Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:01, доклад
История фармации восходит к глубокой древности и связана с развитием первых цивилизаций, таких как Греция, Римская империя, Шумер, Китай, Индия и др. И сегодня роль фармацевта в структуре здравоохранения является столь же важной, как и роль врача. В этой связи немалый интерес представляет информация о том, как складывалась фармацевтическая наука и само понятие “фармация” на протяжении столетий.
Распространителями этих знаний, поток которых усилился после Крещения Руси, стали прежде всего монахи из греческих православных монастырей с г. Афон на Балканском полуострове на побережье Эгейского моря. Из их числа, вероятно, происходили и первые врачи, следовавшие в своей практике античным традициям: Антоний, Домиан, Алимпий и Агапит Печерские, Пимен Постник. Из числа их последователей вышли и первые строители монастырских больниц: переславский архиепископ Ефрем уже в 1091 г. призывал строить больницы длябезвозмездноговрачевания.
Во времена Владимира Мономаха появились привозные лекарства - "зелья", - которые доставляли из Александрии. Среди них, вероятно, были корица, александрийский лист, ревень, перец и др.
О том, каков мог быть характер
этих влияний Византийской книжности
и знаний на русскую свидетельствует
так называемый "Трактат Зои-царицы",
который долго приписывали
В X - XIII веках на Руси сложились своеобразные медико-фармацевтические традиции. Среди "Изборников", "Изборник" 1073 г. - древнейший из дошедших до нас древнерусских сборников, содержащий имя заказчика - князя Святослава. Этот текст - копия с болгарского оригинала. Считается, что он был переписан по заказу великого князя киевского Изяслава Ярославича, а затем, после изгнания последнего, переписан на имя Святослава. Этот памятник содержит медицинские сведения и рекомендации: всего в нем более 380 статей, извлечений из текстов 25 авторов.
Со второй половины XV в. намечается еще одна линия распространения книжного знания - из Западной Европы. Оттуда в Московское государство стали приезжать врачи, лечившие великих князей и их домашних, а также бояр и их семьи. Эти врачи привозили с собой запасы лекарств, организовывали закупки лекарств и лекарственного сырья на европейских рынках.
В XVI веке в Москву стали прибывать первые профессионалы - аптекари. Первое упоминание об аптекарях (в 1554 г.) - о Матюшко - аптекаре, правдабезуказания его профессиональных качеств и знаний. Возможно, это был просто торговец фармацевтическим сырьем и товаром.
Однако, лекарственная помощь и лекарствоведение оставалось скорее "простонародным" делом. Показательно, что переписывая для князя Святослава "Изборник", дьякон Иоанн собрал для себя (или для сына) выписки ряда текстов. Все тексты, содержащие медицинские или фармацевтические сведения, и распространенные на Руси до XVI в., носили чаще не специализированный, а достаточно общий характер этических или диетических предписаний. Позднее среди них выделились тексты настоящих травников и лечебников.
О более ранних текстах мы можем судить по текстам, дошедшим до нас в копиях XV - XVI вв.
По таким распространенным источникам, как "Домострой" можно судить о том, как осуществлялась лекарственная помощь на Руси. В нем содержится множество рецептов, причем не только простых - народных, - средств, но и достаточно сложных".
К этой же группе рукописей относится "Сборничек" Троице-Сергиевой лавры, копия которого (с более раннего оригинала) датируется XV в. В различных "Чинах", "Записях на каждый день" и т. п. сохранялись многочисленные советы гигиенического, диетического и фармацевтического характера. Одновременно с этим, достаточно долго, до XIX в.. были распространены "ложные заговоры и молитвы" от различных болезней, причем как явно языческого происхождения, так и связанные с надеждами на христианских святых-заступников.
Аптеки, подобные западным "officina sanitatis" стали появляться в Московском Государстве только в XVI в. прежде всего при царском дворе.
Аптекари из Западной Европы попадали в Московское Государство в числе сопровождающих врачей приглашаемых к царскому двору. Сведения о таких врачах сохранились с середины XV в. Так в 1485 г. в Москву для лечения ИванаГрозногобыл приглашен "немчина Антон", который, однако, был зарезан под мостом на Москве-реке за неудачное врачевание. В 1490 г. такая же участьпостиглаЛеона, лечившего Ивана - сына Ивана Грозного. Из Англии были приглашены Арнольф Лензней, Елисей Бомелий, Ричард Элмес, Роберт Якоби.
