Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:43, реферат
Хеттская культура занимает важное место в истории культуры древнего Востока. Архив Хаттусы очень богат, имеются записи ритуалов, как храмовых, так и сопровождавших повседневные действия царя и его сановников, буквально на все случаи жизни, причем среди них есть напластования шумеро-аккадские, хаттские, палайские, хурритские, лувийские и т. п.; то и дело жрецам предписывается исполнять заклинания или молитвы на каком-либо из этих языков. Изучение ритуалов может дать очень много для понимания древнего мировоззрения народов Ближнего Востока и корней различных фольклорных обычаев; многие детали помогают нам представить бытовое окружение хеттов, их утварь, пищу и т. п.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра истории и права
ДОКЛАД
Хеттская культура и искусство
студентка 1 курса очной формы обучения историко-филологического факультета направления 050100.62 Педагогическое образование (профили «История». «Русский язык»)
Руководитель:
доктор исторических наук, профессор
Евсеев Владимир Александрович
Шуя, 2014
Так, подавляющее большинство божеств древнехеттского пантеона являются по своему происхождению хаттскими. С этой религиозной традицией связаны главные божества хеттского пантеона - небесный бог грозы (имя которого неизвестно) и богиня Солнца города Аринна - Вурусему .
Из десяти известных божеств палайского пантеона четыре также имеют хаттские имена. Это - главное божество пантеона Цапарва (по-видимому, бог грозы), богиня Катахципурис, бог Хасамилис и богиня Камамае. Хаттский эпитет «Пасхуласас» носит и палайское (индоевропейское) божество Солнца Тияц (лув. тиват - «солнце», хетт, сиват - «день»).
Вообще в древнехеттском государственном пантеоне очень мало собственно хеттских (индоевропейских) богов. Такими являются, например, бог дневного света Сиусумми, бог, восседающий на лошади, Пирвас (его имя считается родственным хетт, перуна - «скала», слав. Перун, лит. Перкунас - «бог грозы»), и некоторые другие.
В Новохеттский же период в государственном пантеоне появляются лувийский бог Сантас, боги грозы Тархунтас и Таттас и особенно в большом числе хурритские и воспринятые хурритами шумеро-аккадские боги. В религиозной практике частыми становятся ритуалы, при отправлении которых жрецы говорят по-хурритски или по- лувийски или употребляют отдельные религиозные термины из этих языков. Элементы хурритской и хатто-хеттской религиозных систем начинают отождествляться друг с другом.
Сближение хурритской и хатто-хеттской религиозных систем отражено в изобразительном материале святилища Язылыкая. Иконография этих богов показывает, что здесь представлены боги хеттского пантеона. Однако в лувийских иероглифических подписях к изображениям даны хурритские имена божеств.
Обычно божество изображается стоящим на священном животном - льве, леопарде, лошади, олене, баране и т. п. - с атрибутами, подчеркивающими функции бога: палицей, жезлом, копьем, щитом и др.
Боги приурочены к одной из частей макрокосма - небесной, земной, подземной. По противопоставлению «земной - небесный» могли различаться однотипные божества. Так, небесный бог Солнца (Истанус) противопоставляется в ритуалах подземной солнечной богине земли (Вуру-сему). Любопытно, что одно и то же божество у людей называется одним именем, а среди богов - другим.
Почти каждое божество государственного пантеона связано с каким-нибудь определенным центром его почитания. Культовым центром богини Солнца Вурусему являлся город Аринна, бога Телепинуса - город Тур-митта (Турхумит), а бога горы Цалиянуса, богини Ца(с)хапунас и бога Таццуваспса - город Кастама и т. д.
