Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:45, реферат
За годы Советской власти белорусский народ добился огромных успехов в хозяйственном и культурном строительстве. Из отсталой аграрной окраины царской России Белоруссия превратилась в индустриально-аграрную республику с высокоразвитыми культурой и наукой. Накануне Великой Отечественной войны промышленные предприятия БССР вырабатывали самую разнообразную продукцию, валовой выпуск которой увеличился по сравнению с 1913 г. в 8 раз.
История преступлений немецко-фашистских оккупантов
За годы Советской власти белорусский народ добился огромных успехов в хозяйственном и культурном строительстве. Из отсталой аграрной окраины царской России Белоруссия превратилась в индустриально-аграрную республику с высокоразвитыми культурой и наукой. Накануне Великой Отечественной войны промышленные предприятия БССР вырабатывали самую разнообразную продукцию, валовой выпуск которой увеличился по сравнению с 1913 г. в 8 раз. В Белоруссии были построены такие крупные предприятия, как Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения, Бобруйский деревообрабатывающий комбинат, Оршанский льнокомбинат, Могилевская фабрика искусственного волокна, Белгрэс, станкостроительные заводы в Минске, Витебске, Г омеле, Бобруйске, цементный завод в Кричеве и многие др.
Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. В результате претворения в жизнь ленинского кооперативного плана на основе добровольного объединения мелких крестьянских хозяйств были образованы крупные социалистические коллективные хозяйства, оснащенные передовой техникой. На колхозных полях Советской Белоруссии накануне Отечественной войны работали более 10 тыс. тракторов. 1 674 зерновых комбайна и большое количество других сельскохозяйственных машин. Увеличилась посевная площадь, выросла урожайность полей. Быстрыми темпами развивалось общественное животноводство.
В условиях Советской власти в Белоруссии произошла подлинная культурная революция. Небывалого расцвета достигла социалистическая по содержанию и национальная по форме культура белорусского народа. К 1941 г. в республике действовали 12 294 школы, 4 172 библиотеки, 3919 учреждений, 20 театров, Академия наук, университет, консерватория, филармония и др. Белоруссия стала республикой сплошной грамотности, выросли многочисленные национальные кадры специалистов всех отраслей народного хозяйства, науки и культуры.
В 1940/41 учебном году в 25 вузах республики обучалось 21 500 студентов, в 128 техникумах и других средних специальных учебных заведениях— 35 тыс. студентов. Социализм принес трудящимся Белоруссии зажиточную, счастливую и культурную жизнь.
Белорусский народ твердо и уверенно шел по пути дальнейшего социалистического строительства, добиваясь все новых и новых успехов в развитии народного хозяйства и культуры.
Но 22 июня 1941 г. мирный созидательный труд советского народа был прерван войной. Белорусская республика одной из первых подверглась вероломному нападению фашистской Германии и к концу августа 1941 г. была полностью оккупирована немецкими захватчиками.
На временно оккупированной белорусской земле фашистские захватчики установили так называемый «новый порядок» — режим террора и насилий. Они уничтожили государственную самостоятельность Белоруссии и разрушили ее территориальную целостность, восстановили буржуазно-помещичьи порядки, лишили белорусский народ социальных и политических завоеваний, самых элементарных гражданских прав и человеческих свобод.
Оккупационный режим, установленный немецкими фашистами в Белоруссии, преследовал цели: полное порабощение и ограбление белорусского народа, зверское истребление советских людей. Этот режим осуществлялся созданной гитлеровцами администрацией, специальными службами СД (служба безопасности), СС (охранные отряды), гестапо (государственная тайная полиция), военнослужащими охранных и регулярных войск.
На оккупированной территории немецкие захватчики проводили заранее спланированное ограбление белорусского народа. Для этих целей были учреждены организации типа Центральное торговое общество Восток (ЦТО), должности всевозможных фюреров, инспекторов, уполномоченных и других «специалистов» по экономике.
Расхищение и разграбление материальных и культурных ценностей гитлеровцы сопровождали варварскими разрушениями. Оккупанты превратили города и села Белоруссии в груды развалин. Они сожгли, разрушили и разграбили на территории республики 209 городов и районных центров (из общего количества 270), уничтожили и вывезли в Германию оборудование промышленных предприятий и транспорта, ¦ограбили и разорили более 10 тыс. колхозов, 92 совхоза и 316 машинно-тракторных станций.
С беспощадной жестокостью гитлеровцы уничтожали культурные и научные ценности белорусского народа, памятники старины и архитектуры. Они разрушили Академию наук БССР, Белорусский государственный университет и все другие высшие учебные заведения, большинство библиотек, школ, больниц.
Прямой ущерб, причиненный немецкими захватчиками народному хозяйству Белоруссии, составил по учетным данным 75 млрд. руб.
Эти страшные разрушения были результатом осуществления заранее продуманной программы опустошения оккупированной территории. Не случайно в одном из приказов фельдмаршала Рейхенау «О поведении войск на Востоке» прямо указывалось, что «войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное... должно быть уничтожено. Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения» .
