Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:32, контрольная работа
Норманнская теория, направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Н. т. была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской АН во 2-й четверти 18 в., — Г. 3.Байером, Г. Ф. Миллером и др. Сторонником Н. т. стал позднее и приехавший в Россию А. Л. Шлёцер. Основанием для вывода о норманском происхождении Древне-Русского государства послужил рассказ "Повести временных лет" о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862.
В тоже время хорошо видно, что власть киевских князей и в середине X века держалась не на традиции, а на военной силе и авторитете князя, иначе древлянский князь Мал не рискнул бы предложить Ольге стать его женой. Понимая это, Ольга решила реформировать отношения с данниками, чтобы избежать в будущем конфликтных ситуаций внутри государства. Размер дани взимаемой со славянских и неславянских племен был строго определен, устанавливались срок и место сбора дани, а также прерогативы княжеской администрации. Был сделан очередной шаг к созданию централизованной податной системы. славянский русский каганат
В 957 году Ольга совершила поездку в Константинополь. Русские летописи приукрасили прием Ольги в столице Византии. Сведения о том, что император Константин Багрянородный был поражен красотой русской княгини и предложил ей выйти замуж носят явно легендарный характер. Ольга была в преклонном возрасте, к тому же сам император в своих сочинениях довольно сдержано описывал приезд киевской княгини. Главным итогом поездки стало крещение Ольги (она получила христианское имя Елена). Но несомненно, что визит русской правительницы в сопровождении многочисленной свиты в Константинополь и приобщение Ольги к христианству сыграли важную роль в развитии отношений Руси и Византии.
В том же году Ольга передала бразды правления своему 16-летнему сыну Святославу - одному из самых ярких представителей киевской династии (годы правления 957 - 972). В отличие от Ольги он всю жизнь оставался убежденным язычником и главную цель своей деятельности Святослав видел в создании обширной империи в Восточной Европе.
При Святославе впервые была предпринята попытка установления контроля за волжским торговым путем и приазовским регионом, что привело к очередному столкновению Руси и Хазарии. Формально Киев входил в число вассалов Хазарского каганата, что выражалось в выплате дани. Но реально в отношениях с Византией и другими соседями Русь все чаще выступала в качестве самостоятельного субъекта. Для слабеющего Хазарского каганата быстрое развитие Киевского государства становилось главной внешнеполитической проблемой. Правители Руси не только подчинили себе славянские племена, ранее платившие дань хазарам, но и стремились перехватить пальму первенства в военно-политической и экономической жизни Восточной Европы.
Первые походы Святослава призваны были обеспечить безопасность тылов. В начале 60-х гг. X в. русские нанесли поражение печенегам и присоединили вятичей, данников Хазарии. В 965 г. дружина Святослава разгромила зависимую от Хазарского каганата Волжско-Камскую Булгарию. В том же году киевскими войсками были разрушены Итиль и Саркел - крупнейшие политические и торговые центры Хазарии, после чего каганат прекратил свое существование. Составленная из варягов, славян и угров армия Святослава прошла по Северному Кавказу, подчинив яссов (осетин) вышла к Азовскому морю, где власть киевского правителя признала Тмутаракань. Таким образом, Русское государство, возглавляемое потомками варяжской элиты в середине X в. было близко к установлению военной и торговой монополии на востоке Европы. Данные успехи русских не могли не обеспокоить Константинополь, особенно учитывая тот факт, что в Крыму располагались византийские владения. К тому же император Никита II Фока вынужден был вести затяжную войну против Дунайской Болгарии. Поэтому через главного магистрата г. Херсонеса Калокира Святославу был предложен союз с Византией против болгар. Интерес русского правителя к Балканам был “подогрет” солидным денежным задатком в 1500 фунтов золотом.
В 967 г., так и не установив полного контроля над Северным Кавказом и Поволжьем, Святослав во главе 50 тысячной киевской армии и 16 тысячного греческого корпуса вторгся в Болгарию. К осени северная часть Болгарии была в руках русских, в Переяславце расположился штаб Святослава. Болгарский царь обратился за помощью к печенегам, которые в отсутствии Святослава осадили Киев. Поэтому русский князь летом 896 г. оставив в Переяславце значительную часть армии, выступил с дружиной к Киеву. Под г. Родня южнее Киева печенеги были наголову разбиты.
