Франко-Прусская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:10, реферат

Краткое описание

Французские правящие круги рассчитывали в результате войны с Пруссией предотвратить объединение Германии, в котором они усматривали прямую угрозу преобладающему положению Франции на европейском континенте, и к тому же захватить левый берег Рейна. Французский император Наполеон III в победоносной войне искал также выход из глубокого внутриполитического кризиса, принявшего в конце 60-х годов угрожающий для его империи характер. Благоприятный исход войны, согласно расчетам Наполеона III, должен был укрепить и сильно пошатнувшееся в 60-х годах международное положение Франции.

Содержание

Введение
Глава I. Франко-Прусская война
1. Дипломатическая подготовка к войне. Ход военных действий
2. Дипломатия в ходе войны
Глава II. Франкфуртский мирный договор
1. Дипломатическая подготовка к заключению мира
2. Заключение Франкфуртского мирного договора
3. Значение Франко-прусской войны и Франкфуртского мирного договора
Парижской Коммуны Глава Глава I. Политическое законодательство
Глава II. Социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны 15

Глава III. Законодательство Коммуны в сфере культуры и образования 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

29 марта  был издан декрет о квартирной  плате. Это был один из острейших  вопросов, так как квартплата  отнимала у рабочих и служащих большую часть заработка, тем более что цены на квартиры из года в год росли.

Согласно  декрету о квартплате, квартиронаниматели освобождались от уплаты за квартиру за 3 квартала (последний квартал 1870 года и январский и апрельский кварталы 1871 года). Все суммы, которые за эти кварталы были внесены, засчитывались за последующие. Квартиронанимателям предоставлялось право в течение 6 месяцев расторгнуть все договоры о найме квартир, но все требования о выезде с квартир отсрочивались на 3 месяца. Этим домовладельцы лишались права выселять жильцов, даже если срок договора окончился

Коммуна отменила квартплату независимо от помещения, то есть применила эту меру и к  зажиточной буржуазии. Возможно, Коммуна  этим хотела привлечь ее на свою сторону.

В течение апреля Коммуна провела целый ряд мероприятий социально-экономического характера, подготовленных Комиссией труда и обмена.

Так, 16 апреля был принят декрет о брошенных  мастерских. Декрет, однако, намечал  лишь предварительную работу. Синдикальным рабочим палатам было предложено создать специальную анкетную комиссию с целью: 1) составить статистику покинутых мастерских со всеми подробностями об их инвентаре и пр.; 2) наметить практические меры к использованию этих мастерских при помощи кооперативных ассоциаций рабочих и составлению уставов этих ассоциаций; 3) создать третейский суд, который после возвращения владельцев определит размер возмещения.

Коммуна не решилась на полную экспроприацию  имущества капиталистов, но все же предусматривала оставить мастерские в руках рабочих ассоциаций и на будущее время, после возвращения владельцев. Но хотя мастерские остались в руках рабочих ассоциаций, капиталистам обещалась компенсация.

20 апреля  декретом Коммуны за подписью  исполнительной комиссии была  воспрещена ночная работа в булочных. Коммуна через исполнительную комиссию установила, что декрет о ночной работе булочных вводится с 3 мая. Одновременно были закрыты посреднические конторы по приисканию мест. Вместо этого была установлена регистрация безработных булочников в мэриях. Это было вызвано тем, что пекари, вынужденные работать ночью, были оторваны от общества – например, не могли учиться. Вначале мая был издан декрет, согласно которому за нарушение будет конфисковываться весь хлеб, выпеченный ночью. Введение декрета имело большое принципиальное значение, так как это была мера, ограничивающая рабочий день.

В целях  ликвидации безработицы Коммуна  ввела своего рода биржи труда  при муниципалитетах. В каждой мэрии  были введены две книги – одна для записи безработных, другая – для записи работодателей, предлагавших работу. 

По вопросу  о заработной плате Коммуна приняла  принципиальное решение – о запрете  штрафов и производстве вычетов  как в частных, так и в общественных предприятиях. Заработная плата должна была выдаваться в полном размере. За нарушение декрета устанавливались санкции в судебном порядке. Все штрафы и вычеты, производимые с 18 марта, должны были быть возмещены потерпевшим. Этот декрет имел большое прогрессивное значение, так как система штрафов и вычетов резко сокращала заработную плату.

После 25 апреля Коммуна издала декрет о  реквизиции пустующих квартир и  передаче их в распоряжение жителей  обстреливаемых версальцами кварталов. Выполнение декрета было возложено  на муниципалитеты. 

Что касается жилищной политики Коммуны, то она не только приняла решение о реквизиции пустых квартир буржуазии, но и использовала общественные здания: церкви стали местом общественной деятельности. Монастыри стали отводить под школы, лазареты и т. д., дворцы и парки стали местом отдыха народа, музеи стали доступны для всех.

