Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 01:14, курсовая работа
Постмодернизм - новый феномен культуры и новое отношение к
действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на
глобальные потрясения новейшего времени. Две мировые войны, создание
оружия, ставящего под угрозу существование планеты, невиданное развитие
техники, перспектива глобальной экологической катастрофы развенчали
многие идеалы и надежды прошлого.
Введение………………………………………………………………. 2
1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве…………………5
2. Постмодернизм - новый феномен культуры………………………7
3. Основные черты и особенности культуры постмодернизма…….11
4 . Постмодернизм и массовая культура…………………………….18
5. Постмодернизм в искусстве………………………………………20
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы……
Другой стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат.
Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж.
При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкции в противовес творчеству, манипуляции и игры с цитатами — серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение — созидание», «серьезность — игра».
Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций.
Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.
4. Постмодернизм в искусстве
В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.
Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга. Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по всему контуру здания,— возникает ассоциация с промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, а несколько плит навалены Друг на друга — как бы «археологические раскопки».
Подобную архитектуру, в которой отразились недовольство безликой рациональностью и тяга к прошлому, к традиции, у нас принято называть постмодернизмом. В данном случае перевод термина неточен, ибо под стилем «модерн» мы привыкли понимать архитектурные принципы конца прошлого — начала нынешнего века, когда господствовала избыточная вычурность форм.
Эти принципы преодолела «современная», функционалистская архитектура, обнажившая конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции.
Поэтому новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягу человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной».
В книге английского архитектора Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», содержится программа нового зодчества:
«Времена радикальной перестройки городских структур канули в прошлое, жилищные потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждам автотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей. Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих помыслах она обращается к непреходящему - к истории»[3,с.318].
А. В. Гулыга по этому поводу пишет:
"Оставив на совести Дженкса утверждение, что «жилищные потребности населения полностью удовлетворены» (эта проблема не столько архитектурная, сколько социальная), мы должны вместе с тем признать, что архитектура действительно обращается к истории. Хорошо или плохо — это другое дело. Иногда — удачно, иногда — эклектично, порой — безвкусно. Всегда ли серьезно? На первых порах, как бы смеясь над собой, архитекторы позволяли себе пародировать формы прошлого. Но утверждает себя серьезное отношение к традиции. При том, что все достижения функционализма - новые строительные материалы, обилие света и воздуха в постсовременной архитектуре остаются незыблемыми"1.
В новейшей западной живописи и скульптуре также возникло ощущение тупика (из которого путь один — назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь безрадостная.
«Впервые понятие авангарда стало бесполезным»,- констатировал бюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на международной выставке изобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.).
"Мне довелось повидать эту выставку, – пишет А. В. Гулыга, – и впечатление от нее осталось удручающее — как будто побывал на кладбище: искусство умерло. Здесь тоже говорили о «постмодерне», но демонстрировались лишь различные вариации модернизма, который привел искусство к самоистреблению"[2,с.12].
Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.
Вот комплексная характеристика постмодернизма, данная И. Хассаном:
1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.
2. Фрагментарность и принцип монтажа.
3. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.
4. "Все происходит на поверхности" – без психологических и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго".
5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.
6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.
7. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.
8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.
9. Имманентность – срастание
сознания со средствами
Несмотря на эклектизм и схематичность данного перечня, он как-то передает напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ее апокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер, ироничность.
Впрочем, понятие постмодернизма в последнее время толкуется столь широко, что границы его стали крайне расплывчаты. Достаточно вспомнить музыку Шенберга, абстрактные картины Джексона Поллока, романы Клода Симона, чтобы ощутить, что в культуре нашего века теряют силу традиционные представления о гармонии, художественной иллюзии, целостности, органичности и понятности произведения.
Дело не сводится к тотальному отрицанию – наше время утверждает необходимость более сложных форм гармонии и мышления, учитывающих нарастание энтропии. И художники, и критики озабочены провалами в коммуникации, размышляют о хрупкости и ненадежности ее средств.
Классический случай: картина Рене Магрита с изображением курительной трубки и подписью "Это не трубка" иллюстрирует расхождение зрительного и словесного ряда и призывает не верить или изображению, или подписи. Тем самым задается иронический настрой, воспитывается чувство дистанции у зрителя.