Божествам устраивались многочисленные ритуалы и праздники. Большинство ритуалов, вероятно, носило локальный характер. Например, в хеттской столице Хаттусе отмечалось восемнадцать праздников. В древнем хаттском культовом центре Нерик в начале года (весной), при первых громовых раскатах, проводился праздник грозы. Для бога грозы города Нерика и бога грозы города Цахалукка, божеств Инарас, Телепинуса и Хасамилиса устраивали также весеннее и осеннее празднества, а в честь бога Вурункатте - только осеннее. Кроме того, в текстах, восходящих к традиции Нерика, говорится, например, о двенадцати ежемесячных праздниках бога грозы города Нерика и бога грозы города Цахалукка. Эти последние происходили в середине месяца, по- видимому, в течение трех-четырех дней. В Нерике отмечались также праздник урожая и факельный праздник.
Совершались также ритуалы и магические обряды по любому возможному случаю - сооружения нового дворца и храма, установления во дворце нового засова, очищения войска, потерпевшего поражение, изгнания болезней, восстановления функций органов тела, прекращения раздора в доме и т. п. Обряды же черной магии были запрещены. Так, согласно Хеттским законам (§ 55): «Если свободный человек убьет змею и (при этом) скажет имя другого человека, (то) он (должен) дать (в качестве возмещения) одну мину серебра. А если (совершит это) раб, (то) он сам умрет (будет умерщвлен)».
Во время ритуалов и обрядов приносились в жертву животные: бык, корова, козел, овца, свинья, собака (или какая-нибудь часть животного в сыром или жареном виде); напитки: вино, разные сорта пива, молоко или мед и масло; мучные изделия, фрукты. Некоторым богам можно было приносить в жертву только определенных животных. Иногда в жертву приносили человека («пленного», «уведенного» - арнувалас).
Богослужение, включая жертвоприношения, сопровождалось песнопениями (совершавшимися на языке того народа, к традиции которого относилось божество, фигурировавшее в обряде), танцами (иногда в подражание какому-либо животному) под аккомпанемент струнных и ударных инструментов.
Совершение ритуалов являлось основной обязанностью служителей храмов. Жрецы ежедневно совершали омовение божества (его статуи), снабжали его едой и питьем, услаждали песнями и танцами. Вся жизнь их была ограничена определенными запретами, и если они нарушали особые правила взаимоотношений с семьей или обращения с огнем и т. п., то они сами, а также члены их семей могли быть осуждены.
Вместе с жрецами в ритуалах принимали участие придворные, особенно часто упоминаются придворные с титулами «сын дворца», мешеди, «виночерпий», «стольник», «повар», «чашник», «привратник», «брадобрей», «человек жезла» и др.
Придворные и служители религии нередко участвовали в ритуалах и ритуальных праздниках, проводившихся под непосредственным руководством царя и царицы (иногда и царского сына, по-видимому наследника престола). К царским ритуалам прежде всего относится новогодний ритуал вуруллия, а также многодневные, до нескольких десятков дней, весенний - антахшум (по названию какого-то растения, возможно шафрана) и осенний - нунтариясха (от глагола иунтарну - «спешить»), связанные с хаттской традицией. Во время антахшума и нунтариясхи царь и царица ездили в важнейшие культовые центры Хеттского государства, где совершались обряды, посвященные различным богам страны.
Считалось, что от благополучия царя и царицы зависит благосостояние всего населения страны. Поэтому многие хеттские обряды посвящены «обновлению» сил царя и царицы, дарованию им и их потомству долгих лет жизни. С этой же целью проводились, например, и так называемые обряды «возмещения». В них пленный мужчина, одетый в царские одеяния, рассматривался в качестве ритуальной «замены» царя, а пленная женщина - в качестве «замены» царицы, для ритуальной «замены» использовали п статую.
Так, во время проведения одного из таких ритуалов статую обували в хаттскую обувь, наряжали в царские одежды, на голову возлагали корону, к ушам подвешивали серьги.
Царь и царица находились под покровительством богов, которые защищали их от козней подданных и внешних врагов.Считалось, что боги оказывали содействие царю в сражениях.
