Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:14, доклад
«Домострой» появился в эпоху централизации Руси, когда вся сфера общественной жизни нуждалась в упорядочивании. Книга, в которой содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях. Перед нами унификация, идеализация и поэтизация быта, доведённые до предела возможного. Как записано в заголовке одного из списков «Книга, глаголемая Домострой, имеет вещи, зело полезны, поучение и наказание всякому православному христианину, мужу и жене, и гадам, и рабам и рабыням».
«Домострой» как культурно – нравственный базис русского православного общества.
«Домострой» появился в эпоху централизации Руси, когда вся сфера общественной жизни нуждалась в упорядочивании. Книга, в которой содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях. Перед нами унификация, идеализация и поэтизация быта, доведённые до предела возможного. Как записано в заголовке одного из списков «Книга, глаголемая Домострой, имеет вещи, зело полезны, поучение и наказание всякому православному христианину, мужу и жене, и гадам, и рабам и рабыням»1.
Философ ХIХ в. Владимир Соловьев говорит: «Россия ХVI века, крепкая религиозным чувством, богатая государственным смыслом, нуждалась до крайности и во внешней цивилизации и в умственном просвещении. Именно таково исходное положение, с которого начиналось развитие новой России. «Домострой» провел эту грань между старой и новой Россией, и важно было проследить пути органического развития традиции изнутри себя самой…»2.
В «Домострое» было полностью отображено христианское мировоззрение. По Домострою государство, Церковь и семья связаны неразрывно. Государство стоит на твердом фундаменте – семье, и как во главе государства стоит государь, т. е. Царь, так во главе семьи стоит государь, т. е. муж, глава и хозяин всему дому. Слово «государь» в том и другом случае употребляется в одном значении. На уровне семейного хозяйства повторяется государственная монархическая система управления и подчинения. Эта норма соответствует Священному Писанию. Ибо, по словам апостола Павла «не муж от жены но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа». (1 Кор11.8-9)
Владыка дома, государь в своем «семейном государстве», призван думать «не об одном себе», а обо всех членах. За них он ответственен перед Богом и будет держать ответ на Страшном суде. Обязанность и ответственность перед Богом, Царем, обществом за семью и дом давали хозяину широкие права. Он был вправе наказывать, прощать, наставлять. Чтобы научить «рассудительной ко благу и правильной жизни», он должен был содержать всех домашних в строгости. Домострой рекомендует непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то «плетью постегать», бить «вежливенько», «за руку держа». Поэтому лучше наказывать без гнева, наедине, чтобы не обидеть, а после наказания пожалеть. «…отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении наставлении Господнем» (Еф. 6.4).
Философский анализ «Домостроя» позволяет сделать вывод о высокой степени влияния религиозного фактора на жизнь человека в средневековый период.
Это не просто сборник по большей части мелких практических советов - как солить рыжики, или наказывать слуг и детей, или как класть чистую посуду, ложки и плошки. Это и более широкие рекомендации - как устроить свой дом так, чтобы в него было «как в рай войти». В «Домострое» перед читателем развёртывается грандиозная картина семейного идеального быта и идеального поведения хозяев и слуг.
Идеал «Домостроя» - это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, и вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной строгости - запасливости и нищелюбия. И это в целом идеал трудовой жизни. Следует «нищих кормить, как себя» и «нужно всегда следить и спрашивать слуг и немощных, и убогих об их нужде, о еде, о питье, об одежде, обо всем необходимом, о всяких их скудости и недостатке, об обиде, о болезни, о всех тех нуждах, в которых можно помочь ради Бога, насколько удастся, и заботиться, насколько Бог пособит и от всей души, как о детях своих, как о близких».3
Упорядоченность быта оказывалась почти обрядовой, даже приготовление пищи - почти церковным таинством, послушание - почти монастырское, любовь к родному дому и хозяйствование в нём - настоящим религиозным служением.
Нарушения домашнего обряда - почти церковный грех. Случаи недорода, дороговизны смягчены вовремя сделанными домашними запасами. Домашняя жизнь не замкнута своим двором, ибо предусмотрена помощь соседям и соседская помощь.
«Домострой» не допускает обмана, насмешек и клеветы, как в отношении хозяев, так и в отношении других людей: «Умный же и рассудительный хозяин и хозяйка сами того не любят и не допустят оговоров и насмешек и укоризн, клеветы и лжи. Никаких обманных речей о других они не передают, не осуждают других и ничего о других не слушают, не насмешничают. Если же кто-то, их самих осуждая, укоряет, насмехается и злословит заочно, а то и прямо в лицо, или если кто скажет о них какие непотребные речи, то мудрым своим разумом все это они обдумают. И если осуждение справедливо, они избегают поступков таких и благодарят за то, что поделом осудили их, укоряя»4.
Осуждается в «Домострое» злоупотребление правом неволи (не само право неволи в его разных видах, - а лишь та бесчеловечность, которая может быть с ним связана).
Если помнить об общей грубости семейных нравов, то нельзя не признать, что «Домострой» стремился к смягчению этих нравов, стремился умно, давая тонкие, психологически обоснованные советы, прибегая к примерам и формулируя советы просто, а иногда и пословично.
Во все времена нормальных людей не могло не волновать, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому испокон веков дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших.
Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Детей Домострой с раннего детства приучал воспитывать на православных христианских ценностях, при этом наказывая его за провинности. Наказания в Домострое существуют лишь как крайняя мера, а родительская любовь проявляется, прежде всего, в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном обеспечении (приготовление для дочерей приданное «не вдруг», а заранее, по словам апостола: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». (2 Кор. 14)
Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежал церковному отлучению.
«Как писал в начале XX века епископ Никольский и Уссурийский Павел (Ивановский): «Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям. Если мы преклоняемся перед великими художниками и славим их за то, что они дали нам прекрасные картины или изваяния, то сколь большего уважения заслуживают те родители, которые дали Церкви, обществу и государству добрых и полезных сынов»5.
Таким образом, по «Домострою» семейные и родовые отношения в русской традиции вытекали из принципа соборности - одного из главных признаков жизни православных христиан. Церковь как бы проецировала родственные отношения на всех единоверцев. Все дети единого Бога - братья и сестры во Христе. Православная семья и род, таким образом, давали идеал соединения людей в своем наивысшем духовном проявлении.
Список литературы
1 Орлов А. С. Домострой // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. Т. II. Ч. 1. Литература 1220-х — 1580-х гг. — 1945. — С. 441—445.
2 В. С. Соловьев Национальный вопрос в России - Вып.1- Изд. 3 Санкт – Петербург - 1891 - С.28
3 Там же С.134
4 Там же С. 151
Информация о работе «Домострой» как культурно – нравственный базис русского православного общества