Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:41, доклад
От дореволюционного прошлого молодому Советскому государству досталось своеобразное культурное наследие. Российская наука, художественная культура были представлены выдающимися творцами, ставшими неотъемлемой частью мировой культуры. Народное творчество, с образцами которого неоднократно знакомился Запад на международных выставках, поражало и восхищало зрителей, служило вдохновением для профессионалов. Российская научная школа, художественные собрания, деятельность меценатов, бурлящая творческая жизнь находились постоянно в поле внимания мировой общественности.
От дореволюционного прошлого молодому Советскому государству досталось своеобразное культурное наследие. Российская наука, художественная культура были представлены выдающимися творцами, ставшими неотъемлемой частью мировой культуры. Народное творчество, с образцами которого неоднократно знакомился Запад на международных выставках, поражало и восхищало зрителей, служило вдохновением для профессионалов. Российская научная школа, художественные собрания, деятельность меценатов, бурлящая творческая жизнь находились постоянно в поле внимания мировой общественности. В то же время характерной чертой развития культуры в России являлась очевидная отчужденность, разобщенность народа и интеллигенции, имперской культуры столичных городов и полудеревенской русской провинции
Термин культурная революция впервые был использован В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».
В рамках теории культурной революции
культура делилась на прогрессивную и
реакционную, на социалистическую и буржуазную.
На этом основании пересматривалось культурное
наследие. Ценное с точки зрения социалистических
идей принималось и развивалось, иное
— отвергалось. В процессе этой переоценки
предполагалось формирование социалистической
культуры: создание социалистической
системы народного просвещения и образования;
перевоспитание буржуазной и формирование
новой, социалистической, интеллигенци
Культурная революция началась в первые
годы советской власти с ликвидации безграмотности
населения («ликбез»), что считалось ее решающим
условием. Был принят «Закон об общеобязательном
начальном образовании», открыты новые
средние школы (см. школа) и вузы(высшие учебные заведения),
а также рабочие факультеты (рабфаки), где училась рабочая (см. рабочий) молодежь перед поступлением
в вуз. Созданы системы письменности для
бесписьменных языков народов России.
По всей стране открывались дома (Дворцы) куль
Но на всех этапах своего развития культурная
революция в первую очередь оставалась
революцией. В те же годы, когда тысячи
безграмотных людей учились читать и писать
по революционному букварю «Мы — не рабы, рабы — не мы», из Советской России были высланы
лучшие ученые, философы, писатели. Многие
из них покинули Родину в 1922 г. на знаменитом «Философском пароходе». В стране открывались новые
музеи и клубы — и безжалостно разрушались
соборы (см. собор) и церкви (см. церковь), уничтожались старинные иконы
(см. икона); снимались первые советские
кинокомедии — и тысячи политических
заключенных (см. ГУЛАГ) строили каналы и железные
дороги. «Культурная революция», как и
предполагал Ленин, действительно оказалась
длительным и драматическим процессом.
1
Пролетарская революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война уничтожили и вытеснили из России лучших носителей традиций русской культуры. К началу 1920-х годов резко изменился социальный состав населения молодого Советского государства. Неграмотные рабоче-крестьянские массы и заболевшая революционными мечтаниями часть российской интеллигенции в условиях установившегося хрупкого мира встали перед задачей кардинального преобразования общества. В рамках культурной революции в поле государственного внимания попадали такие проблемы как:
- бережное
отношение к традициям
- возрождение
национальных культур бывшей
Российской империи,
- воспитание человека как духовно богатой, социально активной, образованной личности.
В ленинском наследии мы находим и ответ на вопрос, каким образом можно добиться поставленных задач.
1.Задачи культурной революции в Советской России не могут быть решены наскоком, ударными темпами. Ускорение, подхлестывание исторического процесса без зрелой материальной базы может оказаться вредным и губительным для дела строительства нового общества.
2.Культурная революция
невозможна без центральной
3.Нужды культурной
революции потребуют от
2.
С первых дней существования
Советского государства преобразование
школьного дела явилось одной
из центральных задач
В октябре 1918 года была принята «Декларация о единой трудовой школе», которая, положила конец существованию в России старых сословных школ. Отныне вместо начальных училищ, церковно-приходских школ, школ грамоты, гимназий, реальных училищ и т.д. стала существовать единая трудовая школа первой ( 4 года) и
второй (6 лет) ступеней. Обучение стало доступным и бесплатным для каждого. Был провозглашен принцип преемственности школ первой и второй ступеней. Школа отделялась от церкви, запрещалось физическое насилие над детьми, устанавливалось школьное самоуправление. Практически заново стала создаваться сеть педагогических учебных заведений.
В осуществлении этих задач первым встал острейший вопрос – ликвидация неграмотности народа. Условия для решения этой задачи в массовом масштабе сложились только после окончания Гражданской войны. С 1920 года по всей стране создаются кружки, курсы ликвидации безграмотности (ликбезы). В соответствии с декретом «О ликвидации безграмотности среди населения в Советской республике» (декабрь 1919 года) все граждане в возрасте от 8 до 50лет были обязаны обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию
В 1930 году с СССР принимается закон об обязательном начальном образовании.
Массовый прорыв к грамотности народа осложнялся рядом трудностей. Некоторые народы новой России или вообще не имели письменности ( например, эвенки), или графика письма была сложной (у азербайджанцев, татар, узбеков использовался арабский алфавит
Уже в 1939 году по данным Всесоюзной переписи населения в СССР грамотность граждан в возрасте от 9 до 50 лет составила 81%.
