Экономика России в XVIII

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

В изучении экономики России начала XVIII в. нам придется останавливаться как на основных и ведущих проблемах не на сельском хозяйстве, а на проблемах промышленного развития. Именно эти вопросы, а не вопросы сельского хозяйства останавливали внимание как самого Петра I, так и его современников, писавших об его эпохе, и всех новейших авторов вплоть, до настоящего времени.,
Именно с этого времени начинается "мануфактурный" период в истории русской промышленности, который в условиях крепостного хозяйства затянулся до половины XIX в., когда эта "крепостная" мануфактура полностью превратилась в капиталистическую мануфактуру, а затем в капиталистическую фабрику.

Содержание

1.Общая характеристика мануфактурного периода.
а) Мануфактура в допетровский период.
б) Природа петровских мануфактур.
с) Предпосылки создания мануфактур в Западной Европе и в России.
2.Петровские мануфактуры.
а) Величина и централизация мануфактур.
б) Организация мануфактур.Виды мануфактур.
3.Итоги создания петровских мануфактур.
а)Цель создания мануфактурной промышленности Петром I.
б)Развитие мануфактурноц промышленности на Урале

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат Экономика России в XVIII в..docx

— 52.12 Кб (Скачать документ)

В результате борьбы дворянства за свою монополию на рабочую силу указом 1762 г. запрещается предпринимателямнедворянам покупать крестьян для своих мануфактур. И хотя к 1798 г. разрешение покупать к промышленным предприятиям крестьян вновь восстанавливается, однако большого значения в это время такая мера не имела, так как с XIX в. купеческие мануфактуры стали уже везде переходить на вольнонаёмный труд. Но дворянские мануфактуры еще долгое время использовали крепостной труд. На основе своих привилегий дворянская промышленность в тех отраслях, которые были связаны с источниками сырья дворянских поместий, как, например, в суконном, полотняном, писчебумажном производствах, начинает вытеснять купеческие мануфактуры; к концу ХVIII в., например, из 40 суконных мануфактур 19 было дворянских (Туган-Барановский). Обратное положение имело место в хлопчатобумажных, шелковых, кожевенных мануфактурах.

2. Петровские мануфактуры.

Таким путем со времен Петра1

возникают три основных вида мануфактур: казенные посессионнные, частные, преимущественно купеческие, а также вот чинные дворянские промышленные предприятия. Для централизованного государственного управления промышленностью, и в особенности казенными и купеческими предприятиями, соз даются Берг- и Мануфактур-коллегии с подробным регламентом об управлении промышленностью.

Что же представляли собой  петровские мануфактуры в тех ническом и экономическом отношениях? Действительно ли они были относительно крупными и технически централизованными промышленными предприятиями или, наоборот, они предста вляли собой простую совокупность примитивных светелок кустарного характера, объединяемых капиталом путем так называемой раздаточной системы?

Вопрос этот в нашей  экономической литературе также  не нашел согласного решения. Первый историк русской капи талистической фабрики М. И. Туган-Барановский и историк украинской фабрики А. П. Оглоблин, а также П. Г. Любомиров решают вопрос в том смысле, что петровские и послепетров ские мануфактуры представляли собой централизованные и весьма крупные по размерам предприятия. Эти авторы исходят из того, что многие петровские мануфактуры имели по тысяче и более рабочих. Другие исследователи (Е. В. Тарле, И. М. Кули шер) держатся противоположного мнения, считая, что только очень немногие рабочие работали в здании мануфактуры, остальные работали на дому, а значительное число их было занято вспомогательными работами. Небольшое число фактов, имевшихся в распоряжении этих авторов, не позволяло окончательно и достаточно обоснованно решить этот вопрос. Лишь некоторые публикации последнего времени позволяют на основе подробного конкретного материала восстапопить картину, каким путем старые вотчинные промышленные предприятия, работавшие трудом тяглецов или барщинных крестьян у себя на дому, в некоторых случаях превращались постепенно в централизованные мануфактуры, работавшие частью на крепостном, частью на вольнонаемном труде.

На основании этих данных следует признать, что петровские мануфактуры начала ХVIII в. хотя и работали в преобладающей степени ручным трудом и с примитивным техническим оборудованием, но все же с разделением труда внутри мастерских, иногда довольно крупных по своим размерам. В некоторых отраслях техническое оборудование мануфактур (например, ткацких) было таково, что оно легко вмещалось в обыкновенную крестьянскую избу, почему такая "мануфактура" превращалась в работу крестьян на дому и на их станах или в небольших отдельных светелках, но все же с применением разделения труда. В ряде таких, например, отраслей, как суконное, полотняное, шелкоткацкое, весь процесс развивался между централизованной мануфактурой (тканье) и кустарной избой (уток, пряжа, суровье).

