Карл Федорович Модерах в Перми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Развитие Перми при Карле Федоровиче Модерахе. Губернская столица благодаря Модераху приобрела вполне цивилизованный вид, так как многие стороны общественной жизни не обошел он своим вниманием, всюду добиваясь положительных результатов. Хозяин губернии с неуемной энергией, по уму и совести содействовал благоустройству Перми. Удивительно то, что Карл Федорович делал это без издержек для казны и без отягощения обывателей,благодаря только своей истинно немецкой расчетливости.

Содержание

Введение 2
Плановая работа 4
Изменение облика 7
Дела губернские 9
Медицинская помощь в Перми 12
Прощание 14
Список использованной литературы: 16

Прикрепленные файлы: 1 файл

Карл Федорович Модерах - реферат.docx

— 55.86 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 2

Плановая работа 4

Изменение облика 7

Дела губернские 9

Медицинская помощь в Перми 12

Прощание 14

Список использованной литературы: 16

                                                                 Введение

 

 

Назначение в Пермь для третьего пермского губернатора не было радостью — сулили Финляндию, а пришлось ехать в российскую глубинку. Что здесь? Леса, заводы, холодные реки — места чужие, незнакомые. Когда Карл Федорович Модерах сообщил жене о милости государыни императрицы, Иоганна испугалась и почти со слезами спросила: «Да за что же?

Стремительное назначение К.Ф. Модераха пермским губернатором определенно служит  свидетельством того, что им, даровитым администратором, засидевшемся в департаменте, заткнули образовавшуюся дыру в исполнительной власти империи. Сам Карл Федорович “просился в Выборг”, но Екатерина не посчиталась с его желанием и отправила служить в край, которым в общественном сознании собственно Россия заканчивалась.

Биографы К. Ф. Модераха были также неправы, считая, что императрица мудро и предусмотрительно “изволила назначить его в Пермь, ибо тамошние горные заводы требовали чтобы губернатор имел по сей части сведения”.

Поддерживать отношения  с горными властями и тем более проводить какие- либо реформы в этой сфере мог только наместник. А Карл Федорович был назначен гражданским губернатором, т.е вторым человеком. И, наконец, все его предшественники имели генеральское звание, его же назначили на такую должность, оставив в чине всего лишь инженер-полковника.

 

Генерал-прокурор князь  Вяземский так характеризовал Модераха, рекомендуя его для производства в инженер-полковники: “… Карл Модерах, находясь с другими инженерными чинами в команде моей при водяных работах и других разных казенных строениях с прошлаго 1783 года, исправлял оныя по части его не токмо с похвальным прилежанием и рачением, но и с отменным всегда попечением о сохранении казенного интереса, так что я чрез все время трудами, ревностию, расторопностью, а не менее того самим знанием, соответствующим чину его, будучи совершенно доволен”.

1

 

Всю жизнь превыше всего  для Карла Федоровича была честность, всегда он вел себя так, чтобы даже тени сомнения ни у кого не могло возникнуть в его неподкупности. Существует полулегендарное известие, что имератор Павел спросил царедворцев, кто из его губернаторов не берет взяток. Оказалось, что только двое: один – потому что очень богат и в деньгах не нуждается, а второй – просто потому, что невероятно честен. Эти двое и остались на своих постах.

 

“В ознаменование  особой монаршей милости , губернатор Модерах пожалован чином действительного статского советника и оставлен на должности, тогда как все начальники губерний, за исключением его и еще одного лица, получили отставку”.2

 

