Контрреформы Александра III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Александр III Александрович (26 февраля 1845- 20 октября 1894), Император всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский с 1 марта 1881 года. Вступил на престол 2 марта 1881 года, после убийства его отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства.
Выросший в офицерской среде, Александр III был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. Он не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола. Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве. Взойдя на престол, Александр поставил своей задачей, что закончит реформы Александра II.

Содержание

Введение 3
Контрреформы Александра III 5
1. Аграрный и крестьянский вопрос 7
2. Положение о земских начальниках 8
3. Контрреформа местного управления и суда 10
Заключение 13
Список литературы 15

Прикрепленные файлы: 1 файл

КР_Отеч.история_Ивашенцева.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

Министерство культуры Российской Федерации

 Федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

 Ростовский  филиал

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По предмету: «Отечественная история»

На тему: «Контрреформы Александра III»

студентки 1 курса

специализация «Менеджмент СКД»

Ивашенцевой Натальи  Михайловны

 

 

 

 

преподаватель:

Доц. А.Е.Кравец

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 
Содержание:

 

 

 

Введение

 

 

Александр III Александрович (26 февраля 1845- 20 октября 1894),  Император всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский с 1 марта 1881 года. Вступил на престол 2 марта  1881 года, после убийства его отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства.

Выросший в офицерской среде, Александр III был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. Он не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола. Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве. Взойдя на престол, Александр поставил своей задачей, что закончит реформы Александра II.

Однако в первой половине 1880-х годов под влиянием экономического развития и сложившейся политической обстановки правительство Александра III было вынуждено провести ряд реформ. В 1882 году был учрежден крестьянский банк, с помощью которого крестьяне могли бы приобретать земельную собственность. Решение это было закономерным шагом перед отменой подати и разрешением выкупа земли. В 1890 году введена новая должность - земский начальник, который в своих руках сосредоточил административную и судебную власть. Это был шаг назад к самодержавию, но он был необходим, так как нынешняя Россия не была готова к демократии.

Император обладал огромной работоспособностью и необычайной  физической силой. Но в отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I, спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный сторожевыми башнями.

Казалось бы, данных успешно руководить Россией у царя было не так много. Однако Александр III имел одно необычное  для русских императоров свойство: он не завидовал чужому уму, приближал к себе и ставил на важнейшие государственные посты талантливых, неординарных людей (например, министры финансов Н.Х. Бунге (с 1881 по 1886 гг.), И.А. Вышнеградский (с 1888 по 1892 гг.), С.Ю. Витте (с 1892 по 1903 гг.), позднее – председатель Комитета министров).

Никто из императоров ХIХ века не отличался такой приверженностью  ко всему русскому, как Александр III. Это проявлялось и во внешнем  облике: русская одежда, борода, заправленные в сапоги брюки. Подчеркнутая любовь к русскому сочеталась в нем с неприязнью к «инородцам» – полякам, финнам, евреям, армянам и представителям других национальностей. Стремление подчеркнуть все русское распространялось на экономическую политику, которая носила протекционистский характер, способствуя росту национальной промышленности и торговли. Не особенно церемонился Александр III на дипломатическом поле в отношениях с другими странами. Характерен такой эпизод. Однажды в Гатчине во время рыбной ловли, которую царь очень любил, дипломат одной из великих держав добивался срочного свидания с ним. После того как об этом доложили Александру III, он ответил: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать».

 

Контрреформы Александра III

 

«Я помню хорошо глухие годы России - девяностые годы, их медленное оползание, их болезненное спокойствие, их глубокий провинциализм - тихую заводь: последнее убежище умирающего века». Таким «болезненно спокойным» запомнилось это время не только О. Э. Мандельштаму, знаменитому русскому поэту, заставшему исход столетия ещё ребёнком. Таким помнили его и старшие современники поэта - очевидцы двух великих «реформенных» десятилетий, которые, не вполне разрешив старые, поставили перед Россией новые сложные проблемы.