Если для характеристики величины и централизации предприятий брать число рабочих, то по этому признаку многие мануфактуры представлялись крупными предприятиями. Например, на казенной парусной мануфактуре в Москве числилось 1162 рабочих, на суконной мануфактуре Щеголина - 730, на казенной суконной мануфактуре Микляева - 742 рабочих и т. п..Но по-видимому ,при таком значительном числе рабочих техническая концентрация производства в этих мануфактурах была невелика. Некоторые сохранившиеся описания их свидетельствуют, что, например, ткацкие мануфактуры часто представляли собой не единое предприятие с сотнями рабочих в одном здании, а скорее объединенную систему отдельных светелок или даже частичную работу на дому отдельных кустарей. Так, например, одна из крупных парусных мануфактур Меньшикова в Почепе состояла из 23 светелок для "работных людей", 8 амбаров для работ, ряда других деревянных построек. Другая парусная мануфактура, Строгановых (1732 г.), состояла из 13 светелок в 7-8 окон; Таким образом, "мануфактуры" представляли собой иногда поселки из кустарных изб, настоящие же "заводские" здания, каменные и крупные по размерам, встречались, по крайней мере в легкой промышленности, не часто.

Но иногда (например, на железных заводах) техника про изводства требовала работы в общих мастерских с применением механической двигательной силы, преимущественно водной, с пользованием горнами и раздувальными мехами, кричными печами и пр. Хотя и в таких случаях рабочий пользовался лишь примитивными ручными инструментами и орудиями в виде молота, клещей и пр., но все же это давало возможность в более крупных размерах кооперации труда и его разделения, т. е. повышения производительности. При этом даже на некоторых наиболее важных казенных предприятиях в заводском здании производились лишь некоторые операции, которые на дому у мастеров выполнять было невозможно, остальные же работы производились в кустарных светелках или на дому у мастеров. Например, такое важное производство, как Тульский оружейный завод, имело очень небольшую техническую централизацию производства. Если так обстояло дело на казённых оружейных заводах, то, конечно, еще менее централизованным и еще более приближающимся по своей организации к типу кустарных светелок было производство на других, белее мел ких и частных мануфактурах,что признают даже защитники теории "централизованной" мануфактуры.

Некоторые элементы товарно-капиталистического характера этих мануфактур и их технически централизованная организация проявляются совершенно ясно. Но, вообще говоря, техника и централизация производства были не особенно велики. И еще долгое время вопросы техники были основными в организации промышленности. Приходилось принимать не всегда успешные меры к улучшению и поднятию техники путем централизации и механизации производства.

Так в 1712 г. Петр 1 в целях "лучшего усмотрения и поспешения" в оружейном деле приказывает построить на Тульском заводе "оружейный двор, дабы то ружье делать всеми мастеровыми на том оружейном дворе безостановочно, а не по домам, где кто живет, ружья впредь отнюдь не делать". Следовательно, до тех пор ружье выделывалось мастерами по своим мастерским, и только некоторые операции (сверление дула) делались в заводских мастерских и на заводских станках. В 1718 г. оружейный двор был готов, но, по-видимому, централизованное производство на нем так и не наладилось, так как работа на дому и впредь разрешалась, а в 1733 г. значительная часть построек оружейного двора была снесена на слом .

Таким образом, следует отметить, что петровские мануфактуры не произвели большого переворота в технике, развиваясь в основном на базе ручной ремесленной техники, но вместо с тем и на базе применения кооперации крупных масс рабочих с широким разделенном труда между ними в централизованной или децентрализованной мануфактуре. В этом и заключается значение петровской эпохи как эпохи, в которой наметились направление и организационные формы дальнейшего промышленного развития и перехода мануфактуры к фабрику. Решение вопроса о характере петровских мануфактур должно быть дано не в плоскости общих для всех видов промышленности положений, а в зависимости от конкретных технических и экономических условий возникновения и работы этих отраслей и отдельных предприятий В зависимости от того, берут ли эти производства и предприятия свое качало из среды вотчинного производства,первоначально для нужд собственного потребления владельца и с применением исключительно крепостного труда, или из мелкого ремесла, из "домашней" промышленности крестьян, или, наконец, они создаются в виде специальных казенных или купеческих крупных мануфактур для работы на продажу и для поставок государству,- определялись и формы организации мануфактур.

В этом отношении интересную сравнительную картину для ХVII-ХVIII вв. дают, с одной стороны, вотчинное полотня ное производство "государевых вотчин" и "хамовных слобод" под Москвой (Кодашево, Хамовники) и под Ярославлем (Брейтово, Черкасово) и, с другой стороны, Тульские и Каширские железные заводы.

Хамовные государевы слободы ведут свое начало еще с XVI в., когда, по-видимому, прежние поселения здесь свободных ремесленников были подчинены вотчинному режиму. К ХVII в они представляют собой типичную феодальную вотчину про мыслового типа: тяглое промышленное население отбывает за надел и за "государево жалованье" повинность в виде исключительно хамовной повинности "издельем" т. е. выработкой полотна.

