История одного храма. Спасо – Преображенский кафедральный собор города Тамбова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 23:12, реферат

Краткое описание

С давних времен главы Тамбовского Спасо-Преображенского кафедрального собора возвышаются над городом, знаменуя собой величие и мощь старинного русского города, основанного некогда на границе степи и леса для защиты от диких орд кочевников. Символично, что храм был освящен в честь Преображения Господня, так как этим утверждалась миссия молодого русского государства, призванного нести свет Христовой веры язычникам и преобразить дикий необжитый край, который много позже станет православным оплотом государства и его житницей.
В данной работе предпринята попытка осветить историю Спасо-Преображенского храма с момента создания до наших времен, так как эти знания составляют основу истинного просвещения и помогают более ясному представлению будущего пути развития нашей страны.

Содержание

Введение. 3
История зарождения Спасо - преображенского кафедрального собора 4
Спасо- преображенский кафедральный собор в настоящее время 16
Заключение. 18
Использованная литература 19
Приложение 20

Прикрепленные файлы: 1 файл

спасо-преображенский собор( леонова и спицына).docx

— 265.64 Кб (Скачать документ)

Региональный конкурс исследовательских работ обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования

«История одного храма»

 

 

Спасо – Преображенский кафедральный

 собор  города Тамбова

 

 

Выполнили:

Студентки группы ПНК-21

ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова»

Леонова Алена Спицына Наталия.

Научный руководитель:

Шаталова Ольга Александровна

 

Тамбов 2014 

Содержание.

 

 

Введение.

Более трехсот лет на Тамбовщине возводились православные храмы и наполнялись великолепными произведениями церковной живописи, уникальными книгами и предметами прикладного искусства. Православная церковь заключала в себе мощный духовно-нравственный потенциал. Многим поколениям наших соотечественников она помогала воспитывать нравственные основы, хранить самобытность, развивать культуру русской нации. Для простых людей храмы были истоками понимания прекрасного. Церковь на селе, да и в городе, была, как правило, самым красивым сооружением, украшалась мастерски выполненными фресками, прекрасными произведениями иконописи, наполнялась изумительной гармонией звуков хоровой церковной музыки и колокольного звона. Кроме того, церкви были хранилищами исторических документов и книжных сокровищ.

С давних времен главы Тамбовского Спасо-Преображенского кафедрального собора возвышаются над городом, знаменуя собой величие и мощь старинного русского города, основанного некогда на границе степи и леса для защиты от диких орд кочевников. Символично, что храм был освящен в честь Преображения Господня, так как этим утверждалась миссия молодого русского государства, призванного нести свет Христовой веры язычникам и преобразить дикий необжитый край, который много позже станет православным оплотом государства и его житницей.

В данной работе предпринята попытка осветить историю Спасо-Преображенского  храма с момента создания до наших времен, так как эти знания составляют основу истинного просвещения и помогают более ясному представлению будущего пути развития нашей страны.

 

 

История зарождения Спасо - преображенского кафедрального собора

История города Тамбова и его главной святыни Спасо-Преображенского кафедрального собора берёт начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», с Светлого праздника Христова Воскресения 1636 года. «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18 лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». Храм был заложен вместе с крепостью 17 апреля 1636 года на  высоком берегу, образуемом при слиянии рек Цны и Студенца. Срублен в два этажа из огромных бревен достаточно быстро, в три месяца, и освящен первым священником этого храма Мокием Позняковым на Преображение Господне 6  августа 1636 г.

Думается, что изначально собор был построен восточнее нынешнего положения Собора, в том месте, где сейчас располагается комплекс зданий, принадлежащих ТКС, так как по описаниям как раз на юго-востоке от храма епископ Питирим на берегу реки Цны, недалеко от крепостного тайника, построил каменный флигель для монашествующих, погреба, конюшню с каретным сараем, кладовую.

В 1677 г. Рязанский митрополит Илларион, в ведении которого находились тогда Тамбовские пределы, даровал Преображенской церкви статус городского собора. В то время значение Собора было двояко: он был местом для совместного служения духовенства нескольких церквей и центром церковного округа.

К этому времени штат Собора состоял из одного протоиерея, двух священников, диакона, дьячка и пономаря. Кроме того, имелась просфорня. Все соборяне жили тут же недалеко от храма в своих домах.

