Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 00:45, реферат
Меньшиков был и генерал-губернатором, и начальником канцелярии городовых дел, ведавшей застройкой Петербурга, Шлиссельбурга, Кронштадта, и Петергофа. Непосредственно подчиненная ему же Ингерманландская канцелярия занималась снабжением города строительными материалами и провиантом. Особая Ижорская канцелярия и различные приказы, главное управление над которыми тоже было возложено на Меншикова, собирали значительную часть государственных податей.
Введение 2
Меншиков – губернатор 3
Заключение 8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА ИСТОРИИ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «Меншиков А.Д. в роли губернатора»
Выполнил:
студент 1 курса 146гр
Меньшиков Александр
Приняла:
Белова Елена Ивановна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2008
Mеншиков (Александр Данилович) - фаворит Петра I и Екатерины I.
Год его рождения в точности неизвестен: по одним известиям (Берхгольц) он родился в 1673 г., по другим (Голиков) - в 1670 г. Не вполне ясно и происхождение его: по словам одних, его отец был придворным конюхом, по словам других - капралом Петровской гвардии; существует также известие (позднейшее), что Меншиков в молодости продавал пироги на улицах Москвы и кормился этим промыслом.
Знакомство Петра с Меншиковым, как обычно считают, состоялось через посредство Лефорта, взявшего Меншикова к себе в услужение. Несомненно, что Меншиков служил в Преображенском полку с самого его учреждения, несколько лет исполнял обязанности денщика при Петре и приобрел его расположение, скоро перешедшее в тесную дружбу.
С 1697 г. Меншиков неразлучен с Петром, его влияние начинает перевешивать даже влияние Лефорта. После взятия в 1702 г. Нотебурга, он был назначен комендантом этой крепости, затем губернатором вновь завоеванных областей; в его ведение, в так наз. Ижорскую канцелярию, были переданы Петром многие общегосударственные доходы.
Лишь к концу царствования Петра, после того, как известная Монсова история подорвала доверие царя к Екатерине, Меншиков, уличенный в злоупотреблениях, подвергся серьезной опасности, но последовавшая вскоре смерть Петра открыла ему дорогу к еще большей власти.
Главный виновник возведения на престол Екатерины I, он сделался при этой слабой и неспособной государыне истинным правителем государства. Меньшиков принял меры к обеспечению себя на случай смерти Екатерины. Не рассчитывая на возможность устранить от престола сына Алексея Петровича, в пользу дочерей Петра и Екатерины, он заблаговременно перешел на сторону этого кандидата; по просьбе Меншикова, Екатерина дала свое согласие на брак малолетнего Петра Алексеевича с дочерью Меншикова.
Найденное по смерти Екатерины завещание (впоследствии оказавшееся подложным) объявляло наследником престола 12-летнего Петра и учреждало до его совершеннолетия регентство из обеих цесаревен, герцога Голштинского и верховного тайного совета.
Но герцог, по настоянию Меншикова, уехал в Голштинию вместе с Анной Петровной; действительным правителем государства остался Меншиков, обручивший императора со своей дочерью Марией и получивший звание генералиссимуса. Самовластие Меншикова разгулялось теперь на просторе, обращаясь порою на самого императора; это и погубило Меньшикова.
Пытаясь примириться со старыми родами, он приблизил к Петру II Долгоруких, которые воспользовались этим, чтобы восстановить императора против Меншикова. 8 сентября 1727 г. Меншиков был арестован и на другой день последовал указ о ссылки его в Раненбург. Вслед за этим все его громадные богатства были конфискованы, а после того как в Москве найдено было подметное письмо в пользу Меншикова, он с женой, сыном и дочерьми был сослан в Березов, где и умер 12 ноября 1729 г.
В мае 1703 года Петр Первый с солдатами и офицерами Преображенского и Семеновского полков на 60 лодках обследовал берега и фарватер Невы. Его внимание привлек небольшой – 750 метров в длину и 360 в ширину – островок, который носил название Люст-Эланд, что в переводе значит Веселый остров. Ещё его называли Иенисаари – Заячий.
Веселый заячий остров расположился в самом широком месте реки, там, где она разветвляется на три рукава. Удачное место для крепости.
«Когда Петр выбрал место, то вдруг все увидели орла, парящего над царем, и шум от падения крыльев был слышен. А в день закладки крепости снова появился орел, который с высоты спустился и парил над этим местом».
Петра в день закладки первого камня не было – он был в корабельной верфи в Людейном поле; церемонию совершил один из его ближайших сподвижников.
Так начался Санкт-Петербург. Так появился первый начальник над городом – он же Саша-герценкинд, он же Алексашка, он же Александр Данилович Меншиков, Ингерманландский и Санкт-Петербургский губернатор.
Сын то ли конюха, то ли ещё кого выбился в люди благодаря своей незаурядной отваге, преданности и неразборчивости в средствах. Да в какие люди выбился!
