Исторические доктрины России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

В начале 16 века возникла полемика между нестяжателями и иосифлянами. Нил Сорский, глава нестяжательского направления, выступил за монастыри как центры духовного просвещения, живущие исключительно трудом своих насельников и доброхотными подаяниями извне. Провозглашалось, что необходимо максимальное удаление от забот внешних и предельной сосредоточенности на жизни внутренней. Идеалом “заволжских старцев” был бедный, затерянный в лесах монастырь, богатый лишь Духом Святым, каким был скит пр. Нила.

Содержание

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ДОКТРИНЫ РОССИИ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ РОССИИ.
1.1. НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО.
1.2. «МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ».
1.3. «МОСКВА-НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ».
1.4. «СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 23.26 Кб (Скачать документ)

Исторические  доктрины России

 Март 28th, 2010   admin

ИСТОРИЧЕСКИЕ  И СОВРЕМЕННЫЕ ДОКТРИНЫ РОССИИ 
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ РОССИИ. 
1.1. НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО. 
Нестяжатели. 
В начале 16 века возникла полемика между нестяжателями и иосифлянами. Нил Сорский, глава нестяжательского направления, выступил за монастыри как центры духовного просвещения, живущие исключительно трудом своих насельников и доброхотными подаяниями извне. Провозглашалось, что необходимо максимальное удаление от забот внешних и предельной сосредоточенности на жизни внутренней. Идеалом “заволжских старцев” был бедный, затерянный в лесах монастырь, богатый лишь Духом Святым, каким был скит пр. Нила. 
В средние века церковь выполняла функции духовного просвещения и монастыри были центрами духовности, центрами книжности и философской традиции. Именно монастыри колонизировали Сибирь и Север, именно вокруг них возникали города и кипела общественная жизнь. Нестяжатели видели в монастырях прежде всего светоч духовности, за церковью духовная сила, сила каждодневного просвещения на благо народа и помощи ему. Церковь, таким образом, вставала выше мирского и служила одному Господу своей духовностью. 
Иосифляне. 
Программа преподобного Иосифа Волоцкого ориентировалась на создание монастырей — крупных феодальных центров с обширными владениями, книгописными, иконописными и иными мастерскими, активно влиявших на общественную жизнь, воспитывавших духовных пастырей для мирян, сотрудничавших с государством в общем деле укрепления страны, нередко бывших даже укрепленными крепостями. 
В этом коренное различие. Если Нил Сорский выступал за духовный авторитет церкви, несущей миссию просвещения, то Иосиф Волоцкий выступал за собственность церкви, ее мощное присутствие в государственной жизни, подчинение царю. Земельную собственности нестяжатели рассматривали как грех, а иосифляне видели церковь как государственное учреждение. 
Миссия церкви. 
В конфликте нестяжателей и иосифлян вотчинное хозяйственное начало столкнулось с духовно-нравственным. Нестяжатели разграничивали духовные и светские функции власти. Они считали, что единственная прерогатива духовенства – занятие вопросами веры и нравственности. Церковь должна нести миссию просвещения и быть духовной субстанцией в сердце каждого русского человека. 
Иосифляне же представляли идеологию крупных церковных феодалов, защитников монастырского землевладения, претендуя на власть в делах мирских и духовных. Объективно иосифляне были противниками князей и не случайно из претензии на власть выливались иногда в теократические формы. Иосифляне выступали за умеренность в миссии церкви, считая, что доходы от собственности позволяет служить своей стране и отказ от всякой собственности есть вредная крайность. 
Социальные модели церкви. 
Экстраполируя скитскую идеологию св. Нила Сорского, можно представить вполне определенную социальную «модель» Церкви (хотя сам св. Нил был от такой постановки вопроса далек). Полное личное и коллективное нестяжание должно резко повысить духовный уровень Церкви, служител и которой имеют нравственный, а не канонический авторитет. Такая старческая, нравственно безупречная, молитвенная, вобравшая в себя и древнюю традицию пустынножительства и новые веяния исихазма, Церковь должна стать подлинной духовной водительницей людей всех сословий – от крестьянина до Великого князя. 