Вместе с последним, присланным ко двору Ивана Грозного в качестве лейб-медика королевой Елизаветой, прибыл аптекарь Джон Френшам (Френчем), основавший в 1581 г. первую аптеку европейского образца в Москве.
К этому времени при
царском дворе аптекарская
Первая царская аптека была организована, насколько можно судить, в соответствии с западными регламентами. Однако истоки отношения к подобным заведениям в России были заложены церковным уставом времен Владимира Мономаха, где больницы объявляются церковными учреждениями, а лечцы - церковными людьми. Однако, на создание первой московской аптеки возможное влияние оказал «Статут» Фридриха II Гогенштауфена, который незадолго до этого стал основой для регламентации аптечной деятельности в Англии. Аптека была хорошо снабжена различными медикаментами, первоначально привезенными из Англии. Список лекарств, доставленных Френшамом в Москву в 1602 г. включал: опий, камфору,шафран,цитварное семя, александрийский лист, "шпанские мушки", Asa foetida, Borax и т. д.
Однако, на московских торжищах можно было купить свои "произрастания": скипидар - терпентинное масло, а также хинную корку, ревень, камфору, мускус, гвоздику, миндаль, чилибуху. Аптекарские товары продавались в "зелейных" и "москательных" рядах. Практически все торговые караваны содержали фармацевтические товары в большом количестве и ассортименте. Привоз был столь обычным делом, что в 1599 г. посольскому дьякуВасилиюЩелкалову показалось подозрительным отсутствие лечебных трав в багаже английского врача Уиллиса, которому было отказано в приеме на царскую службу.
Торговля аптекарскими товарами настолько разрослась, что в начале XVII в. были основаны специальные аптекарские склады и аптеки в Полоцке, Могилеве и Архангельске. Было организовано аптечное снабжение армии. В 1583 г. из Полоцка в армию был отправлен "всякий аптекарский завод". Закупки лекарств были весьма крупными, поощрялись закупки книг. В 1632 г. были произведенызакупкиаптекарских товаров в Архангельске, причем доктору Артуру Ди (Артемию) - впоследствии, "архиатру" царя Михаила Романовича и автору первой в России химической книги ("Fasciculus Chemicus"), - были выделены десятки подвод, а "торговый немец Петр Матвеев" привез из Германии "оптекарские всякие запасы, маслы и водки, и сахары, и спирты, и цветы, и травы, и семена, и коренья, и пластыри, и мази, и скляницы".
Снабжение было таким хорошим, что врачам предписывалось лечить с помощью лекарств "из аптекарского приказу, а не своими лекарствы".
Перерабатывали сырье и готовили лекарства в аптеке. Этим занимался большой штат аптекарей и "алхимистов", а также "дистилляторов" и аптекарских учеников. Их деятельность была строго кодифицирована и должна была соответствовать "фармакопеям" и рецептам врачей. Фармацевтика в этот период переплеталась с ремесленничеством, прежде всего красильным делом, иконописным мастерством, строительством и т. п. Множество известных фармацевтических "технологий" по изготовлению прежде всего различных лекарственных форм: сахаров, сиропов, водок, композитов, пилюль, масел, спиртов, мазей ("спусков", "малханов") и т. п., смыкалось с рецептами приготовления красок, грунтовки, чернил, лаков, клеев, вяжущих материалов для строительных работ, предписаний по изготовлению металлических сплавов и т. д. О масштабах производства можно судить по тому, что в XVII в. Аптекарский приказ ежегодно на изготовление водок расходовал 5000 ведер (около 60000 л) вина. Аппаратурное оснащение первых аптек в России не уступало западным: при них имелись поварни, где помимо обычных приборов и инструментов (реторт, алембиков, колб и т. д.) там имелись большие перегонные кубы, печи и мощные прессы для проведения всех видов химических работ.
Снабжение лекарствами аптек, число которых стало расти, потребовало создания аптекарских садов и огородов.
Первый из них был на Москве-реке под Кремлевской стеной. Второй - на Мясницкой улице, " у ворот" - 1657 г. там была уже целая"Огороднаяслободка". Третий аптекарский огород был заложен в немецкой слободе.