 Современники и историки характеризуют этого человека как в высшей степени честного, трудолюбивого и справедливого. Таким он вырос, таким приехал в глухую Пермскую губернию. Строг, немногословен, требователен. За первую провинность он делал чиновнику замечание, за вторую следовало понижение по службе. Уличенного во взяточничестве увольнял с должности немедленно. Нарушители государевых законов наказывались штрафами, бунтовщиков — пороли, чиновников же он держал на расстоянии, те боялись его, представляя «сущим медведем». По словам летописца г. Перми Прядилыцикова, «К. Ф. Модерах при обширном уме обладал следующими качествами: он был трудолюбив, занимался делами управления сам, без помощи услужливых секретарей; судил о действиях подвластных ему лиц очень строго, но в высшей степени справедливо; собственное его бескорыстие было примером для тех, кто смотрел на службу, как на средство наживать деньги» '* Другой его современник Вигель говорит о нем следующее: «Модерах был честен, добр, умен и сведущ в делах; но как скоро все, приобретенное великими трудами, ценится более, чем даровое, то генерал-губернаторство свое он, кажется, ставил наравне с владетельным герцогством. Он не был любезен, сей камергерской добродетели в нем не было; уединенная и вместе деятельная жизнь в отдаленном месте хоть кого заставит потерять желание и забыть о способах нравиться, тем более людей серьезных, со строгою нравственностью. К тому же как в Перми нет других дворян, как и богатых заводчиков, живущих в столицах, то более десяти лет и не видел он никого, кроме подчиненных, а между проезжими по большей части мелких чиновников и ссыльных; вот что обращению его давало холодность и сухость, которые не совсем были приятны». Карл вообще по природе своей с людьми сходился трудно, «обхождение его было сухо, и наружность для посторонних, с первого взгляда, суровая; но кто умел заслужить его внимание и доверие, кто сам одушевлен был, подобно ему, истинною любовью к отечеству,тот находил его всегда приветливым». Край, которым в общественном сознании XVIII - нач. XIX в. собственно Россия заканчивалась, располагался на территории в 291 760 кв. верст (около 327 тыс. кв. км). Его и вверили 2 марта 1797 г. в руки питерского архитектора. Губернии повезло — уже предшествующая ей деятельность этого человека подавала большие надежды на то, что он будет одним из выдающихся начальников.

Родившись в Санкт-Петербурге, в дворянской семье немецкого происхождения,Карл дослужился до звания инженер-полковника и имел репутацию одного из лучших инженеров в России. В северной столице России Модерах производил работы по прорытию Екатерининского и Никольского каналов, по сооружению мостов, набережной на Фонтанке, Петергофской дороги и знаменитых фонтанов. Царскосельский дворец и большой С. Петербургский театр — также дело его рук.

Плановая работа

 

 

Карл Федорович не был инженером и военным, если бы не начал с карт театра предстоящих административно-хозяйственных действий. Ведь только благодаря им было возможно составить полное представление об огромном и сложном организме, который представляла собой Пермская губерния, верно спланировать первые шаги на новом поприще.

В наследство К.Ф. Модераху достался “План Губернскому Городу Перми. На подлинном написано собственною Ея Императорского Величества рукою: Быть по сему. Генваря 16 дня 1784 года в С. Петербурге.  Другими словами, у него на руках был изрядно устаревший  документ. За 13 прошедших лет множество усадеб, стоявших еще в сетке улиц поселка Егошихинского завода, “у которых обывателей строения  не придут в линию”, были перенесены на новые места согласно высочайше утвержденной регулярной планировке города, построены новые казенные и общественные здания. Всех этих изменений план 1784 г. уже не отражал. Тоже самое можно было сказать и о плане уездных городов.

В легенде плана подробно описывалось, что и каким образом следует строить в Перми, однако же имелся пункт, допускавший известную свободу, которым губернатор не преминул воспользоваться:

“Если чего в натуре исполнить  будет не можно и востребуется надобность сверх сего расположения, чтобы не править, предоставить в должности Генерал Губернатора, однако ж, не выходя из настоящего основания сего плана”.3

Поскольку К.Ф. Модерах был начальником не только Перми, а всей губернии, постольку следующей заботой губернатора стало составление “Атласа…” Пермской губернии.

