Кричев-партизанский край

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:12, реферат

Краткое описание

Кричев – мой родной город. В далеком прошлом - небольшой городок Смоленского, потом Мстиславского княжества, впоследствии приграничный город-замок, являвшийся одним из важнейших порубежных замков Великого княжества Литовского. Кричев, город почти с 900–летней историей, видел за время своего существования многое, он пережил немало военного лихолетья.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1.Шла война народная………………………………………….4
2.За колючей проволокой………………………………………6
3. «Пятый фронт»……………………………………………….
Заключение…………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 150.68 Кб (Скачать документ)

[Введите текст]

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова»

Факультет педагогики и психологии детства

 

 

Реферат по дисциплине

«История Беларуси»

На тему: «Кричев-партизанский край»

 

 Выполнила:

Студентка 4 курса ОЗО ДО-44

Семёнова Лидия Ивановна

 

Проверила:

кандидат исторических наук, доцент

кафедры истории и культуры Беларуси

Опиок Тамара Владимировна 

 

 

Могилёв 2015

Содержание:

Введение…………………………………………………………3

1.Шла война народная………………………………………….4

2.За колючей проволокой………………………………………6

3. «Пятый фронт»……………………………………………….

Заключение……………………………………………………

Список использованных источников…………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»

 Д. С. Лихачев.

Кричев – мой родной город. В далеком прошлом - небольшой городок Смоленского, потом Мстиславского княжества, впоследствии приграничный город-замок, являвшийся одним из важнейших порубежных замков Великого княжества Литовского. Кричев, город почти с 900–летней историей, видел за время своего существования многое, он пережил немало военного лихолетья.

Руководствуясь словами Лихачева и основываясь на личном интересе, мной было прочитано и изучено много литературы о родном крае, его истории, традициях и обрядах. Общаясь со старшим поколением, я поняла, как богата Кричевская земля настоящими героями, как много утратил мой родной край во время войн и разрухи, как славен подвиг тех, кто боролся с фашизмом на фронте и в подполье.

Общеизвестно, что Беларусь была освобождена войсками четырёх советских фронтов, трёх Белорусских и первого Прибалтийского. Однако это не совсем так, был ещё пятый фронт- партизанский. По сути, в тылу врага сражались ещё 40 полноценных  стрелковых дивизий, что нашло своё отражение в ходе войны.

Значимую роль  в исходе Великой Отечественной войны сыграли герои –подпольщики и партизаны моего родного края. О геноциде и издевательствах нацистов свидетельствуют многие документы и воспоминания очевидцев. Главная задача моей работы- отразить какие суровые испытания выпали на долю жителей Кричевщины, как и всего белорусского народа, в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов.

В моей работе я использовала отрывки из книг- мемуаров и публицистических артикулов, живые воспоминания очевидцев и научную литературу.

В преддверии 70-летия Победы эта работа станет ещё одним напоминанием о героизме и  мужестве наших предков.

Шла война народная

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив  договор о ненападении, начала войну против  СССР. Несмотря на героическое сопротивление бойцов Красной армии, войска Западного фронта не смогли удержать немецко-фашистских оккупантов, которые стремительно рвались на восток.

Жители  Кричевского района мужественно встретили тяжелую весть о начале войны. Сразу же  было проведено заседание бюро райкома партии.

Партийные и комсомольские работники разъехались на предприятия, в сельсоветы и колхозы, где провели митинги и собрания, разъяснили рабочим порядок проведения мобилизации в Красную армию.

Люди рвались на фронт, желая сражаться с врагом с оружием в руках. Оставшиеся на заводах, в колхозах и других сферах работники трудились за себя и за тех, которые ушли воевать.

В первые дни войны жизнь в городе и районе шло без суеты. Все предприятия и учреждения работали в обычном режиме. Но тревожное чувство уже никого не покидало. Через город с западных районов нашей республики на восток двигались огромные колонны беженцев- старики, женщины, дети. Райком партии и исполком райсовета оказывали беженцам всяческую помощь. Был организован пункт по обеспечению эвакуированных в советский тыл людей одеждой, обувью и продуктами питания. На железнодорожной станции Кричев для эвакуированных была оборудована столовая, где они могли получить бесплатные обеды.

В начале июля 1941 Маршал Советского Союза С.М. Буденный, который ночью приехал в Кричев, вызвал секретаря райкома Реуцкого и начальника райотдела внутренних дел Никифорова. Маршал дал указание немедленно приступить к эвакуации цементного завода и других предприятий, а также всего ценного оборудования, что имелось в районе.

