Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:06, контрольная работа
Наша цель – рассмотреть правление Ивана Васильевича Грозного. Задачи:
1. Познакомиться с личностью Ивана грозного.
2. Рассмотреть внутренние преобразования царя.
3. Рассмотреть внешнюю политику Ивана 4.
Задание 1. …………………………………………………………………………2
Эволюция власти великого князя. Иван IV – первый царь Всея Руси…2
Формирование сословно-представительной монархии в России: причины, сущность………………………………………………………..5
Русская православная Церковь в XVI веке……………………………..11
Задание 2. ………………………………………………………………………..15
2.1. «Деятельность Избранной Рады в области внутренней политики»……..15
2.2. «Основные направления и итоги внешней политики Ивана Грозного»...21
2.3. Система управления России в период опричнины……………………….22
Задание 3. ………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы …………………………………………..27
В XVI в., в княжение Василия III, стали создаваться дьяческие семейства с наследственной профессиональной ориентацией. И хотя смена политического курса в государстве нередко сопровождалась «перетряской» дьяческого состава, к XVII в. приказные служащие составляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих. При Петре I приказы были заменены коллегиями,
М. Ф. Владимирский-Буданов классифицировал в своё время приказы по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на 6 групп. Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё 2 важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство.
Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др. В третью группу необходимо включить органы судебно-административные, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.
К четвертой группе необходимо отнести органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы – по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.
Органы специальных ветвей управления могут быть объединены в пятую группу: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др. Наконец, последнюю, шестую, группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор. Приказ церковных дел, Монастырский приказ.
Созданием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция – увеличение роли государства с опорой на формирующееся третье сословие – прослеживается и в реформе местного управления.
В формировании
единого русского государства
большое значение имело
В процессе становления национальной
Русской православной церкви можно
выделить две стороны — формально-
В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов. В содержательно-духовном плане в формирование единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н.Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к
ним враждебно.
Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона I Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия1. На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, то есть причислено к лику святых. 22 угодника.
На втором (1549) — еще 17 угодников. Таким образом, в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом Русская православная церковь доказала. что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью.
На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима — Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.
В XVI веке формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники -Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союз, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П.Н.Милюков, Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимав в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию - практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного2 .
Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.
Задание 2.
2.1. «Деятельность
Избранной Рады в области
Мероприятия в области внутренней политики |
Результаты |
Реформа системы центральных органов государственного управления. |
Созданы более специализированные (по роду деятельности) ведомства – приказы (от сложившейся ранее практики поручать – «приказывать» – решение конкретных задач дьякам и подьячим). Были созданы приказы: Челобитный (жалобы и высший контроль), Посольский (иностранные дела), Большой приход (финансы), Поместный (распределение земель за службу), Разрядный (организация дворянского ополчения), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Разбойный (охрана правопорядка), Холопий (дела о холопах). Каждый приказ возглавлял боярин или дьяк. |
1550 г. – Реформа законодательства. |
Принят новый Судебник. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности. Второй
закон, относящийся к проблеме
землевладения, провозглашал Вторую
группу статей Судебника |
Реформы системы местного управления. |
Привели к изменениям в порядке вознаграждения за службу на местах. В 1556 г. был отменен принцип кормления (Кормление – система вознаграждения феодалов за административную службу. Главы уездов (наместники0 и волостей (волостели) наделялись правом присвоения части натуральных и денежных налогов, судебных пошлин, собираемых с населения контролируемой территории). теперь служилые люди получали вознаграждение в виде помоги, которую выделял централизованный фонд, накапливаемый путем сбора особого налога (Кормеленичий откуп). Властные
и судебные функции в |
Военные реформы |
В 1550 г. из пищальщиков (воинов, вооруженных фитильными ружьями) в Москве было создано постоянное стрелецкое войско, полностью вооруженное огнестрельным оружием. Для этого было учреждено особое привилегированное служилое сословие – стрельцы (получали годовое жалование, подарки – «дачи», освобождались от налогов). Стрельцами комплектовались пешие и конные части. Стрелецкое войско делилось на московские и городовые приказы (полки). Его численность постепенно увеличивалась (в 1550 г. – 3 тысячи, 1584 г. – 20 тысяч). Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, а в мирное время заниматься военной подготовкой (около 1 месяца в году), нести караульную службу. В свободное время они могли заниматься ремеслами и торговлей. Стрельцы, а также пушкари и городовые казаки составили поселенное войско – постоянную армию милиционного типа, размещенную в городах. Для
тыловой службы (обоз, строительные
работы) привлекалось ополчение,
составленное из посадских В 1555 –1556 гг. было подготовлено и принято Уложение о службе, точно регламентирующее ее порядок: - установлены возрастные рамки – с 15 лет; - введены требования
к качеству призываемых – « - регламентировалась зависимость количества приводимых с собой военных холопов от размеров земли – 1 со 150 десятин; - введена денежная
компенсация – «помога» за
превышение необходимого |
Церковные реформы. |
Осуществлены в 1551 г. на Стоглавом (от 100 глав итогового документа) Соборе русской церкви. К числу наиболее важных решений собора относились следующие: - одобрение реформ Избранной рады; - унификация святых (общерусский
список), религиозных обрядов, канонов
церковной архитектуры и - ограничение роста монастырского землевладения и установление здесь царского контроля (приобретенные ранее земли оставить за церковью, в дальнейшем покупки земли только с разрешения царя). |
2.2. «Основные направления и итоги внешней политики Ивана Грозного».
Направления внешней политики |
Содержание внешней политики |
Итоги внешней политики |
Восточное |
1552 г. — взятие Казани 1556 г. — взятие Астрахани 1582—1585 гг. — поход Ермака |
Освоение Поволжья. Начало освоения Сибири. |
Западное |
1554—1557 гг. — война со Швецией 1558—1583 гг. — Ливонская война |
Россия не смогла выйти к Балтийскому морю, утратила ряд исконных земель в Прибалтике |
Южное |
1571 г. — поход Девлет-Гирея, сожжение Москвы 1572 г. — сражение у д. Молоди, разгром крымской орды |
Военному могуществу Крымского ханства был нанесен сокрушительный удар |
2.3. Система управления России в период опричнины.
Задание 3.
Боярская Дума – государственный орган, сочетавший в себе функции совещательно – законодательного и судебного учреждения, состоявший из 10-15 человек по выбору князя (из представителей феодальной аристократии) и поэтому не ограничивавший княжескую власть. Являлась продолжением княжеской думы в конце XIV века в новых исторических условиях Московского царства.
Венчание на царство – торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение, поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец, обыкновенно самим патриархом. При этом государь давал клятву беречь святую веру, заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. д. В X веке церковь провозглашала императора святым, т. е. освященным в своей власти для мира своего царства; в том же X веке явилось и внешнее действие этого освящения — миропомазание, основание для которого представляла церковь Ветхозаветная.