Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:50, реферат
Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучения древней Руси. Именно в них ученые находят основной фактический материал для исторического построения. Вся нарративная часть исследований по истории русских земель и княжеств X-XVII в в. почерпнута из летописей и -в большей или меньшей степени-является их переложением.
В настоящее время известно более двухсот списков летописей. Большинство из них опубликовано (полностью или в виде разночтений к другим спискам) в продолжающемся уже на протяжении более полутора столетий Полном собрании русских летописей. Некоторые летописные своды (Новгородская первая летопись,псковские летописи,Устюжская летопись) публиковались отдельно.
Исторические источники XI-XVII веков
Летописание
Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучения древней Руси. Именно в них ученые находят основной фактический материал для исторического построения. Вся нарративная часть исследований по истории русских земель и княжеств X-XVII в в. почерпнута из летописей и -в большей или меньшей степени-является их переложением.
В настоящее время известно более двухсот списков летописей. Большинство из них опубликовано (полностью или в виде разночтений к другим спискам) в продолжающемся уже на протяжении более полутора столетий Полном собрании русских летописей. Некоторые летописные своды (Новгородская первая летопись,псковские летописи,Устюжская летопись) публиковались отдельно.
Каждый летописный
список имеет свое условное название.
Чаще всего оно давалось по месту хранения
(Ипатьевский,Академический,
В связи с неупорядоченностью номенклатуры летописей некоторые списки могут иметь несколько названий. Неизданные списки летописей принято называть по архивохранилищу,в котором они находятся, и шифру, под которым они там числятся. Предпринимавшиеся неоднократные попытки систематизировать названия летописных списков и редакций не дали положительных результатов. Как показала практика, это вело лишь к появлению дополнительных названий, связанных с каждой рукописью, что серьезно затрудняло понимание ссылки на конкретную летопись и усложняло ее поиск.
Летописи как исторический источник и методы их изучения
Определение летописания как особого вида исторических источников вызывает довольно серьезные трудности. Прежде всего это связано со сложным составом летописей.
Дополнительные сложности в терминологию летописеведческих исследований вносит обыденное употребление слов летопись и летописание.
Традиционно летописями в широком смысле называют исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими (годовыми),часто календарными,а иногда и хронометрическими (часовыми) датами. В узком смысле слова летописями принято называть реально дошедшие до нас летописные тексты,сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках. Иногда небольшие по объему летописи-чаще всего узкоместного или хронологически ограниченного характера-называют летописцами.
Летописание велось на Руси с XI по XVII века. Поздние русские летописи (XVI-XVII веков.) существенно отличаются от летописей предшествующего времени. Поэтому работа с ними имеет свою специфику.
Ещё в XIX веке было установлено,что практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями,сводами предшествующих летописей.
При работе с летописными материалами следует помнить о неточности и условности научной терминологии.
Одним из самых сложных в летописеведении является понятие авторства. Ведь, как уже отмечалось, почти все известные летописи-результат работы нескольких поколений летописцев.
Работа с летописями начинается с чтения и сличения всех списков данной редакции. При этом фиксируются и объясняются все разночтения.
Накопленный опыт предшествующих поколений исследователей древнерусского летописания, а так же использование методов,разработанных зарубежными источниковедами, дали возможность в конце XIX века создать новую методику изучения летописных текстов.
Непременным
условием научного изучения летописей
является установление личности самого
летописца, его политических,религиозных,,
Понимание информации, заключенной в письменном источнике, прежде всего зависит от того, насколько точно определил исследователь цель его создания.
Повесть временных лет и предшествующие ей своды
Общее понятие о Повести временных лет
Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов.
В одних поздних летописях он подвергся сокращениям и кое-каким случайным вставкам (летопись Переяславля Южного и др.), в других (Софийская,Новгородская и др.) был соединен с киевским и новгородским сводами. Интересующий нас текст охватывает длительный период-с древнейших времен до начала второго десятилетия XII века. По первым строкам, открывающим большинство его списков, этот текст традиционно называют Повесть временных лет.
