Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:05, контрольная работа
Главной отраслью хозяйства казахов в дореволюционное время являлось кочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.
1. Кочевое экстенсивное скотоводство как главная отрасль хозяйства местного населения.
2. Формы собственности и землевладения в традиционном казахском обществе.
3. Литература
Экономическое развитие Казахского ханства в xv-xvI в.
1. Кочевое экстенсивное скотоводство как главная отрасль хозяйства местного населения.
Главной отраслью хозяйства казахов в дореволюционное время являлось кочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.
Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа "жабы". Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.Основное богатство казахов составляли овцы и лошади. Количеством лошадей исчислялись и измерялись богатство и знатность казаха-кочевника. Роль лошади у кочевников определялась ее огромным хозяйственным значением. Прежде всего лошадь являлась наиболее выносливым и приспособленным животным для пастбищного способа кормления в течение круглого года. Разведение лошадей делало хозяйство чрезвычайно подвижным.
Лошадь доставляла кочевнику вкусное питательное мясо, хорошо поддающееся консервации в летнее время, молоко, из которого изготовлялся любимый с древнейших времен до наших дней напиток – кумыс, волос для изготовления столь необходимых кочевнику прочных арканов – веревок, кожу для обуви.
Наиболее парадным блюдом для угощения гостей, особенно гостей почетных, у казахов считалось конское мясо.
Конь являлся и мерилом ценностей: он обязательно входил в уплату калыма за невесту, составлял ценный приз при скачках. Богатство кочевника исчислялось прямо пропорционально количеству лошадей, которых он имел.
Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Овца давала мясо и молоко, из овчин шилась одежда, шерсть шла на выделку войлока и армячины. Даже существенная часть топлива на зиму изготовлялась из овечьего помета (т.е. все кочевое хозяйство было безотходным и в этом, конечно, проявлялись мудрость, смекалка, прагматичность наших предков).
Верблюдов разводили как рабочий скот, поскольку они были незаменимой тягловой силой при передвижении на дальние расстояния. Высококачественная верблюжья шерсть шла на изготовление одежды, а молоко использовалось для приготовления напитка – түйеқымыз (шұбат).В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов "нар туйе", но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия.Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней.
Для обеспечения скота водой выкапывались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпалась при помощи кожаной бадьи-кауги. Глубокие колодцы были распространены в засушливых районах и набирать воду из них было настолько сложно и трудоемко, что использовали для этого верблюдов или быков. На Мангыстау и Устюрте выкапывались глубокие каменные колодцы.
Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота - кара мал жер. Эти земли приберегались на самое трудное время.
Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - жут. Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера "сор", не замерзающие даже в сильные морозы.
В особо трудные зимы казахи использовали "курек ашу" -способ очистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям. Первые дни откочевки на жайлау являлись праздником. Перед выездом с зимовки устраивался "наурыздама". Остановка на весенних пастбищах - трудный и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - к,ыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму - согым.
Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки - более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся ежегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами. Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании.
Экстенсивное кочевое скотоводство требовало обширных пастбищных угодий, и их постоянная нехватка вызывала войны и распри с соседями. Скотоводство чрезвычайно зависело от природных условий.
Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались; в благоприятные годы (как со стороны погоды, таки со стороны политических условий жизни населения) интенсивно росло поголовье скота. Сохранялись и постоянно совершенствовались отработанные веками навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов, юрта, а
также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты,
транспортные средства для перекочевок. Конь был незаменим в военных походах и сражениях.
Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов Туркестана — Сыгнака, Саурана, Ясы и др.— кочевники-скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, главным образом из березы, в частности арбы, тахты и посуду; продавали пушнину, меховые шубы и шапки.
Качественно-видовой состав стада зависит прежде всего от имущественного положения индивида. Чем большим количеством лошадей и овец обладал кочевник, тем он был богаче. Его стадо было более подвижно, могло часто менять пастбище, потреблять самые свежие травы. Богатому кочевнику легче было осуществлять право первозахвата естественного источника воды. Для бедных же кочевников (безлошадных) обычно правовой принцип первозахвата превращался в фикцию.
