История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:11, реферат

Краткое описание

Изучение истории политических учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала именовалась "История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б. Н. Чичериным), затем — "История философии права" (курсы лекций профессора Г. Ф. Шершеневича, профессора Н. М. Коркунова и др.). После 1917 г. эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 Предмет истории политических учений.docx

— 220.71 Кб (Скачать документ)

Хронологическое освещение ориентировано на характеристику как «портретов» соответствующих мыслителей- классиков (например, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта и т. д.), выступивших с обоснованием новых концепций государства и права, так и наиболее значительных и влиятельных школ, течений и направлений политико-правовой мысли (например, брахманизма, буддизма, даосизма, древнекитайских легистов, софистов, римских юристов, тираноборцев, истори- ческой школы права, юридического позитивизма и т. д.) в различные исторические периоды — в Древности, Средневековье, Новое время и Новейшую эпоху. Это позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобра- зие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, специфику их политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой и т. д. Вместе с тем такое хронологически последовательное рассмотрение материала сопровождается теоретическим, проблемно-категориальным освещением затрагиваемых политических и правовых учений, исследованием их концептуального содержания, выяснением присущих им моментов преемственности и новизны, их теоретико-познавательной значимости, их вклада в исторически развивающийся процесс политико-правового познания, их места и роли в истории политических и правовых учений, аспектов их связи с современностью и т. д.

Сочетание хронологического и проблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче выявить  и осветить общее и особенное  в различных политико-правовых учениях, проследить роль традиций и «скачков» в истории идей, соотношение объективного и субъективного в истории политико-правовых учений, взаимодействие и взаимовлияние всеобщего (всемирной истории политических и правовых учений), особенного (истории политико-правовой мысли в соответствующих регионах и странах в тот или иной период времени) и единичного (концепции определенного мыслителя и т. д.). Значительную роль при этом играют приемы и средства историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ (в синхронном и диахронном плане) различных концепций, конкретизируя наши знания об их общих и специфических чертах, вместе с тем содействует выявлению более точных критериев классификации и типологизации политико-правовых учений и, следовательно, более верной оценке их содержания. Причем если для уяснения логики и закономерностей развития всемирной истории политико-правовой мысли необходимо предварительно располагать достоверной синтетической картиной истории политико-правовых учений в целом, составными частями которой являются региональные истории и от- дельные учения, то, в свою очередь, адекватная характеристика и оценка места и значимости этих составных частей возможна лишь в контексте целого, в рамках всемирной истории политических и правовых учений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Понятие и структура политико-правовых доктрин

 

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например,религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выраженные в виде  понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о сущности государства и права, закономерностях их развития, о социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение Средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

К традиционному кругу  вопросов, решение которых образует содержание политического и правового  учения, относятся вопросы о происхождении  государства и права, об их связи  с обществом, с личностью, об устройстве  государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с политической практикой. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Из трех компонентов политико-правовой  доктрины именно про­ грамма является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико- правовых доктрин

 

История политических и правовых учений представляет собой связный процесс развития соответствующей формы общественного сознания.

Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена  уже влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических  представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Ряд историков придавал этому влиянию решающее значение, пытался представить всю или почти всю историю политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний. Такой подход преувеличивает возможность чисто идейного воздействия, которое само по себе неспособно породить новую идеологию, если нет общественных интересов, создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний.

Реальная история политических и правовых учений — это не чередование идей, не воспроизведение  их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях теории права государства меняющихся исторических условий, интересов и  идеалов различных классов и  социальных групп.

Политико-правовые идеалы выражают интересы социальных групп, их цели, стремления и надежды, связанные с государством, правом, политикой. На основе идеалов  оценивается существующая государственно-правовая реальность и складываются представления  о путях и способах ее сохранения или преобразования. Идеалы являются стимулом политической активности и сплочения социаль­ ных общностей (классов, сословий, партий, народов, наций и др.).

По соотношению идеалов  и исторической действительности  по­ литико-правовые учения делятся  на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направленные на сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка которых соответствует мировоззрению исследователя).

Составной частью идеала являются предположения о сроках и способах его достижения. По этому  основанию различаются политико-правовые учения радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке государства и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не все и не сразу), революционные (уповающие на насильственное преобразование существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых государственной властью).