Новый правительственный  курс видимым образом отличался от реформаторской деятельности Александра II и его ближайшего окружения – либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев, С.Г. Строганов, В.П. Мещерский, ставший ближайшим советником Александра III. Это были люди с иным складом ума, другими взглядами на пути развития России и роль государства. Подобная замена ключевых фигур в правительстве означала решительный отход от прежнего курса правления.

Предыдущий, реформаторский, период прошёл под знаком модернизации общественного строя России. Предпринимались попытки хотя бы частично привести его в соответствие с требованием времени, с западноевропейским опытом предоставления гражданских свобод. Наступившая эпоха предпочитала сверять время по собственным историческим часам. Именно в этот период благодаря трудам Победоносцева (1827-1907), одного из влиятельнейших деятелей нового царствования, приобретает наиболее законченные и совершенные черты российская государственная идеология, отстаивающая незыблемость самодержавия.

В обществе о новом государе сложилось  представление как о человеке либеральных взглядов, не чуждом и  конституционных идей. Это поддерживало надежды на продолжение и развитие тех начинаний, с которыми Александр II вернулся в последний год царствования. Однако этим надеждам не суждено было осуществиться.

Правление императора Александра III (1881-1894 гг.) стало своего рода исторической паузой - временем осмысления великих  преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего 20-летия. В исторической науке это время получило название эпохи контрреформ.

Мероприятия правительства  Александра III, получившие название контрреформ, заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в  таких важнейших сферах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

 

  1. Аграрный и крестьянский вопрос

 

Политику Александра III в крестьянском деле можно определить как попытку контрреформ. Реформа 1861 г., сохраняя общинное землевладение, предусматривала, что с выплатой выкупных платежей за землю крестьяне станут ее полными собственниками. Однако Александр III активно препятствовал становлению крестьянской частной собственности на землю, пытаясь законсервировать общинное землевладение. Здесь царь оказался единомышленником Победоносцева, видевшего в общине с ее круговой порукой надежную гарантию оседлости сельского населения, а также препятствие пролетаризации крестьян. В 1880-е гг. и Катков становится по тем же причинам приверженцем общинного уклада, который в 1860– 1870-е гг. в его публицистике порицался как тормоз хозяйственного развития. Идеологи самодержавия, как и сам царь, менее всего интересовались при этом крестьянскими думами об общинном житье-бытье, они и в расчет не принимались в законотворчестве Александра III, обращенном к деревне.

Закон 1886 г. ставил препятствия семейным переделам крестьянской земли. Закон 1893 г. затруднял распоряжение надельной  землей и для тех, кто ее выкупил. Запрещался залог земли, а продать ее можно было только в собственность своей же общине.

Укрепляя общинные путы, привязывая крестьянина к наделу, Александр III, по сути, ревизовал важнейшее  положение реформы 1861 г., нацеленное на создание в деревне независимых  земельных собственников, которые действительно могли способствовать экономической и политической стабильности земледельческой страны.

Голод, разразившийся в 1891 г. и повторившийся  в 1892– 1893 гг., явился свидетельством упадка сельского хозяйства. В стране, призванной по своим природным ресурсам быть житницей Европы, периодически голодали миллионы земледельцев – в 1868, 1873, 1880 годы.

 

  1. Положение о земских начальниках

 

В 1889 году полномочия мировых  судей перешли к земским начальникам. Земскими они назывались из-за принадлежности своей к сословию "поместных земских людей", то есть дворян. Таким образом, бессословные мировые судьи сменились представителями дворянства (притом представителями небедными: претендент на место земского начальника должен был иметь 200 десятин земли или другую недвижимость на 7500 руб.).

Более того: мировой судья избирался  земским собранием, а земского начальника назначал министр внутренних дел - по представлению губернатора, от которого земский начальник и оказался в прямой зависимости.

