Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:03, контрольная работа
В IX-XI вв. Русь представляла собой раннефеодальную монархию с великим киевским князем во главе. При нем сложился совет из наиболее знатных и могущественных феодалов, а также действовал аппарат из дружинников. В города назначались княжеские представители (посадники и воеводы). В вассальной зависимости от великого князя находились его родственники – удельные князья -, бояре - владетели больших земельных массивов - и более мелкие феодалы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Зарождение дипломатической системы древней Руси ……………...4
2. Формирование и развитие внешнеполитических отношений ……...6
2.1. Роль князя Игоря, воеводы Олега в формировании внешнеполитических отношениях……………………………………..6
2.2. Роль Ольги в формировании дипломатических отношениях…..8
2.3. Политика Святослава. Независимость Руси ……………………..10
2.4. Политическая деятельность Владимира сына Святослава…….13
3. Внешняя политика Руси времен Ярослава Мудрого ..……………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….20
Со смертью Святослава военно-языческая партия в Киеве ослабла. Сила и влияние стали переходить к христианам, и это вызвало эмиграцию части русов из Киевской державы.
Русы великолепно знали дорогу на Запад. Туда они и направились, как только их вынудила к этому ситуация. Византии были очень нужны воины для борьбы с мусульманами. Русов-наемников ждали сражения с войсками халифата на восточных границах Византийской империи.
Направившиеся в "Андалус" — Испанию — были хорошо знакомы с саблями и стрелами берберов и предпочли напасть на христианскую Галисию (область в Испании). Их первыми "подвигами" стали разорение побережья, сожжение монастырей и убийства священников. Три года они свирепствовали в этой земле. Край пришел в запустение. Наконец герцогу Гонсало Санчесу удалось собрать войска и разбить захватчиков. Русы погрузились на корабли, уплыли, и... больше о них не известно ничего.
Скорее всего, остатки этого буйного племени покоятся на дне Атлантического океана. С гибелью этого отряда русов была окончательно перевернута страница истории, повествовавшая о взаимоотношениях древних славян с русами.
В
IX—X веков эти два народа иногда враждовали
друг с другом, а иногда вступали в тесный
контакт. Контакт между славянами и русами
более всего был характерен для Киева,
где господствовали "русы-славянофилы".
Там-то и сложилась славяно-русская этническая
общность. Сближение русов и славян было
настолько тесным, что русы передали славянам
и свое имя, и своих князей. Земля полян
стала называться Русью. Но древний конфликт
славян и русов сменился другим, не менее
кровавым и тяжелым.
2.4.
Политическая деятельность
Владимира сына
Святослава.
Возглавивший после смерти княгини Ольги Киев и киевскую христианскую общину Ярополк Святославич был связан договорами с Константинополем и печенегами. На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна, бога обновленной языческой религии. И хотя Киев оставался языческим городом, культ Перуна, принесенный с берегов Балтийского моря, киевлянам вовсе не был симпатичен. Славяне верили в Хорса — Солнце, почитали женское божество Мокошь, небесного Дажьбога, скотьего бога Волоса. Как всякие боги, славянские тоже требовали почитания, но не человеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Перуна обострилась. Случаи человеческих жертв только подталкивали многих к крещению.
В столь острой ситуации столкновение полярных мировоззрений было неизбежным. Началась долгая и упорная борьба Ярополка со сторонниками Перуна, которых возглавлял сводный брат Ярополка Владимир, сын наложницы Святослава — ключницы Малуши. Владимиру и третьему сыну Святослава — Олегу было около 15 лет, Ярополк был чуть старше. Эти юноши вряд ли могли проводить самостоятельную политику. За ними стояли опытные и влиятельные мужи, опиравшиеся на население определенных земель.
