Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:11, курсовая работа
Цель работы: получить представление о режиме фашистской Германии.
Задачи курсовой работы:
- понять, каковы были предпосылки установления фашистского режима в Германии.
- узнать, какие преобразования произошли в конституционном строе Германии, в том числе каково было влияние партии НСДАП на государство.
- проанализировать правовую политику фашистской Германии и изменения, произошедшие в гражданском, уголовном и семейном праве, экономике, юстиции, судопроизводстве и т.д.
Введение……………………………………………………….……………....3
1. Возникновение фашизма в Германии……………………………………..….5
2. Преобразования конституционного строя. Партия и государство…….…..15
3. Правовая политика……………………………………………………….…...25
Заключение…………………………………….……………………………32
Список использованной литературы……………………………..36
Другим направлением разрушения Ваймарской республики стала ликвидация самостоятельности земель и местного самоуправления.
Ликвидация автономии земель и местного самоуправления была проведена в два условных этапа. Первый этап, приходящийся на 1933 г. заключался в перестроении территориально-общинной системы местной власти, которая теперь была подчинена напрямую центральной администрации во всех вопросах. В течение второго этапа 1934 — 1935 гг. были изданы основные законы о полной ликвидации прежних институтов автономии и самоуправления.
Сохранение собственных
Наиболее значимым актом о новом местном управлении стал Немецкий общинный устав 30 января 1935 г.. По сути, это был второй из основополагающих законов нового уклада. В самом тексте он провозглашался фундаментом, на котором создается новое строение райха. По уставу местное самоуправление (в подлинном смысле слова) упразднялось. Общины объявлялись местными публичными корпорациями, управляющимися сообразно с законами и целями государственного руководства. Возглавляет общину (любого уровня) бургомистр (в городе — обер-бургомистр), назначаемый «по доверию партии и государства». При нем действует совет общины, но это только подчиненные для бургомистров. Все важные вопросы могут впредь решаться только с согласия органов НСДАП. Полномочия общин обеспечивает своей властью государство, собственных принудительных прав у них нет.
В период нацистской диктатуры территория Германии значительно увеличилась. В результате внешнеполитических акций, поддержанных недальновидными политиками западноевропейских государств и СССР, к империи были присоединены Австрия (1938 г.), Судетская область Чехии (1939 г.), прибалтийские области (с 1939 г.). В них устанавливалось унифицированное управление. К июню 1941 г. к империи были присоединены еще до 12 европейских стран на правах оккупированных земель, для управления которыми сформировано министерство оккупированных земель (1941 г.). Однако в дальнейшем с разгоранием войны, управление тесно переплеталось с военной администрацией и несло особый характер.9
Партия и государство
Наиболее принципиальным отличием нового государственного уклада стали особые, не известные прежней государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации. Теперь вся деятельность и институты государства определялись целями и идейно-политическими задачами господствующей партии.
Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным
установлением однопартийной
Третьим основополагающим актом нового строя стал Закон об обеспечении единства партии и государства от 1 декабря 1933 г. По нему, НСДАП объявлялась «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия возлагала на себя особые задачи в отношении народа, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налагались особые права и обязанности, для них устанавливалась своя особая подсудность. На съезде 1935 г. государственные функции НСДАП были облечены в форму специальных задач по реорганизации государства, устранению из госаппарата недовольных, воспитанию народа в духе НСДАП и его идеи. Эти принципы стали государственной программой, и в дальнейшем принципиальные решения по вопросам развития экономики, внешней политики, государственного реформирования принимались на съездах партии.
Партийный аппарат НСДАП стал непосредственной структурой государственной организации. На основе предыдущих организационных звеньев к 1935 г. сложилась разветвленная сеть партийных организаций НСДАП, опутавшая страну на всех уровнях: 33 области — Gau делились на 827 округов, 21 тыс. районов и свыше 260 тыс. партийных ячеек (с 1938 г. областей было уже 38, ячеек — свыше 800 тыс.). Основным звеном было областное, которое почти везде совпадало с военными округами и с административным подразделением. Местный руководитель (штатгальтер) почти всегда одновременно являлся и фюрером-гауляйтером областной партийной организации. На аннексированных землях такое совпадение было абсолютным. Все государственные вопросы (кроме суда, финансов и почты) подлежали ведению гауляйтеров. В 1943-1944 гг. партийные и административные области стали еще и экономическими районами, и ведению тех же властей были подчинены регулирование цен, труда и т. д. Подчинялись гауляйтеры непосредственно фюреру, и, согласно организационному уставу НСДАП, «несли полную ответственность перед фюрером за ту область, управление которой ему поручено».