В решении задач культурной революции особое место занимала проблема роли и места интеллигенции в строительстве новой жизни. Известно, что до Октября 1917 года российская интеллигенция в значительном большинстве была настроена демократически и поддерживала революцию. Однако, реальные революционные события привели интеллигенцию к растерянности, к опасениям, что в ходе неуправляемой стихии народного гнева могут быть снесены остатки цивилизации и культуры. Общая численность послереволюционной российской эмиграции составляет примерно 2,5 млн. человек, значительная часть которой – интеллигенция.
«Утечка мозгов» из России беспокоила руководство страны. Кроме того, оставшаяся интеллигенция, в одночасье лишившаяся гарантированных прав и свобод, нормальных условий для работы, не видела своего места в грядущей жизни.
В ходе первого послереволюционного
десятилетия большевикам
Вплоть до 1927 года в Советской России сохранялся независимый статус Академии наук
Неспособность увидеть в интеллигенции совесть народа, его нравственный стержень, привела большевиков, в конечном итоге, к уничтожению старой интеллигенции. Первыми жертвами становятся ученые-гуманитарии. В их деятельности Советы видели главную опасность революции, ведь именно историки, философы, культурологи, изучая механизмы общественного развития, знали истинную цену и последствия насилия. В 1922 году из Архангельска отплыл печально знаменитый «философский пароход», на борту которого покинули Россию лучшие гуманитарные умы страны. Среди них Берляев, Лосский, Ильин. Они не просто были высланы, их вынудили дать расписку, что они никогда не вернутся на родину.
В конце 20-х годов в связи с разработкой пятилетнего плана развития народного хозяйства перед страной встала актуальнейшая задача подготовки профессиональных кадров новой советской интеллигенции. По всей стране начинают создаваться институты, призванные готовить советских специалистов высокой квалификации. Накануне Второй мировой войны в СССР работало 817 высших учебных заведений, выпускавших ежегодно 100-110 тыс. специалистов, то есть в 10-12 раз больше, чем готовила высшая школа дореволюционной России2. Одной из самых больших кузниц кадров становится Ленинград. 1930 год – год рождения большинства ленинградских вузов, таких, например, как кораблестроительный, финансово-экономический, текстильной и легкой промышленности.
Взяв процесс формирования новой социалистической интеллигенции под свой контроль, коммунистическая партия предписывала соблюдать классовый подход к отбору студентов. Выходцы из рабочих должны были составлять свыше 60% приема в вузы.3Большую роль в пролетаризации высшей школы сыграли рабочие факультеты (рабфаки), призванные отбирать лучшие рабочие кадры для учебы и предоставлять им возможность в сокращенные сроки овладевать программой средней школы для дальнейшего поступления в вуз. К 1934 году 40% принятых в вузы составляли выпускники рабфаков, то есть люди, овладевшее знаниями в объеме средней школы за 3-4 года. Уже в 1933 году удельный вес дореволюционных кадров с высшим образованием снизился в народном хозяйстве до 17%, а со средним – до 8%.4
Таким образом, с конца
20-х – начала 30-х годов резко
начинает меняться качественный состав
российской интеллигенции, начинает формироваться
советская интеллигенция
Итак, в первое послереволюционное двадцатилетие большевикам удалось использовать старую российскую интеллигенцию для восстановления страны после Гражданской войны, начать подготовку новых кадров советской интеллигенции, резко изменив политику мирного сотрудничества с нейтральными специалистами. Был взят курс на идеологический нажим, расширение сферы классовой борьбы, раскол интеллигенции. Последствиями такой политики для интеллигенции явились социальная пассивность, разочарование в революционных идеалах, размывание чувства достоинства и чести, готовность к публичным покаяниям. Сложившаяся ситуация не могла не сказываться на нравственное здоровье общества в целом. В этом состояло драматическое противоречие развития всего Советского общества.
Как известно, малограмотный человек, с узким горизонтом доверчив, часто категоричен и агрессивен, им без особого труда можно манипулировать.
Победив в стране, где подавляющая часть трудового народа была безграмотна, большевики как лидеры этого самого народа, провозгласив лозунги: свобода, земля крестьянам, власть народу, сразу же получили кредит доверия.
В послереволюционные годы чрезвычайно низок был уровень образования рядовых членов парии большевиков. Даже в годы развернувшейся борьбы с безграмотностью в партии было 44,7% имевших только начальное образование и 24,4% вовсе безграмотных6, причем, такая картина наблюдалась и в промышленных центрах, и столичных городах.
Политика Советской власти в области художественной культуры по существу мало отличалась от генеральной линии культурной революции. Сильнейшим тормозом в развитии художественной культуры, ее естественном соединении с народом является нарочитая политизация всех ее сфер.
Существование в рамках дозволенного и партийная ангажированность станут фундаментом большого художественного стиля, сложившегося в тоталитарном государстве - социалистического реализма.
Развитие культурной революции в стране требовало немалых финансовых вложений. Следует отметить, что 1920 году, когда в стране развернулась борьба за ликвидацию безграмотности, в государственном бюджете расходы на народное образование составили 10%!7 Таких отчислений советская история больше не узнает. В дальнейшем расходы на развитие культуры в СССР будут планироваться, по так называемому, остаточному принципу – и не превысят 2-3% бюджета страны. Заметим, что в отличие от буржуазного общества, в социалистическом обществе перестали существовать такие понятия как спонсорские средства, помощь меценатов и благотворителей.
Характерной особенностью финансовой политики Советского государства в области культуры явилась закрепившаяся тенденция в оплате труда деятелей культуры. Учителя, врачи, музейные работники, библиотекари и т.д. всегда получали меньше, чем квалифицированные рабочие.