Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:21, реферат
За 7 дней вокруг города были созданы 2 линии оборонит, рубежей.На строительстве оборонительных сооружений ежедневно работало более 40 тысяч могилевчан. Формировалось народное ополчение 1941, в которое влилось около 12 тысяч жителей области. Одновременно принимались срочные меры по эвакуации вглубь страны населения, оборудования промышленных предприятий, транспорта и другого имущества. В период с 25 июня по 14 июля 1941 года из города было отправлено 935 вагонов с материальными ценностями.….Здесь, у стен Могилева, впервые в той войне были остановлены стремительно двигавшиеся на восток танковые части вермахта.
1. Введение………………………………………………………….3
2. Оборона Могилёва………………………………………...........4
3. Подпольны патриотические организации Могилёва…...6
4. Заключение………………………………………......................10
5. Список использованных источников…………………….....11
Содержание
Введение
За 7 дней вокруг города были созданы 2 линии оборонит, рубежей.На строительстве оборонительных сооружений ежедневно работало более 40 тысяч могилевчан. Формировалось народное ополчение 1941, в которое влилось около 12 тысяч жителей области. Одновременно принимались срочные меры по эвакуации вглубь страны населения, оборудования промышленных предприятий, транспорта и другого имущества. В период с 25 июня по 14 июля 1941 года из города было отправлено 935 вагонов с материальными ценностями.….Здесь, у стен Могилева, впервые в той войне были остановлены стремительно двигавшиеся на восток танковые части вермахта. Только за один день боев на Буйничском поле нашими воинами было подбито и сожжено 39 немецких танков и бронемашин. Наравне с защитниками Брестской крепости и Минска защитники Могилева показали образцы героизма и мужественности.
Мужество, героизм и самоотверженность всегда, во все времена были актуальными для каждого нового поколения, а оборона Могилева — яркий пример, где все эти качества слиты воедино, где красноармеец и ополченец, зачастую с одной винтовкой в руках, спаянные идеей патриотизма, отстаивали Родину от врага до последнего дыхания….
Оборона Могилёва
На начало войны в городе насчитывалось более 46 крупных промышленных предприятий с 13 тысячами человек работающими на них. Наиболее крупными из них были авторемзавод имени Кирова, фабрика искусственного волокна имени Куйбышева, швейная фабрика имени Володарского, мебельная фабрика имени Халтурина и др. [2]
В Могилеве проживало более 120 тысяч человек, имелся педагогический институт, а также четыре техникума, техническое училище, девять средних и шесть начальных школ, шесть школ ФЗО, колхозная школа, совпартшкола. В школах обучалось 15 тысяч учащихся. Работали драматический театр, два кинотеатра, 13 библиотек. С первых дней войны в городе была проведена большая работа по мобилизации сил и средств на борьбу с врагом.
25 июня состоялось городское
собрание партийного актива. На
предприятиях, в учреждениях, учебных
заведениях прошли собрания и
митинги. Повестка дня на них
была одна — "Отечество в
опасности! Все на борьбу с
врагом! Защитим родной Могилев!".
Только за один день было
подано около 2000 заявлений с
просьбой об отправке на фронт,
1 июля 1941 года в штабе Западного фронта, поблизости от Могилева, состоялось совещание с участием первого секретаря ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко, Маршалов Советского Союза К.Е. Ворошилова и Б.М. Шапошникова. Здесь были рассмотрены задачи по развертыванию партизанской борьбы в тылу врага и утвержден план обороны города Могилева. Несколько позже были созданы областной и городской штабы народного ополчения. В состав областного штаба вошли: зам. председателя облисполкома И.М. Кардович, секретарь обкома партии Н.Т. Вовнянко, секретарь обкома комсомола Ф.А. Сурганов и другие.
Лозунг "Отечество в опасности!
Защитим родной Могилев!" стал критерием
поведения защитников города. Пехотинцы
и артиллеристы, рабочие и колхозники,
студенты и домохозяйки вышли
на окраины города, к берегу Днепра,
для строительства
В очень короткий срок, за 7 дней, вокруг Могилева была создана линия укреплений протяженностью 25 километров, вырыты противотанковый ров, окопы, траншеи. Оборонительные сооружения создавались и в городе — на улицах, перекрестках, площадях. Въезды в город баррикадировались, в нижних этажах домов устраивались артиллерийские позиции, на вторых и третьих — бойницы, на крышах — пулеметные площадки. Дороги, идущие на Могилев из Минска и Бобруйска, были прикрыты системой противотанковой обороны. На вероятных направлениях танковых атак создавались минные поля и определялись зоны заградительного огня. [4]
В конце июня 1941 года полностью укомплектованные подразделения 110-й и 172-й стрелковых дивизий, получив приказ, начали прибывать в Могилевскую область на станции Луполово и Чаусы. Прибывшие воинские части пешим порядком направлялись под Могилев, сосредотачивались в лесных массивах для занятия позиций.