При редактировании первоначальный текст был изменен настолько,что Шахматов пришел к выводу о невозможности его реконструкции. Что же касается текстов Лаврентьевской и Ипатьевской редакций Повести,то что Шахматову удалось определить их состав и предположительно реконструировать. Следует отметить, что Шахматов колебался в оценке этапов работы над текстом Повести временных лет.
Летописные своды, предшествовавшие Повести временных лет
Начальный свод. Дальнейшее исследование текста Повести временных лет показало, что в нем содержится ряд фрагментов, нарушающих изложение. Некоторые из низ даже изменяли структуру отдельных фраз, в которые были включены, открывая начало предложения от его завершения.
Проблема существования Древнейшего свода. Дальнейшее изучение Начального свода, однако, показало, что и он имел в своей основе какое-то произведение летописного характера. Об этом говорили некоторые логические несообразности текста, отразившегося в Новгородской I летописи.
На наш взгляд,цель создания летописей должна быть достаточно значимой, чтобы на протяжении ряда столетий многие поколения летописцев продолжали труд, начатый в Киеве в XI веке.
Глобальность цели, которую ставил перед собой летописец, предполагала многоплановость изложения, охват широко круга самых разнообразных по своему характеру событий. Всё это задавало Повести ту глубину, которая обеспечивала её социальную полифункциональность. Необходимо сказать, что до сих пор идеи и духовные ценности, которыми руководствовался летописец в ходе своей работы, во многом остаются загадочными.
Местное летописание XII-XIII веков
После выделения из состава Древнерусского государства отдельных земель и княжеств летописные традиции Киевской Руси продолжали развиваться на местах. До нас не дошли списки летописей, относящихся к этому времени. Поэтому речь может идти только о гипотетических сводах,существовавших в домонгольской Руси. Источниками для изучения этого этапа древнерусского летописания служат более поздние летописи.
Летописание XIV-XV веков
Зарождение общерусского летописания
К XIV веку относятся первые летописи,претендующие на освещение истории всех Русских земель. Источниками для изучения зарождения общерусского летописания служат прежде всего Лаврентьевская и Троицкая летописи. Выяснить, как развивалось общерусское великокняжеское летописание, позволяет сличение Тверского летописного сборника, Рогожского летописца и Симеоновской летописи.
Скорее всего, летописание велось при митрополичьем дворе. На это указывает характер годовых записей: летописец гораздо внимательнее относится к переменам на митрополичьем престоле, а а не на великокняжеском. Следует отметить, что кругозор составителей нового свода был необыкновенно узким. Московский летописец видел значительно меньше, чем составители тверских великокняжеских сводов.
Следующий этап развития общерусского летописания в существовавших самостоятельных землях и княжеств был связан с усилением роли и влияния митрополита всея Руси. Таков был итог длительного противостояния московского великого князя и церкви в годы правления Дмитрия Ивановича Донского.
Общерусские летописные своды конца XV-XVI веков
Общерусское летописание
Официальное летописание
Начало общерусского летописания великих князей московских, заложившего основы официального летописания,относится ко второй половине XV века. Первая редакция была составлена после событий 1494 года, связанных с какой-то политической интригой, в которой оказалась замешанной Софья Палеолог. По мнению С.М. Каштанова, эта редакция была связана с деятельностью лиц, близких к снохе Ивана 3 Елене Стефановне и митрополиту Зосиме.
Важным этапом в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы стала Никоновская летопись. Она была составлена в конце 20-х годов 16 века в Москве, при дворе митрополита всея Руси Даниила Рязанца (1522-1539).