Иначе себе представляет Церковь св. Иосиф Волоцкий. Церковь, имеющая большие материальные средства, а значит – независимая от государства (хотя и тесно сотрудничающая с ним в рамках «симфонии»); Церковь с жесткой дисциплиной, сильным епископатом и множеством богатых монастырей; Церковь-орден, где послушание является главной добродетелью; Церковь, которая стремится и к высокой духовности, и к широкой благотворительности – такая Церковь, по мысли Иосифа, должна быть не только духовным вождем народа, но и социально-образующей силой русского государства. 
Результат борьбы. 
Царь поддержал иосифлян в обмен на поддержку церковью борьбы против крупных феодалов. Церковь выступила союзником царя в деле централизации. Исторически православная церковь не поддерживала идею централизации русского государства, ставя себя выше национального. Церковь поддерживала сообщество православных княжеств, видя себя объединяющим началом как папство. Иосифляне вынуждены пойти на окончательный компромисс с царем, поддержав национальную идею и идею национальной церкви. 
С целью защиты имущества монастырей иосифляне утверждали принцип верховенства духовной власти над мирской. После того как царь отказался от идеи изъятия церковных земель, отношение к великокняжеской власти изменилось. Государство и церковь стали рассматриваться как союзники в укреплении в стане правоверия. Церковь заняло положение в государстве, аналогичное византийскому, став крупным собственником. 
1.2. «МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ». 
Смысл доктрины «Мосвка-Третий Рим». 
Концепция «Москва-Третий Рим» популярна, особенно среди интеллигенции. Но реальна ли она? Выдвинута она была в 16 веке и означала, что первый Рим пал из-за отступления в язычество, второй Рим пал (Константинополь) из-за того, что заключил богопротивную Флорентийскую унию с латинянами, третий Рим – Москва, а четвертого быть не может. Данная концепция построена на началах провиденицализма, так как движущей силой исторического процесса является Бог. Доктрина «Москва-Третий Рим» построена по линейному принципу, где каждое царство гибнет от руки Бога, а мировая история заканчивается Страшным судом. 
Государство возрождалось, выстраивая себя вновь в сложных геополитических условиях. В данной ситуации была и выдвинута концепция «Москва-Третий Рим». Ее смысл в том, что православный народ является «богоизбранным» и он защищает православие. Отсюда следует и иосифлянский принцип примата церкви над государством, так как могущество государства обеспечивается чистотой православия. Преимущественно религиозный смысл имеет и идея политического первенства Руси в мире, так как государство прежде всего необходимо оградить от религиозный притязаний латинян. 
Значение доктрины «Москва-Третий Рим». 
В середине российской истории это была самая успешная геополитическая самобытная доктрина допетровского времени. Согласно этой концепции государство выступало хранителем православной идеи, неся свет духовности и выступая с церковью как в союзе. Проще говоря, эта доктрина равносильна доктрине двух мечей Западной Европы: сила государства и сила церкви. Нерасторжимый союз государства и церкви позволял нести миссию просвещения и строить государственность согласно этой концепции. Без духовного государство не могло успешно вести свою внешнюю политику во враждебном окружении. 
Однако реальностью в государственном строительстве она не стала, современника ее мало заметили. Русь не готова была стать лидером в европейском масштабе, слишком тяжело еще брея восстановления от монгольского нашествия. Эта доктрина получила гораздо больший резонанс у мыслителей последующих столетий. Данная доктрина получила определенную моду в наше время, но мало кто действительно понимает ее смысл и реализуемость. 
Невозможность современной реализации концепции «Москва-Третий Рим». 
Сейчас эта концепция невозможна так как, во-первых, Россия не является единственным независимым православным современным государством, а православный мир плюралистичен. В 16 веке Россия была единственным независимым православным государством. Россия больше не выступает единственным хранителем православной веры, светочем ее. Появилось много независимых православных государств, включенных и в Европу. 