В обмен скотоводы получали в городах Туркестана разнообразные товары: хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного производства и металлического, готовые изделия из тканей и кожи — халаты, шали, головные уборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь, оружие, украшения из драгоценных металлов, зеркала и многое другое.
. Большая часть
исследователей отмечает
Итак, поскольку "экономическую основу кочевого образа жизни составляла собственность на скот", то собственники "преимущественно В казахском обществе ханского периода в условиях кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства сложилась как господствующая система патриархально-феодальных отношений с многочисленными остатками патриархальщины, пронизывавшими все стороны хозяйственной, социальной жизни и быта.
Согласно обычному праву казахов, община выступала единицей землевладения и в то же время гарантом общинной собственности на землю и водные источники искусственного происхождения (колодцы). Естественные источники воды (озера, реки, ключи) и прилегающие пастбища могли стать объектом права первозахвата, если он происходил на территории, признанной родоплеменной собственностью.
Права отдельного индивида (члена общины) на выпас скота на пастбищах общины были общепризнанны. Никто не мог самостоятельно распорядиться своим правом собственности на землю. Общинная собственность выступает как совокупность прав собственности всех членов данной общины, ограниченных в распоряжении этой собственностью. Анализ реальных экономических отношений собственности на землю следует вести сквозь призму качественно-видового состава скота, так как земля в кочевом хозяйстве не имела собственной потребительской ценности.
Феодальная собственность на землю (пастбища), имея свои особенности, выступала здесь в завуалированной форме: за внешними формами общинно родового пользования пастбищами в действительности существовало феодальное владение и распоряжение кочевьями.
Скот находился в
Действовало также общее правило, по которому владельцем всех земель, ханства, а стало быть, и кочевыми коллективами, обитавшими на этих землях, считался ханский род (чингизиды), а главным распорядителем земель – старший хан, которому как главе ханства предоставлялось право назначения правителей улусов из числа приближенных к нему султанов. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства самоуправление улусами (кочевыми родами и племенами) порождало фактическое право распоряжения кочевьями. Султаны в улусах, бии и другие родоправители в подвластных им родоплеменных кочевых общинах фактически захватили в свои руки функцию распределения пастбищ, что являлось важнейшим фактором, обеспечивавшим политическое и экономическое господство феодалов: они пользовались не только лучшими пастбищами де-факто, но и эксплуатировали подвластное им население. Прибавочный же продукт, производимый рядовыми скотоводами, присваивался феодальной знатью в виде различных сборов, повинностей, освещенных обычаями и нормами права.
Такие специфические формы присвоения земель (пастбищ) были традиционными, сложившимися издавна, и их сохранение было выгодно для феодальной верхушки. Отсутствие закрепления земель за конкретными владельцами порождало борьбу за удобные пастбища и феодальные междоусобицы, арбитрами в которых выступали султаны и ханы. Слабые кочевые коллективы и хозяйственные аулы вынуждены были искать покровительства у влиятельных султанов, биев и батыров.
В земледельческих районах феодальная собственность была более определенной. В казахском ханстве был известен институт феодального пожалования – сойургал, владелец которого часто приобретал на пожалованные земли наследственные права. Сойургал был одной из форм господства кочевых феодалов над оседлыми районами и формой их эксплуатации. В южных районах высшее мусульманское духовенство владело вакуфными землями – это одна из форм феодального землевладения. Мусульманское духовенство помимо этого владело пахотными и пастбищными землями на правах частной собственности. На этих же правах владела участками земли и незначительная часть крестьян – землевладельцев, основная же их масса была арендаторами.
Скот кочевников и полукочевников также находился в частной собственности. Некоторые ограничения во владении и распоряжении скотом были связаны с родовым и общинным бытом (коллективная материальная ответственность, распоряжение скотом не во вред родовому коллективу или патрономической семье и т.д.)лошадей и овец фактически были и владельцами пастбищных угодий" .
Информация о работе Экономическое развитие Казахского ханства в XV-XVI в.