Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:15, реферат
Отмена крепостного права в России не решила главного вопроса - аграрного, поэтому царское правительство в целях разрядки социальной напряженности в стране, с одной стороны, и дальнейшей колонизации Казахстана, с другой стороны, активизировало переселенческую политику. На смену военно-казачьей колонизации пришла крестьянская. Со второй половины 60-х годов из России в Казахстан стали переселяться крестьяне.
КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
Кафедра «Философии и Истории»
СРС
НА ТЕМУ: «Колониальная политика царизма 18 – 19 вв»
Выполнила:
Студентка группы
СКС – 143
Ильясова З.С.
Проверила:
Дюсебаева Г.К.
Алматы
2013
Переселенческая политика царизма в конце ХIХ века.
Отмена крепостного права в России не решила главного вопроса - аграрного, поэтому царское правительство в целях разрядки социальной напряженности в стране, с одной стороны, и дальнейшей колонизации Казахстана, с другой стороны, активизировало переселенческую политику. На смену военно-казачьей колонизации пришла крестьянская. Со второй половины 60-х годов из России в Казахстан стали переселяться крестьяне. Этот процесс приобрел целенаправленный характер. Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области Казахстана происходило в 70-е годы и приобрело массовый характер в 80-е годы.
В 1868 году по инициативе губернатора Семиреченской области Колпаковского были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье». По этим правилам предусматривалось выделение земли переселенцам 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и повинностей, в том числе и рекрутской сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей на обзаведение хозяйством. В 1885 году были утверждены «Правила о поземельном устройстве оседлого населения области», поскольку в Семиреченской области стала ощущаться ограниченность земли, а наплыв переселенцев был велик, эти правила несколько урезали привилегии переселенцев, так земельный надел определялся в 10 десятин на душу (мужскую), переселенцы освобождались от налогов и повинностей на 3 года, а в последующие годы вносили их в половинном виде. В 1886 году было разработано «Положение», предусматривающее условия обустройства переселенцев в Туркестанском крае.
Стремясь придать переселенческому движению целенаправленный, организованный характер, остановить самовольное, неорганизованное переселение крестьян в Казахстан, 13 июля 1889 года правительство России приняло специальное положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся и прежние времена». Оно допускало переселение с разрешения соответствующих органов. Конкретно определялись районы переселения в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. В 1891 и 1892 годах это положение распространялось на Тургайскую и Уральскую области. Переселение крестьян из России сопровождалось изъятием лучших земель у казахов. За период с 1885 по 1893 годы только в Акмолинской и Семипалатинской областях было изъято у казахских шаруа около 285 тысяч десятин пахотной земли. Особенно большой поток переселенцев шел в Семиреченскую область. За период с 1868-1880 годы сюда переселилось свыше 3000 семьи.
С середины 19 века Казахстан стал играть все возрастающую роль в российско-китайских отношениях. Пекинский договор 1860 года и Чугучакский протокол 1864 года закрепили признание Китаем отхода к России Кыргызстана и Семиречья. В 1881 году был подписан Петербургский договор, который предусматривал для жителей Илийского края (после возвращения его Китаю и вывода оттуда русских войск) возможность выбора китайского или русского подданства. И поскольку его жители уйгуры и дунгане не раз поднимали восстания против цинского господства, значительная их часть решила переселиться в пределы Российской империи. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье и Северный Кыргызстан происходило в 1881-1883 годах. Всего сюда переселилось более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган. Они расселились в долинах рек Усек, Чарын, Чилик, Талгар. Были организованы волости Жаркентская, Аккентская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская. По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в ней проживало 14 136 дунган и 55 999 уйгуров. В результате переселенческой политики в 1897 году удельный вес казахов в общей сумме населения края снизился до 67,7%.
50) Культура Казахстана в XIX в.
С эпохи средневековья на территории Казахстана в каждом казахском ауле функционировали мусульманские мектебы. В начале XIX в. в них преподавали шариат (правила мусульманской религии), «Аптиек» (одна седьмая часть Корана) и другие религиозные знания.
Состоятельные родители направляли детей для продолжения образовании в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Там также учились на арабском языке, изучали средневековую арабскую философию. В медресе обучали истории, географии, математике, ряду других наук, языкам, в том числе стали обучать и русскому языку.
Развитие новой системы образования в Казахстане связано с открытием школ с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей и городов постепенно в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке «толмачей» (переводчиков).