Победа печенегов над Святославом, принесшая Ярополку власть, на какой-то период объединила Древнюю Русь. Почти все славяно-русские земли по Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку. Короткий набег на Овруч избавил его от младшего брата Олега — князя древлян — и подчинил его земли Киеву. Владимир же со своим дядей Добрыней был послан в Новгород еще Святославом. После гибели Олега, боясь старшего брата, Владимир Святославич бежал в Швецию. Было достигнуто желанное единство страны. Но оно оказалось хрупким.
Владимир вернулся в Новгород как приверженец "злых" балтийских богов. Возглавив войско из варягов и новгородцев, он сначала напал на Полоцк, убил его князя Рогволода и присоединил Полоцкую землю к Новгороду. Затем последовал захват Смоленска. И вот в 980 году великим путем "из варяг в греки" Владимир подошел к Киеву.
В окружении Ярополка оказались изменники. Очевидно, он не всех устраивал. Воевода Блуд ложными советами поставил князя в очень трудное положение: Владимир блокировал его в крепости Родне. Тот же Блуд посоветовал Ярополку выйти из крепости и договориться с братом о мире. Встрече порешили быть в шатре между крепостным рвом и палатками осаждавших. Когда Ярополк вошел в шатер, два прятавшихся там варяга пронзили его мечами. Так языческая партия одержала полную победу.
Однако Владимир, человек неглупый, хотя жестокий и беспринципный, увидел, что культ Перуна непопулярен на юге. Пассионарная (наиболее энергичная) часть киевлян уже крестилась.
Во внешнеполитической деятельности Владимира в 80-х годах X века сочетались успехи и неудачи.
На
северо-востоке с Русью
Попытка Киева присоединить Великий Булгар, стоявший на берегу Волги, была безуспешной. Отмечая неудачный поход Владимира и Добрыни, летописец скупо заметил, что с тех, кто носит сапоги, дани не получить, а надобно искать лапотников. Итак, на этом направлении деятельность Владимира успеха не имела.
Зато ему удалась другая операция. Лишь в сочинении Иоанна Мниха есть упоминание о захвате Тьмутаракани, где еще находились остатки иудео-хазар. Но и в этом сочинении только одна фраза говорит о походе, во время которого русские войска совершенно свободно прошли из Киева через Северный Кавказ вдоль Терека до Каспийского моря (986). Тьмутаракань стала одним из русских городов и досталась в удел сыну Владимира Мстиславу.
Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые были ни в чем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь Рогволода Рогнеду. Та Владимир вероломно умертвил собственного брата. Предал он и своих боевых товарищей — варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись, грехов было достаточно. Так что же, светлая память о нем, сохраненная потомками до наших дней, может быть названа незаслуженной?
Нет. Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным — выбором веры, одухотворившей жизнь народа. В самом деле, распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, "общенациональной" политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в религиозной форме.
Во время, предшествовавшее крещению Руси, нарастали грозные признаки грядущего раскола в дотоле едином христианском мире. Находившаяся в фазе пассионарного подъема западноевропейская суперэтническая целостность ощущала свое отличие от других суперэтносов очень остро и облекала его в ризы церковного превосходства, именуя "Христианским миром" только себя. Борьба между православием и католичеством начинала переходить из сферы теологических разногласий в область политики.
Германский император Оттон II на имперском сейме 983 года в Вероне добился решения о войне против "греков и сарацин". Такое уравнивание православных христиан с мусульманами уже не позволяло говорить о единстве церкви Христа, делало вполне реальной угрозу католического натиска на Восток, в том числе и на Русь. На Руси это понимали слишком хорошо, так как еще до веронского сейма польский король-католик Мешко I воевал с киевским князем из-за Червленой Руси (Галиции), а уже упоминавшийся Оттон II — с западными славянами на реке Эльбе (Лабе).
Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника — Византию, но и примирил его с населением собственной столицы.