3 июля на станцию Луполово прибыл эшелон штаба 172-й стрелковой дивизии. Командир дивизии генерал-майор Романов М.Т. получил от командующего 13-й армией генерал-лейтенанта П.М. Филатова приказ об организации обороны Могилева в составе 61-го стрелкового корпуса под командованием генерал-майора Ф.А. Бакунина.
388-му стрелковому полку,
Тысячи жителей Могилева под руководством начальника инженерной службы корпуса полковника Н.А. Захарьева вели оборонительные работы. Прибывающие воинские части с ходу занимали боевые позиции. Зенитный артиллерийский дивизион взял под воздушную защиту войска, железнодорожную станцию, важнейшие промышленные объекты. Отряды милиции и самообороны начали борьбу против немецких лазутчиков и десантников.
По инициативе начальника инженерной службы полковника Захарьева были устроены две ложные площадки для посадки самолетов. Впоследствии дезориентированные немецкие летчики неоднократно наносили по ним бомбовые удары.
10 июля фашисты вплотную
Организацией обороны здесь руководил командир 388-го стр. полка полковник Кутепов С.Ф. Талантливый командир, по определению К. Симонова, он "...был способен на очень многое, останься он жить под Могилевом". Под его руководством здесь, на рубеже р. Днепр - Бобруйское шоссе - железная дорога на Гомель - Тишовка, была создана глубоко эшелонированная оборона. В течение 12 дней личный состав полка подготовил две линии окопов полного профиля, соединенных траншеями. Перед передним краем создали сплошные противотанковые минные поля и проволочные заграждения в два ряда. К 9 июля весь полк зарылся в землю.
После этого боя на Буйничском поле побывали военные корреспонденты К. Симонов и П. Трошкин, которому удалось сфотографировать еще дымившееся кладбище боевых машин вермахта. Снимки Трошкина и очерк К. Симонова "Горячий день" об удивительном мужестве защитников "города Д" (так он назвал Могилев) опубликовала газета "Известия" 20 июля 1941 года. 13 июля бои пошли на убыль. Пытавшаяся наступать немецкая пехота была отбита, немногим из них удалось уйти.
Большие потери понесли и воины Кутепова С.Ф. и Мазалова И.С. на Буйничском поле. Почти полностью был уничтожен 1-й батальон 388-го полка, погибли его командир капитан Абрамов и начальник штаба старший лейтенант Марков. Значительные потери понес 3-й батальон полка, был тяжело ранен его командир капитан Гаврюшин, ранен в голову комиссар полка Зобнин и другие.
Трудно дать оценку этой легендарной странице военной истории. Вместе с тем, цифры говорят: в боях под Могилевом немцы потеряли 24 самолета, около 200 танков, 400 мотоциклов, 500 автомашин. Было уничтожено 15 тысяч и взято в плен около 2 тысяч солдат и офицеров. Эти силы немцев, стремившихся к Москве, не дошли до нее, а закончили свой путь на подступах к Могилеву.
Подпольны патриотические организации Могилёва
После окончания войны
прошло значительное время, однако и сегодня
вызывает интерес деятельность подпольных
организаций в Беларуси в годы войны. Незабываемой
страницей в историю борьбы с немецко-фашистскими
захватчиками вошла деятельность подпольных
групп и организаций г.Могилева.
Однако в оценке деятельности
могилевского подполья по разным обстоятельствам
возникли неоднозначные оценки. В послевоенное
время данный вопрос рассматривался несколько
раз в Могилевском обкоме партии.
Комиссия, созданная
Могилевским обкомом партии в 1947 году
под председательством Кардовича занимаясь
проверкой материалов деятельности "Комитета
Содействия Красной Армии" пришла к
выводу, что существовали отдельные группы,
а областные организации не располагают
документами, подтверждающими дела организации
Комитета, Мэттэ характеризовался сомнительной
личностью. На основании такого заключение
комиссии бюро обкома партии приняло постановление:
"Согласится с представленными материалами
комиссии. Считать, что существовавший
в г.Могилеве "Комитет Содействия Красной
Армии" не проводил действенной практической
работы на пользу Советского Союза".
[1]
Безусловно, после
такого решения в ЦК КП(б)Б и обком партии
поступило многочисленное количество
писем от бывших участников подполья,
которые были не согласны с таким решением
и просили возвратиться к рассмотрению
вопроса вновь.