Назначая Меншикова
Застройка самого Петербурга началась с Березового острова. Потом активно принялись за Васильевский. Он вообще должен был стать центром столицы, что предусматривалось планом. Генерал-губернатору, непосредственному исполнителю, план этот импонировал, ведь Васильевский остров был в те времена частным владением и принадлежал не кому-нибудь, а опять же Александру Даниловичу.
Хозяин он был рачительный и предусмотрительный. Его дворец, который он себе построил на берегу Невы, по общему мнению, самое богатое по архитектуре здание рождающегося Петербурга. Но он не стал почивать на лаврах, но некоторый его действия вызывали удивление и непонимание. У Петра была мысль о создании Северной Венеции, она предполагала, что каналы(теперешние линии) Васильевского острова пройдут один за другим параллельно Неве. Вдоль них, соответственно, гордо встанут здания. Казалось бы, все просто и понятно. Однако по распоряжению Меншикова каналы наметили перпендикулярно главной водной артерии. В результате здание Двенадцати Коллегий, имеющее важное значение, вынуждено было повернутся к Неве совершенно невыигрышным боком. Зато дворец самого губернатора глядел на нее всеми своими фасадными окнами. Как ни странно Петр простил своего любимца.
Меньшиков был и генерал-губернатором, и начальником канцелярии городовых дел, ведавшей застройкой Петербурга, Шлиссельбурга, Кронштадта, и Петергофа. Непосредственно подчиненная ему же Ингерманландская канцелярия занималась снабжением города строительными материалами и провиантом. Особая Ижорская канцелярия и различные приказы, главное управление над которыми тоже было возложено на Меншикова, собирали значительную часть государственных податей.
Через меншиковские руки проходили как общепринятые налоги, так и чисто российские. Такие например, как государственная монополия на бани, налог на бороды и т.п.
Все эти деньги проходили через руки губернатора. Также северные промыслы, такие как китовые, тресковые и моржовые, были отданы компании которую возглавлял Меншиков.
Общеизвестно было про корыстолюбие Александра Даниловича. Его ловили на том что он тратил огромные государственные суммы на свое содержание. И на том, что брал выгоднейшие подряды на поставку в казну товаров и продовольствия. Он также не брезговал брать взятки. Даже от ста лимонов, бочки анчоусов и ещё кое-какой еды.
За мздоимство и другие злоупотребления осуждали и даже казнили, однако Меншикову все как-то сходило с рук очень легко. Хотя с 1714 он беспрерывно находился под следствием.
Меншиков был очень предприимчив. Он первым организовал в своих поместьях промыслы по переработке сельскохозяйственной продукции. В Тотьме у него добывали соль. В Ямбурге вырос хрустальный завод, изготовлявший, помимо посуды, оконные стекла и зеркала. В окрестностях Петербурга появился кирпичный завод. Вслед за ним – самая большая в России лесопильня. Открылась шелковая мануфактура.
В Петербурге решили организовать фонарное освещение на конопляном масле, поставить 595 фонарей. Генерал-губернатор вошел с данным предложением в Сенат. При активном участии сенатора Меншикова высокое учреждение идею одобрило и выделило генерал-губернатору Меншикову необходимые суммы. Генерал-губернатор Меншиков нашел предприятие-изготовитель: Ямбургский хрустальный завод, который принадлежит небезызвестному Меншикову. Этот завод изготовил фонари и получил от генерал-губернатора соответствующие деньги. Налоги положили в Ижорскую канцелярию, возглавляемую Меншиковым. Круг замкнулся. Зато в Петербурге стало светлей и уютней.
Дни Александра Даниловича проходили в непрестанных делах и заботах. Он вставал то в 6, то в 4 утра и отправлялся спать после 10 вечера. Строительство дорог к Петербургу и Волхову. Укрепление и выравнивание берегов Невы. Насаждение берез по Невской першпективе. Устройство фонтанов в Летнем саду. Основание во имя святого князя Александра князя Александра Ярославовича монастыря, выросшего в Александро-Невскую Лавру…Многое, очень многое связано в Петербурге с именем Меншикова. Даже первый фейерверк состоялся в честь именин генерал-губернатора 6 декабря 1707 года.
Чуть поменьше забот стало у Меншикова после появления помощника – генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга А.Э. Дивера. В 1724 году Петр, уставший от растущих аппетитов Меншикова, снял его с генерал-губернаторского поста и назначил на эту должность Апраксина М.А.
«Светлейший Римского и Российского государств князь и герцог Ижорский, тайный действительный советник, сенатор, Государственной военной коллегии президент, генерал-губернатор губернии Санкт-Петербургской, кавалер орденов и св. апостола Андрея, Слона, Белого и Черного орлов и св. Александра Невского» - так звучал титул Меншикова к концу его карьеры.
Александр Данилович энергичный, инициативный человек сделавший много положительного для Петербурга, однако его алчность, порой затмевавшая рассудок оставила отпечаток на отношении к нему. Пусть небольшой но все такие он есть.