Франциск Скорина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 19:29, реферат

Краткое описание

Пытаясь дать оценку своей деятельности, Скорина характеризовал ее как служение "людям посполитым русского языка". В его время в данное понятие входили три народа - русский, украинский и белорусский, поэтому Скорина является деятелем не только белорусской, но и всей восточнославянской духовной культуры. Сфера его деятельности очень обширна Основоположник восточнославянского книгопечатания и печатного дела в Беларуси, Литве. Скорина осуществил перевод Библии на язык, приближенный к белорусскому и понятный простому люду-церковнославянский язык в белорусской редакции. Также является автором комментариев (прадмоу и пасляслоуяу) к Библии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прикрепленные файлы: 1 файл

франц скор 29 листов.docx

— 78.99 Кб (Скачать документ)

В 1512 году он явился в Падую уже со степенью доктора философии, а также с намерением получить ученую степень доктора медицины. Падуанский университет в конце 15-го века был европейским центром аввероизма. Здесь вели ожесточенные дискуссии между ортодоксально-католическими истолкователями философии Аристотеля и его интерпретаторами в духе авероизма [7, с 68]. Университет в Падуе славился и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорины к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9-го ноября 1512 года единогласно был признан достойным высокого звания ученого медика [6, с 202-206].

По-видимому, еще в годы учебы у Скорины созрел замысел "получить посполитому люду" изданием книг на родном языке. Из Падуи Скорина вероятнее всего без какой-либо задержки вернулся на родину и попытался заинтересовать своими планами богатых белорусских горожан Вильно и в частности Богдана Онького [7, с 70]. Получив финансовую поддержку со стороны последнего, Скорина приезжает в земскую Прагу. В Праге он в течение нескольких лет занимался гуманистическими "студиями" над текстом Священного писания, организацией типографии, подготовкой к изданию Библии [10, с 219]. Чем обусловлен выбор Праги в качестве колыбели восточнославянского книгопечатания. Исследователи, пытаясь ответить на этот вопрос, отмечают ряд обстоятельств [7, с 71]. Прежде всего, Прага являлась одним из центов развитого книгопечатания. Большое влияние на выбор Скорины оказала родственная культурная национальная среда. Далее Прага являлась хранительницей традиций чешского национально-освободительного движения 15-го века, в свое время встретившего горячий отклик в общественных кругах Великого княжества Литовского. Образцом при работе над текстом "библии русской" Скорине служила "чешская библия", изданная в 1506 году в Венеции [7, с 71]. В то же время, как полагают, исследователи, Скорина тщательно изучал и использовал библейские книги на церковно-славянском, древнееврейском, латинском и греческом языках.

6-го августа 1517 года в свет восходит первенец Скорины - Псалтырь. В течение 1517-1519гг белорусский первопечатник издает еще 22 книги Ветхого завета. Книги публиковались в следующей очередности: Псалтырь, книга Иова, Притчи Соломоновы, книга Премудрости Иисуса, сына Сиракова - 1517 год, книга Экклезиаста или проповедника, Песнь песней Соломона, книга премудрости Соломона, четыре книги Царств, книга Иисуса Кавина 1518 год, книга Иудифи, Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книга Руфи, книга пророка Даниила, книга Есфири, плач Иеремии, книга судей Израилевых - 1519 год. Изданные книги были объединены общим заглавием "Библия Руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцка, богу ко чти и людем посполитым к доброму научению".

К издаваемым библейским книгам Ветхого завета Скориной было написано 25 предисловий и 24 послесловия, книги были богато иллюстрированы высокохудожественными гравюрами, орнаментированы большим числом заставок, концовок, заглавных букв, титульных листов, что сделало их уникальнейшими памятниками отечественного искусства. И на конец в "Библии Русской" был также помещен великолепный гравированный портрет самого Скорины. Все это свидетельства нетрадиционного свободного ренессанско-гуманистического отношения белорусского первопечатника и мыслителя к Священному писанию.