Если правитель какой-нибудь страны, имевший договор с хеттским царем, нарушал условия соглашения, то «тысяча богов» хеттов должна была погубить виновного вместе с его домочадцами, «странами, городами,виноградниками, пустошами, угодьями, быками, овцами - со всем, что бы ни было у него».
В случае смерти царя, когда он, по выражению хеттов, становился «богом», над телом совершался в течение четырнадцати дней погребальный ритуал. Сначала труп сжигался в так называемом постоянном огне, огонь поливался вином и пивом. Обгоревшие останки опускались на некоторое время в сосуд с маслом. Затем они заворачивались в ткани и красивые одеяния. Впоследствии прах помещался в «каменный дом» (личную усыпальницу, мавзолей). Здесь устраивалось угощение для участвовавших в ритуале, приносились жертвоприношения в честь умершего и важнейших божеств страны. В дальнейшем новоявленному богу воздавались в «каменном доме» те же почести, что и другим божествам государственного пантеона. Сходным образом устраивались и похороны царицы. Хетты хоронили своих покойников либо в земле, либо в сосудах.
Среди многочисленных хеттских текстов богазкёйского архива лишь незначительная часть сочинений имеет литературное значение. Это прежде всего мифологические повествования, связанные с местной традицией. Эти тексты в отличие от аналогичных повествований, заимствованных, например, у хурритов, являлись также составными частями ритуалов. Они были унаследованы от хаттов.
Наиболее многочисленную группу мифологических текстов представляют повествования об исчезнувшем боге. В роли божества в одних вариантах фигурирует бог Телешшус, а в других - бог грозы. Кроме того, известны сходные со сказанием о Телепинусе фрагментарные тексты, в которых рассказывается о божествах Анцилисе и Цуккисе, боге грозы города Куливисна и богине-матери Ханнаханнас. Но лучше сохранился вариант, в котором в качестве исчезнувшего бога выступает Телешшус. Известны три версии этого повествования, а также несколько связанных с ним фрагментов (все они в целом сходны друг с другом и различаются лишь некоторыми деталями).
В нем рассказывается, как, по-видимому, в результате какой-то ссоры со своим отцом, богом грозы, Телепинус в гневе исчез. Мотив гнева подчеркнут тем, что Телепинус путает свою обувь. Правый башмак он надевает на левую ногу, а левый - на правую ногу. После исчезновения Те-лепинуса «(густой) туман окутал окна, дым охватил дом. В очаге же замерли поленья, на постаментах замерли боги. Внутри скотного двора точно так же замерли овцы, внутри хлева замерли коровы. Овца отказалась от своего ягненка, корова же отказалась от своего теленка... Ячмень и полба не созревают, и коровы, овцы, люди не зачинают. (Те же), что зачали, не рожают. И горы высохли, деревья высохли, и побеги (на них) не появляются. Пастбища высохли, источники высохли, и внутри страны голод наступил, люди и боги от голода начали погибать».
Далее повествуется о том, что бог Солнца организует «пир», на который собирается тысяча хеттских богов. Однако боги «ели, но не насытились, они пили, но не утолили жажды». Тогда боги (в том числе и отец Телешшуса) начинают разыскивать исчезнувшее божество, но нигде не могут найти его. На розыски Телепинуса «в высоких горах, глубоких долинах, черных волнах» отправляют «быстрого орла». Но и он не может нигде найти бога. И лишь пчела обнаружила Телепинуса на лугу, вблизи Лихцина, и, ужалив руки и ноги бога, пробудила его.
Возвратившись обратно в свой дом, Телепинус «страну свою (поименно) сосчитал. Туман покинул окна, дым покинул дом. На постаментах боги ожили**, поленья в очаге ожили, внутрь скотного двора овец он впустил, внутрь хлева коров он впустил. И мать заботилась о своем сыне, овца заботилась о своем ягненке, корова заботилась о своем теленке, а Телепинус - о царе (и) царице. И их жизнь и здоровье на будущее он сосчитал».