В связи с возникшей проблемой, по указанию
ЦК КП(б)Б была создана вновь комиссия,
которая также подтвердила выводы в постановлении
бюро Могилевского обкома ЦК КП(б)Б от
6 декаря 1947 года. Было записано: "Рассмотрев
документальные материалы, направленные
в ЦК КП(б)Б по делу Мэттэ бюро обкома ЦК
КП(б)Б не находит в них что-нибудь нового
к существующему и подтверждает свое постановление
от 29 июля 1947 года".
В то же время в ЦК
КП(б)Б и архиве Могилевского обкома партии
имелось достаточно документов, характеризующих
деятельность подпольного "Комитета
Содействия Красной Армии". Из этого
следует, что вопрос о деятельности могилевского
подполья, как видно из материалов оставался
не завершенным.
В 1950 году этот вопрос
бюро Могилевского обкома партии рассмотрело
в третий раз. Было принято постановление,
которое признало, что в г.Могилеве в период
его временной оккупации немецкими войсками
существовали отдельные патриотические
группы, поддерживающие связь с командованием
партизанских отрядов и проводивших подрывную
работу против немецких властей. Эта работа
выражалась в распространении патриотических
листовок, добыванием разведданных, а
также в выполнении отдельных заданий
и поручений партизанского командования:
т.е. в выполнении функций связных партизанских
отрядов. Были также утверждены списки
участников подпольной патриотической
деятельности в количестве 172 человека.
Следует отметить,
что в сентябре 1941 года было создано ряд
подпольных групп, которые к началу 1942
года объединялись в патриотическую организацию
"Комитет Содействия Красной Армии",
насчитывавшую в последствии в своем составе
более 200 членов, так утверждалось в материалах
Могилевского обкома партии в 1959 году.
Организаторами "Комитета Содействия
Красной Армии" и руководителями подпольных
групп были Мэттэ К.Ю., коммунист Шелюто
С.П., М.М. Лустенков, Шкубодеров И.Г., Швагринов
В.Д., Хохлов П., комсомольцы И.М. Лисикович,
Карпинская Т.Р., Соболевский С.С., Фролов
И.М., Радионов Г.Д., беспартийные Крисевич
П.И., Харитонов С.П., Чулицкая А.Ф. и др.
[17]
В годы оккупации
подпольщики проводили диверсионную и
подрывную деятельность, печатали листовки
и распространяли среди населения города,
сводки Совминформбюро, собирали разведданные
о немецких воинских частях, выявляли
агентуру немецких контрразведывательных
органов, направлялись люди в партизанские
отряды, добывали топографические карты,
планы города Могилева, оружие, боеприпасы,
продовольствие, медикаменты и через связных
переправляли в партизанские отряды и
подпольные комитеты.
Активную
работу проводили подпольные группы железнодорожной
станции г.Могилева, автотранспортной
конторы, шелковой фабрики городской больницы,
госпиталя и др.
Руководители подпольных
Мэттэ К.Ю. и Крисевич Г.И. на квартире Карпинской
О.Н. организовали печатание листовок
под названием "За Родину", "За
Советскую Родину". Листовки издавались
тиражом в 250-300 экземпляров и распространялись
в городе. В борьбе с оккупантами ряд участников
подпольных групп проявили стойкость,
мужество и героизм. Так, например, член
КПСС Ворчук В.И. 25 декабря 1942 года уничтожил
охрану городской тюрьмы и освободил из-под
стражи подпольщиков Маркова, Соболевского,
Галушкина и других советских граждан.
На станции Могилев
комсомольцем Фроловым Н.М. и Радионовым
Г.Д. был подожжен немецкий поезд, в результате
сгорело три вагона с вооружением и боеприпасами.
Коммунист Евтихиев М.М. заморозил станцию
водоснабжения, вывел из строя армейский
немецкий хлебозавод. Было также совершено
много других диверсионных и террористических
актов.
В течение всей
подпольной деятельности подпольных организаций
и групп немецкие контрразведывательные
органы принимали активные меры к их ликвидации.
Тем не менее, долгое время их попытки
не имели успеха. Уже только весной 1943
года в результате массовых арестов и
террора, а также в силу недостаточной
конспирации со стороны отдельных участников
подпольной организации и связных партизанских
отрядов немцам удалось раскрыть деятельность
некоторых групп и арестовать ряд участников.
