Институции Гая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 00:13, доклад

Краткое описание

В период от I до середины III в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай. Он выходец из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина).

Прикрепленные файлы: 1 файл

institutsii_Gaya.docx

— 25.53 Кб (Скачать документ)

1. Общая характеристика Институций  Гая:

а) время и цели создания Институций;

В период от I до середины III в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие  глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших  мест занимает юрист Гай. Он выходец  из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина). Сабин был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право. Из сабинцев во II веке н. э. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство - Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные. Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства - institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов. В конце республики стали вести систематическое чтение лекций. В качестве пособия к этим занятиям и появились институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая. В конце классического периода появились институции Марциана, Каллестрата, Павла и Ульпиана. Но они не могли затмить старых институций Гая (II в. н.э.) послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Эту своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрознено в случайном смешении казуистики, а стремиться весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, которыми являются, прежде всего, лица, вещи и иски.

б) особенности систематизации правового  материала в Институциях (см. книга I § 8, в какой степени Гай придерживается "заявленного" здесь порядка  изложения правового материала?);

Гай разделяет право на гражданское и естественное. Этому посвящена Глава 1 Институций «О гражданском праве и естественном» Институции Гая. Согласно ему, все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: и так, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским, как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.

в) формы изложения правовых норм в Институциях;

Институции Гая говорят: «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или  к вещам, или к правовым действиям (искам)». Итак, «Институции Гая» построены по институционной системе, «всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах». Институционная система - о лицах, вещах и формах.

г) источники римского права, называемые в Институциях (книга I §§ 2-7), значение различных источников для разработки институтов классического права  Рима.

Гражданское право римского народа состоит из законов, решений  плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов.Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом народ обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами.Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона, (который придавал императорским распоряжениям силу закона).Эдикты суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение, однако в этом отношении, имеют эдикты двух преторов -- городского и иностранного, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы. В императорские же провинции квесторов вообще не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется.Ответы законоведов -- это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право, следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, -- что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана.

2. Статус физических  лиц в Институциях Гая:

а) понятие правоспособности лица и различные виды ее умаления (книга I §§ 159, 160, 161);

Наличие гражданства определяло объем политических и личных прав. Право участвовать в народном собрании, занимать государственные  должности, служить в армии, заключать  брак по римскому праву, выступать в  качестве собственника имущества, совершать  сделки, обращаться в суд за защитой.

o  Максимальная – утрата  свободы, гражданского и семейного  статуса.

o  Средняя – сохранена  свобода, утрачены гражданство и семейный статус.

o  Минимальная – сохранение свободы и гражданство, изменен лишь семейный статус

 

б) статус свободы: - категории свободных (книга I §§ 9-12),

·  Свободных. Только они  были полноправными.

Вольноотпущенники – бывшие рабы, которые получили свободу законным образом (по завещанию, вследствие занесения  в цензорские списки). Могли стать полноправными римскими гражданами.

·  Рабов. Источники: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа  и самопродажа за долги, наказание за преступления. Рабы лично отвечали за совершенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания. Рабы получают право на имущество - пекулий (часть имущества хозяина, которое предоставлялось рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности). С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов на семью, допускался брак римской гражданки с рабом (но она становилась рабыней). Запрещается хозяину убивать своего раба.

- правовое положение рабов и  либертинов (книга I §§ 13-16, 19, 24-27, 36-47. 52-54, 58, 82-86);

Правовое положение либертина (вольноотступника) было обусловлено правовым положением лица, отпускавшего его на волю: если это лицо было гражданином, то и либертин становился гражданином; если лицо было перегрином, то и либертин становился перегрином и т.д.

 Вольноотпущенники –  граждане имели некоторые ограничения правоспособности: им, например, было запрещено вступать в брак с лицом сенаторского звания. Кроме того, либертин, даже получив свободу, продолжал оставаться в определенной зависимости от бывшего хозяина (патрона). Он был обязан: а) относится к патрону с почтением; б) выполнять некоторые услуги для патрона; в) в случае разорения патрона и его семьи содержать их за свой счет (платить «алименты»); г) если либертин умирал, патрон наследовал часть его имущества.

в) статус гражданства: - способы приобретения римского гражданства (книга I §§ 17, 21, 28-31, 32с-34, 56, 57, 76),

Именно лицо, удовлетворяющее  следующим трем условиям: если оно  старше тридцати лет, было у господина  по праву квиритов и получило свободу  вследствие законного отпущения  на волю, то есть или посредством  vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список или в силу завещания, – то такое лицо признается римским гражданином.