Около 1520 года Скорина покидает Прагу и возвращается на родину. Он обосновывается в Вильно и в доме "наистарейшего бурмистра" Якуба Бабича устраивает типографию, где им были "выставлены" "Малая подорожная книжица" (1522 год) и "Апостол" (1525). Это первые, напечатанные на территории бывшего СССР книги "Малая подорожная книжица" являлась популярным религиозным сочинением и предназначалась для мирян - ремесленников, купцов и т.д. Она была небольшой по размеру и удобной для повседневного пользования. В состав "Малой подорожной книжицы" входили "Псалтырь", "Часословиц", "Акафисты", "Каноны", "Шестидневен", "Святцы" и "Пасхалия". Однако "Малая подорожная книжица" - это не только "карманный молитвенник". В ней содержались также определенные научные и практические сведения, которые дают возможность более всесторонне и глубоко оценить астрономические воззрения белорусского гуманиста.

К "Апостолу" Скориной написано 22 предисловия и 17 послесловий. Виленские издания Скорины также хорошо иллюстрированы, снабжены гравюрами, виньетками, заставками, инициалами.

"Апостол" был последней изданной Скориной книгой. О дальнейшей его жизни и деятельности наряду с рядом достоверных фактов существуют гипотезы [7, с 74]. К числу гипотез относятся предположения некоторых исследователей о пребывании Скорины в 1525 году в Виттенберге и о его встрече с Лютером [10, с 222], а также версия о поездке Скорины в конце 20-х - начале 30-х гг.16-го века в Москву и попытке наладить там книгопечатание на русском языке. Некоторые документальные данные свидетельствуют, что в середине 20-х гг.16-го века Скорина был приближенным виленского епископа, который, по-видимому, уже в это время пользовался его услугами как врача [6, с 487]. Документы говорят также о том, что в конце 20-х - начале 30-х гг. Скорине пришлось столкнуться с целым рядом житейских неурядиц [7, с 75]. К тому же в марте 1530 года Вильно постигло большое бедствие: в результате пожара сгорели две трети города и, по мнению некоторых исследователей, это послужило причиной прекращения книгоиздательской деятельности Скорины [6, с 487].

Далее документально установлено, что в мае 1530 года Скорина находился в Кенигсберге в резиденции русского герцога Альбрехта, энергичного последователя лютеровской Реформации. Конкретная цель пребывания Скорины в Кенигсберге не совсем ясна, однако он был здесь принят как "муж выдающихся и больших знаний", "несравненного дарования и похвальной учености" [7, с 75]. Семейные, а возможно и другие обстоятельства вынудили Скорину вскоре вернуться в Вильно. Он становится секретарем виленского епископа, выполняя одновременно обязанности домашнего врача.

В середине 30-х годов 16-го века Скорина покидает родину, теперь уже навсегда. Скорее всего отъезд первопечатника был связан с тем, что его культурно-просветительская деятельность и его идеи не получили широкой общественной поддержки [7, с 76]. Местом, где Скорина провел остаток жизни, была милая его сердцу Прага [6, с 505-509]. Он работал здесь в королевском ботаническом саду. Умер Скорина около 1551 года.

Таков жизненный путь Скорины, на протяжении которого формировалось мировоззрение великого белорусского мыслителя. Однако яснее осмыслить факторы, влияющие на формирование мировоззрения Скорины можно лишь в контексте эпохи, в которую жил и творил мыслитель, в результате анализа социально-экономических, политических и культурных предпосылок его деятельности.

Формирование Скорины как выдающегося деятеля восточнославянской культуры эпохи Возрождения проходило в ренессансовой Европе. Это время было необычным - время революционного перехода от одной социально-экономической формации к другой. Эта революция была не стремительной, растянутой на века, но была она революцией [8, с 10]. И в первую очередь революцией в производстве. Сравнительно высокого уровня достигла в это время производственная техника, особенно в текстильном, горном деле, металлургии.1440 год является годом открытия книгопечатания.

