Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:43, реферат
Описывается история появления и распространения ислама в Западной Европе и его влияние на современную европейскую культуру и политику.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Реферат
Выполнил:
г. Минск -2012
Наша страна будет меняться и дальше. Интеграция является задачей всего общества, которое принимает у себя иностранцев. Многие годы мы строили себе иллюзии по этому поводу. Канцлер Германии Ангела Меркель |
«Исламская опасность» в Европе — ощущаемая значимой частью общественности Европы угроза исламизации европейских государств в результате их открытой миграционной политики по отношению к трудовым мигрантам из мусульманских стран.
В ХХ веке численность населения Земли увеличилась в четыре раза и превысила 6,5 млрд. человек. Особенностью демографических процессов последних десятилетий стал быстрый рост численности мусульман. Особенно стремительно увеличивается количество мусульман в Европе. Самая крупная мусульманская община – во Франции: от 6 до 10 миллионов (до 12 % от общего числа населения), ислам стал здесь второй по численности религией страны после католицизма. Многочисленные общины последователей ислама сформировались в Германии (4 млн.), Великобритании (2 млн.), Италии и Голландии (по 1 млн.). Значительные мусульманские общины разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам.
Следует отметить, что реальное количество мусульман в Западной Европе не знает никто, так как наряду с легальными иммигрантами и их потомками здесь проживают многие миллионы нелегальных, которые отсутствуют в данных официальной статистики. По разным подсчетам в Западной Европе сейчас проживает от 15 до 24 миллионов мусульман. Демографы предсказывают, что к 2015 году численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокому уровню рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока.
В Западную Европу ислам пришел всего несколько десятилетий назад. До конца 1940-х гг. мусульман здесь практически не было или было совсем немного (больше всего во Франции – 120 тыс. в середине 1920-х гг.). Начало первой волны азиатских и африканских мигрантов в Западную Европу принято связывать с двумя факторами: политикой бывших метрополий, традиционно принимающих с начала 1950-х годов жителей своих бывших колоний (Великобритания, Франция, Испания, Португалия) и политикой стран-импортёров трудовой миграции (Германия, Швеция, Нидерланды, Дания).
Первая массовая миграция была связана с войной в Алжире (1954-1962 гг.). После вынужденного согласия Франции на провозглашение независимости Алжира сотни тысяч местных мусульман воспользовались возможностью переехать в свою бывшую метрополию. Всего в 1950 году в странах Западной Европы проживало около 300 тыс. мусульман, а уже в 1970 году их насчитывалось 2,7 млн человек. Именно в 1970-х, началась основная волна гастарбайтеров в страны-импортёры трудовой миграции, в частности Германию и Австрию.
Мусульманские районы и пригороды появились в Париже, Берлине, Лондоне и многих других крупных европейских городах. Большинство современных французских мусульман составляют потомки выходцев из арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко). В Германии, Голландии, Австрии и Дании мусульманское сообщество в основном представлено потомками турецких эмигрантов. Британские мусульмане – в большинстве потомки выходцев из Британской Индии (Пакистан и Бангладеш).
Росту численности европейских мусульман способствует поощряемая государственными социальными программами высокая рождаемость. В мусульманских семьях среднее количество детей, как правило, не ниже четырех. Многодетность мусульманских семей контрастирует с малодетностью и кризисом традиционных семейных ценностей у коренных европейцев. В условиях прогрессирующего сокращения коренного населения Европы мусульмане с успехом заполняют собой образовавшийся демографический вакуум. Отказ от традиционных семейных ценностей и нравственный кризис общества способствуют росту популярности ислама даже в среде коренного населения Европы. Во Франции численность белых французов-мусульман уже превышает 50 тыс. человек.
В течение нескольких
десятилетий трудности
В результате увеличения количества приверженцев ислама постоянно возрастает уровень этнической и конфессиональной раздробленности населения тех государств Европы, которые еще несколько десятилетий назад были довольно однородными. Принципиально важно, что в отличие от прошлых лет значительная часть мусульманских мигрантов и их потомков теперь не проявляет желания интегрироваться в новую для себя среду.
В результате распространения ислама в странах Европы и взаимоотношений мусульман с коренным населением континента, среди опасений исламской угрозы можно обозначить следующие моменты, вызывающие особое недовольство европейцев:
Прежняя европейская модель строительства единой гражданской нации в рамках национального государства в современных условиях перестает работать. Следствием этого становятся концепции строительства мультикультурных, многоконфессиональных, а с недавнего времени и многоязычных сообществ внутри отдельных государств Западной Европы. Для приверженцев либерализма эти концепции представляются логическим развитием демократии, где права меньшинств гарантированы и защищены государством.
Идеи синтеза ислама и европейской цивилизации нашли свое выражение в виде исламского либерализма, или Евроислама, то есть либерального, проникнутого европейской культурой ислама.
Духовным лидером
Однако идея интеграции мусульман
в европейскую цивилизацию не стала доминирующей
в среде мусульман. Так например, шейх
Юсуф аль-Кардави, являющийся президентом
Международной ассоциации исламских ученых
выступает за диалог с немусульманами,
но призывает изолировать проживающих
в Европе мусульман от западной цивилизации
и настаивает, что у мусульман "должно
быть свое маленькое общество в рамках
большого общества, в противном случае
они растворятся в нем, как соль в воде".
Происходящие в Европе процессы свидетельствуют
о том, что взгляды шейха Кардави пользуются
в среде местных мусульман несравненно
большей популярностью, чем идеи либерального
ислама.