Между 1542 и 1544 гг. была составлена Воскресенская летопись-официальная летопись первой половины XVI века. Следует отметить,что помимо великокняжеского летописания её создатели пользовались ростовским сводом 80-х годов и внелетописными памятниками. В частности, в неё было включено Сказание о князьях владимирских, объединившее легенды о происхождении русской великокняжеской династии от римского императора Августа через легендарного Пруса и о мономаховых регалиях, которые будто бы были посланы византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу.
Никоновская и Воскресенская летописи представляют вполне оформившуюся единую русскую официальную летописную традицию. Эти качества и определяют,прежде всего, характер и трактовку сохранившихся в них сведений и, следовательно, отношение к ним исследователя, изучающего по этим летопися историю конца XV- первой половины XVI веков.
Самым крупным летописно-хронографическим произведением средневековой России стал так называемый Лицевой свод Ивана Грозного.
Неизвестны и причины прекращения существования летописи как жанра исторического повествования. Лицевой свод стал последним общерусским сводом. После него летописная традиция угасла. И хотя в XVII- первой половине XVIII в в. продолжались вестись местные и частные записи,внешне напоминавшие летописи, они уже не могут дать и не дают общей картины истории страны.
Как бы то ни было, после прекращения летописи, по образному выражению А.А. Севастьяновой, на долю историка политической жизни остаются крохи со стола историка-экономиста да наблюдения далеко не беспристрастных иностранцев.
Неофициальное летописание
Наряду с официальным общерусским летописанием существовали летописи, составлением которых занимались частные лица. Такие летописи не имели официального характера и подчас противостояли великокняжеским сводам. Существование неофициального летописания во второй половине XVI в., так же как и великокняжеских летописей того времени,было открыто А.А. Шахматовым.
Неофициальный
характер Кирилло-Белозерского свода
(он не был даже официальным сводом монастыря)
позволял его составителям высказывать
независимые суждения о политике великого
князя, поддерживать опальных политических
и церковных деятелей, критически отзываться
о ярославских чудотворцах. Следует подчеркнуть,
что данный свод, несмотря на его, казалось
бы, частный характер, на самом деле был
общерусским. Об этом говорят круг источников,использованных
его составителями, и широта затрагиваемых
в нем тем. Именно благодаря общерусскому
характеру он получил большое -хотя, естественно,неофициальное-
Другим примером местного независимого летописания является неофициальный свод 1489 года, составленный при ростовской архиепископской кафедре,точнее, в кругах,близких к ней. Он восстанавливается при сличении Типографской летописи с Софийской и Львовской летописями. Особая роль в его реконструкции отводится Типографской летописи, которая в настоящее время известна в десяти списках.
Неофициальный московский свод 80-х годов и ростовский свод 1489 г. были последними памятниками независимого летописания. Скорее всего, они составлялись в каких-то монастырях, а не в митрополичьей или архиепископской канцеляриях. Естественно, что их оппозиционность московским властям (особенно московского свода) вызвала противодействие со стороны великого князя. С конца XV века независимое общерусское летописание (во всяком случае в центре) было прекращено.
Хронографы
На смену летописям пришли иные исторические произведения. Особую популярность и авторитет в XVII веке приобрели хронографы (гранографы). В них поэтапно излагалась всемирная история от сотворения мира. Это были или переводы греческих хроник, или собственно древнерусские компиляции, включающие выдержки из Священного писания, греческих хроник и русских летописей. И те и другие получили широкое распространение ещё в Древней Руси. Первые переводы византийских хронографов стали известны ещё в XI веке. На их основе была составлена первая русская историческая компиляция-Хронограф по великому изложению. Кроме Начального свода 90-х годов XI в., к нему восходят хронографические и Толковая палеи, Троицкий хронограф и Еллинский летописец второй редакции. Не позднее середины XIII века был создан хронографический свод, опиравшийся на Хронику Иоанна Малалы и дополненный фрагментами из библейских книг. Традиционно его принято называть Иудейским хронографом. К нему восходят сохранившиеся списки Архивского и Виленского хронографов.
Информация о работе Исторические источники XI-XVII веков. Летописание