Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 02:40, реферат
Иван IV Васильевич Грозный (1530-1586). С 1533г.– великий князь московский, с 1547г.- царь. Годы его правления ознаменовались почти беспрерывными войнами - вначале удачными: завоевание Казанского ханства(1552) и Астраханского (1556), а затем изнурительной 25-летней Ливонской войной, из которой Россия вышла с огромными потерями. Не добившись не каких результатов.
1555 год реформа местного
1566 год принято новое «Уложение о службе», определявший порядок военной службы дворян. Служить можно было с 15 лет, она передавалась по наследству. «Уложение» определяло размер предоставляемых за службу поместий и количество ратников, которые должны были приводить с собой помещики. Появилось ан Руси и регулярное стрелецкое общество общей численностью 12 тыс. человек.
ВЗЯТИЕ КАЗАНИ И ИЗМЕНА
Уже в 1551 г. обновленное русское войско выступило в поход на Казанское царство. Операция была блестяще продумана в военном и политическом отношении и завершилась полным успехом. В октябре 1552 г. русские войска овладели Казанью. Спустя несколько лет русские войска практически без боя заняли Астрахань. Астраханское ханство было присоединено к Руси, и все Поволжье впервые оказалось под властью Москвы. Это было колоссальный успех – впервые восточная граница Руси, стала полностью безопасной. Иван IV доказал и себе, и всему миру, что он достоин царского титула. В стране начался экономический подъем, с ней стали считаться европейские державы. Однако бояре были недовольны: ведь теперь их исконные привилегии распространились на вчерашних «холопов» - дворян и высших чиновников.
Все шло прекрасно, пока
Государь действительно
Иван Грозный начал ее за право торговли на Балтике. Росси принадлежало в те времена устье Нева и южное побережье Финского залива вплоть до реки Нарвы, за которой начиналась Ливония. Несмотря на то, что летом 1557г. дьяк Иван Выродков построил в устье реки Нарвы, ниже Ивангорода, морской порт, иноземные корабли туда не заходили. Купцам препятствовала Ливония и Швеция. Царь предполагал, что слабая Ливония не выдержит первых ударов русского войска. В результате побед в Прибалтике добиться не удалось
Война
между тем продолжалась. Зимой 1563г.
русская армия под
КРОМЕШНИКИ
Иван Васильевич избрал необычайный путь решения проблемы. В декабре 1564г. они вместе со своей семьей, самыми почитаемыми иконами, казной и приближенными покинул Москву. Он остановился в Александровской слободе (ныне г. Александров) и объявил о своем отречении. В послании к
Боярской думе государь сообщал о царской опале на изменников-бояр, граждан же заверил в том, что никакого зла на них не держит. Народ растерялся и стал требовать возвращение государя, да и бояре не могли помыслить себе без царской власти. Толпа готова была расправиться с «изменниками», и тем ничего не оставалось делать, как уговорить Ивана Васильевича вернуться на царство. Тот согласился, но с условием: но учреждает опричнину – особый государев удел. Итак, государство было разделено на две части – опричнину и земщину.
В земщине, по мысли Иван IV, все должно было оставаться по-прежнему. В государевом же уделе начиналась новая жизнь. Прежде всего, сформировалось войско, в которое записали самых нищих и худородных дворян – всего около тысячи человек. Опричники служили царю и за страх, и за совесть. Терять им было нечего, получить они могли все, а любое прегрешение против нового порядка могло их погубить. Первой задаче опричников стала конфискация земель опальных бояр в пользу государя. Репрессии коснулись прежде всего самых радовитых вотчинников – почти две трети ссыльных носили княжеский титул.
От опричнины страдали и те, кого опала не коснулась, - например, дворяне, не принятые в опричную службу, чьи поместья оказались в государевом уделе. Им должны были предоставить равноценную землю, но таковых не хватало. На земском соборе 1566 г. представители дворянства, бюрократии и даже купечества потребовали отменить опричнину. Царь сделал свои выводы и еще больше укрепил опричнину.
Одновременно царь попытался учредить в опричнине нечто вроде монашеского ордера. Отныне опричники становились не просто царскими слугами, но рыцарями веры, которые железной рукой искоренить измену в Московском царстве. В Александровской слободе установили моностырские порядки. Опричники обрядились в монашескую одежду, служили многочасовые службы. Сам Иван усердно молился и пел в хоре. Ходили слухи, что царь желает удалиться в монастырь. Противники Ивана Грозного надеялись, что в этом случае трон займет Владимир Старицкий, и они смогут вернуть себе былое влияние. Царь знал об этих настроениях. Особенно беспокоило его, что литовские агенты, которые уже пытались поднять в России вооруженный мятеж, могут использовать их в своих целях.
Одновременно он подверг
ТЕРРОР
Первым погиб дьяк Казарин Дубровский, известный взяточник, по вине которого сорвался поход в Ливонию в конце 1567 г. Но когда казнили некоторых приближенных Владимира Старицкого, митрополит Филипп при большом стечении народа в Успенском соборе потребовал от государя упразднить опричнину.