Итак, Владимир пошел по пути, который наметила "мудрейшая из людей" княгиня Ольга, избравшая православие. Ступив на этот путь, сбросив гнет купеческого капитала рахдонитов, Русь пришла к крещению 988 года Сила проповеди православия была и в политической умеренности Византийской империи, и в искренности константинопольских патриархов, и в очаровании греческой литургии (церковной службы). Византия хотела от Руси дружбы и прекращения бессмысленных набегов на побережье Черного моря. Греческие богословы не сдабривали проповедь православия лукавыми политическими хитросплетениями. Важным оказалось и то, что православие не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников.
Накануне своей смерти, в 1015 году, Владимир столкнулся с острой проблемой управления завоеванными землями.
Поэтому
при Владимире создалась, а позже,
при Ярославе, окрепла система
раздачи уделов ближайшим родственникам,
как правило, сыновьям.
3.
Внешняя политика
Руси времен Ярослава
Мудрого.
У великого киевского князя Владимира было двенадцать сыновей. Мы отметим лишь тех, которые приняли участие в последующих событиях. Сын Владимира и Рогнеды Ярослав княжил в Новгороде, его брат Мстислав — в Тьмутаракани. Любимыми детьми Владимира были его сыновья от болгарки: Борис и маленький Глеб. Своего старшего сына и законного наследника Святополка Владимир ненавидел.
Святополк активно налаживал контакты и с печенегами, и с поляками. Пожалуй, это был первый русский "западник". В качестве духовного отца Святополк избрал епископа Колобережского — немца Рейнберна, что очень скверно кончилось для обоих. В настроениях киевлян не было единства. Среди жителей города были сторонники и Святополка, и Ярослава, и Мстислава, причем горячие сторонники одного княжича были злейшими врагами остальных.
Когда Владимир умер, его любимый сын Борис, отправленный отцом против печенегов, был брошен своими соратниками. Дружина оставила его и ушла в Киев. Борис с немногими друзьями оказался беспомощен и беззащитен. В это же время, по смерти князя, толпа освободила из заточения Святополка и провозгласила его великим князем. Что касается Новгорода, то незадолго до смерти Владимир собирал войска для усмирения новгородцев и своего сына Ярослава.
Итак, мы видим полный развал державы, который мог кончиться только войной. И война началась.
Надо
сказать, что Новгород был городом
богатым, а новгородцы — людьми достаточно
воинственными. Однако Ярослав, не доверяя
им, пригласил наемников —
Ярослав понял, что и его судьба предрешена. Потеряв отца и братьев, князь, оказался под угрозой смерти от рук святополчьих убийц. К тому же, поссорившись с новгородцами, Ярослав решил бежать в Швецию.
Однако новгородцы оказались более практичны и решительны и, к тому же воинственны, чем Ярослав. Новгородское войско во главе с Ярославом одержало победу у городка Любеч над Святополком, который выступил с дружиной киевлян и отрядом печенегов. В результате Святополк бежал в Польшу.
Ярослав попытался восстановить в Киеве язычество. В 1018 году разногласия между партиями язычников и христиан обострились. Этим воспользовались Святополк и польский король Болеслав Храбрый. На Буге их войска полностью разгромили рать Ярослава. Сам Ярослав чудом уцелев, перебрался в Новгород и снова предпринял попытку бежать в Швецию.
Тем временем между поляками, занявшими Киев и местным населением начались конфликты. За несколько ночей было вырезано множество поляков.
Из этих событий видно, что Киев решительно высказал свое негативное отношение к западничеству и тесным контактам с Западной Европой.
В 1036 году Ярослав принял власть над всей Русью. Единство державы было достигнуто на основе соглашения между Новгородом , Киевом и Черниговом. Кроме того, к Киевской Руси уже был присоединен город Ростов. Именно это соглашение — компромисс, основанный на признании отдельными областями Руси верховной власти великого киевского князя, — принесло стране долгожданный покой. Это было самое великое достижение Ярослава, прозванного Мудрым.
Информация о работе Международные отношения древнерусского государства