Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:01, доклад
Франция переживала одну за другой волны политических потрясений, вызванных, в сути своей, затянувшимся экономическим кризисом, охватившим весь мир, и давлениями этого кризиса на обветшавшую колониально-капиталистическую систему Франции. Политические потрясения начались с шока, вызванного захватом власти Гитлером в Германии и прогрессирующим разрушением Версальской системы в Европе.
Франция в 1930-е годы.
Франция переживала одну за другой волны
политических потрясений, вызванных, в
сути своей, затянувшимся экономическим
кризисом, охватившим весь мир, и давлениями
этого кризиса на обветшавшую
колониально-капиталистическую
В августе 1933 года Эдуард Эррио, одно из ведущих лиц Радикальной Социалистической партии, посетил СССР в качестве «частного туриста». Это было воспринято, как медленный и осторожный поворот французской внешней политики от прежней активной враждебности по отношению к СССР к будущему соглашению и союзу против общего врага — Германии.
В течение 1933-34 года во Франции сменилось несколько правительств правого (от центра) толка: Даладье, Сарро, Шотемп, снова Даладье, и т.д. 4-го января 1934 года был таинственно убит финансист-спекулянт Стависки, тесно связанный со всеми ведущими лицами Третьей Республики и с про-фашистским префектом парижской полиции Жаном Чиапп (Jean Chiappe). 9-го октября произошло ещё одно громкое политическое убийство, организованное югославскими усташами (фашистами) при содействии секретной службы Муссолини: в Марселе были убиты министр иностранных дел Луи Барту и король Югославии Александр I.
6-го февраля 1934 г., банды фашистов
и монархистов организовали
Рабочее движение и соотношение сил в стране.
Рабочее движение Франции, как и других капиталистических стран, было расколото надвое, на социалистов и коммунистов. В 1934 году, Section Francaise de Internationale Ouvriere (Социалистическая Секция Рабочего Интернационала, SFIO, Соцпартия) имела приблизительно 120,000 членов; её синдикальная организация CGT (Confederation Generale du Travail) насчитывала более миллиона человек. Коммунистическая партия в 1920-м году, во время раскола на съезде в городе Тур была более численной, чем Соцпартия, но с того времени потеряла влияние и членов, и в 1934-м году насчитывала менее 20,000 человек; её профсоюзное объединение (Confederation Generale du Travail Unifie, CGTU) насчитывало 70,000 рабочих. На выборах президента в 1932 году кандидат Соцпартии, Поль Фор, получил 13.8% голосов; кандидат Компартии, Марсель Кашен — 0.97%. (Как известно, при выборах президента, массы обычно голосуют за «меньшее зло», а не за ту партию, которую предпочитают.) В парламентских выборах 1932 года соотношение голосов ближе отражало действительную поддержку масс: Соцпартия — 20.51% (132 депутата в парламенте); Компартия — 8.32% (десять депутатов).
Существовала и третья рабочая партия, Партия Пролетарского Единства (Parti de l'Unité Prolétarienne, PUP). Она была сформирована в 1930 году из исключенных из компартии диссидентов и левых групп, вышедших из Соцпартии. Её численность была небольшой, но её идеологический вес помог ей в 1932 году провести девять депутатов в парламент. В 1937 году Пуписты вернулись в Соцпартию.
Помимо рабочего класса, во Франции
в то время ещё сохранялась
большая масса крестьян: от крупных
капиталистических фермеров, до семейных
хозяйств, до подёнщиков и отпольщиков,
тесно соприкасающихся к безработным,
бродягам и люмпен-пролетариату. Члены
этого класса мелкой буржуазии и полу-пролетариата
составляли базу партии центра — Радикальных
Социалистов, — а также более правых партий
(слева направо: Партия Республиканцев,
Радикалов и Радикал-социалистов PRRRS, 19%
голосов; Республиканско-
Французские женщины получили право голоса лишь после Второй Мировой войны. Социалисты и коммунисты стояли за равноправие женщин, но партии буржуазной левой и центра были против женского голосования, оправдывая эту позицию «антиклерикальным» аргументом, что женщина, мол, находится под чрезмерным влиянием католической церкви.