Фашисты не скрывали своих намерений превратить Белоруссию в колонию, в источник сырья для промышленности Германии. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе в интервью в газете «Дейче цейтунг им Остланд» недвусмысленно заявил: «Нет необходимости восстанавливать города, так как город портит белорутина...».
Гитлеровские оккупанты грабили и уничтожали не только государственное, колхозно-кооперативное имущество, но и личное достояние мирного населения. Грабежи были возведены в систему и проводились в разной форме, начиная от обложения населения многочисленными непосильными налогами и поборами и кончая насильственным изъятием имущества с помощью вооруженной силы. Каждый представитель немецкой оккупационной администрации мог вводить какие угодно налоги и в любом размере. Взимание с населения налогов и поставок сопровождалось самыми дикими репрессиями (см. документы № 12, 58, 71 и др.).
По отношению к населению гитлеровцы выступали как самые закоренелые крепостники. Они повсеместно ввели принудительный труд, подвергали рабочих бесчеловечной эксплуатации. Оккупанты силой оружия заставляли советских граждан работать по 10—12 и более часов на предприятиях, подчиненных немецким фирмам, в сельскохозяйственных имениях. Рабочих за невыход на работу заключали в специальные лагеря с жестоким режимом, подозреваемых в саботаже — расстреливали.
Каторжный труд фактически не оплачивался, рабочие и их семьи жили в страшной нищете и голоде. Оккупанты не снабжали население ни продовольствием, ни товарами первой необходимости. Сотни тысяч советских людей были обречены на мучительную голодную смерть. «Живут ли другие народы в благоденствии или они издыхают от голода,— цинично заявлял руководитель СС Гиммлер,— интересует меня лишь в той мере, в какой они нужны как рабы для нашей культуры. В ином смысле это меня не интересует»
Страшные бедствия терпело и крестьянство, попавшее под иго фашистских оккупантов. Ликвидировав колхозы и совхозы, гитлеровцы лишили крестьян всех прав на землю, отнимали у них продовольствие, фураж, скот, облагали многочисленными налогами, поставками, различными штрафами. Все награбленное у советских людей вывозилось в Германию либо шло на снабжение фашистской армии.
В длинной цепи преступлений немецко-фашистских оккупантов особое место занимает насильственный угон мирных граждан—мужчин, женщин и детей — в Германию на каторжные работы. За 3 года оккупации гитлеровцы угнали из Белоруссии в фашистскую Германию около 380 тыс. советских граждан.
Гитлеровские палачи подвергли белорусский народ невиданным в истории мучениям и страданиям. Они последовательно и систематически проводили мг. ссовое уничтожение мирного населения, расстреливали, вешали, сжигали заживо невинных людей, истребляли их в специально оборудованных газовых камерах — «душегубках». За время оккупации на территории Белоруссии гитлеровцами было истреблено свыше 2 млн. 200 тыс. советских граждан.
Террор и насилия гитлеровских захватчиков не сломили воли белорусского народа, который с первых дней Отечественной войны поднялся на священную борьбу против фашистских поработителей,—они лишь усилили народное сопротивление. Любовь к Советской Отчизне и ненависть к ее врагам, стремление отстоять свою свободу, независимость, свое социалистическое государство поднимали народные массы против германских фашистов и их «нового порядка». Сопротивление захватчикам носило самый разнообразный характер, начиная от невыполнения их распоряжений и кончая вооруженной борьбой советских патриотов. Это была подлинно всенародная война в тылу врага. В ней участвовали рабочие, крестьяне, интеллигенция — все население Белоруссии. В партизанских отрядах Белоруссии, которых в годы Отечественной войны насчитывалось 1 108, числилось более 370 тыс. бойцов. Самоотверженную борьбу с немецко-фашистскими оккупантами вели также свыше 70 тыс. подпольщиков, героически действовавших в городах и селах республики. Таким образом, армия народных мстителей в Белоруссии превышала 440 тыс. человек. Кроме того, почти 400 тыс. человек, проживающих в деревнях или лесных лагерях, состояли на учете в партизанских отрядах и бригадах и составляли партизанские резервы.
Опираясь на всенародную поддержку, белорусские партизаны нанесли врагу огромный урон в живой силе и технике. По данным Белорусского штаба партизанского движения, за три года героической борьбы в тылу врага, с июня 1941 по июль 1944 г., они забили и ранили около полумиллиона гитлеровских оккупантов и их пособников, пустили под откос 11 128 вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромили 29 железнодорожных станций, уничтожили и повредили свыше 18 700 автомашин, взорвали, сожгли и разрушили 819 железнодорожных и 4 710 других мостов, перебили свыше 300 тыс. рельсов, сбили в воздухе и сожгли на аэродромах 305 немецких самолетов, подбили 1 355 танков и бронемашин, 438 артиллерийских орудий, разгромили 948 штабов и гарнизонов врага.