  Начался срочный демонтаж оборудования завода и отправка его в глубокий тыл. Что не смогли эвакуировать - взорвали.

11 июля 1941 года были призваны  в армию юноши, которые родились  в 1922-1923гг. 12 июля с призывного  пункта, который находился в лесу  возле деревни Прудок, колонны призывников направились на восток, в город Елец Орловской области.

Для развертывания партизанской борьбы в тылу врага была создана группа во главе с директором средней школы имени Сталина, кандидатом в члены партии Иваном Григорьевичем Большуновым.  11 июля 1941г. Партизанская группа была утверждена на бюро райкома партии. А 12 июля отправлена в район Рославля для прохождения соответствующей подготовки.

В середине июля войска противника прорвались к реке Сож на участке Пропойск(Славгород)-Кричев-Мстиславль.

17.7.1941г. после ожесточенных  боёв с перевесом сил противника, советские воины вынуждены были  оставить Кричев.

С 17 июля 1941 г. по 30 сентября 1943 г. город был оккупирован фашистскими войсками, но и в тылу врага кричевляне вели активную борьбу с врагами.

 

 

 

 

 

За колючей проволокой

Оккупационный режим, который был установлен гитлеровцами на временно захваченной ими  территории нашей Родины, разрабатывался заранее, ещё до наступления на СССР. Главные его положения были изложены Гимлером1 в секретном меморандуме «Некоторые мысли про обращение с населением на Востоке» от 25 мая 1940г. В нем указывалось, что захваченные восточные территории надлежит рассматривать как объект колонизации и германизации.

С первых дней оккупации жители района почувствовали на себе так называемый «новый порядок».  Нацистское военное командование не только считала оправданным массовый террор, порабощение, насилие, убийства, но и призывало солдат и офицеров проявлять жестокость к местному населению. Согласно директивы от 13 мая 1941г. подписанной  фельдмаршалом Кейтелем2 «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и особых полномочиях войск» вооруженные силы Германии «освобождались» от всякой ответственности за любые преступления на оккупированной территории, офицерам вермахта давалось право расстреливать по своему усмотрению, без суда и следствия всех, кто попадал под «подозрение».

  В сосновом лесу, возле деревни Прудок, на протяжении двух лет гитлеровцы расстреливали советских людей. В сентябре 1941г. фашисты сожгли деревню Антоновка, уничтожили более 90 жителей.

 

Воспоминания свидетелей:

Зайцев Герасим Свиридович, житель города Кричева, 1894 г.р.

 В 1941 году с первых  дней оккупации гитлеровцы стали  творить издевательства и произвол  над советскими людьми. В бывших  общежитиях рабочих цементного  завода они организовали лагерь  для советских военнопленных, который  обнесли тремя рядами колючей  проволоки, высотой 3 метра.

На территории завода оборудовали каменный подвал, куда бросали расстрелянных, а также умерших от голода и болезней военнопленных. Потом трупы сжигали.

В лагере ежедневно умирало 60-70 человек.

Мне хорошо известно, что в лагере за весь период его существования содержалось около 35-40 тыс. человек. Пленных кормили шелухой от картофеля, выдавали в сутки по 100гр. Хлеба. А зачастую по 100 гр. муки из желудей. Один раз в сутки кормили супом из картофельной шелухи, который недоваривали, что вызывало массовое заболевание измученных непосильным трудом людей и ускоряло их смерть. Работать заставляли от темна до темна. Кто был слаб и не мог работать, избивали палками, травили собаками, а совершенно обессилевших - расстреливали.

Мне пришлось видеть, как немецкие изверги издевались над еврейским населением гор. Кричева. Осенью в 1941 году в городе  Кричев по приказу немецкого коменданта Бергера созвали все еврейские семьи, их было около 30 человек, в том числе старики женщины и маленькие дети. Им создали невыносимые условия, давали только одну воду, их ежедневно выгоняли работать на  ремонте шоссейной дороги. Слабых, тех, кто не мог работать, избивали палками. Так издевались в течение двух месяцев, а потом обессиленных привели на территорию цементного завода, били, а затем заставили рыть себе ямы, после чего всех расстреляли». Подобные показания дали также свидетели: Куляко Семен Захарович и Слешенко Лука Данилович.

 

Бырбо Евдокия Прокофьевна, жительница г. Кричева 1921 г.р.