Пожиная плоды так называемой мультикультурности и толерантности, европейские власти находятся в настоящем тупике. Многие политики и дальше продолжают потакать «благим намерениям» иммигрантов, которые не считаются ни с местными традициями, ни с людьми, исповедующими другую религию. Однако есть и те люди, принадлежащие властным структурам, которые высказывают решительные слова о прекращении политики мультикультурности в Европе. К таким людям можно отнести и премьера Британского правительства Дэвида Кэмерона, который высказывался, что 90 % участников беспорядков, охвативших в августе 2011 года Великобританию, являются потомками иммигрантов. После этих слов его сразу же попытались заклеймить в неприятии мусульманства и пособничестве националистическим группировкам.
В 2010 г. канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая в Потсдаме на встрече с молодежным крылом партии Христианско-демократический союз Германии сделала такое заявление: "Попытки построить мультикультурное общество в котором представители различных культур будут "жить в полном согласии", полностью провалились. В 1960-х годах власти ФРГ призвали иностранных рабочих приезжать в страну, и теперь они живут в ней. Тогда мы обманывали себя, заявляя, что они не останутся в Германии и уедут. Однако это далеко от реальности", – отметила Меркель, также подчеркнув, что сегодня иммигранты, которые живут в Германии должны предпринять больше усилий, чтобы интегрироваться в немецкое общество, в частности выучить немецкий язык. (17.10.2010, Потсдам).
Резкое увеличение числа мусульман в Германии принято связывать с политикой трудовой миграции 1960-х годов. С целью послевоенного восстановления экономики государства власти объявили о массовом наборе иностранных работников. В октябре 1961 года между ФРГ и Турцией было подписано соответствующее соглашение.
Срок пребывания турок в Германии сперва ограничивался двумя годами, а привозить с собой семьи им запретили. Однако позже стало ясно, что постоянно обучать новые кадры для немецких компаний слишком затратно, и мигрантам разрешили оставаться на более долгий срок, а с 1974 года им позволили привозить с собой жён и детей.
С 1963 года к туркам присоединились марокканцы, с 1965-го — тунисцы, а позже — мигранты из Ирана, Ирака, Афганистана и Югославии. Сегодня в Германии проживает около 4 млн иммигрантов, большинство которых (от 2,5 до 3 млн) приехали из Турции, причём лишь 700 тыс. из них имеют немецкие паспорта.
По данным недавнего социологического исследования, не менее 30% жителей Германии уверены, что в стране слишком много мигрантов.
Во Франции границы для приезжих открылись после Второй мировой. В 1970 годах рабочим из Турции, Ливана, а также Алжира, Марокко, Туниса, Сенегала и других бывших французских колоний власти Франции разрешили привозить с собой семьи, в результате чего в страну въехали не только жёны и дети иммигрантов, но и остальные родственники. Число мигрантов-мусульман увеличилось с 2 млн в 1978 году до 4,5 млн в 2000 году.
В 2011 году число мусульман во Франции выросло почти в полтора раза. В стране действует несколько исламских организаций, самые крупные — Соборная парижская мечеть, «Центр связей Ислам — Запад», «Федерация исламских организаций Франции» и «Национальная федерация мусульман Франции».
Сегодня французское правительство очень осторожно отвечает на вызов мусульманских иммигрантов. Но создается впечатление, что ни у него, ни у правительств других европейских государств нет достойного и всеобъемлющего ответа на проблемы исламизации и связанного с ними насилия. В начале ноября 2005 года в пригородах Парижа начались массовые столкновения компактно проживающих эмигрантов арабского происхождения с полицией. Всего за одну ночь с 5 на 6 ноября хулиганы сожгли почти 1300 автомобилей. Власти отказались от версии спонтанных хулиганских выходок и объявили происходящее организованной акцией, руководимой наркоторговцами и исламистскими организациями. Неприятие исламизации во Франции проявляется во все большей популярности крайне правых партий.
Рост исламского фундаментализма в среде европейских мусульман создал благоприятные условия для политизации ислама в Европе. До конца 1990-х гг. исламистских политических партий в Европе не существовало. Сейчас они появились во Франции и Бельгии. Пока эти партии немногочисленны и не представлены в парламенте. Но за ними уже числятся первые успехи: в Бельгии в мае 2003 г. "Parti de la Citoyennete et Prosperite" (PCP, Партия гражданства и процветания), которая проповедует радикальный ислам, набрала более 8 тысяч голосов на выборах в Брюсселе.
В начале третьего тысячелетия европейские мусульмане превратились в активную политическую силу. В 2002 г. во время парламентских выборов во Франции массовые демонстрации французских мусульман в значительной мере парализовали активность правоэкстремистского Национального фронта. Европейские мусульмане во многом способствовали выработке Европой самостоятельной позиции по вопросу войны в Ираке в 2003 г. Зимой 2003/2004 гг. были проведены широкомасштабные акции европейских мусульман, которые были направлены против запрета французским министерством образования ношения хиджаба в школах. Некоторые исламские деятели выступили с требованием автономии для европейских мусульман. Так, директор Мусульманского института К. Сиддики (один из лидеров исламских радикалов в Великобритании) в своем «Мусульманском манифесте» потребовал дать британским мусульманам статус «автономного сообщества».
Европа стала ареной деятельности исламских террористов, организовавших взрывы в Мадриде (2004 г.) и Лондоне. При этом терроризм порождается не только внутренними причинами, но и теми процессами, которые происходят внутри мусульманских общин Европы. Многие мусульмане, принявшие участие в террористической атаке на США 11 сентября 2001 г., были мусульманами из европейских стран. Их мировоззрение формировалось в Европе, где сложились благоприятные условия для распространения идей радикального ислама, отрицающего либеральные и демократические ценности.