Вопрос, касающийся сроков платежей по различным  обязательствам. Затрагивал интересы не столько рабочих, сколько мелких торговцев и предпринимателей. Коммуна  учитывала интересы мелкой буржуазии  и хотела помочь ей. Декрет, принятый Коммуной, на три года отсрочивал платежи по всем долговым обязательствам (по векселям, товарным накладным. Заемным письмам и др.) без всяких процентов. Общая сумма долга разделялась на 12 равных купюр, погашаемых каждые 3 месяца начиная с 15 июля 1871 года. Таким образом. Коммуна освободила мелкую буржуазию от задолженностей, но не предполагала ее финансировать. Этот декрет должен был укрепить положение мелкой буржуазии Парижа и ее связи с Коммуной.

Большинство в Коммуне думало о том, как  быть с финансовыми обязательствами перед капиталистами, владельцами ломбардов, так как очень немногие члены Коммуны стояли на позиции экспроприации частной собственности.

Декрет, опубликованный 6 мая, устанавливал бесплатное возвращение из ломбардов вещей  до 20 франков (мебель, платье, белье, постельные принадлежности, книги, орудия труда) В общем предстояло вернуть владельцам около 800 тысяч вещей стоимостью до 8 млн. франков. Выдача вещей началась 12 мая.

Коммуна организовала муниципальные лавки, где цены ниже обычных, а в XVII округе был создан рынок, где все продавалось  по сниженным ценам. Овощи в муниципальных лавках были на треть дешевле, чем в частных, мясо продавалось по 1 франку 90 сантимов за кило вместо обычных 3 франков – 3 франков 60 сантимов.

3 мая  был утвержден новый устав  луврских оружейных мастерских. Он вводил выборы всех руководящих  рабочих. Учреждался Совет мастерских, куда кроме руководителей входили  делегаты рабочих от всех цехов. Таким образом, уставом предусматривалось широкое вовлечение рабочих для руководства мастерскими и для контроля за работой был введен принцип рабочего контроля, принцип выборности и ответственности руководства, принцип вовлечения всей массы рабочих в организацию производства. Рабочий день в мастерских был установлен в 10 часов, но в интересах обороны Коммуны была установлена сверхурочная работа на 1 – 2 часа без надбавки к зарплате. Как и в других отраслях, Коммуна снизила высокие оклады и повысила оклады низкооплачиваемым категориям. 

В мае  был введен декрет, обеспечивающий прожиточный минимум женщинам, подавшим заявление о разводе. «Незаконные» жены национальных гвардейцев были уравнены при выдаче пособий с «законными».

В области продовольственной 8 мая была введена такса на хлеб (50 сантимов за килограмм.

Мы видим, что решения Коммуны в социально-экономической  областях были направлены на улучшение  положения низших и средних слоев  общества. Но надо отметить, что очень  мало членов Коммуны стояло на позициях экспроприации частной собственности. Коммуна собиралась выплатить компенсации владельцам предприятий, ломбардов и т. п. Она поддерживала не только пролетариат, но и служащих, интеллигенцию, мелкую буржуазию.

 

Глава III. Законодательство Коммуны в сфере культуры и образования.

 

Главным для Коммуны в области культуры была забота об образовании. Было постановлено, что «Комиссия Просвещения займется реформой образования. Она должна будет  подготовить проект декрета, устанавливающего образование бесплатное, обязательное и исключительно светское. Число стипендий в лицеях будет увеличиваться».

Во-первых, было введено светское обучение в  школе: «Невежество и несправедливость должны отныне уступить место Просвещению  и Праву».

Разумеется, священники не сразу согласились на это, поэтому 18 мая было опубликовано «Последнее распоряжение Коммуны о светской школе». Интересно, что наказание предусматривалось членам Коммуны, делегированных в муниципалитеты округов, где приказания Коммуны о введении исключительно светского образования не исполнялись – их имена ежедневно должны были публиковаться в «Официальной газете».

Решением  о светской школе требовалось  «удалить с глаз детей все то, что могло напомнить им о глупостях, которыми нас так долго морочили: отныне в наших школах не должно быть больше места ни картинам, ни книгам религиозного содержания, ни крестам, ни статуям святых», покрыть белой или черной краской латинские религиозные надписи и заменить их «такими общечеловеческими девизами, как Свобода, Равенство, Братство, Труд, Справедливость, Республика», упразднялись молитва, преподавание «так называемой священной истории, катехизиса и церковного пения».

Вот как  объясняли коммунары такое решение: «Коммуна не намерена насиловать чьих-либо религиозных убеждений, но должна строго следить за тем, чтобы и над ребенком, в свою очередь, не производилось насилия путем навязывания ему догматов, к которым он по своему неведению не может отнестись критически или принять их вполне сознательно».Кроме того, были причины и чисто политические: «До сих пор конгреганистские школы служили лишь монархистским целям», - заявлялось в обращении одной из мэрий. Разумеется, в таких школах дети испытывали сильное давление, их воспитывали в духе слепого подчинения монархии. Коммуна стремилась убрать это враждебное ей влияние из школы.

Вместо  религиозных догм и морали новое

образование, разумеется, должно было создать новую  систему воспитания подрастающей личности. В «Циркуляре мэрии IV округа к родителям  учащихся» коммунары поясняли: «Научить ребенка любви и уважению к себе подобным, внушить ему чувство справедливости, внедрить в его сознание, что он должен учиться во имя общественных интересов, - вот те моральные принципы, на которых отныне должно покоиться коммунальное воспитание».

