гиппопотама и погнался за перехитрившим его Гором, но тот метко ранил его гарпуном.

Лишь после этой добытой хитростью победы справедливость восторжествовала. Побежденный Сет сказал: 
— Пусть отдадут Гору сан его отца, Осириса. 
Сыну Исиды возложили на голову белую корону. Исида, радостная, воскликнула: 
— Ты — прекрасный царь! Сердце мое радуется, когда ты озаряешь землю своим сиянием.

А Сета Ра все-таки не оставил в беде. Он сказал:  
— Пусть отдадут мне его. Он будет плавать со мною в лодке по небесному Нилу, греметь в небе, и все будут бояться его. А ночью он поможет мне сражаться со змеем Апопом.

И все боги с этим согласились. Они увенчали свои головы венками и стали радоваться справедливости, которая в конце концов победила.

 


Информация о работе Мифы древнего Египта