В 1789 г. в казахской степи была открыта «Азиатскую школу», которая готовила переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов. Открытые в 1813 г. в Омске и в 1825 г. в Оренбурге военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. Они были преобразованы в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус и в 1844 г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. В 1841 г. школу с обучением на русском и татарском языках открыл в Букеевской Орде хан Жангир. Школа при поддержке оренбургского губернатора не только ставила целью дать знания казахской молодежи, но готовила преданных колониальной администрации служащих для хана и Оренбургской губернской канцелярии. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылись школы, в которых казахам знания давались на русском языке. Открытие подобных учебных заведений было новым явлением, обогатившим культурный процесс, влиявшим на упрочение казахско-русских связей. В деле государственного образования учитывались в основном интересы империи. Это приводило к игнорированию потребностей населения в светском образовании на родном языке.
В первой половине XIX в. среди замечательных представителей русской культуры, уделявших внимание жизни и истории казахского народа, почетное место занимает В. И. Даль. Будучи в 1833–1841 гг. при оренбургском военном губернаторе чиновником особых поручений, он собрал записи и образцы устного творчества тюркоязычных народов. В 1839–1840 гг. участвовал в хивинском походе русских войск. В 1836–1838 гг выразил сочувствие руководителям восстания Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы. В. И. Даль написал ряд произведений, среди них повесть «Бикей и Мауляна», в которой описана жизнь казахов Оренбургского края.
Одно из направлений творчества великого русского поэта А. С. Пушкина было связано с Оренбургским краем. В 1833 г. для сбора материалов о пугачевском восстании он побывал в одном из центров тогдашнего Казахстана Оренбурге. Здесь А. С. Пушкин знакомился с жизнью азиатских племен, казахов. В «Истории Пугачевского бунта» имеются его наблюдения и суждения, приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов, о близости целей восставших с интересами казахов. В «Истории Пугачева» обращается внимание на племенные орды (казахов), кочующих в междуречье Волги и Яика. В Уральске А. С Пушкин записал поэму «Козы-Корпеш-Баян-Сулу». Пребывание великого поэта в Оренбургском и Уральском краях, его произведения «Капитанская дочка», «Пугачевский бунт» усилили интерес общественности и передовых демократических кругов к жизни и истории казахов, башкир и других народов Востока.
В 30–40-х годах XIX века начался новый этап в изучении Казахстана. Известное значение для науки "мели экспедиции 1848–1849 гг. Г. С. Карелина на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А. Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточнили глубину Аральского моря и впадающей в него Сырдарьи, составили карты.
Путешественники Е. П. Ковалевский, Н. А. Северцев, П. И. Небольсин и другие занимались изучением быта и истории казахов, их материальной культуры, обозначением местностей на топографических картах, исследовали природные богатства края. В исследовании казахской степи ведущую роль играли организованные Русским географическим обществом экспедиции.
Видные русские ученые А. Левшин, Э. Мейер, И. Завалишин и другие историки-этнографы, исследуя жизнь казахского народа, опубликовали специальные труды. Особенно огромное познавательное значение имело обобщающее трехтомное исследование А. Левшина «Описание киргиз казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей». Начался сбор и систематизация архивных и других данных о Казахстане и казахском народе.
С принятием казахами российского подданства научное изучение края прочно вошло в круг деятельности центральных государственных структур и различных отрядов исследователей. В Казахстане сложилось, хотя и разрозненная, сеть научных учреждений. Одни из них функционировали за счет государственных ассигнований, другие появились благодаря стараниям энтузиастов. Сближение и взаимопроникновение культур России и казахского народа обогатили в конечном счете общечеловеческую цивилизацию открытиями, идеями и именами. Общение с передовыми представителям российской науки способствовало становлению Ч. Валиханова как ученого мирового уровня. Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, музыки, устной историографии, этнографии.
Зарождение промышленного производства в Казахстане в последней четверти ХIХ века.