Кроме того, раб моложе 30 лет, будучи отпущен на волю, может сделаться  римским гражданином в том  случае, когда он в завещании получает свободу и назначается наследником  своего господина, несостоятельного должника, – если только другой раб не становится прежде наследником с признанием свободы или кто-нибудь другой в  силу сего завещания.

29. Итак, уже по закону Элия Сенция рабы, отпущенные на волю в возрасте, меньшем тридцати лет, и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство после того как они женятся или на римских гражданках, или на латинянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же состояния, какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе, не меньшем семи, и после того как сыну, которого они приживут, будет год. По упомянутому закону такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать, что он, латин, женат по закону Элия Сенция и что у него от жены годовалый сын и, если претор или наместник заявят, что дело доказано, то и сам латин, и жена его, если она того же состояния, что и муж, и их сын, если и он того же состояния, признаются согласно приказу римскими гражданами.

56. Римские граждане тогда  вступают в законный и действительный  брак и имеют над родившимися  у них детьми власть, когда  они женаты на римских гражданках, или даже латинянках и иностранках,  с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

57. Вследствие этого и  некоторым ветеранам предоставляется  императорскими указами право  вступать в брак с теми латинянками  или иностранками, на которых  женились после отставки от  военной службы, и дети, рожденные  от этого брака, делаются римскими  гражданами и состоят под отцовской  властью.

- положение римских граждан  в публичном и частном праве,

Обладали рядом правовых привилегий. Их участие в гражданском  обороте регулировалось цивильным  правом, действие которого не распространялось на перегринов.  Могли быть патронами по отношению к неполноправным жителям. Только они могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Особая судебная защита: привилегия судиться только в Риме. Нельзя подвергнуть телесному наказанию. Женщины полноправного гражданства не имели, так как всегда находились под властью мужчины.

- характеристика латинского гражданства  и способы его  приобретения (книга I §§ 22, 35, 79, 96),

Переход из состояния латина в состояние римского гражданина был относительно прост. Латины приобретали римское гражданство либо а) в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство, либо б) в силу специальных актов государства, наделявших пра­вами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Так, издревле римское гражданство присваивалось latini veteres, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собою сокращение населения городов Лациума, то применение его было с некоторых пор ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Упразднение же в I в. до н. э. правила о приобретении гражданства latini veteres, переселившимися в Рим, стало одним из поводов к войне, которая привела к присвоению римского гражданства всему населению Италии. До этого времени права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Latini luniani наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т.п.

 

- положение латинов в публичном и частном праве,

. Имущественные права,  право выступать в суде и  заключать брак с римскими  гражданами, но не допускались  к участию в народных собраниях,  государственном управлении.

- перегрины и их положение в публичном и частном праве;

Сохраняли собственное гражданство. Их отношение с римлянами регулировались на основе права народов. Имущественные права, судебная защита.

г) семейный статус: деление людей  на «самовластных» и «подвластных», правовое положение тех и других (книга I §§ 48,49, 55,56, 97-115, 127-129, 132, 134, 136-137, книга II §§ 89,90).

Правовое положение подвластных. Подвластны были рабы. О их правовом положении говорилось выше. Подвластны были родные и усыновлённые дети. Они полностью подчинялись воле отца. Так же дело обстояло и с женой. После смерти отца или изгнания отца, его подвластные становились самовластными. Но сын только после троекратной эманципации, прочие же дети, мужского ли они пола или женского, освобождаются совершенно из-под отеческой власти после однократной эманципации. Сверх того восходящие (агнаты) перестают также иметь в своей власти детей, отданных в усыновление. Относительно сына требуется три манципации и два отпущения на волю, точно так же как это совершается, когда отец освобождает из-под своей власти сына, чтобы он сделался самовластным. Тогда он или продается обратно отцу, и усыновитель виндицирует (требует назад) его от отца в присутствии претора, утверждая, что сын – его, и когда отец молчит (не требует обратно), то претор присуждает сына тому, кто предъявлял свое право виндикационным образом, или же сын не реманципируется родному отцу, но тот, кто усыновляет (приемный отец), виндицирует сына от того, у кого он находится в третьей манципации, но, конечно, удобнее быть обратно проданным отцу; относительно же прочих лиц, как мужского, так и женского пола, достаточно, конечно, одной мнимой продажи, и они или реманципируются родителю, или же не продаются обратно; то же обыкновенно совершается и в провинциях перед наместником провинции.

Информация о работе Институции Гая