Реакционное действие "Положения о земских начальниках" не ограничивается судебной отраслью; Если мировой судья рассматривал дела независимо от сословной принадлежности участников, то земский начальник руководит исключительно крестьянами, притом не только в судебной отрасли. В целом задачей земского начальника ставилось управление крестьянами в своей части уезда. Он получили право подвергать телесным наказаниям, аресту до 3 суток, штрафу до 6 рублей любое лицо из податных сословий, отстранять от должности крестьянских выборных, отменять решение схода. Волостные суды стали назначаться самим земским начальником из выбранных крестьянами кандидатов. Любое постановление волостного суда земский начальник мог отменить, самих судей - отстранить от должности, арестовать, оштрафовать. Решения земского начальника подлежали обжалованию лишь в уездном съезде мировых начальников. Таким образом, земский начальник соединил полномочия мировых судей и мировых посредников в чём-то даже выйдя за пределы (например, даже у мировых посредников не было права отстранять волостное правление).

Оппозиционно мыслящие современники встретили появление  земских начальников как возрождение  крепостного права (даже Государственный совет голосовал против этого законопроекта). И действительно, на практике они принялись активно злоупотреблять своей властью. "Положение о земских начальниках" стало ярчайшей контрреформой Александра III.

 

  1. Контрреформа местного управления и суда

 

Александр III поставил задачу усилить роль дворянства в земстве, обеспечив ему более полное и  устойчивое господства в земских  учреждениях, ограничить представительство  в них недворянских элементов, в  особенности крестьянства. Вместе с тем преследовались цели дальнейшего ограничения компетенции земств и усиления контроля за ними со стороны административных властей. Реакционное дворянство требовало вообще ликвидировать бессословность и выборность земств. В этом плане и был разработан проект о преобразовании земских учреждений, автором которого являлся директор канцелярии Министерства внутренних дел А.Д. Пазухин. Но при обсуждении проекта в Государственном совете правительство все же не решилось пойти на удовлетворение этих притязаний реакционных кругов.

12 июня 1890 г. было утверждено  новое "Положение о губернских  и уездных земских учреждениях". Формально оно сохраняло принципы  бес сословности и выборности  земств, однако эти принципы были  сильно урезаны, в чем и заключался  смысл земской контрреформы. Так, землевладельческая курия, по которой ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, теперь стала курией только дворян землевладельцев. Ценз для дворян уменьшался вдвое, а число гласных землевладельческой курии еще более увеличивалось; соответственно этому уменьшалось число гласных по остальным куриям - городской и сельской. Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных. Лишалось избирательных прав духовенство. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие чего более половины избирателей по этой курии утрачивало право участвовать в выборах в земства.

Обеспечивая решительное  преобладание дворян в земствах, земская  контрреформа пошла и на дальнейшее ограничение прав этого по существу "дворянского" земства. Теперь губернатор фактически полностью контролировал  деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение их любой вопрос. Вводилось новое административное звено - губернское по земским делам присутствие в составе губернатора (его председателя), губернского прокурора, управляющего государственными имуществами, губернского предводителя дворянства и четырех местных дворян-землевладельцев. Председатели и члены земских управ отныне стали считаться состоявшими на государственной службе. Таким путем был введен "государственный элемент" в земства. Те же цели преследовались и при проведении городской контрреформы. 11 июня 1892 г. было издано новое "Городовое положение", по которому еще более урезывались избирательные права городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия - мелкие торговцы, приказчики и пр. Это достигалось путем значительного повышения имущественного ценза. Преимущество отдавалось дворянам-домовладельцам и крупной торговой, промышленной и финансовой буржуазии. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы: Согласно "Городовому положению" 1892 г., еще более усиливалась система опеки и административного вмешательства в дела городского самоуправления. Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские думы не могли теперь сделать ни шагу без надлежащего "соизволения, разрешения и утверждения" административных властей. Городские голо вы и члены городских управ отныне стали считаться состоявшими на государственной службе чиновниками, а не как "избранными" представителями городского населения. Однако в дальнейшем на практике городская контрреформа (как и земская контрреформа 1890 г.) не была полностью реализована, ибо объективные социально-экономические процессы в пореформенной России оказались сильнее стремления самодержавия усилить сословно-дворянский элемент в местном управлении.

Информация о работе Контрреформы Александра III