А во-вторых, и это самое главное – православие не выступает основой государством, основой самоидентификации народы «мы православные». Православие в средние века являлось ядром политики государства и выбора союзников, русские воспринимали себя как хранители православной веры во враждебном католическо-мусульманском окружении. В первую очередь в России говорили «православные» и во вторую уже русские, а сейчас религия не стала суперобъединяющим началом новой идентичности и может стать только одним из элементов формирующейся идентичности в новых условиях. 
1.3. «МОСКВА-НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ». 
Реформы Никона. 
Реформы Никона были продиктованы сознанием того, что православная церковь не исполняет вселенскую миссию спасения в противоборстве с другими государствами. Он строит Новый Иерусалим, а не Рим. Никон отстаивает идеи примата церковной власти: церковь в своей миссии выше государства, так как государство неизбежно погибнет тогда в грехе. Церковь осуществляет духовно-нравственный контроль над государством и в особенности над боярством и духовенством от имени государя и народа. 
Государство имеет национальные пределы, а церковь вселенская по своей природе. Реформы по греческому образцу была связана с тем, что православная церковь должна быть единой для всего мира и для всех, а не национальной церковью русских. Идея национальной церкви заменялась на вселенскую. Все это вызвало колоссальное сопротивление среди народа, попытавшегося отстоять идею национальной церкви. Царь в конечно итоге отстранил Никона из-за претензий на власть, но сохранил миссию православия во вселенском масштабе, поддержав реформу книг. 
Теократия Никона. 
Реформы Никона были первой и единственной попыткой поставит церковь выше государства и построить теократию в классическом понимании и варианте. Теократия – это политическое боговластие, религиозная власть, основанная на силе, вследствие чего неотъемлемым ее атрибутом выступает право на самостоятельную юрисдикцию, осуществляемую религиозными лидерами или авторитетами. Суд в теократии может не только выносить решения по рассматриваемому делу, но и применять принудительные меры социального, имущественного и, что важно, физического характера. Теократия является системой религиозно-политических властеотношений. Религиозность теократической власти, а точнее властеотношений, определяется религиозными нормами, которые и придают содержательную специфику теократическим взаимодействиям. 
Реализация религиозных норм в качестве наиважнейших социальных ценностей теократического государства обуславливает некоторые особенности организации аппарата государственного управления. К их числу принадлежат: централизация, единоначалие, отсутствие разделения властей, несменяемость лидеров государства, слияние религиозной и светской власти, религиозная законность, верховенство божественного права, религиозный и религиозно-образовательный ценз при формировании ключевых государственных должностей, ограничения на занятие государственных должностей для женщин. Судебная деятельность теократических органов государственной власти четко не отграничена от иных функций управления. Правосудие, таким образом, может осуществляться органами правотворчества, управления и собственно судами. 
Судьбы страрообрядчества. 
Старообрядчество выступило за национальную духовную церковь русского народа, каковую и оставалось и остается сейчас. Старообрядчество можно считать народно-демократическим движением, лишь внешне облеченным в религиозную форму, выражающее борьбу земства против централизации государственной власти. Реформа Никона проводилась грубо и авторитарно и вызвала колоссальное сопротивление. Никон не был понят в массах, ему подчинились благодаря воле государства. Церковь все больше превращалась из духовной субстанции в нечто огосударствленное. 
Каждый обряд церкви по мысли старообрядцев имеет значение и тем более, что исправление шло по греческим книгам Нового времени в противовес древнерусской книжности. Для старообрядцев была характерна народная церковь протестантского типа, когда священник выбирался мирянами как наиболее грамотный и нравственно чистый и церковь не выделялась среди мирян и не учила их. Старообрядчество свято хранило свои традиции и хранит их поныне. 
1.4. «СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА». 
Петровские реформы в проекте «Северная пальмира». 