Мы живем в эпоху
сосуществования различных
Заключение
Постмодернизм являет собой факт культуры, так как проникает во все сферы бытия. Процессы рационализации и «расколдовывания» мира явились симптомами новой организации культуры, в основе которой лежит признание многообразия культурных образований и, следовательно, известной автономности отдельных сфер, их собственной динамики. Постмодернизм как «усталость от прогресса» (Э. Гидденс) современной европейской культуры напрямую связан с кризисом рационализма. Поэтому и провозглашает он принципы и идеи совершенно противоположные последнему. Постмодернизм по-своему пытается установить пределы вмешательства человека в естественную динамику природы, общества и культуры. И создает такой конгломерат идей, установок, действий и их результатов, который в совокупности носит название культуры постмодерна.
В данной работе мы попытались продемонстрировать результаты проникновения постмодернизма во все сферы человеческой жизнедеятельности.
Телевидение формирует и транслирует атмосферу разнообразия в культуре. Оно представляет собой мир симулякра. Телевидение есть «фабрика грез» нашего времени, эклектичный и неустойчивый стиль жизни, в нем отражены такие принципы постмодернистского мироощущения, как фрагментарность, интертекстуальность, симультанность и симуляция.
Глобальная сеть Интернет стала неотъемлемой частью информационного пространства культуры постмодерна. Ее теоретической базой стал постмодернизм, ставящий акцент на автономии, подчеркивающий разнообразие индивидуальных и социальных форм, плюрализм и открытую демократию, ставящий акцент на автономии. Но в то же время Интернет нельзя назвать идеальным воплощением идей постмодернизма. Поскольку он принципиально логоцентричен. Это пространство текста, организованное, упорядоченное по законам текста, слова, языка. Интернет фоноцентричен: «живой голос автора», пусть даже «виртуального автора», значит здесь больше, чем просто текст. А как известно, логоцентризм и фоноцентризм характеризуют классическую культурную парадигму.
Теоретики постиндустриального, информационного общества считали, что с приходом плюрализма изменится подход к проблеме расовых и межэтнических отношений. Так А. Тоффлер писал, что более ни одна расовая или этническая группа, ни одна религия или национальность не имеют монополии на привилегированное положение в мире: будущее не принадлежит какой-либо расе, а белая интермедия будет заменена «техноцветным будущим». Но мы можем констатировать, что этого не происходит в реальности. Американская нация претендует на главенствующую роль в системе национальных координат. Да и россияне далеко не отходят от таких идей, о чем свидетельствуют участившиеся конфликты «истинно русских» с «лицами кавказской национальности».
Теоретики постмодернизма считали, что в сегодняшнем обществе не будет места всеобщему признанию отдельных личностей, лишь узкие группы будут признавать своих гениев. «Отождествление» с великими именами, героями станет все более трудным. Но в действительности мы сплошь и рядом встречаемся с абсолютизацией авторитета отдельной личности (если, конечно же, не считать население большой страны узкой группой).
Еще один тезис постмодернизма - стираются грани во всем, меняются специфические модели половой принадлежности: и это проявляется не только в эмансипации, но и в новом отношении к сексуальной идентификации, «унисекс» станет господствующим стилем поведения и самовыражения молодежи. Но прогноз насчет «унисекса» тоже не оправдался - в последнее время общество, наоборот, идет по пути обострения различия мужского и женского начал. Особенно ярко это проявляется в современной моде. Стиль, который модельеры диктуют прекрасной половине человечества, отличается женственностью и индивидуальностью.
И главное, постмодернизм отрицал идеологию в любых ее проявлениях. Его идеалы были направлены против каких бы то ни было попыток абсолютизации и наделения привилегированным статусом какого-либо знания, постмодернизм выступал против любой тотальности. Но все происходящее показывает, что в культурную реальность вновь проникает идеологичность, возрождается цензура и соцзаказ. Возможно это временное явление, но оно имеет место быть и существенно ограничивает свободы и права личности, чего никогда бы не принял истинный постмодернизм.
Литература
1. Вайнштейн О. Леопарды в храме // Вопросы литературы. – 1989. – № 12.
2. Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988. – № 12.
3. Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985.
4. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.
5. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада. 1998. - 256 с.
6. Культурология: уч. пособ. для студ. высших уч. заведений. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 608 с.
7. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние Постмодерна/Пер. с фр. Н. А. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
8. Постмодернизм и культура// Вопросы философии. 1993. №5.
9. Смирнов И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. - М.: «Аграф», 2000. - 544 с.
10. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. -712 с.