Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:07, реферат
Для своего реферата я выбрал тему "Крымская война 1853-1856 гг.". Эта тема показалась мне наиболее интересной. "Крымская война является одним из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внутренней и внешней политики России". Она была вооруженным разрешением исторического противостояния России и Европы. Крымская война 1853-56 гг. была начата Россией против Турции за господство в черноморских проливах и на Балканском полуострове и превратившаяся в войну против коалиции Англии, Франции, Османской империи и Пьемонта. Поводом к войне послужил спор о ключах от святых мест в Палестине между католиками и православными.
Введение……………………………………………………………....3 стр.
Основная часть:
Планы сторон……………………………………………..…..4 стр.
Причины Крымской войны………...………………………….5 стр.
Цели России………….…………………………………………8 стр.
Цели союзников…………..…………………………………….9 стр.
Безнадежная борьба нации…….…………………………….10 стр.
Героическая оборона Севастополя………………………….14 стр.
Падение Севастополя……………………………………......16 стр.
Мирный договор……………………………………………..17 стр.
Причины поражения России……………………………….18 стр.
3. Заключение……………………………………………………….....19 стр.
4. Список литературы………………………………………………...21 стр.
Министерство образования и науки РФ
Новосибирский государственный архитектурно – строительный университет (Сибстрин)
Кафедра истории Отечества
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «Крымская война 1853-1856 гг.».
Новосибирск 2012 г.
Содержание
3. Заключение……………………………………………………
4. Список литературы…………………………………
Введение
Для
своего реферата я выбрал тему "Крымская
война 1853-1856 гг.". Эта тема показалась
мне наиболее интересной. "Крымская
война является одним из переломных моментов
в истории международных отношений и в
особенности в истории внутренней и внешней
политики России". Она была вооруженным
разрешением исторического противостояния
России и Европы.
Крымская война 1853-56 гг. была начата Россией
против Турции за господство в черноморских
проливах и на Балканском полуострове
и превратившаяся в войну против коалиции
Англии, Франции, Османской империи и Пьемонта.
Поводом к войне послужил спор о ключах
от святых мест в Палестине между католиками
и православными.
Султан передал ключи от Вифлеемского храма от православных греков католикам, интересы которых защищал император Франции Наполеон III. Русский император Николай I потребовал от Турции признания его покровителем всех православных подданных Оттоманской империи. 26 июня 1853 года он объявил о вступлении русских войск в Дунайские княжества, заявив, что выведет их оттуда только после удовлетворения турками русских требований.
На взгляд историка В. Артемова, выступая против Турции, Николая I надеялся на договоренность с Англией, правительство которой с 1852 г. возглавлял его личный друг Д. Эбердин, и на изоляцию Франции, где в том же 1852 г. провозгласил себя императором Наполеон III — племянник Наполеона I (во всяком случае, Николай был уверен, что с Англией Франция на сближение не пойдет, ибо племянник никогда не простит англичанам заточения своего дяди).
Одна их причин, по мнению историка А.С. Личмана, заключалась в том, что ни царю, ни его дипломатам и генералам недоступно было понимание тех экономических сдвигов, которые произошли в Европе за 30—40-е годы. Все это время не только в Англии, но и во Франции, и даже в Австрии и Пруссии капитализм неуклонно шел вперед и, усиливая экономический потенциал держав, развивал их аппетиты к новым рынкам, источникам сырья, сферам влияния.
При таких условиях западные державы, которые охотно сотрудничали с царизмом политически в борьбе с революцией, не хотели ни сотрудничать с ним, ни, тем более, понести ущерб от него в дележе рынков. Наоборот, растущая активность царизма в районах, где они сами надеялись поживиться, усиливала их противодействие России.
Планы сторон
Борьба европейских монархий с революцией лишь на время отвлекла их от восточных дел. Задушив совместными усилиями революцию 1848-1849 гг., державы Священного союза вновь обратились к восточному вопросу, и сразу бывшие союзники стали друг для друга врагами.
Царизм, памятуя о том, что он сыграл в подавлении революции главную роль, хотел и на Востоке преуспеть больше всех. Выступая против Турции, он надеялся на договоренность с Англией, правительство которой с 1852 г. возглавлял личный друг Николая I Д. Эбердин, и на изоляцию Франции, где в том же 1852 г. провозгласил себя императором Наполеон III - племянник Наполеона I (во всяком случае, Николай был уверен, что с Англией Франция на сближение не пойдет, ибо племянник никогда не простит англичанам заточения своего дяди). Далее царизм рассчитывал на лояльность Пруссии, где королевствовал брат жены Николая Фридрих-Вильгельм IV, привыкший повиноваться своему могущественному зятю, я на признательность Австрии, которая с 1849 г. была обязана России своим спасением от революции.
Все эти расчеты оказались битыми. Англия и Франция объединились и вместе выступили против России, а Пруссия и Австрия предпочли враждебный к России нейтралитет.