Время Петра было временем крутых перемен во всех сферах общественной жизни. Исследователями правильно был определен проект Петра: Россия как часть Запада в определенной части российского общества, которой стало дворянство с полностью западной культурой, и самобытная подчиненная Россия в виде крестьянского мира. Петр своими реформами разделил российское общество на две части: западное дворянство и самобытный крестьянский мир. Данное деление так и не было стерто до революции 1917 года. Страна оказалась разорванной. 
Петр провозгласил геометрически-машинное понимание рационализма Запада, что народ не принял. Была принесена иная культуру с иным ценностным ядром. Высокую духовную миссию православия заменили на идеологию земного могущества и земных благ. В Россия устремились безнравственные люди, участвовавшие в реформах Петра первого. Проект Петра Первого – упорядочивание крестьянского мира и живой православной жизни в геометрию абсолютизма западного типа. 
Петр предпринял первую попытку индустриализации страны ускоренными темпами в своем понимании при том факте, что страна индустриально развивалась нормально, но первые поражения в войне со шведами были восприняты как поражение страны как самобытной державы. Крестьянский мир периодически сопротивлялся, проявляя себя в восстаниях, которых возглавлялись казачеством и наиболее яркий вариант – Пугачев. Государство, сталкиваясь с восстаниями, искренне не понимало их причины в культурно-геополитическом плане, видя источник бед в неправильном государственном регулировании крепостного права, а не в самом факте крепостного права. 
Идеология западного абсолютизма в реформах. 
Идеологию западного абсолютизма можно выразить следующим образом. Государство, являясь выразителем интересов всех без исключения подданных, под руководством просвещенного монарха обеспечивает общественное благо. Монарх выступает и говорит от лица всех граждан своей страны и он один знает общественное благо, воплощая в своей личности общественную волю. Государь по праву рождения является мудрым и образованным человеком в окружении опытных советников из дворян. 
Государственность необходима для гармонизации свободной игры человеческих страстей, которые, в силу недостаточности развитости у большинства разума, ввергают общество в опасность саморазложения. Человек по природе своей слаб и подвержен дурным наклонностям и государство призвано надзирать за человеческим поведением и делать человека добрым для блага всех. Государственная власть обладает верховенством, она повинуется только богу и никаким человеческим нормам. Монарх есть «помазанник Божий» и это не пустые слова, а реальная государственная формула управления. 
Подданные, таким образом, обязаны полностью повиноваться монарху и они ничто перед лицом монарха, даже если на трое взойдет злодей, далекий от устремлений к общественному благу. Гражданин всегда обязан повиноваться даже злому монарху, который уйдет в силу своей ответственности перед Богом, но гражданин не имеет права на восстание, так как это великий грех. 
Дворяне призваны обеспечивать порядок для блага крестьян, а духовенство заботиться о душе народа. Каждый знает своей место в установленном порядке вещей. Каждое сословие несет свои права и обязанности для общего блага. Монарх стоит над всеми, обеспечивая гармония социальных отношений и выражая волю государства. 
Судьба церкви. 
Сравним положение церкви у нестяжателей, Никона и Петра Первого. Для нестяжателей характерно союз церкви и государства, духовная сила церкви и военно-политическая сила государства, церковь должна отказаться от мирских благ и стать полностью духовной, церковь несет просвещение и является национальной церковью русского народа и союзных ему народов. Для Никона церковь стоит выше государства, вселенское выше национального, церковь должна иметь собственность для выполнения функций просвещения, церковь православия является вселенской, вселенская идея спасения человечества через православие. Для Петра Первого церковь есть государственное учреждение, один из органов государства, выполняющее функции государственного строительства, церковь может иметь собственность, но она не должна расширяться и должна быть под контролем государства, церковь помогает развитию государства и выполняет функции воспитания в послушании государству


Информация о работе Исторические доктрины России