Пребывание Святослава в Киеве было омрачено смертью Ольги. Князю пришлось определить кому из сыновей передать власть. В Киеве был посажен Ярополк, Олег назначен князем в г. Искоростень в древлянской земле, а младший Владимир - в Новгород. Тем временем обстановка на Балканах резко изменилась. Вернувшейся из Киева Святослав столкнулся с союзной армией болгар и византийцев. Однако и здесь ему сопутствовала удача: греки потерпели поражение и оставили столицу Болгарии Преславу, а Святославу удалось пленить болгарского царя Бориса с семьей. Вскоре в Константинополе, совершив переворот, пришел к власти решительный Иоанн Цимисхий. Но и он не смог сразу изменить течение войны. После того как русские заняли Доростол и Филиппополь византийцы весной 970 г. пошли на подписание мира в Андрианополе. Однако осенью того же года Цимисхий нанес русским ряд ощутимых поражений и осадил в г. Доростол Святослава с дружиной. После двухмесячной осады в июне 971 г. русский правитель пошел на подписание мира. Русские отказывались от притязаний на Болгарию и Крым, а так же давали обязательство не начинать войн с Византией. На этих условиях киевской дружине было разрешено покинуть Доростол с оружием. По пути домой весной 972 г. войска Святослава подверглись нападению печенегов у нижнеднепровских порогов и большая часть русских воинов, включая и Святослава, погибли. С его смертью прекратились попытки превращения Киевской Руси в империю.
Княживший в Киеве Ярополк (972 - 980 гг.) тесно связанный с христианской общиной Киева был человеком кроткого нрава и легко поддавался влиянию окружающих его людей. Видную роль при Ярополке играл глава дружины Свенельд, политический и военный авторитет которого на фоне “слабого” князя возрос настолько, что он смог уговорить Ярополка начать войну против брата Олега. Поводом послужило убийство Олегом на охоте сына Свенельда - Люта. Между тем помимо мести, главной целью для Свенельда являлось возвращение себе права сбора дани у древлян, т.е. фактической автономии от княжеской власти.
При столкновение киевской и древлянской армий Олег погиб и это стало сигналом для другого Святославича, княжившего в Новгороде Владимира. Вместе со своим окружением он бежал в Скандинавию, где находился более двух лет. Ярополк временно стал единоличным правителем в государстве. Он хотя и раскаивался в том, что начал войну против брата и даже отстранил Свенельда от участия в государственных делах (после 977 г. Свенельд не упоминается в летописях), но выслал своих наместников в Новгород, показав тем самым, что его вполне удовлетворяет отсутствие Владимира на Руси.
В 979 г. Владимир вернулся в Новгород с боеспособной варяжской дружиной и твердым намерением отомстить за смерть брата и захватить киевский престол. В следующем году севернее Любеча на берегу Днепра варяги Владимира разбили дружину Ярополка и заставил его укрыться сначала в Киеве, а затем в крепости Родня. Фактически Ярополк остался без поддержки, так как языческое население Киева сочувствовало Владимиру, поэтому он с надеждой откликнулся на предложение брата достичь мира. Однако появившийся в лагере Владимира Ярополк был вскоре убит варягами. Вряд ли убийство князя произошло без ведома Владимира. Последний понимал, что миролюбивый Ярополк мог согласиться на многое, однако киевский престол в любом случае должен был остаться за ним. К тому же жена Ярополка забеременела и при рождения сына, путь к общерусской власти для Владимира был бы закрыт навсегда. Нельзя исключить и той возможности, что Ярополк мог обратится за поддержкой к печенегам и с учетом нейтралитета простого люда, судьбу престола опять решала бы только военная удача.
Заняв престол, Владимир оказался в той же ситуации, в которой был почти сто лет назад Олег. Реально он контролировал только сам Путь из Варяг в Греки, многие славянские и угро-финские союзы отпали от Киева. Страна представляла собой мозаичную картину: большую ее часть занимали обособленные этнические группы с различными традициями и верованиями, дальние регионы развивались достаточно автономно. Объединить их могли только политическая воля князя, военная сила и единая религия.
Владимир начал с укрепления личного авторитета. Прежде всего, он выдворил из Киева наиболее буйную часть варягов, которые ежедневно взимали по 2 гривны с каждого жителя столицы. Бывших сподвижников князя, отправленных в Константинополь, сопровождало тайное послание к византийскому императору с просьбой: “... не позволяйте ни одному из них вернуться”. Из оставшихся наиболее лояльных ему скандинавов, Владимир сформировал княжескую администрацию, раздав им в управление города и территории.
Активность внешней политики Владимира в начале 80-х гг. X в. обуславливалась и необходимостью поднять внешнеполитический авторитет государства, пошатнувшийся после неудачной войны Святослава с Византией. В 981 г. русские нанесли поражение полякам, захватив Перемышль, Червень и ряд польских городов (т.н. Червонная или Красная Русь). Вслед за этим Владимир покорил вятичей и радимичей, отказавшихся платить дань Киеву, а затем разбил в верховьях Немана ятвягов. Следующим шагом киевский правитель попытался вернуть контроль за волжской торговлей. Для этого необходимо было завоевать Волжско-Камскую Булгарию. В качестве союзников русских выступали кочевники торки (огузы). Несмотря на ряд побед, окончательно подчинить булгар не удалось, поэтому кампания закончилась подписанием мирного договора (985 г.)