Новые формы производства стали возникать в городах - местах концентрации ремесленной промышленности и торговли. Горожане в значительной степени освободились от феодальных связей, добивались права на самоуправление, ряда торговых привилегий, что способствовало появлению в их среде нового отношения к жизни, существующему строю, религии. Этому же способствовало углубление общественного разделения труда [8, с 10-11]. Как ни в какую предыдущую эпоху в конце 15-го - первой половине 16-го века активизировалась купеческая деятельность. Мобильность купечества способствовала не только развитию товарно-денежных отношений, расширению внутреннего и внешнего рынков, но и развитию нового мировоззрения, новой идеологии. Недаром полоцкое купечество, которое имело рынки сбыта в России, на Украине, в Польше, Германии, Риге, которое активно участвовало в политической жизни Полоцка, дало великую фигуру первого белорусского книгоиздателя, гуманиста, ученого - Франциска Скорину.

Главным принципом экономической политики европейских держав в 15-16 вв. становится меркантилизм, сущность которого сводилась к как можно большему накоплению ценных металлов в стране и государственной казне [8, с 11]. Все стремились к богатству и роскоши. Представителям молодой буржуазии, которая добивалась богатства собственными силами, а не "по праву рождения", был глубоко чужд церковный аскетизм, оторванность радостей земных во имя "потустороннего вечного счастья". Промышленную, торговую буржуазию интересовали не только религиозные искания, но и развитие точных наук, естествознания. Эти потребности обусловили появление большой армии служебной интеллигенции [8, с 11]. Отрыв от средневековой производственной сферы, смена социальной структуры общества породили новое мироощущение, а значит, и содействовали складыванию новой культуры - культуры Возрождения, которая дала миру творческую интеллигенцию. Небывалого расцвета достигли литература. Архитектура, живопись. В философии появилось новое направление - ренессансовый гуманизм. Для гуманистов центром мироздания был не человек - "раб божий", а человек-творец, который владел всесторонними знаниями в разных отраслях науки и искусства, человек, прекрасный морально и физически. Тем самым церковному аскетизму противопоставлялась человеческая личность, которая добивалась успехов в жизни самой своего разума, твердостью духа, активностью, реальной деятельностью.

Идеологическое наступление нового класса - буржуазии на феодальные порядки, освещенные католической церковью. Приняло форму реформационного движения, которое в разных странах получило разную форму. Идеологи Реформации отвергали церковь как крупного землевладельца, выступая за секуляризацию церковных и монастырских земель, не признавали пышных католических культов, не принимали индульгенций. Реформационное движение нашло отклик почти во всех тогдашних европейских странах.

Однако было бы явным преувеличением видеть в творчестве Франциска Скорины только влияния эпохи Возрождения. Решающее значение в формировании его взглядов имели те черты социальной, политической и духовной жизни, которые сложились на его родине - Великом княжестве Литовском, частью которого был тогда Скоринин родной Полоцк и весь Белорусский край. А в каждой из названных сфер жизни этого государства в конце 15-го - середине 16-го века хоть и давали о себе знать отзвуки эпохи Возрождения, но ведущую роль еще сохраняли нормы и принципы [8, с 13]. В это время в Великом княжестве литовском выразительно выступают такие важные явления феодального общества, как укрепление экономических и социальных позиций верхов господствующего класса; рост товарно-денежных отношений, который охватил не только города, но и феодальное княжество; консолидации класса феодалов и городского сословия; формирование белорусской народности, развитие ее материальной и духовной культуры [8, с 13]. Для всего этого периода характерно усиление баршинно-крепостнических отношений, классовых и межсословных противоречий феодального общества и государства, нарастание антифеодальной борьбы крестьянских масс и городских низов.

Конец 15-го - первая половина 16-го века - время дальнейшего развития и обогащения белорусской культуры и особенно белорусской литературы. Религия и церковь в эпоху феодализма играли значительную роль в политической и духовной жизни государства, в распространении грамотности, письменности, развитии общественно-политической мысли, зодчества, живописи, музыки, литературы. Великое княжество Литовское отличалось от других феодальных государств Европы 15-го - первой половины 16-го века сосуществованием двух христианских церквей - римско-католической и православной. Причем, эти церкви сосуществовали относительно мирно, как считают некоторые исследователи, опровергая укоренившееся в исторической литературе мнение о постоянной католической агрессии и притеснении православного белорусского населения [9, с 24].

