Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:22, контрольная работа
В исторических исследованиях период второй четверти – середины XVIII века определяется историками как эпоха «временщиков», период политической нестабильности. Из 37 лет непрерывной чехарды власти 32 года пришлось на правление женщин, а если учитывать царствование Екатерины II, то в течение XVIII столетия в Российской империи после смерти Петра Великого 64 года власть в государстве находилась в руках женщин. В истории российского государства началась своеобразная эпоха женщин – императриц. Это было время жены Петра I Екатерины I, герцогини Курляндской Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны (племянницы Анны Иоанновны, правнучки царя Алексея Михайловича), дочери Петра I Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Задание №1. Анализ деятельности исторической личности (Ярослав Мудрый)
Задание №2. Анализ исторического события
Задание №3. Анализ войны
Задание №4. Анализ культурного развития России
Борьба за власть после смерти И. Сталина: причины, участники, результаты
1725 – 1741 гг. в истории России («дворцовые перевороты»): внутренняя и внешняя политика правителей
По инициативе Секретариата ЦК партии МВД и КГБ были лишены автономности и взяты под контроль партии. Была проведена реорганизация КГБ и МВД, расстреляны заместители Берии.
В августе 1953 года Маленков объявил о пересмотре экономической политики, направленной на повышение благосостояния народа, что можно было сделать только через аграрную реформу и увеличение товаров народного потребления. К этому времени деревня неуклонно деградировала. Колхозы и совхозы приходили в упадок. В стране назревал голод. В соответствии с аграрной реформой старые долги с крестьян списывались, новые - уменьшались вдвое, были подняты закупочные цены на мясо, молоко, овощи. Это дало незамедлительный политический эффект, который сравнивался с эффектом НЭПа. В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК, на котором выступил Н. С. Хрущев с докладом о состоянии сельского хозяйства. Это был глубокий, но резкий доклад, в котором был дан исчерпывающий анализ дел в сельском хозяйстве. На этом Пленуме Н. С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС, положение которого соизмерялось с положением Генерального секретаря в годы правления Сталина. После неурожая 1953 года ситуация в стране стала настолько серьезной, что надо было принимать чрезвычайные меры. Для повышения урожайности существующих земельных угодий требовались удобрения, ирригация, техническое оснащение, что нельзя было создать в один день. Было решено осваивать целинные земли в Поволжье, Сибири и Казахстане. Это одобрил Пленум ЦК КПСС 1954 года. Было призвано около 300 тыс. добровольцев, в основном молодежь.
Важных изменений требовала и общественная жизнь в стране. Стали пересматриваться существующие догмы о роли Сталина. Несколько тысяч незаконно арестованных было отпущено на волю. Этот период Илья Эренбург назвал словом "оттепель". В ходе расследований по делу Л. П. Берии было дорасследовано так называемое "Ленинградское дело". Выяснилось, что в разгроме городской партийной организации вместе с Берией и Абакумовым принимал участие и Г. М. Маленков. Кроме того, выяснилось, что значительная часть вины за трудности в сельском хозяйстве ложится также на Г. М. Маленкова. Ему предложили уйти в отставку. Пленум ЦК партии 1955 года ее утвердил. 8 февраля Верховный Совет СССР освободил Г. М. Маленкова от занимаемой должности. Вместо него по предложению Хрущева был назначен Н. А. Булганин. После него министром обороны был назначен Г. К. Жуков.
Решительные действия Н. С. Хрущева вновь привели к концентрации верховной власти в Секретариате ЦК партии, который главенствовал над правительством. Тем не менее принцип коллегиального руководства не был формальным, а претворялся в работе. Н. С. Хрущев не мог принимать самостоятельных решений. Он вынужден был считаться с Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым, да и с Маленковым, уже пониженным до министра электроэнергетики. Тем не менее Хрущев был тем магнитом, к которому тянулась вся периферия. Он беспрестанно разъезжал по стране, проверял состояние дел, вмешивался в руководство, повсюду выступал с речами.
Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц были многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и многие другие. К началу 1956 года были реабилитированы около 16 тыс. человек.