С открытием епархии в 1682 году Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. Заботами первого Тамбовского епископа Леонтия о Соборе, был слит колокол на соборную колокольню весом в 50 пудов. Это представляется весьма важным вкладом в благоукрашение храма, так как подобных колоколов не было в других храмах города. Но так как Леонтий слишком мало времени пробыл на Тамбовской кафедре, ему так и не удалось изыскать средства на переустройство Собора, который к тому времени был уже ветхим и требовал ремонта.

 

 

Святитель Питирим и Спасо-преображенский собор.

Новая жизнь Преображенского собора связана с именем второго Тамбовского епископа Питирима. Епископ решил строить совсем другой храм, каменный. Прибыв в Тамбов, епископ Питирим застал кафедральный храм в плачевном состоянии. Судя по всему, ремонт в нем не проводился со дня постройки. Внешне он ничем не отличался от обычных деревенских храмов того времени, к тому же был снабжен скудной ризницей и утварью, не имел архиерейских облачений, да и священнических не хватало. Теперь забота о храме лежала полностью на плечах епископа Питирима как правящего архиерея. Поэтому, еще будучи в Москве, святитель озаботился тем, где найти средства на содержание Преображенского храма. 16 апреля 1685 года он подал прошение благоверным государям и великим князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и соцарствовавшей им великой княжне Софье Алексеевне, прося их даровать на содержание ему и Спасо-Преображенскому собору вместо прежних скудных монастырей — Троицкого и Мамонтовского — другие, более состоятельные. Согласно этому прошению, в «дом боголепного Преображения Господня» 11 сентября 1687 г. были приписаны Чернеева Матфеева пустынь, Успенский Чернеев монастырь (женский), Проломская Сергиева пустынь и Вышенская Успенская пустынь с крестьянами и пашней. Однако святитель понимал, что этого явно недостаточно и поэтому в течение 1691-1696 гг. ходатайствовал пред правительством о выделении земли близ Тамбова в обеспечение Преображенского собора, и ему была дана земля по речкам Талинке и Керше. Этот участок земли получил название Талинская Поляна. Святитель усердно развивал эти места, переселяя сюда крестьян из с. Чернеева Шацкого уезда. К 1701 г. на этом месте существовали уже села Талинка (Спасское), Троицкое (Керша) и Богородицкое (Малая Талинка). В них было 425 дворов и проживало 2828 человек. Кроме того существовала часовня Преображения Господня (впоследствии храм в Талинке также был посвящен Преображению) и архиерейский двор с домом и со службами. Это, несомненно, указывает на связь Талинской вотчины с Собором, собственно и предлагалось, что доходы с нее будут идти на обеспечение в том числе и нужд Преображенского собора. Святитель заботился не только о том, чтобы Собор выглядел «благолепно» сейчас, при нем, но и в будущем всегда был в порядке. В 1701 г. земли эти отобрали в казну, и в этом одна из причин того, что он не был достроен после смерти святителя. В 1687-88 гг., епископ Питирим смог изыскать средства, чтобы снабдить соборный храм утварью, завести ризницу как для архиерейского своего служения, и провести самый необходимый ремонт.

Далее святитель, уже имея мысль о построении нового каменного собора, занялся устройством архиерейского дома. Место под него было выбрано вблизи кафедрального храма, на возвышенности, окруженной густым лесом около реки Цны. Дом построили каменный, в длину около 13 метров, а в ширину 6 метров. Он имел один этаж с каменными сводами и был разделен на две половины. Недалеко от этого дома святителем был устроен деревянный дом как для жительства своего домового причта, так и для ставленников на священническое, диаконское или причетническое звание. Закончив устройство зданий для себя, святитель построил прочный каменный дом для соборного причта недалеко от Собора. В небольшом удалении от этого дома было построено каменное помещение для лошадей, экипажей и выездной прислуги. . Таким образом, обширная территория была занята архиерейским двором, что, без сомнения, уже придавало городу статус настоящего духовного центра епархии. Из этого можно заключить, что святитель обладал некоторыми навыками архитектора. По свидетельству современников, он сам проектировал все возводящиеся каменные постройки. Кроме того есть указание и на то, что епископ Питирим «сам нарисовал план каменного собора». Думается, что за образец его был взят Успенский храм г. Смоленска, а не Рязани, который он едва ли когда видел.