НСДАП установила непосредственный партийный контроль над всеми институтами государства. В июле 1934 г. Гитлер впервые узаконил участие своего заместителя по партии «в разрешении вопросов, связанных с подготовкой законопроектов во всех административных инстанциях империи». В 1941 г. эти полномочия были предоставлены новому заместителю — М. Борману и установлены в особых правах Партийной канцелярии фюрера, ставшей одновременно и общегосударственным и партийным высшим органом управления. По распоряжению Гитлера с января 1937 г. все назначения на государственные должности, произведенные без согласования с партийными организациями соответствующего уровня, считались недействительными. Задача «политического руководства государством», провозглашенная Уставом НСДАП, преобразовалась в непосредственный административный надзор. Все это соответствовало официальной установке: «Не государство дает нам приказы, — говорил Гитлер на съезде партии в 1935 г., — а мы даем приказы государству».
НСДАП была провозглашена политическим ядром всех общественных институтов страны. По закону 3 июля 1934 г. депутат райхстага терял свой мандат, если он выходил из партии или исключался из нее; председатель фракции назначал нового «депутата» из общего списка. Особым законом в 1935 г. было провозглашено единство НСДАП и молодежной организации «Гитлерюгенд», которая считалась как бы частью партии; молодежь в возрасте от 10 до 18 лет обязана была состоять в «Гитлерюгенд» под угрозой уголовной ответственности родителей. Деятельность всех других молодежных, женских, спортивных и т. п. союзов запрещалась. Такая политика была направлена к объединению в нее значительной части населения страны и, непосредственно, государственного аппарата. В январе 1933 г. в НСДАП состояло 0,8 млн. членов, в мае — уже 1,6 млн., в начале 1945 г. — 6 млн. Доля членов НСДАП в государственном аппарате достигала 70%, включая и технических служащих. Отдельные государственные институты изначально создавались, как чисто партийные. К таковым относился Отдел по работе среди немцев за границей, созданный в 1931 г. Только партийному руководству подчинялось ополчение - фольксштурм, созданное в сентябре 1944 г.
Репрессивный аппарат.
Диктатура НСДАП опиралась не только
на мощь государственного, подконтрольного
партии аппарата принуждения, но и на
собственные партийные
Согласно закону 29 марта 1935 г. непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СО, особый национал-социалистический моторизованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии). Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. чел, в т. ч. рабочих и ремесленников свыше 52 %). Эти отряды считались оплотом мощи партии, так как обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС — к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная военная организация в НСДАП, рассматривающаяся как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из претендентов, прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений государственной безопасности.
Надзорно-карательный аппарат отличался максимальной централизацией полицейского управления. В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра-президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо — от Geheime Staatspolizei). Гестапо были подчинены все полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлена во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону на гестапо возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Тайная полиция была поставлена в ряд особых направлений всего внутреннего управления. Приказы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля. Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.), наделенный так же правами райхсфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии с ним полицейская служба была выделена из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Такая централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться так и не удалось.
С началом Второй мировой войны
централизация полицейских
Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств — как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических, которые предоставляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.
Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях «перевоспитания инакомыслящих» и «врагов нации». Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов» (в годы войны число лагерей для интернированных и военнопленных достигло 2 тыс.). Заключенный в концлагере, согласно особым инструкциям, полностью лишался каких-либо гражданских прав (кроме чисто немецкого населения), подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения к нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т. п.1011
3. Правовая политика
Правовое регулирование экономики в нацистской Германии характеризовалось усилением государственного регулирования всех аспектов социально-экономических связей. Такое регулирование начало реализацию новых представлений о социальной роли государства, а с 1939 г. оно было также и объективным следствием сверхмилитаризованного общества, вовлеченного в войну с задачами, превышающими потенциальные возможности народа и страны.
Регулирование промышленности опиралось
на установление государственно-монопольных
объединений и командной систем
В следствии этого в течение только первого года число хозяйствующих субъектов в промышленности сократилось более чем втрое. Следуя установке на организацию банковского дела число банков сократилось с 1725 до 477. С января 1936 г. было предписано ликвидировать все акционерные общества с капиталом менее 100 тыс. марок, запрещалось образование АО с капиталом менее 500 тыс. марок. Во главе управления, наряду с министром экономики, был поставлен Генеральный совет германского хозяйства, в который вошли также крупные финансисты и промышленники. Страна была поделена на 18 хозяйственных округов с хозяйственной палатой для координации планов; создавался особый хозяйственный суд. Государственные заказы распределялись на основе жесткого планирования. С 1939 г. планирование охватило более 80% общего подъема производства.
Полной перестройке системы социально-хозяйственных связей на каждом предприятии и в производстве вообще послужил Закон о порядке национального труда, принятый 20 января 1934 г. Были ликвидированы рабочие профсоюзы, запрещались любые стачки и забастовки. Труд провозглашался особой социальной обязанностью, а договор трудового найма – публичным договором. Владелец предприятия считался доверенным лицом государства – фюрер предприятия. В основу производственных порядков легли не тарифные соглашения, а правила внутреннего распорядка предприятия, ориентированные на государственные указания. В национальном масштабе был создан единый Немецкий трудовой фронт, воплотивший идеал социально-корпоративных объединений во имя пользы государства.
Информация о работе Государственный строй фашистской диктатуры в Германии