Во время послевоенного
Поворот к «Единому Фронту» (Front Unique).
Попытка фашистского восстания была подавлена полицией, но страной правили министры близкие им по духу. 9-го февраля Соцпартия и Компартия организовали две отдельные демонстрации против фашистов, которые, под давлением демонстрантов, слились в одну общую, огромную манифестацию, во время которой полиция убила девять рабочих. 12 февраля Соц. и Компартии совместно провели 24-х часовую всеобщую стачку и серию демонстраций по всей стране. В стачке приняли участие пять миллионов рабочих; примерно, миллион рабочих участвовали в манифестациях во всех городах Франции.
В течение некоторого времени в рабочей печати и среди масс стала популярной идея «Единого Фронта» (Front Unique) и даже органического объединения всех рабочих партий: Соцпартии, Компартии, Пупистов и др. Верхи Соцпартии попытались избежать такой вариант «левого фронта», чтобы предупредить поворот партийной политики в сторону социалистической революции. Сталин и Коминтерн, со своей стороны, тоже выступили против рабочего единства в пользу так называемого «Народного Фронта», то есть, над-классового объединения с «левой», «прогрессивной», про-московской буржуазией.
Материалы в этой книжке показывают борьбу Льва Троцкого за политику Единого Фронта, за классовую борьбу французского пролетариата, за социалистическую революцию во Франции, способную предупредить победу фашизма и новую мировую войну. Как мы знаем, Троцкий и Левая Оппозиция проиграли эту политическую борьбу. Победила линия Соцпартии и сталинизированного Коминтерна в пользу над-классового «Народного Фронта».
«Народный Фронт» — дорога к поражению.
Начавшись во Франции в 1934 году, политика Сталина заключалась в отказе от классовой борьбы пролетариата в пользу поддержки той или другой части национальной буржуазии в данной капиталистической стране, которая давала немедленные, практические выгоды его правлению: дипломатическим, хозяйственным, военным комбинациям правящей бюрократии. Советский Союз вошел в Лигу Наций, стал защитником статуса кво в Европе, установил дипломатические отношения с Соединенными Штатами и т.д. Секции Коминтерна были превращены в разменную монету внешней политики Сталина. До августа 1939 г. Сталин поддерживал «миролюбивых» демократов: Францию, Великобританию и их друзей. В конце августа 1939 года он порвал с «демократами» и перешёл на сторону «миролюбивого» Гитлера, пока тот не напал на СССР 22 июня 1941 года.
В результате огромных усилий французского пролетариата, всеобщих стачек и миллионных демонстраций, в 1936 году к власти пришло народо-фронтовское правительство Леона Блюма, вождя Социалистов, в тандеме с Радикал-Социалистами. Коммунистическая партия не вошла в правительство, а поддерживала его со стороны. Это правительство пошло на экономические уступки пролетариату, чтобы расстроить захват заводов и фабрик рабочими и потушить массовое революционное движение. Но затем, раздав повышенную заработную плату, пообещав оплаченный отпуск, пособия по болезни, пенсию и другие подачки, вытеснив рабочих из заводских помещений, захваченных ими в июне 1936 года, вообще потушив революционный энтузиазм рабочих и народных масс, буржуазия отыгралась и оттёрла пролетариат в сторону. Это подготовило разочарование и апатию масс и их отстранение от активной политической жизни.
Правительство Блюма пало в июне
1937-го года и, хотя он снова стал премьер
министром в марте-апреле 1938 года,
радикальные и социалистические
настроения масс были затушены и придавлены
обыденным буржуазным поссибилизмом,
закулисными комбинациями в парламенте
и министерствах и т.п. Сталинские
процессы в Москве подорвали симпатию
масс к Советскому Союзу, а переход
Сталина на сторону Гитлера в
августе 1939 года полностью обескуражил
рабочий класс: Французская Компартия
из врага фашизма вдруг