“Пермской губернии атлас из четырнадцати планов состоящий и разделяющий губернию на двенадцать уездов с подробным всей губернии описанием и о каждом уезде порознь” появился уже в 1800 г. Он представлял собой большеформатный альбом с картами губернии, всех уездов и городов. Чертежи были снабжены изящными картушами, планы городов содержали гербы и аллегорические миниатюры, олицетворяющие основные занятия их жителей.4

Хотя официально считалось, что автором атласа был губернский землемер, но в его создании принимали участие практически все местные картографы. Атлас получился настолько хорош, что даже рядовые участники этого проекта были награждены. Так оханский уездный землемер А. И. Калинин “по именному высочайшему указу за сочинение атласа Пермской губернии” 16 февраля 1801 г. был пожалован чином 10 класса.

К. Ф. Модерах мыслил и действовал комплексно. Он не остановился на создании карт губернии, ..”, в котором были собраны основные сведения о городах и уездах края. Д.Д. Смышляев считал, что, “судя по некоторым признакам, едва ли этот труд не принадлежит К.Ф Модераху”. Очевидно нет оснований настаивать на авторстве губернатора, однако не приходится сомневаться в том, что непосредственная инициатива исходила от него и обеспечение сбора материалов уездных органов власти осуществлялось именно им.

Вторая волна картографирования  городов Пермской губернии началась в 1802 г. Это несомненно, было связано с рескриптом Александра I К.Ф. Модераху от 10 апреля 1802 г. о сборе сведений по программе Вольного экономического общества. В нем в частности, говорилось:

 

“…Санктпетербургское економическое общество представило Мне предположении его о сочинении общаго Росси описания по части земледелия сельского хозяйства. К составлению сего полезнаго сочинении ему нужно будет собрать с самых разных мест разныя сведения… Все участие, какое в деле сем руководством, ободрениями и побуждениями вашими принять вы можете, будет для меня весьма примерным доказательством истиннаго просвещения и любви к отечественным пользам”.

Нет сомнения, что именно создание описания Пермской губернии и подтолкнуло уважаемое научное общество на сбор аналогичных данных по всей империи. Казалось бы, чего проще – продублировать содержание атласа и историко-географического описания губернии, что вполне удовлетворило бы Экономическое общество. Но губернатор предпринял очередное исследование: в 1802 г. Были составлены новые планы городов губернии. К сожалению, из-за этого, по сути, нового атласа удалось обнаружить только планы Кунгура, Осы, Оханска, два плана Чердыни, Екатеринбурга.

На основе “Историко-географического описания…” было создано расширенное двухтомное “Хозяйственное описание Пермской губернии” Пермского главного народного училища “Естественной  Истории и Географии учителя восьмого класса” Н.С. Попова, вышедшее в Перми в 1804 г.

“Можно смело сказать, что до появления описания Киевской губернии Журавского ни одна губерния не была так хорошо описана, как Пермская.

Описание Енисейской губернии Степанова и Пестова, Саратовской  губернии  Леопольдова, Вологодской Брусилова, Олонецкой Дашкова далеко ниже книги Попова по достоинству”, - считал известный уральский краевед Н.К. Чупин. Достоинство сочинения Н.С. Попова подтверждается фактом его вторичного издания в 1811-1813 гг. в Санкт-Петербурге. Правда, указаний на причастность гражданского губернатора в этом издании уже нет.

В 1808 г. Были составлены два плана Перми.

Из этого можно заключить, что Модерах не оставлял своих занятий по усовершенствованию планов городов.

 

Изменение облика

 

 

На первых порах своего существования Пермь только носила имя губернского города, на самом же деле она мало чем отличалась от села. Город утопал в грязи. Дождевые и талые воды веками скатывались с южной возвышенности к Слудской горе, образовав огромную стоячую болотину (нынешняя эспланада) с островками мелкого пихтовника.