Важнейшее значение в общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС. Его по праву считают поворотной вехой в возрождении законности в стране. XX съезд КПСС проходил с 14 по 25 февраля 1956 года. На съезде с основными докладами выступили Н. С. Хрущев - с Отчетным докладом, Н. А. Булганин - с докладом о наметках новой пятилетки. Этот съезд должен был стать решающим этапом в истории СССР и коммунистического движения.
25 февраля на секретном
XX съезд изменил всю
Хрущева поддерживала интеллигенция. В печати развернулась бурная полемика по вопросам истории и социологии. Однако представители оппозиции скоро запретили эти дискуссии. Положение самого Хрущева как главы Секретариата ЦК партии осенью 1956 года оказалось под угрозой. После XX съезда КПСС произошли драматические события в Польше и Венгрии. В Президиуме ЦК оформились две противоборствующие группы: Хрущев и Микоян, с одной стороны, Молотов, Ворошилов, Каганович и Маленков - с другой, а между ними - группа колеблющихся. Успех хрущевской аграрной политики спас его от краха. Это стало возможным благодаря освоению целинных земель. Продовольственное снабжение в городах заметно улучшилось.
В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве страной. Она обострилась особенно резко после предложения Хрущева о реорганизации руководства промышленностью. Реформа предусматривала роспуск отраслевых министерств и группирование предприятий не по производственному признаку (как это было с 1932 года), а по географическому признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации промышленности, управлять которой централизованно без издержек было невозможно. Воспротивился идее Хрущева и Булганин. Он стал собирать у себя старых и новых оппозиционеров и вскоре перешел в антихрущевское наступление. Поводом послужила речь Хрущева в Ленинграде. Ободренный успехом в сельском хозяйстве, он по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Удобный случай для оппозиции представился в первой половине июня, когда Хрущев был в Финляндии с визитом. После возвращения он попал на заседание Президиума ЦК, созванного без его ведома с целью его отставки. Ему предложили занять пост министра сельского хозяйства.
На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириленко. Заседание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Н. С. Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходящем, срочно прибыли в Москву и направились в Кремль, чтобы потребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК. Н. С. Хрущев настаивал на своем выступлении. На встречу с членами ЦК направились делегации обеих фракций: с одной стороны - Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы оппозиции оказались скомпрометированными. Уже на первом заседании Пленума ЦК ситуация изменилась. Н. С. Хрущев смог дать оппозиции отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и вывести их из всех руководящих органов.
Многие факторы обусловили победу Н. С. Хрущева: XX съезд, первые успехи в сельском хозяйстве, многочисленные поездки по стране и огромный авторитет, наконец страх людей перед возможностью возврата к репрессиям в случае прихода к власти оппозиции. Важно заметить в этой связи и то, что значительным гарантом успеха Н. С. Хрущева была поддержка Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, возглавлявшего Вооруженные Силы.
Оппозиционеры не были репрессированы. Они получили второстепенные посты: В. М. Молотов - пост посла в Монголии, Г. М. Маленков и Л. М. Каганович - посты директоров отдаленных предприятий (первый - в Казахстане, второй - на Урале). Все они остались членами партии. На несколько месяцев Н. А. Булганин остался Председателем Совета Министров, а К. Е. Ворошилов, еще дольше, Председателем Президиума Верховного Совета. Однако и тот и другой были лишены реальной власти. Получили повышение и стали членами и кандидатами в члены Президиума ЦК те, кто показал себя энергичным сторонником Н. С. Хрущева (Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов и Жуков). Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве. Открывалась хорошая перспектива углубить демократизационные процессы в обществе, разоблачить остатки сталинизма. Однако этого не произошло. Наоборот, вскоре Г. К. Жуков был снят с поста министра обороны. Это свершилось тогда, когда он находился с визитом в Югославии и Албании. По возвращении он был поставлен перед фактом. Его подозревали в "бонапартистских" намерениях, т. е. в том, что он вроде бы хотел вывести Вооруженные Силы из-под контроля партии и установить в них "культ собственной личности". В действительности Жуков лишь сократил число политорганов и их руководителей в армии. Вероятно, что Хрущев хотел помешать военным завоевать самостоятельную политическую роль. В Г. К. Жукове видели возможного кандидата на пост Председателя Совета Министров вместо Н. А. Булганина.Однако в марте 1958 года на этот пост был назначен Н. С. Хрущев, который сохранил и пост Первого секретаря ЦК КПСС. Так исчезло разделение власти, осуществленное после смерти Сталина. Это решение мало соответствовало решениям XX съезда.9
В исторических исследованиях период второй четверти – середины XVIII века определяется историками как эпоха «временщиков», период политической нестабильности. Из 37 лет непрерывной чехарды власти 32 года пришлось на правление женщин, а если учитывать царствование Екатерины II, то в течение XVIII столетия в Российской империи после смерти Петра Великого 64 года власть в государстве находилась в руках женщин. В истории российского государства началась своеобразная эпоха женщин – императриц. Это было время жены Петра I Екатерины I, герцогини Курляндской Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны (племянницы Анны Иоанновны, правнучки царя Алексея Михайловича), дочери Петра I Елизаветы Петровны и Екатерины II. При этом из всех четырех императриц только Анна Иоанновна получила свою власть законным путем. Остальные взошли на престол в результате гвардейских военных переворотов, сопровождавшихся арестом, а подчас и убийством прежних правителей, расправой над их фаворитами и сторонниками. Несомненно, все императрицы по-разному проявили себя как политики. Одни опирались на фаворитов и временщиков, другие – на гвардию, третьи – на личную мудрость и правительственные учреждения, на европейский опыт.