Вопрос о конфессиональной принадлежности Франциска Скорины учеными обсуждается еще с 18-го века [7, с 76]. Некоторые склонны считать его католиком. Существует также точка зрения о протестантском характере вероисповедания и деятельности Франциска Скорины. Подводя итог дискуссии по поводу культурной деятельности и религиозно-мировоззренческой ориентации Скорины, кандидат исторических наук С.А. Подокшин пишет, что по всей вероятности, Скорина не связывал себя жестко с какой-либо определенной конфессией, хотя ориентировался он на православного читателя [7, с 76-80].

Несомненно влияние на внутреннюю жизнь Великого княжества литовского, начиная с 14-го века, белорусской культуры. Белорусский язык стал официальным языком государства. На белорусском языке говорили и православные, и католики, князья литовского происхождения. Свои произведения Франциск Скорина издавал также на белорусском языке и его вклад в развитие белорусского литературного языка же существенен, как и его роль в формировании отечественной философской и общественно-политической мысли. В 15-16 вв. развивалась белорусская литература, которая была тесно связана с древнерусскими традициями [9, с 28].

Деятельность и мировоззрение Франциска Скорины, несомненно, были идейно связаны с обновленческими религиозно-нравственными и общественно-культурными тенденциями конца 15-го - начала 16-го века - реформаторством, национально-освободительной и антифеодальной борьбой и т.д.

В этих условиях формировалось мировоззрение Франциска Скорины, на которое значительное влияние оказало развитие белорусской, восточнославянской и западноевропейской науки и культуры в 15-16 веках

 

Философско-этические и социально-политические взгляды

 

Скорина явился выразителем духовных потребностей прогрессивно настроенных горожан Белоруссии, в мировоззрении которых под влиянием экономических, социально-политических и культурных сдвигов наметился некоторый отход от ортодоксальных феодально-церковных представлений своего времени. Вместе с тем целый ряд Скорининских идеалов и ценностей носит общечеловеческий характер. Своеобразие философско-этических взглядов Скорины проявилось в синтезе средневеково-христианских, античных и ренессанско-гуманистических идей [7, с 96]. Существенно повлияла на них древнерусская народно-этическая и эстетическая, а также литературно-философская традиция. Библейско-христианская этика модернизируется и адаптируется Скориной в соответствии с идейными запросами эпохи Возрождения, актуальными социально-политическими и национально-культурными задачами белорусского, украинского и русского народов. В центре его внимания находилась проблема человека и общества. Скорина рассматривал и разрешал вопросы смысла жизни, духовного мира, достоинства человека, происхождения нравственных представлений, духовно-нравственной свободы, общего и индивидуального блага, гражданской активности и др. [10, с 421]. Он сделал попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человеческого существования, согласно которой земная жизнь человека является только подготовкой к жизни потусторонней. Он утверждал самоценность человеческой жизни, реабилитировал земное бытие, но не отрицал и веру в жизнь загробную [9, с 30]. Этика Скорины ориентирует человека преимущественно на реальную, общественно-полезную земную жизнь, служение "пожитку посполитому", постоянное интеллектуально-нравственное совершенствование, "абы научившися мудрости", люди "добре живучи на свете" [2, с 37]. Проблемы смысла жизни и высшего блага Скорина рассматривал в предисловиях к книгам "Притчи Соломона", "Иисус Сирахов", "Екклесиаст" и др. В предисловии к книге "Притчи Соломона" Скорина утверждал, что главное назначение человека в совершенствовании земной жизни, объект этики - проблема "яко ся имати справовати и жити на сем свете" [2, с 33]. Скорина с пониманием относился к реальной, земной мор&пи людей, в то же время противопоставляя ей нравственный идеал, в качестве которого у него выступает гуманистически модернизированная христианско-этическая концепция жизни [7, с 99]. Для Скорины высшее благо - благо земное - это интеллектуально насыщенная, нравственно-совершенная и общественно-полезная жизнь на земле, прежде всего служение людям, а потом уже богу или служение богу через служение людям, общему благу. В центре внимания Скорины духовный мир человека, его ценности, идеалы, призвание. "Да совершен будет человек божий, - постулирует он, - и на всяко дело добро уготован", - яко святый апостол Павел пишет. И сего ради святые письма уставлена суть к нашему навчению, исправлению, духовному и телесному, различными обычаи" [2, с 19].

Информация о работе Франциск Скорина