После окончательного превращения Казахстана в колонию, Россия приступила к более интенсивной разработке его недр. Начались усиленные поиски полезных руд. Русские капиталисты вкладывали свой капитал прежде всего в сферу горной промышленности. Продолжалось расширение заводов по первичной обработке сельскохозяйственного сырья. Развитие капитализма в пореформенной России. Создавались горные управления, ведавшие горными предприятиями Казахстана, подчиненные Министерству финансов. Путем обмана и подлога документов русские предприниматели арендовали и скупали у казахов за бесценок богатейшие месторождения полезных ископаемых. Так, например, казахские баи в 50-х годах продали за 255 рублей купцу Ушакову Карагандинское месторождение каменного угля. Саранское - за 114, Джезказганское месторождение меди - за 100 рублей. Эти месторождения хищнически разрабатывались русскими капиталистами. На их базе были основаны Спасско-Воскресенский и Успенский медные рудники. Одновременно возникли серебро-свинцовые плавильные заводы купца Попова. Производственная мощность всех этих предприятий была невелика. Горная промышленность была сосредоточена в основном в центральной и восточных областях Казахстана. В начале 80-х гг. добыча металлов и угля в Казахстане по сравнению с 50-ми гг. возросла в несколько раз. Особенно заметен этот рост на примере Карагандинских копей. Успенского рудника и Спасского медеплавильного завода. Доходной отраслью горной промышленности была добыча золота, которая развивалась особенно интенсивно в 70-80-х гг. Х1Хв. За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались. Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа. Однако многие предприятия горной промышленности нуждались в .правительственном кредите и временами приостанавливали производство. На заводах рабочие трудились сезонно, главным образом весной и летом, когда казахи прикочевывали к районам рудников и заводов. Отсутствие железной дороги мешало вывозу и сбыту промышленной продукции. Техника производства была устаревшей и примитивной. Первая попытка создать в Казахстане крупное горнопромышленное предприятие на базе русских капиталов была сделана в конце 90-х г. В 1899 г. образовалось Воскресенское горнопромышленное общество. Это акционерное общество арендовало большие участки с залежами каменного угля, медной и серебро-свинцовой руды на громадном пространстве от Павлодара до Балхаша. К 90-м г. относится также возникновение первой нефтепромышленной кампании на Эмбе. Развивается и промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, которая к концу XIX в. вытеснила на второй план более старую, горнодобывающую промышленность. Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Но число предприятий непрерывно росло, вместе с ним возрастало число рабочих и объем валовой продукции. Так, если на территории Казахстана, по неполным данным с 1886 г. насчитывалось 1028 мелких промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, то в 1895 г. их было уже 2 124, соответственно число рабочих увеличилось с 3 432 до 5 493. Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость. Русские капиталисты использовали старое оборудование и дешевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, развитие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое положение.
Проникновение в Казахстан товаро-денежных отношений. Торговля, ярмарки в Казахстане.
В 1837 г. в Младшем жузе была введена кибиточная подать по 1 рублю 50 копеек серебром в год с каждой кибитки. От уплаты подати освобождались должностные лица - старшины, султаны, находившиеся на службе у пограничного начальства и муллы. Подать взималась в одинаковой мере и с бая, и с бедняка, не имеющего скота. Кроме того, существовали многочисленные сборы, повинности, штрафы и т.п.
Введение новой системы налогов и повинностей в казахской степи привело к возрастанию роли денежного обращения. Налоги вносились в казну деньгами. Рост спроса на скот и продукты скотоводства приводили к тому, что казахское скотоводческое хозяйство, прежде всего байское, постепенно начинало приспосабливаться к требованиям рынка. Не только скотоводство, но и другие отрасли хозяйства приобретали товарный характер. Возросла роль Казахстана также как рынка сбыта русского хлеба и промышленных товаров. В 1851 г. был разрешен беспошлинный ввоз хлеба в казахскую степь. Из Казахстана вывозились в основном продукты животноводства. Торговля между Россией и Казахстаном особенно возросла в годы континентальной блокады и во время Отечественной войны. Царское правительство покровительствовало русским купцам и предпринимателям в развитии торговли с Казахстаном. В Оренбурге, Троицке, Уральске и др. городах увеличивались размеры обмена. Одновременно развивалась торговля на форпостах и казачьих станицах.
Государственный банк России имел свои отделения в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном. Так же в Казахстане было 7 филиалов Сибирского торгового банка, на втором месте был Русский торгово-промышленный банк, имевший 5 отделений.
В первой половине XIX в. из Казахстана ежегодно вывозилось скота в среднем на сумму 3-3,5 млн. рублей. Большую роль в развитии торговли в степи сыграли сезонные ярмарки. В 1832 г. была открыта ярмарка в Бокеевском ханстве, оборот которой составил более 2 млн. рублей. Открылись также Новоузенская, Черноярская, Семипалатинская, Кояндинская и т.д. Они были связаны с крупными российскими ярмарками. Деятельное участие в торговле принимали казахские баи. Они брали у русских купцов на комиссию товары, которые затем продавали одноаульцам. После введения в 1837 г. кибиточной подати казахи стремились продавать привезенные на ярмарку скот и сырье за деньги, чтобы внести подать. Часть денег оставалась в Казахстане и находилась во внутреннем обращении. Итак, в первой половине XIX в. в Казахстане развиваются товарно-денежные отношения и товарное производство. Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов. Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом постепенно стал превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений.
Информация о работе Колониальная политика царизма 18 – 19 вв