Смена царствующих особ не сопровождалась какими-либо потрясениями, хотя и серьезно отражалась на судьбах страны и народа.
По мнению большинства историков, причинами дворцовых переворотов являются следующие:
- отойдя от национальной политич
- на российский престол после смерти Петра претендовало большое количество прямых и косвенных наследников;
- во всей своей полноте
Говоря об эпохе дворцовых переворотов, следует подчеркнуть, что они не являлись государственными, то есть не преследовали цели радикальных изменений политической власти или государственного устройства (исключением явились события 1730 года).
При анализе эпохи дворцовых переворотов важно обратить внимание на следующие моменты: во-первых, инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника; во-вторых, важнейшим следствием дворцовых переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства; в-третьих, движущей силой переворотов была гвардия.
28 января 1725 г. скончался Петр I. В 1722 г. в связи с делом царевича Алексея и ранней смертью сыновей Петра от брака с Екатериной он издал указ, по которому престол должен был наследовать человек, указанный в завещании императора. Петр такого завещания не оставил. С этого момента престол становится объектом борьбы различных придворных группировок, в которой огромную роль играла гвардия. История России с 1725 по 1762 г. ознаменована рядом дворцовых переворотов. Они совершались с необыкновенной легкостью, так как не меняли природы самодержавия. Речь шла о переходе власти от одной дворянской группировки к другой. Борьба за власть не меняла основу организации политической жизни общества. Так, в царствование Екатерины I (1725-1727) и первые месяцы царствования Петра II (1727-1730) во глазе государственного управления фактически был Меншиков. С конца 1727 по февраль 1730 г. власть удерживали представители вельможной аристократии, стоявшие во главе Верховного Тайного совета, заменившего Сенат (Голицын, Долгоруковы).
Правление Анны Иоановны (1730-1740) и Иоана Антоновича (1740-1741), правившего при регентстве его матери Анны Леопольдовны, характерны засилием всякого рода иностранных авантюристов. Например, правление Анны называют бироновщиной, по имени герцога Бирона, бывшего при ней фактическим правителем России.
При пришедшей к власти в результате переворота в ноябре 1741 г. Елизавете Петровне перевес при дворе вновь склонился к русским дворянам. Среди них наиболее видную роль играли фавориты императрицы Разумовские, Шуваловы.
Наследником Елизаветы стал ее племянник,
сын герцога Голштинского Петр III
В условиях частых дворцовых переворотов и смен лиц, стоявших во главе государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении крупных реформ, осуществленных в царствование Петра I. Такие реформы будут проведены только Екатериной II. Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали свою деятельность решением текущих вопросов. Ведущее место в политике заняло осуществление ряда мер, направленных на расширение прав и привилегий дворянства. Главный магистрат уничтожается, а губернские и городовые магистраты подчиняются воеводам. Облегчается служба дворян, им разрешается заводить мануфактуры.9
9.Козьменко В.М. История России IX-XX вв.Уч. для вузов. В.М. Козьменко.-М:Просвещение, 2010, 84-86, 213-217с.