Так как  многие дети не ходили в школы, было постановлено: «Каждый ребенок имеет  неотъемлемое право на образование, а потому посылка детей в школу  является священным долгом семьи  или за неимением ее – самого общества».

Кроме того, решено было бесплатно раздавать необходимые учебные пособия. В мае были открыты и первые профессиональные школы. . «Пусть каждый ребенок любого пола, пройдя круг своего начального образования, выйдет из школы-мастерской, обладая знаниями основных элементов одного или двух ремесел – такова наша цель», - заявляла Коммуна.

Средняя ставка учителей была увеличена в 2 – 2,5 раза, помощников учителей – в 2 – 3 раза. Особенно резко повышение  окладов получили учительницы –  в 3 – 3,5 раза и их помощницы –  в 4 с лишним раза: было установлено. Что учительницы будут получать столько же, сколько и учителя, так как у «женщин жизненные потребности так же велики и настоятельны, как и у мужчин» и «в школьном деле женский труд равен мужскому».

Однако  все сделанное коммунарами было только началом предполагаемой ими широкой деятельности по развитию народного просвещения. Об этом свидетельствует такое заявление Коммуны: «Новая система обучения, которую предполагает ввести Коммуна, не может пока быть осуществлена. Война, которую ей навязывают, не дает ей возможности…»

В области  искусства было решено создать федерацию  художников Парижа. Также Коммуна постановила отменить всякие субсидии и привилегии для театров, а также «прекратить систему эксплуатации театров одним директором или группой предпринимателей и заменить ее в кратчайший срок системой ассоциаций». Это улучшало условия жизни и творчества рядовых деятелей искусства.

В то же время Коммуной был принят ряд  декретов о разрушении памятников реакции: Вандомской колонны – «варварского монумента, символа грубой силы и ложной славы, апологии милитаризма, отрицания международного права, постоянного издевательства победителей над побежденными, вечного посягательства на один из трех главных принципов Французской Республики – на принцип братства»; церкви Бреа – «вечного оскорбления памяти июньских побежденных, павших за дело народа»; Искупительной часовни Людовика XVI, которая «является вечным оскорблением первой Революции и постоянным протестом реакции против народного правосудия». Также переименовывались ряд улиц Парижа, носящих имена реакционных деятелей.

Коммуна очень заботилась о просвещении  народа, стремилась ввести всеобщее образование, причем светское, соответствующее свободе  совести. Это было главным направлением ее культурной политики. Коммуна также  поддерживала рядовых художников и артистов, стремясь вывести их из-под гнета Академии и директоров театров. Кроме того, Коммуна приняла решения об уничтожении тех памятников реакции, которые оскорбляли борцов за свободу и революционеров прошлых лет, народ. Конечно, большую часть задуманного Коммуна не успела выполнить, так как просуществовала очень недолго – 72 дня. Однако активность, с которой она принялась за реорганизацию системы образования и сферы культуры, показывает, что замыслы Коммуны предусматривали сделать культуру и просвещение достоянием всего народа.

 

Заключение

 

Законодательство  Коммуны носило народный характер. Но это законодательство было скорее не пролетарским, как утверждала советская  историография, а демократическим, потому что Коммуна поддерживала не только пролетариат, но и мелкую буржуазию, служащих и интеллигенцию. Кроме того, владельцам мастерских, ломбардов и т. п. предусматривались компенсации.

Конечно, нововведения Коммуны не могли обрадовать версальские власти. Но нельзя сказать, что ее законодательство наносило безоговорочный удар по буржуазному строю: например, оставалась мелкая буржуазия. Но в то же время предусматривалась передача мастерских в руки рабочих ассоциаций.

В целом  законодательство Коммуны создавалось  под сильным влиянием прудонистских идей. Но в таком вопросе, как проблема централизации власти, эти идеи не дали должного результата. Об этом говорит то, что Коммуна в конце концов была вынуждена пойти на централизацию власти.

В области  культуры Коммуна также принимала решения народного характера. Она пыталась сделать образование более доступным, и, кроме того, светским. Как известно, Вторая Империя, как и Первая, опиралась на католицизм. Поэтому решение об отделении церкви от государства и введении светского образования было частью всей политики по слому старой государственной машины.Этому же служили и такие мероприятия, как слом памятников реакции, оскорбляющих чувства народа. В целом законодательство Парижской Коммуны было чрезвычайно прогрессивным, и неудивительно, что у не нашлось много сторонников не только среди пролетариата, но и среди мелких служащих и мелкой буржуазии.

 

Список  использованных источников и литературы

Источники

1.       Бисмарк Отто фон Мысли и воспоминания в 2 томах.-т.2 / Отто фон Бисмарк.- М., 2001. -560 с.

Литература

2.       Борисов Ю.В. Русско-французские отношения после Франкфуртского мира / Ю.В.Борисов.- М., 1951. – 284 с.

Информация о работе Франко-Прусская война