В начале XVII в. все "тяглецы" работают на своих станах у себя на дому. Никаких вольных рабочих, кроме немногих иностранных мастеров, нет. Типичные черты промысловой феодальной вотчины проявляются совершенно ясно. Большая часть продукции идет на собственное потребление вотчинника - царя и его двора, и только излишки идут на продажу. Но уже к концу ХVII в. прежняя работа на дому и на своих ста нах заменяется работой в "палатках", на хамовном дворе, т. е. в централизованной мануфактуре; отработки превращаются в промышленно-заводской труд. К концу XVII в. полотняное производство в этих селах начинает глохнуть, а начале ХVIII в в Хамовниках возникает первая, уже приближающаяся к капиталистическому типу, полотняная мануфактура компании русских купцов во главе с иностранцем Тамесом, хотя работающая частично и на крепостном труде "приписных крестьян.

Другого рода типичную промысловую  феодальную вотчину представляли уже  упомянутые выше вотчины боярина  Морозова с многочисленными отраслями  производства - поташным, железоделательным, полотняным, юфтяным и др. Значительная часть их уже к концу XVII в. либо замирает, как хамовное полотняное дело, либо переходит в казну и поступает в эксплуатацию в руки торговых людей (как железоделательные заводи в Павлове, где еще при Морозове применялся наемный труд).

Иной характер имело возникновение  крупной мануфактуры, например, в  таких отраслях, как железоделательное  производство Тульских и Каширских  заводов. В Тульском районе металлическое  производство в виде мелкого кузнечного кустарничества и ремесла, как мы видели выше, существо вало издавна. История крупного производства начинается здесь с 1632 г., когда иностранцу Виниусу была дана царем Михаилом Федоровичем жалованная грамота на устройство железоделательного завода (в 15 верстах от Тулы). Как сырьепая база к заводу были приписаны Дедиловские рудники; к заводу же была приписана волость в 347 душ крестьян. Это был целый промышленный производственный комплекс под общим названием "Городищенских заводов". Заводы полностью использовали кадры, технику и весь производственный аппарат местного кузнечного ремесла и кустарничества.

На этой же почве развития мелких крестьянских домашних промыслов  и ремесла возникает и другое предприятие Тамеса, полотняная фабрика в Кохме, где были издавна распространены крестьянские домашние полотняные промыслы. Навыками крестьян в полотняном ткачестве воспользовался Тамес при устройстве своей "фабрики".

Сюда же относится устройство в Туле в 1699 г. первого чугунолитейного  завода русского мастера, кузнеца Антуфьева (Демидова), который затем построил ряд чугунолитейных и железоделательных заводов на Урале. И здесь первые заводы большей частью устраиваются на местах старых, кустарно-ремесленных разработок (Нейвинский завод - близ старого Федьковского, Каменский - у разработок Долматовского монастыря и др.). Таково же было развитие в ХVIII в. Мануфактур в селе Павлове, в Устьжелезопольской и др.

Вообще игнорирование  Туган-Барановским связи петровских мануфактур ХVIII в. с домашними промыслами XVII в. глубоко ошибочно, и в этом отношении он делает шаг назад сравнительно с Корсаком, чью характеристику крестьянской домашней промышленности Ленин считал более правильной.

В каком же отношении стояла эта мелкая, домашняя, так называемая "кустарная", промышленность к  процессу возникновения мануфактуры  в России?

Маркс и Энгельс, рассматривая вопрос об образовании мануфактур на Западе, указывают, что "ближайшим  следствием разделения труда между  различными городами было возникновение  мануфактур, отраслей производства, выросших из рамок цехового строя".) В России возникновение мануфактур происходило в условиях крепостного хозяйства и было более тесно связано не с цеховым городским ремеслом, которое было слабо развито, а с крестьянской домашней промышленностью, издавна имевшей большое распространение в деревне, составляя "необходимую принадлежность натурального хозяйства, остат ки которого почти всегда сохраняются там, где есть мелкое крестьянство.. Промышленности, как профессии, еще нет в этой форме: промысел здесь неразрывно связан с земледелием в одно целое" . Все более исчезая в период капитализма, крестьянская домашняя промышленность безусловно пользовалась еще значительным распространением в ХVIII в., в период зарождения мануфактуры. Но уже в это время промышленность начинает постепенно отрываться от земледелия.

Производство продуктов  на рынок превращало крестьянскую домашнюю промышленность в товарное производство, отделяя промышленность от патриархального  земледелия. Дальнейшее развитие товарного  производства у мелкого производителя  приводило к появлению торговца-скупщика, сначала лишь скупавшего продукты ремесла и домашней крестьянской промышленности, а затем становившегося руководителем всего производства, объединяя производителя раздачей сырья, снабжая средствами производства и объединяя процесс производства в одном месте. Мелкий крестьянин-промышленник и ремесленник все больше подпадали под власть и эксплуатацию капитала. Таким образом и возникала мануфактура как в ее начальной форме - простой кооперации,- так и в виде гетерогенной и органической мануфактуры.

Информация о работе Экономика России в XVIII