Осенью 1941 г. я была арестована немцами по подозрению, что я еврейка, и видела все издевательства, чинимые немецкими оккупантами над арестованными евреями, которых было около 60 человек. Когда я обращалась к немцам, что я не еврейка и прошу меня освободить, меня били по голове палкой. Я видела, как одну арестованную девушку по имени Соня, фамилии ее не знаю, подозревая ее в связи с партизанами, увели на допрос в гестапо, ее пытали, ставя ногами на раскаленное железо, кололи иголками под ногти пальцев. Избивали резиновыми палками, потом, когда она ничего не сказала, раздели и расстреляли.

60 человек арестованных  евреев после двухмесячных издевательств  отвели на цементный завод, где  заставили вырыть для себя  яму, положили их в яму и  расстреляли. Я же по просьбе  граждан гор. Кричева была отпущена.

Янушкова Мария Мартиновна, жительница г. Кричева:

В период временной оккупации гор. Кричева немецкими захватчиками я проживала все время в гор. Кричеве и была свидетельницей немецко- фашистских злодеяний над советскими людьми. Видела, как в декабре 1942 года на площади Кричева были повешены 5 человек, захваченных немцами, партизан. Я видела, как арестованных евреев немцы запрягали в телеги и заставляли их возить воду. Знаю также, что в октябре 1941 г. немецкие изверги во рву около льнозавода расстреляли 130 человек евреев. В этом числе были старики, женщины и дети. Одна еврейка по фамилии Шуфер сумела уйти из-под расстрела, скрывалась около месяца, после чего была поймана полицией, посажена в подвал, где ее били, пытали, а затем расстреляли.

 

 

 

 

«Пятый фронт»

Откликами на оккупационный режим стали массовое антифашистское движение, деятельность партизан и подпольщиков.

В августе 1941 года в Могилёвском обкоме КП(б)Б, который тогда находился в г. Костюковичи, состоялась беседа секретаря ЦК КП(б)Б  П.К. Пономаренко, И.П. Ганенко, Р.Б. Эйдвинова и первого секретаря Могилёвского обкома КП(б)Б И.М. Макарова с группой  партийных и советских работником, которых решено было оставить на оккупированной территории для организации подпольной и партизанской борьбы в тылу врага. На этом совете присутствовали первый секретарь Кричевского райкома КП(б)Б Иван Павлович Станкевич, второй секретарь Кричевского райкома КП(б)Б Кузьма Андреевич Реуцкий и первый секретарь Круглянского райисполкома КП(б)Барсен Трафимович Банчиков, которые в соответствии с решением ЦК КП(б)Б должны были остаться в Кричевском районе для организации подпольной и партизанской борьбы. Председатель Кричевского райисполкома А.Т. Лавренов был призван в Красную армию.

После совета они направились в Кричевский район, куда пришли 24 августа 1941 года. В тот же день возле деревни Плещино они сожгли немецкий самолёт, который сделал вынужденную посадку, а также подорвали железнодорожную линию на перегоне Малятичи-Кричев. 25августа они решили разыскать оставленную в тыле врага партизанскую группу под руководством И. Г. Большунова, которая должна была находиться в Кашанском лесном массиве.  Но найти её не удалось, потому что её уже там не было.

Через два дня после прибытия на базу были направлены для связи на цемзавод В.И. Волков, Ф.М. Журавков, Я.М. Винокуров и М.Д. Белоусов. Но они не вернулись. Позже стало известно, что партизан выследил предатель, они были схвачены фашистами и расстреляны. Возле Кашанского леса гитлеровцы стали часто устраивать засады. И.Г. Большунов и К.В Волосевич вынуждены были оставить базу и пойти в лес, который находился возле деревни Полоница.

Так распалась партизанская группа Большунова, сам он вступил в партизанскую группу М.А. Норчука в Костюковичском районе.  В мае 1942 года они влились в  партизанский отряд «124-ый Костюковичский». За подрыв 4 вражеских эшелонов с живой силой и техникой И.Г. Большунов  был вознаграждён орденом Красного Знамени.

На Кричевщине К.А.Реуцкий 27 сентября 1941г. наладил связь с группой советских воинов в количестве 12 человек, которые остались на оккупированной территории. Командовал этой группой Николай Павлович Виноградов (настоящая его фамилия Поляков). Эта группа находилась  в деревне Истомино Ботвиновского сельсовета, в доме Клавдии Алексеевны Шынкарёвой. В её доме, под полом, в яме, был установлен радиоприёмник, по которому партизаны  принимали сводки Советского информбюро. Эти сводки переписывали от руки и распространялись среди населения.

Информация о работе Кричев-партизанский край