По мере обустройства архиерейского двора епископ Питирим набирал средства и материалы для осуществления главного дела своей жизни — строительства каменного Преображенского собора. Место для него было выбрано недалеко от старого деревянного храма, и, испросив благословение Святейшего Патриарха Иоакима, святитель в 1694 г. (по другим сведениям в 1693 г.) приступил к строительству. Все необходимые материалы были заготовлены в достаточном количестве, так как в одно лето стены Собора уже были выведены на 14 метров в высоту. Вероятно, это и был истинный размер Собора по первоначальному плану, так как задумывался храм одноэтажным и оставалось совсем немного до окончания строительства. Сам святитель не только постоянно наблюдал за ходом постройки, но и участвовал в строительстве. На следующий, 1695 год, строительство замедлилось. Источники указывают на одну из причин — это болезнь святителя, открывшаяся в этот год.

 Поборов свою  болезнь, святитель Питирим вдруг  изменил план строительства и  решил строить двухэтажный храм. К этому времени окна были  сделаны на уровне 7 метров от  земли, святитель велел в нижнем  этаже пробить еще окна, свести  своды над алтарем, в задней  четверти сделать ползучие своды  для лестницы, в южном приделе  устроить иконостас в честь  святителя Николая. Предполагалось  теперь, что один из этажей  будет отапливаться. Без сомнения, причина, побудившая епископа изменить  план строительства, имела какой-то  прикровенный, таинственный смысл, известный только одному епископу  Питириму. На это указывает и  то обстоятельство, что 6 декабря 1695 г. во время богослужения (в день  памяти святителя Николая, так  называемый «Никола зимний») в  старом деревянном храме в  присутствии верующих замироточила  Казанская икона Божией Матери, что также послужило побудительным  мотивом к перестройке храма, став для святителя неким Божим  указанием. Кроме того, очевидно, что  епископ Питирим имел откровение о скорой своей кончине и спешил устроить место своего погребения, для чего в еще недостроенном храме им был освящен Никольский придел. Святитель также мыслил главный храм епархии и как архиерейскую усыпальницу, что было вполне традиционно для того времени. Епископ Питирим отошел ко Господу 28 июля (10 августа) 1698 г. и был погребен в Никольском приделе у южной стены храма.

 

 

Спасо-Преображенский кафедральный собор после смерти святителя Питирима

После смерти епископа Собор остался недостроенным, но на первом этаже в освященном приделе совершалось богослужение. Материал, который заготовил святитель, был израсходован, средств на покупку нового не было. И вот в 1738 г. управитель духовного правления священник Александр Уланов по указу Св. Синода изыскал средства на то, чтобы второй этаж достроить из дерева и даже устроил там иконостас «столярной работы», однако после смерти отца Александра он так и остался непозолоченным.

К 80-м гг. XVIII в. Собор настолько обветшал, что деревянная часть второго этажа немного съехала на бок. Было ясно, что без помощи горожан храм достроить не удастся. Думается, не без влияния епископа Феодосия (Голосницкого) и епископа Феофила (Раева) за дело переустройства Собора взялись тамбовские купцы. В 1784 г. на собственные средства купец Матвей Бородин решил достроить храм. Была снята деревянная часть, доложены стены, сведены своды, купола выкрашены, крыша покрыта железом. Своды оштукатурили, стены покрасили, намостили внутри полы, вставили рамы и устроили лестницу на второй этаж. Был заготовлен и трехъярусный иконостас для второго этажа, написаны иконы. Но завершить начатое Бородину не удалось, торговые дела его расстроились, и он уже не смог финансировать строительство. Разработанный иконостас сложили в подвале и во дворе Собора, где он и пролежал вплоть до 1801 г. Посетивший город Тамбов в 1787 г. саратовский священник Герасим Скопин писал о Соборе: «Оная церковь каменная; сделана четырехугольная давно, а не окончена совершенно деревом; а ныне, видно, хотят ее оканчивать, и много приготовлено дикого камня и кирпича: нижняя уже и сделана, пол деревянный, иконостас сделан между столбами и кругом престола один; всего 12 столбов. Все белые. На них кругом карниз, позолоченный и около образов небольшие травки также позолоченные». В целом же Собор был достроен к 1793 г., но уже силам других благотворителей, которых расположил к этому епископ Феофил. В 1801 г. по приказу епископа Феофила заготовленный Бородиным иконостас осмотрели.