Именно Модерах придал городу такую планировку, за пределы которой он и теперь едва выходит. Пермь получила прямые перпендикулярные улицы и широкие проспекты. В целях пожарной безопасности расстояния между домами сделали большими. Все широтные улицы были расположены параллельно Каме, а меридианальные — перпендикулярно. По указанию генерал-губернатора за южной чертой города между ручьем Стикс и речкой Данилихой был прорыт глубокий ров длиной 800 сажен, а на северной кромке его насыпан широкий земляной вал для того, чтобы отвести снеговую воду, устремлявшуюся с полей внутрь улицы, в речку Данилиху. Вал этот соединил заставы Казанского и Сибирского трактов. Вдоль него были высажены четыре ряда берез: крайние аллеи — для пешеходных прогулок; средняя, широкая, служила проезжей дорогой для обозов, следовавших через Пермь из Казани на Кунгури далее до Иркутска. Теперь лишние телеги не разбивали городских улиц, и образовалось «весьма удобное место для гуляния» — Бульвар, Загородный бульвар, Загородный сад, сад Общественного собрания, Красный сад, сад им. Горького, детский парк культуры и отдыха им. М. Горького — так в разные времена его называли.

В настоящий сад он превратился только в конце XIX века. По личному проекту Карла Федоровича в 1800 году был заложен каменный гостиный двор. Старый гостиный двор, который находился на берегу Камы, в устье реки Егошихи, где сейчас расположена станция Пермь I, сломали, оставили только часовню как памятник Егошихинского завода. Купцы просили у Модераха разрешения построить новый двор на месте хлебного Черного рынка(ныне сквер Уральских добровольцев), но получили отказ. По мнению губернатора, хлебный рынок нельзя закрывать, в то же время гостиный двор нужно ставить недалеко от камских пристаней. Такое место для него было — междуПокровской-Торговой и Сибирской-Обвинской улицами. Однако распоряжался этими двумя кварталами Петербург, предполагавший разместить здесь казенные губернские присутственные места и каменный дом для губернатора. Карл Федорович, отказавшись от нового дома и приведя все возможные аргументы, получил таки в свое распоряжение оба городских квартала. Как раз на одном из них купец И. Р. Жмаев (прапрадед С. П. Дягилева) в течение 1800 1802 годов и построил гостиный двор на 60 лавок (двор был снесен в начале 1930 х годов под Комсомольский, ныне Театральный, сквер). 
Город постепенно обрастал домами: частными и публичными зданиями, учреждениями. В самом начале XIX в. в Перми насчитывалось уже 900 деревянных построек, 28 каменных. По оценке пермского историка А. С. Терехина, из-за того что прямоугольные городские кварталы еще в конце XVIII века нанесены были без учета местности, очень жестко, на территории, занятой жильем, оказались болота, реки Пермянка и Данилиха, ручьи Медведка и Стикс. Так на первый план в благоустройстве города выдвинулись задачи создания дренажной сети и ливневой канализации. Осушение центральной части города происходило по проектам и при непосредственном руководстве губернатора. В ходе организации регулярной планировки засыпали многочисленные русла ручьев и прудов, спрямили и спрятали под землей русло в нижнем течении р. Егошихи. Не так давно, в 2002 году, на месте прокладки дворового дренажа по ул. Горького, 1 были обнаружены элементы системы благоустройства ул. Набережной(нынешней Орджоникидзе) — так называемые «модераховские мостики». Два кирпичных пешеходных мостика с гранитной облицовкой и подпорная гранитная стена датированы 1804 1805 гг. Находки эти, по решению Краевого центра охраны памятников, на данный момент зарыты, так как траншея, в которой они залегают на глубине полутора метров, угрожала сохранности фундаментов еще одного памятника архитектуры «Управление Уральской железной дороги».

 

Дела губернские

 

Губернская столица  благодаря Модераху приобрела вполне цивилизованный вид, так как многие стороны общественной жизни не обошел он своим вниманием, всюду добиваясь положительных результатов. Хозяин губернии с неуемной энергией, по уму и совести содействовал благоустройству Перми. Удивительно то, что Карл Федорович делал это без издержек для казны и без отягощения обывателей,благодаря только своей истинно немецкой расчетливости.

Информация о работе Карл Федорович Модерах в Перми