Долгие годы классовый подход (принцип партийности) был основным принципом марксистской истории  политических "и правовых учений, а ее содержанием считалось отражение  классовой борьбы в политико-правовой  идеологии. Однако в процессе преподавания и развития науки истории политических и правовых учений выявилось, что  принцип партийности не является универсальным, поскольку ряд политико-правовых учений не имеет определенного  классового содержания. Кроме того, попытки представить содержание истории политических и правовых учений как отражение клас­  совых противоречий и борьбы не привели к созданию связной картины  развития соответствующих доктрин  от древности до наших дней уже  по той причине, что интересы различных  классов, существовавших в истории, крайне разнообразны, несопоставимы  и преходящи. Поэтому классовый подход, основанный на формационной  периодизации истории, не смог найти связей между периодами истории  политических и правовых учений.

Не нашло подтверждения  также и спорное представление  об истории политических и правовых учений как о процессе накопления, развития, кумуляции знаний о  политике, государстве и праве.

На всех своих этапах развития история политических и правовых учений действительно связана  с приростом знаний о государстве  и праве. Однако если попытаться представить  историю политических и правовых учений как "кумулятивный процесс  накопления и трансляции знаний", то нельзя понять, какое место в  ней принадлежит иллюзорным, утопическим  доктринам и теориям, владевшим  умами миллионов людей целые  эпохи. Суть дела в том, что программные  положения любой политико-правовой  доктрины выражают идеалы, осуществление  которых предполагается в буду­  щем, даже если речь идет о сохранении настоящего или воссоздании прошлого. Однако будущее не является предметом  научного исследования, поскольку оно  еще не существует. Идеал выражает не всегда достижимые цели, завышенные социальные ожидания, порой несбыточные надежды, не свободные от фантастических представлений о будущем, воплощающих интересы и чаяния различных социальных групп. При всем том правдоподобные идеалы всегда были средством сплочения общества или его части в борьбе за преобразование настоящего в идеальное будущее. Но будущее недоказуемо и потому может быть не объектом науки, а только предметом веры.

Поэтому политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное—неистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). К политико-правовым доктринам применяется критерий  не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной  группы или класса. Представление  об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей  естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой  идеологии.

История политических и правовых учений, как и любая общественная наука, неотделима от современного исторического  и политико-правового сознания, от основных тенденций общественного  развития и жгучих проблем современности. С точки зрения идеалов гражданского общества и критериев оценки истории  политических и правовых учений, ее содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нрав­ ственности.

В ряде политико-правовых доктрин, выражавших интересы привилегированного меньшинства, эти идеи грубо деформированы, терминологически включены в системы  взглядов, направленных на оправдание и укрепление жестокой и несправедливой  для большинства народа социально-политической  реальности. Возможность такой деформации зависела от абстрактности, чрезмерной  общности понятий, которые могли  быть наполнены произвольным содержанием. Для определения того, действительно ли в политико-правовой доктрине речь идет об общечеловеческих ценностях  или же в ней лишь чисто формально  используется соответствующая терминология, необходима конкретизация этих понятий и норм применительно к специфике  права и государства.

Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства  людей перед законом, прав и свобод человека, достаточно конкретно раскрывают их содержание и обосновывают необходимость  их гарантий. С этими идеями тесно  связана мысль о необходимости  подчинения праву не только индивидов, но и самого государства. В настоящее  время наиболее общим критерием  оценки программных частей правовых учений могут служить принципы и нормы международных пактов о правах человека .

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве  более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения.

Политическим отчуждением  называется процесс и результат  превращения государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее над ним. Государство  как особый класс людей, занятых  управлением и наделенных властными  полномочиями, представляет собой обособленную от других социальных групп силу, монопольно владеющую правом принятия общеобязательных решений и принуждения к их осуществлению. Государство стремилось к господству над обществом и нередко достигало  успеха, особенно в кастово- сословных  обществах, где привилегированное  сословие занимало большую часть  высших государственных должностей. Господство над обществом устанавливали  и тоталитарные государства XX в., разрушавшие  гражданское равенство и учреждавшие  системы льгот и привилегий  для чиновников партийно-государственных  структур.

Информация о работе История политических учений