 Владыка нашел  благотворителя тамбовского купца  Матвея Алексеевича Малина, который  и дал деньги на сооружение  нового иконостаса. Он был сделан  в этом же году, поставлен на  свое место, и Благовещенский  престол второго этажа освятили. На пожертвования фабриканта  Олесова и других благотворителей  также заново отделали приделы  первого этажа.

В 1823 г. по инициативе соборного протоиерея Дмитрия Соколова храм окрасили охрою на масле.

Теперь нужно было устроить соответствующую Собору колокольню: старая деревянная колокольня, которая была построена еще при первом храме в 1636 г., высотой почти 9 метров практически не ремонтировалась со дня своего основания и пришла в совершенную ветхость. В 1794 г. соборный протоиерей Семен Кириллов просил епископа Феофила выдать сборную книгу, и она была выдана спустя 15 лет, в 1809 г. С выдачей книги забота о строительстве колокольни была возложена на соборного ключаря протоиерея Ивана Наполинского. Им собрана необходимая сумма и заложена новая каменная колокольня в 20 метрах напротив Собора. Однако умер епископ Феофил, и строительство затянулось.

При епископе Арсении (Москвине) был изменен внешний вид храма, к которому граждане успели привыкнуть за столько лет. Изменения эти выразились в том, что в 1839-1840 гг. к Собору была пристроена двухэтажная паперть. Руководил этими работами соборный протоиерей Павел Булгаков, и пристройка сделана, по замечанию современников: «с ущербом для внешнего вида церкви». Но, тем не менее, сделанного не переделывали, и сменивший Преосвященного Арсения епископ Николай (Доброхотов) распорядился убрать внутренние ходы в храме, которые занимали много места, что было чрезвычайно неудобно. Летом 1841 г. лестницы разобрали, свели три новых свода над теми местами, где была лестница, саму лестницу теперь устроили в пристроенной паперти. Хотя надо полагать, что по масштабам производимых работ паперть, вероятно, разобрали и отстроили заново, значительно увеличив ее.

На протяжении следующих пятидесяти лет Собор не подвергался капитальному ремонту. В 1846 г. градское общество избрало церковным старостой Преображенского собора 3-й гильдии тамбовского купца Гавриила Ивановича Казакова. При нем развернулись широкие строительные работы. В 1849 г. разобран старый иконостас верхнего храма, перетерты своды, стены во многих местах стесаны и оштукатурены по отвесу, около подкупольных столбов поставлены резные капители коринфского ордена, а сам Собор окрашен. В оконных шафтах и в других местах написаны изображения событий Нового и Ветхового Завета. Полы перемощены и окрашены, рамы заменены на новые. Иконостас верхнего храма переделан: теперь у него появилась резная уборка, лучшим мастерам в Москве заказаны царские врата и клейма.

В нижнем храме старый иконостас разобран, сделан новый, резной работы и позлащенный. По меткому замечанию современника: «Блеск и гармония позлащенных орнаментов иконостаса, красота серебряных и позлащенных рих на иконах, шесть паникадил, 10 трехсвечников перед местными иконами, новейшего вкуса и отделки, при входе в нижний собор возбуждают благоговение в душе».Северный придел нижнего этажа переосвящен в честь Смоленской иконы Божией Матери.

 

 

Спасо-преображенский собор в 20 веке

После революции 1917 г. несколько событий потрясли жизнь соборного причта и прихожан: в 1919 г. были вскрыты мощи свт. Питирима, а в 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей храм был фактически ограблен. Всего из Собора изъяли 255,5 кг серебра и 46 штук бриллиантов.

В 1931 г. краеведческий музей ходатайствовал перед президиумом Тамбовского Городского совета о закреплении за ним здания кафедрального Собора, на что было дано согласие. Однако думается, что богослужения в Соборе уже не совершались в 1929 г. В тот же год 26 ноября Тамбовский горсовет ходатайствовал перед окрисполкомом о сносе колокольни. Ходатайство это вскоре было удовлетворено, и колокольня разрушена.

Информация о работе История одного храма. Спасо – Преображенский кафедральный собор города Тамбова