Царь
ответил на брошенный вызов. Опричники
забили советников митрополита железными
палицами. Осенью 1568 г. удалось сместить
митрополита Филиппа –
Террор совпал со стихийными бедствиями, несколько лет подряд свирепствовавшими в стране. Начало голода, от которого погибло втрое больше людей, чем от опричных погромов. Вместе с голодом пришла чума. Осенью 1570 г. в Москве ежедневно умирало до тысячи человек. Крестьяне бежали на далекие окраины страны, проникая даже за Урал. В результате некогда процветавшие земли опустели.
Самым мрачным событием опричнины стал поход на Новгород. Вначале января 1570 г. государь явился в город с опричным войском и объявил об измене. Город был полностью разорен. Такая же судьба ожидала Псков, куда опричники направились из Новгорода, но псковичей спас случай. Под Иваном Грозным пал конь. Царь счел это зловещим предзнаменованием и покинул город.
Годы опричнины страшно ослабили русское государство. Противники России использовали внутренние раздоры в своих целях. В1571 г. татары смогли прорвать к Москве. Взять город они не успели – начались пожары, которые налетевшая буря обратила в настоящую катастрофу. За три часа город полностью сгорел. Погибло множество людей, в том числе и татар, пытавшихся грабит город. На следующий день они отступили. Через год татары явились вновь, но на этот раз их уже ожидали объединенное опрично-земское войско под командованием Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостина. Под Серпуховом противника разбили. Военная мощь Крыма была разбита. Угроза с юга на некоторое время отступила.
Вскоре царь объявил об отмене опричнины. В 1572 г. было под страхом наказание запрещено даже упоминать об опричнине. Он снова отрекся от престола и передал власть касимовскому царевичу Симеону Бекбулатовичу. Сам же назвался Иваном Московским, удалился из Кремля, поселившись на Арбате, и писал на имя нового «великого князя» униженные челобитные. Иностранные дипломаты по-прежнему относились к Ивану Грозному как к государю. В течение всего года продолжались репрессии, затронувшие, однако, ограниченный круг людей – в основном бывших руководителей опричнины. Наконец Симеон Бекбулатович был отправлен на «великое княжение» в Тверь, а Иван Грозный вновь воцарился в Москве.
КРУШЕНИЕ
В 1575 г. судьба даровала России передышку. Впервые за многие десятилетия на ее внешних рубежах воцарился мир.
Тем временем военная кампания в Ливонии стала развиваться для России успешно. В1575-1576гг. русские овладели почти всем морским побережьем между Равелем (ныне Таллинн) и Ригой. В1577 г. за семь недель энергичного наступления армия, которую возглавлял сам Иван Грозный, занял почти всю Ливонию от Нарвы до Западной Двины. Не смогли русские взять лишь Ревель и Ригу. Но Россия не смогла закрепить свой успех.
Для продолжения войны у страны не было средства. Опричнина, совпавшая с голодом и чумой, привела к тому, что земли в центральных областях страны некому и не зачем стало обрабатывать. Население сократилось втрое, а те, кто остался, страшно обнищали.
В этот критический момент против русских войск выступила армия короля Стефана Батория. Главный удар он направил на Полоцк. 31 августа 1579 г. крепость пала после четырехнедельной осады. В1580г. положение осложнилось ещё больше – на юге в войну вступили татары, а Стефан Баторий осадил Великие Луки. Город был подожжен и пал, королевские наемники устроили резню. Иван Грозный понимал, что разоренная страна не сможет долго сопротивляться, и обратился к католическим державам с просьбой о посредничестве. Царь готов был уступать все, кроме Нарвы, но Баторий требовал большего.
Война возобновилась вновь. В результате после 25-летней войны за выход к Балтийскому морю у России остался лишь небольшой участок побережья Финского залива с устьем Невы. Поражение подорвало силы царя. Иван Грозный окончательно утратил доверие к своим воеводам. Он стал подолгу и тяжело болеть, и чем больше он болел, тем меньше он доверял своему сыну и наследнику, Ивану. Ходили слухи, что Иван непременно разгромил бы поляков, если бы отец дал ему войско. Но Иван Грозный не давал сыну ни малейшей самостоятельности и постоянно вмешивался в его семейную жизнь. В ноябре 1581 г. царь оскорбил и избил невестку. Сын пытался вступиться за жену, но получил удар посохом в голову. Наследником престола стал почти слабоумный Федор, который, по общему мнению, не в состоянии был управлять государством. Поэтому Иван Грозный решил сделать все возможное, чтобы Федр удержался на престоле. При Федоре были назначены четыре опекуна-регента, которым и предстояло править страной: удельный князь Иван Мстиславский, герой Ливонской войны князь Иван Шуйский, дядя Федора Иоанновича обошлось без великих потрясений и династия бы продолжилась, но предусмотреть всего не мог. Смерть пришла неожиданно: 19 марта 1584 г. Иван Грозный внезапно умер за шахматной доской.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время правления Ивана IV можно выделить два основных этапа, это до опричнины и после нее. Основная часть реформ приходится на первый период. Мы склонны придерживаться традиционной точки зрения, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Нам кажется, что Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину, но с другой стороны, сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.