В 1643 г. боярин Федор Иванович Шереметьев просил доктора Венделинуса Сибилиста привезти для садов в Коломенском и Петровском трав и цветов. В 1677 г. "алхимистского дела ученик" Тишка Арсентьев был послан за лекарственными травами и деревьями для посадок в царском саду.Организационные работы по поддержке и расширению аптекарских огородов продолжались и позднее. Они превратились в учебные базы, а также в ремесленные предприятия: при них организовывались поварни или "коктории" для первичной обработки лекарственного сырья. Штаты садов были укомплектованы специальными садовниками.
В конце XVII в. стали создаваться новые аптеки, как в Москве, так и в провинциальных городах.
Новая московская аптека была основана 20 марта 1672 г. - "на новом гостином дворе,гдеПриказБольшому Приходу - очистить палаты, а в тех палатах приказал Великий Государь (Михаил Федорович Романов) построить аптеку для продажи всяких лекарств всяких чинов людям". Таким образом, эта аптека была первой публичной российской аптекой.
Подготовка к ее открытию велась заранее. В Гамбурге фон Горном и Мартыном Быхлиным были проведены большие закупки аптекарских материалов (на 3753 рубля 21 алтын) - т. е. на 63 тысячи золотых рублей начала XX века. Было заказано много аптечной посуды, а из Архангельска было доставлено "два сундука с скляницами золочеными". Возглавил аптеку надзиратель Иван (Иоганн) Гутменш.
По указу Федора Алексеевича у Никитских ворот при первом гражданском госпитале в 1682 г. была открыта третья аптека.
Кроме московских возникли провинциальные аптеки: в Вологде, Казани, Пскове, Астрахани, Нежине, Вильне (Вильнюсе), Новгороде, Киеве, Пензе, Курске. Часть этих аптек представляли собой военные - полковые аптеки. Полковые врачи и аптекари соответственно отвечали за организацию и содержание аптекарских складов, при которых открывали аптеки.
Формирование городов, развитие ремесленничества и торговли, стали основными предпосылками начала аптекарского строения и развития фармации - в 1650 г. в России уже было 226 городов. Развитию аптекарского дела способствовала внешняя торговля, особенно растительными продуктами, предназначенными для химической переработки: живицей, скипидаром, воском, минералами.
Развитие естественнонаучных знаний, включая и медицинские, содействовало тому, что в России техническая химия, включая аптечное дело, сформировалось на уровне, не уступавшем уровню Европы. В этом процессе важную роль сыграли два фактора: народные традиции ремесленничества и книжность, развивавшаяся в России в особых условиях.
Важным принципом становления ремесленных производств стал отбор лучших образцов для ознакомления и создания корпуса собственных текстов. Началась переводческая деятельность: Епифаний Славинецкий перевел "De humanis corpori fabrica" Везалия.
В народе сохранилось множество рукописных травников и лечебников - к настоящему времени известно около 400 рукописных книг. Травники и лечебники XVI-XVIII вв. включали уже и переводы с "немецкого языка" - последнее означало перевод вообще с иностранного языка, включая латынь. Эти переводы дополнялись оригинальными вставками - "указами", иногда в них входили части различных западных "гербариев" и "садов здоровья". В России они чаще всего именовались "Прохладными вертоградами", т. е. лекарственными цветниками. В их состав нередко включался текст "О науке врача Моисея Египтянина ко Александру Царю Македонскому", представлявший свод гигиенических и фармацевтических рекомендаций.
Рукописные травники содействовали
становлению русской
Возникновение аптечной торговли
требовало налаживания
Аптекарский приказ - государственное
административное учреждение, ведавшее
всем медицинским и аптекарским
делом в стране. Сначала он обслуживал
только царскую семью, но в XVII в. его
функции значительно
В подчинении приказу находились не только придворные врачи и аптекари, но и "алхимисты", "дистилляторы", садовники и т. п. В его ведение входил сбор податей в виде лекарственных трав в привлечением людей, которые были подчинены приказу (находились в его штате). В приказе числились переводчики, переписчики книг и библиотека медицинской и фармацевтической литературы. Среди переводчиков были "старец" Аникита из Лужицкого монастыря в Можайске, духовный руководитель Афанасия Холмогорского, соавтора (вместе с Д. А. Гурчиным) первой русской рукописной фармакопеи.