О страшных злодеяниях фашистов с циничной откровенностью рассказывается, например, в отчетных докладах и «Журнале боевых действий» 3-го батальона 15-го немецкого полицейского полка (см. документы № 21—29). С 6 сентября по 24 ноября 1942 г. этот батальон проводил карательные операции на территории Брестской и Пинской обл. Под видом борьбы с партизанами каратели уничтожили десятки тысяч ни в чем не повинных жителей. В некоторых деревнях, как, например, Борисовка, Борки, Заболотье Малоритского района Брестской обл., было расстреляно и сожжено все население.
Исполняющий обязанности командира роты 15-го полицейского полка Мюллер деловито рапортовал о массовом истреблении жителей дер. Борки: «Расстрел начался в 9 час. 00 мин. и закончился в 18 час. 00 мин. Он проходил без всяких осложнений, подготовленные мероприятия оказались весьма целесообразными... Расстреляны 705 чел., из них мужчин — 203, женщин — 372, детей—130». И тут же хладнокровно добавил: «При проведении операции в Борках израсходовано: винтовочных патронов — 786 шт., патронов для автоматов — 2 496 шт.»
При этом фашистские палачи и грабители, обобщая опыт своей «деятельности», поучали других, как лучше убивать и грабить мирных советских людей. Капитан Заур из этого же 15-го полицейского полка советовал карателям всегда иметь с собой топоры и другой инструмент для взламывания дверей; тщательно проверять чердаки, подвалы, ямы, используя для этого служебных собак; ощупывать твердым предметом все вокруг домов, чтобы никто не смог укрыться в подземных тайниках. «Рекомендуем привлекать малолетних к указанию... укрытий, обещая им за это жизнь. Этот метод хорошо оправдал себя»,— поучает палач Заур.
В сборнике публикуются документы о крупных фашистских карательных экспедициях против партизан и мирного населения («Коттбус», «Герман», «Болотная лихорадка» и др.). В этих операциях, наряду со специальными карательными частями СС, полиции, жандармерии, охранными войсками, принимали участие регулярные войска с танками, артиллерией, авиацией, снятые с фронта.
Однако ни с помощью оружия, ни другими методами борьбы гитлеровским захватчикам не удалось разгромить партизанское движение. Озлобленные неудачами в борьбе с партизанами, фашисты обращали свое оружие против мирного населения. В своих же отчетах о результатах карательных операций командование выдавало уничтоженных мирных людей за партизан. Так, начальник штаба группы армий «Центр» Вёлер 6 февраля 1943 г. после проведения карательных операций доложил оперативному управлению генерального штаба главного командования сухопутных войск гитлеровской Германии, что в тылу армий «Центр» в январе 1943 г. убито свыше 100 тыс. партизан. На самом деле это были главным образом мирные жители, убитые и замученные без всякой вины.
Документы сборника рассказывают о том, как гитлеровские преступники, попирая международные нормы и обычаи ведения войны, убивали военнопленных, подвергали их зверским пыткам и истязаниям, морили голодом, запрещали гражданскому населению передавать им продукты. В лагерях, где содержались военнопленные, умышленно создавались невыносимые условия. Больных не только не лечили, но и преднамеренно заражали инфекционными болезнями. Фашисты превратили лагеря военнопленных в фабрики смерти (см. документы № 3, 10, 101, 105, 106 и др.). На территории Белоруссии оккупантами было уничтожено свыше 810 тыс. военнопленных 5.
Документы свидетельствуют и о зверском обращении фашистов с мирными жителями, заключенными в концентрационные лагеря, где в результате избиений и пыток, голода и холода, отсутствия какой-либо медицинской помощи погибли сотни тысяч советских граждан, среди них малолетние дети, женщины и старики.
Отступая под ударами советских войск, гитлеровские захватчики стремились превратить оставляемую ими территорию в «зону пустыни». 7 сентября 1943 г. немецкое командование отдало приказ, в котором говорилось, что войскам при отступлении следует уничтожать все сооружения и запасы, жилые помещения, предприятия, машины и др.
«Все без исключения дома следует сжигать, печи в домах взрывать с помощью ручных гранат, колодцы приводить в негодность путем уничтожения подъемных приспособлений, а также бросая в них нечистоты (падаль, навоз, кизяки, бензин). Стога соломы и сена, а также всякого рода запасы — сжигать, сельскохозяйственные машины и телеграфные столбы —¦ взрывать, паромы и лодки — затапливать... На всех лежит обязанность позаботиться о том, чтобы оставляемая врагу территория в течение длительного времени не могла использоваться им для каких-либо военных целей и для потребности хозяйства».
Отступавшие немецкие войска сжигали населенные пункты, разрушали здания, железные дороги, мосты и другие сооружения, увозили с собой все наиболее ценное имущество, оборудование и продовольствие, насильно угоняли всех жителей городов и деревень, беспощадно истребляя каждого, к го пытался уклониться от «эвакуации».
Информация о работе История преступлений немецко-фашистских оккупантов