После чего подпольщиков осенью 1943 года
ушло в партизанские отряды. Оставшиеся
подпольные группы продолжали вести активную
борьбу против немецко-фашистских захватчиков
до освобождения г.Могилева. [11]
Следует также
отметить, что многие подпольщики, будучи
арестованными, подверглись жесточайшим
пыткам и истязаниям. Особое мужество
и стойкость проявили комсомольцы Карпинская
Таня, Метлов Виктор, Чилицкая Каролина,
Козлова Галина, казненные фашистами в
1943 году. Тогда же были казнены и ряд других
активных подпольщиков, в том числе коммунисты
Горошко О.В., Кувшинов М.П., беспартийные
Иванов, Команская, Фролов М.М., М.Я. Новиков,
в доме которого находилась рация десантной
группы разведуправления западного фронта.
Всего в течении марта – июня 1943 года немцами
было арестовано и расстреляно около 50
человек участников подполья.
Особое место в подпольной работе в годы
войны занимает деятельность групп шелковой
фабрики и авторемзавода.
Подпольщики
групп шелковой фабрики и авторемзавода
установили связь с партизанскими отрядами.
С первых дней деятельности занимались
сбором оружия. Только силами этих груп
с первых дней деятельност было собрано
около 200 винтовок, 6 ручных пулеметов,
150 гранат, десятки тысяч патронов. Когда
была установлена связь со 126 и 600 партизанскими
отрядами это оружие было пердано партизанам.
Проводилась и другая работа. Так в марте
– апреле 1942 года в Могилев на отдых прибыла
немецкая часть, в которой были австрийцы.
С одним из них унтер-офицером Фридрихом
Пиетцка В.И.Батуро установил связь. Фридрих
Пиетцка и австрийцы солдат Отто Никель
помогали подпольщикам, снабжали оружием
и боеприпасами.
В марте 1943
года в связи с угрозой ареста австрийцам
было предложено перейти в партизанский
отряд. 16 марта 19 43 года подпольщики и австрийцы
благополучно прибыли в 126 партизанский
отряд. Их сопровождали Леонов В.С., павлов
Е.П. Ряд подпольщиков влились в партизанские
отряды, продолжили борьбу с врагом.
Могилев - важный оперативно-стратегический центр и крупный узел дорог и линий связи. Оборона Могилева в июле 1941 года является одним из наиболее значительных сражений начального этапа войны. Это была по существу первая круговая оборона города в Великой Отечественной войне. В короткие сроки был разработан и осуществлен план обороны, создан оборонительный рубеж вокруг города. Город в те дни стал настоящей крепостью. Причем главными его бастионами были не каменные стены, не валы и форты, а люди, воины уже обстрелянных и научившихся бить врага дивизий, рабочие фабрик и заводов, до последнего часа производившие для Красной Армии оружие, боеприпасы, снаряжение. Об этих событиях через много лет после войны немецкий историк П. Карелл (настоящая фамилия Пауль Шмидт, бывший нач. отдела печати гитлеровского МИД - Н.Б.) в книге "Война Гитлера с Россией" писал: "...в Могилеве, который оказался в тылу немецких войск, в течение многих дней продолжались упорные бои... Они продолжали сражаться даже в безвыходном положении... Дорогой ценой пришлось заплатить немецкой армии за город, который оказался уже позади линии фронта".
Могилевская оборона дала выигрыш во времени для мобилизации сил на отпор врагу. Удерживая город, его защитники нарушили систему снабжения немецких войск, отвлекли на себя значительные силы противника и нанесли им ощутимые потери. В книге "Воспоминания и размышления" Маршал Советского Союза Г.К. Жуков пишет: "Две недели отбивали атаки врага мужественные защитники города... и ...нанесли противнику значительный урон".
Память о многих участниках освобождения города увековечена в названиях улиц, скверов, площадей Могилева, на мемориальных досках и памятниках. Сегодня они прочно вошли в историю, стали драгоценной реликвией Победы, гордостью и славой Могилева.На улице имени нашего земляка, дважды Героя Советского Союза И.И. Якубовского установлен на пьедестале танк "Т-34" в честь воинов 2-го Белорусского фронта, освобождавших Могилев.Мемориальные доски, названия улиц и переулков напоминают нам о Героях Советского Союза, погибших при освобождении города -командире взвода конной разведки старшем лейтенанте Н.И. Яшине, сержанте М.К. Буянове, младшем лейтенанте М.А. Замулаеве.
Итак, беспримерная стойкость наших регулярных войск и ополченцев, отрядов милиции, добровольцев, всех трудящихся Могилева убедительно показали, что немецкие полчища можно остановить и уничтожить не только на узком, отдельном, выгодном для обороны рубеже, но и на довольно широком фронте, протяженностью и глубиной в десятки километров. Защитники Могилева продемонстрировали великую силу духа, несгибаемую стойкость и мужество, совершили беспримерный подвиг во имя Отечества.
Информация о работе Город Могилев в годы Великой Отечественной войны