Крах внешнеполитических расчетов царизма накануне Крымской войны во многом объяснялся личными качествами царя и его министра. Николай I решал дипломатические задачи самонадеянно и опрометчиво, а предостеречь и отрезвить его было некому. Его министром иностранных дел бессменно был граф Карл Васильевич Нессельроде - человек без роду и племени. Главное, это был человек без собственного лица. Весь смысл своей жизни и деятельности он видел в том, чтобы угадывать, куда склоняется воля царя, и спешно забегать вперед в требуемом направлении. Зато он и просидел в кресле министра иностранных дел последние 10 лет царствования Александра I и все 30 лет царствования Николая I. Разумеется, такой министр не мог ни подсказать царю свое, ни исправить царское решение.
Царизм не разобрался в хитросплетениях европейской политики. Но главное было не в этом. Главное заключалось в том, что ни царю, ни его дипломатам и генералам недоступно было понимание тех экономических сдвигов, которые произошли в Европе за 30-40-е годы. Все это время не только в Англии, но и во Франции, и даже в Австрии и Пруссии капитализм неуклонно шел вперед и, усиливая экономический потенциал держав, развивал их аппетиты к новым рынкам, источникам сырья, сферам влияния. При таких условиях западные державы, которые охотно сотрудничали с царизмом политически в борьбе с революцией, не хотели ни сотрудничать с ним, ни, тем более, понести ущерб от него в дележе рынков. Наоборот, растущая активность царизма в районах, где они сами надеялись поживиться, усиливала их противодействие России.
Причины Крымской войны
Причины Крымской войны коренились главным образом именно в столкновении колониальных интересов России и Англии, а также России и Франции, отчасти России и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. И Англия в союзе с Францией, и Россия стремились в Крымской войне к одинаковой цели, т. е. к господству в указанных районах, хотя и разными путями: Англия и Франция, которым выгодно было иметь в лице Турции постоянный противовес и угрозу России, предпочитали закабалить Турецкую империю, тогда как Россия хотела уничтожить ее. Турция, в свою очередь, преследовала давнюю цель отторгнуть от России Крым и Кавказ. Словом, Крымская война была захватнической, грабительской со стороны всех ее участников.
Ближайшим поводом к войне послужил спор между католическим и православным духовенством о так называемых «святых местах» в Иерусалиме, т. е. о том, в чьем ведении должен находиться «гроб Господень» и кому чинить купол Вифлеемского храма, где, по преданию, родился Иисус Христос. Поскольку право решать этот вопрос принадлежало султану, Николай I и Наполеон III, оба искавшие поводов для нажима на Турцию, вмешались в спор: первый, естественно, на стороне православной церкви, второй-на стороне католической. Религиозная распря вылилась в дипломатический конфликт.
Царизм, будучи уверен в том, что Англия, Австрия и Пруссия останутся, по меньшей мере, нейтральными в русско-французском конфликте, а Франция не решится воевать с Россией один на один, действовал напролом. В феврале 1853 г. по высочайшему повелению в Константинополь отплыл с чрезвычайными полномочиями князь Александр Сергеевич Меншиков—правнук знаменитого временщика, генералиссимуса А. Д. Меншикова, один из трех главных фаворитов Николая I, который уступал по влиянию на царя фельдмаршалу И. Ф. Паскевичу, но с третьим фаворитом, шефомжандармов А. Ф. Орловым, соперничал не без успеха. Ему было ведено потребовать, чтобы султан не только решил спор о «святых местах» в пользу православной церкви, но и заключил особую конвенцию, которая сделала бы царя покровителем всех православных подданных султана. В этом случае Николай I становился, как говорили тогда дипломаты, «вторым турецким султаном»: 9 млн. турецких христиан приобрели бы двух государей, из которых одному они могли бы жаловаться на другого.
Турки, конечно отказались от заключения такой конвенции.
21 мая Меншиков, не добившись заключения конвенции, уведомил султана о разрыве русско-турецких отношений (хотя султан отдавал «святые места» под контроль России!) и отбыл из Константинополя. Вслед за тем русская армия вторглась в Дунайские княжества (Молдавию и Валахию). После долгой дипломатической перебранки 16 октября 1853 г. Турция объявила России войну.
В России тогда все еще господствовали феодально-крепостнические отношения. Они тормозили экономическое развитие страны и обусловливали ее военно-техническую отсталость. Военных заводов было очень мало и работали они плохо из-за примитивной техники и непроизводительного крепостного труда. Главными двигателями служили вода и конная тяга, отчего заводы назывались «вододействующими» и «коннодействующими». Зимой, когда замерзала вода и кончались запасы корма для лошадей, эти предприятия значительно свертывали свое производство.
Перед войной Россия производила в год всего 50-70 тыс. ружей и пистолетов (потребовалось их за год войны 200 тыс.), 100-120 орудий (потребовалось втрое больше) и 60-80 тыс. пудов пороха (израсходовано только за 11 месяцев обороны Севастополя 250 тыс. пудов).