Владимир настойчиво искал пути централизации государства с помощью единой религиозной доктрины. Опыт с утверждением в качестве общегосударственного культа Перуна (980 г.) оказался неудачен. Поэтому киевский князь обратил свое внимание на наиболее влиятельные и нейтральные для жителей Киевской Руси мировые религии. Выбор византийского христианства определялся на наш взгляд рядом обстоятельств. Во-первых, поочередно были отвергнуты ислам, иудаизм и римское христианство. Ограничения в исламе противоречили традиции русских пиров игравших важную роль в управлении государством. Иудаизм был отвергнут как религия государства поверженного русскими (Хазарский каганат). В западном христианстве служба велась на латыни, на латыни же писались и все религиозные тексты. Восточная церковь наоборот допускала службу на родном языке. Кроме того, на послов Владимира произвела неизгладимое впечатление посещение собора св. Софии в Константинополе. Во-вторых, Владимир не мог пренебречь фактом существования христианских общин в Киеве и других русских городах. Нельзя забывать и том, что христианами были Ольга, которая, как характеризует ее “Повесть временных лет” “была мудрее других” и Ярополк. В-третьих, крещению, как известно, сопутствовали тесные политические связи Руси с Византией.
Во второй половине 80-х гг. X в. в Византии развернулась острая борьба за императорский престол. В начале 988 г. император Василий II вынужден был обратиться к Руси за помощью против мятежного аристократа Варды Фоки. Прибывшие в Киев византийские послы обещали Владимиру, что сестра Василия II принцесса Анна выйдет замуж за киевского правителя, а Русь получит епископа для создания самостоятельной епархии. Владимир посчитал условия довольно привлекательными и направил в Константинополь отряд варягов, с помощью которых Василий II смог одолеть оппозицию. Однако император не торопился с выполнением своих обязательств. Только захват русскими Херсонесса (Корсуня) - византийской крепости в Крыму, вынудил Константинополь соблюсти условия договора и в 989 г. Владимир крестился в Херсонессе.
Христианизация Руси, ставшая важной частью государственной политики, носила затяжной (не менее двух столетий) и зачастую насильственный характер. Однако надо признать, что к концу своего правления Владимир добился значительных успехов на этом поприще. Сформировалось 7 епархий: Новгородская, Черниговская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Туровская, Белгородская и Ростовская. Чуть позже, в 1037 г., в Киев прибыл первый митрополит. В крупных городах разворачивалось храмовое строительство. Законодательно был обеспечен сбор церковной десятины. Несомненно, что принятие христианства имело важное значение для истории и культуры России.
После крещения Владимир не вел широкомасштабных войн, за исключением столкновения с галицкими хорватами. Это объяснялось не столько миролюбивостью крещенного князя, а той угрозой, которую таили в себе печенеги, совершавшие постоянные набеги на Русь (992, 995 и 997 гг.). Так, например, в 997 г. когда князь направился в Новгород собирать войска, как печенежская конница появилась под Киевом и осадила столицу. Только самоотверженная оборона киевлян в отсутствии дружины не позволила печенегам добиться успеха.
В последние годы княжения Владимира большую роль в решении конкретных политических задач играли его сыновья. По примеру отца киевский князь сделал своих сыновей наместниками: Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, Бориса в Ростове, Глеба в Муроме, Святослава в древлянской земле, Изяслава в Полоцке, Мстислава в Тмутаракани. Резко возросшие расходы на содержание княжеской администрации, армии и церкви вызвали увеличение размеров дани и спровоцировали ряд конфликтов внутри правящего дома Рюриковичей. Наиболее ярко эти процессы характеризуют разногласия между Киевом и Новгородом. С Новгорода ежегодно собиралась дань в размере 3 тысячей гривен, из которых 2 тысячи отправлялись в столицу. К тому же, население Новгорода не могло смириться с потерей своего влияния в государстве и второстепенной ролью после Киева. В 1014 г. Ярослав, поддерживаемый новгородцами, прекратил выплату дани. В следующем 1015 г. Владимир начал подготовку к военной экспедиции против Новгорода, но вскоре умер. Смерть спасла его от трагедии вооруженного столкновения с собственным сыном.
Судя по всему, Владимир Креститель намеривался доверить управление одному из младших сыновей - Борису. Он еще при жизни отца возглавлял армию. Сторонники Бориса попытались утаить смерть Владимира от его братьев и, прежде всего Святополка. Тайно ночью тело было вынесено из дворца и погребено в каменной гробнице под половицами Десятинной церквей. Но долго скрывать смерть Владимира не удалось и Святополк провозгласил себя киевским князем.
Борис возвращался из похода против печенегов, когда на берегу р. Альты узнал об узурпации престола Святополком. Летопись повествует, что дружина уговаривала Бориса выступить против брата, но тот отказался, ожидая послов от Святополка. В политике недальновидность наказывается жестоко. Борис и другой брат Глеб были убиты, пытавшийся сбежать в Венгрию Святослав был перехвачен по дороге. Изяслав Полоцкий подчинился, а Мстислав Тмутараканский пока не видел для себя угрозы из-за дальности расстояния. Единственным кто открыто выступил против Святополка был Ярослав. Борьба между братьями отчасти отражала соперничество между Новгородом и Киевом за гегемонию. И Ярослав, и Святополк использовали наемников, первый - варягов, второй - печенегов.