Отсюда видно, как русская армия страдала от недостатка вооружений и боеприпасов. Новые образцы оружия почти не вводились. Русскую пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12 приемов, а стреляли на 200 шагов. Между тем, на вооружении англо-французской (отчасти и турецкой) пехоты состояли дальнобойные винтовки с нарезными стволами, которые били на 1300 шагов).
Ниже всякой критики была военно-тактическая подготовка русских войск. Военное министерство России 20 лет кряду перед Крымской войной возглавлял князь А. И. Чернышев-царедворец, падкий на внешние эффекты, который готовил армию не для войны, а для парадов. Солдаты артистически маршировали на плацу, но не знали, что такое применение к местности. Для обучения стрельбе Чернышев выделял по 10 боевых патронов на солдата в год. Только традиционная стойкость русских солдат была на высоте, но офицерский и особенно генеральский состав не всегда мог ею распорядиться.
Наконец, пагубно отражалось на боеспособности русской армии убийственное состояние транспорта и путей сообщения. Из центра на юг страны не было ни одной не только железной, но даже шоссейной дороги. Войска проделывали тысячеверстные переходы пешком, оружие, боеприпасы и снаряжение перевозились на волах, многие из которых околевали в дороге, трупы их тонули в грязи, и по ним проходили обозы. Легче было доставить солдат в Крым из Англии или Франции, чем из центра России.
Военно-морской флот России был третьим в мире после английского и французского, но перед флотом Англии и Франции он выглядел, как лилипут перед Гулливером: англо-французы имели 454 боевых судна, включая 258 пароходов, а Россия-115 судов при 24 пароходах.
Цели России
Россия стремилась
обезопасить южные границы, обеспечить
своё влияние на Балканах и установить
контроль над черноморскими проливами
Босфор и Дарданеллы, что было важно и
с военной, и с экономической точек зрения.
Николай I, сознавая себя великим православным
монархом, стремился продолжать дело освобождения
православных народов, находящихся под
властью Османской Турции. Однако, несмотря
на наличие планов решительных военных
действий, предусматривающих десанты
в черноморские проливы и турецкие порты,
был принят план, который предусматривал
лишь занятие русскими войсками Дунайских
княжеств. Согласно этому плану русские
войска не должны были переправляться
через Дунай и должны были избегать столкновений
с турецкой армией. Считалось, что такая
«мирно-военная» демонстрация силы принудит
турок к принятию российских требований.
В российской
историографии подчеркивается желание
Николая оказать помощь угнетаемым православным
жителям Турецкой империи. Христианское
население Турецкой империи, составлявшее
5,6 миллионов человек, и абсолютно преобладавшее
в её европейских владениях, желало освобождения
и регулярно бунтовало против турецкого
владычества. Восстание черногорцев в
1852-53 гг., подавляемое с большой жестокостью
османскими войсками, стало одной из причин
для оказания российского давления на
Турцию.
Цели союзников
Во время Крымской
войны британская политика фактически
сосредоточилась в руках лорда Пальмерстона.
Точка зрения самого Пальмерстона наиболее
полно была изложена им лорду Джону Росселю и сводилась к следующему: Аландские
острова и Финляндия возвращаются Швеции;
Прибалтийский край отходит к Пруссии;
королевство Польское должно быть восстановлено
как барьер между Россией и Германией
(не Пруссией,
а Германией); Молдавия и Валахия и всё
устье Дуная отходит Австрии, а Ломбардия
и Венеция от Австрии к Сардинскому королевству;
Крым и Кавказ отбираются у России и отходят
к Турции, причем часть Кавказа («Черкессия»)
образует отдельное государство, находящееся
в вассальных отношениях к Турции.
Наполеон III,
с самого начала не сочувствовавший пальмерстоновской
фантастической идее раздела России, по
понятной причине воздерживался от возражений;
программа Пальмерстона была составлена
так, чтобы приобрести новых союзников:
привлекались таким путём Швеция, Пруссия,
Австрия, Сардиния, поощрялась к восстанию
русская Польша, поддерживалась война
Шамиля на Кавказе.
Но угодить
всем потенциальным союзникам одновременно
было практически невозможно. Кроме того,
Пальмерстон явно переоценил подготовку
Англии к войне и недооценил русских (Севастополь,
который планировалось взять за неделю,
держался почти год).
Единственная
часть плана, которой мог симпатизировать
французский император (и которая была
довольно популярна во Франции), это идея
свободной Польши. Но именно от этой идеи
союзникам пришлось отказаться в первую
очередь, чтобы не оттолкнуть Австрию
и Пруссию (а именно их Наполеону III было
важно привлечь на свою сторону, чтобы
покончить со Священным союзом).
Но Наполеону
III отнюдь не хотелось, ни слишком усиливать
Англию, ни сверх меры ослаблять Россию.
Поэтому, после того как союзникам удалось
захватить южную часть Севастополя, Наполеон
III начал подкапываться под программу
Пальмерстона и быстро свел её к нулю.