Детство и юность Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:57, реферат

Краткое описание

Формирование характера человека начинается с раннего детства, детские впечатления всегда оставляют глубокий след в душе человека и во многом определяют весь ход развития его личности, поэтому практически во всех работах, посвященных Ивану IV, особое место уделяется исследованию среды, в которой воспитывался будущий государь.

Прикрепленные файлы: 1 файл

детство и юность ивана грозого.docx

— 16.52 Кб (Скачать документ)

1. Детство и юность  Ивана IV

Формирование характера человека начинается с раннего детства, детские впечатления всегда оставляют глубокий след в душе человека и во многом определяют весь ход развития его личности, поэтому практически во всех работах, посвященных Ивану IV, особое место уделяется исследованию среды, в которой воспитывался будущий государь.

На долю царевича в детстве выпало много испытаний. Его отец, великий князь Василий III, умер в 1533 году, когда малолетнему Ивану было всего 3 года. Перед смертью Василий III издал приказ «…великое княжие сыну своему большому Ивану и наречие его сам при своем животе великим князем и приказа его беречь до пятнадцати лет своим боярам немногим» [2], то есть назначил опекунский совет, в который вошли представители знатнейших боярских родов. Опекуны Шуйский, Глинский, Захарьин и другие получили возможность управлять государством, не считаясь с мнением Боярской думы, что, естественно, привело к раздорам и борьбе за власть. Князь Юрий Дмитровский, брат покойного великого князя, предпринял попытку овладеть престолом, но был арестован. Едва похоронив мужа, Елена Глинская, мать Ивана IV, завела фаворита в лице конюшего боярина Овчины-Оболенского, которому удалось добиться решающего влияния в Думе.

В результате уже в 1534 году Михаил Глинский, глава опекунского совета был арестован по обвинению в убийстве Василия III. Был схвачен и умер в заточении Андрей Старицкий, последний законный претендент на трон (не считая, само собой, малолетнего царевича). Однако правление Глинской продолжалось недолго - в 1538 году она скончалась, возможно, княгиня была отравлена. Последующие годы ознаменовались непрекращающейся борьбой между Шуйскими и Бельскими, казнями и ссылками. Ужасно то, что все преступления совершались от имени царя.

Каждая смена власти не обходилась без жестокой расправы и кровопролития. Всё это видел юный царь, и можно только догадываться, какой глубокий след оставили данные события в его душе.

С самого раннего детства Иван видел вокруг себя только злых и жестоких людей. Он был совсем лишен ласки, добра и детских забав. Через всю жизнь Иван пронес обиду на родных дядьев, обращавшихся с ним с властным высокомерием. В его пытливом уме с юных лет шла колоссальная работа, давшая впоследствии страшный урожай кровавых злодеяний в пору его царствования. Вот что пишет об этом Ключевский: «В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности и одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне…» Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета. Иван рано усвоил привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих [3]. Иван начал с издевательств над животными. Он проливал кровь бессловесных тварей, а думал о мести злобным боярам. Царь рано почувствовал силу власти и осознал свое величие. Тринадцатилетний Иван решился бросить вызов Андрею Шуйскому. Ненавистного боярина юный царь приказал отдать на псарню, где тот был жестоко убит. С этого момента бояре стали бояться молодого государя, который, собрав вокруг себя сверстников, наводил ужас на всю столицу творимыми ими безобразиями. Многие историки отмечают неоправданную жестокость молодого Ивана: «Он бросал кошек и собак с крыши дворца и вырывал перья у птиц, выкалывал им глаза и разрывал туловище» [5]. Большое влияние на формирование личности Ивана IV оказал пережитый в детстве страх в 1542, когда у власти находилась группировка Бельских, сторонники Шуйского ночью неожиданно напали на митрополита Иоасафа, поддерживавшего их противников. Митрополит укрылся во дворце великого князя, но мятежники силой ворвались в спальню маленького государя, чем страшно его напугали. С другой стороны, во многом благодаря митрополиту Макарию, Иван IV пристрастился к чтению и к 16 годам поражал окружающих своими разносторонними знаниями. Тем не менее, систематического образования царевич не получил и оказался мало подготовленным к исполнению функций правителя обширной и могущественной державы, а окружали его случайные люди. Неудивительно, что свое совершеннолетие Иван IV ознаменовал опалами да казнями [6].

 

Итак, в 1546 году Иван IV достиг совершеннолетия, и для укрепления пошатнувшегося престижа власти было принято решение, что Иван IV официально примет титул царя, равнозначный императорскому титулу, что и было приведено в исполнение в 1547 году. Здесь следует подробнее остановиться на том, как молодой монарх относился к самой идее власти. Представления о происхождении власти Иоанн почерпнул из Священного Писания, которое изучал много и охотно. Он всегда наполнял свою речь цитатами из Библии, обрушивая на собеседника поток имен, текстов и разнообразных примеров. В послании князю Курбскому Иван IV четко излагает свои взгляды на государственную власть. Снова обратимся к Ключевскому: «С детства затверженные автором любимые библейские тексты и исторические примеры все отвечают на одну тему, все говорят о царской власти, о ее божественном происхождении, о государственном порядке, об отношениях к советникам и подданным, о гибельных следствиях разновластия и безначалия». «Несть власти, аще не от бога» [7].

 

Теория эта, однако не имела практической основы и потому, как считает Ключевский, превратилась в «орудие личной злости, безотчетного произвола» [8]. Вскоре после помазания Ивана IV на царство произошло событие, которое сильно повлияло на дальнейшее развитие мировоззрения царя и вместе с тем, по мнению некоторых историков, завершило собой период боярского правления. Летом 1547 года в Москве начался мятеж, вызванный недовольством злоупотреблениями властей. В столице вспыхнул пожар, который уничтожил большую часть построек. В поджоге обвинили бабку царя, Анну Глинскую. Разъяренная толпа двинулась к царской резиденции на Воробьевых горах, требуя выдачи преступницы. Род Глинских пал и был отстранен от управления страной. Легенда гласит, что во время пожара и волнений к царю явился священник Сильвестр, один из приближенных митрополита Макария, указывая Ивану, что пожар Москвы он должен понимать как наказание Господне за его царские грехи. Сильвестр потряс душу молодого царя и овладел его волею.

 

То, что произошло потом, не поддается никаким объяснениям: Иван затих и раскаялся. Двадцатилетний царь решил покаяться перед народом. Собрав представителей из всех городов, Иван произнес: «Люди Божии и нам Богом дарованные! Молю вашу веру к нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только впредь спасать вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте чего уже нет и не будет! Оставьте ненависть, вражду; соединимся все любовию христианской. Отныне я судия ваш и защитник». [11]

 

Священник Сильвестр и Алексей Адашев собрали преданных государственным интересам дворян и назвали этот круг лиц Избранной радой. Теперь царь все свои приказы согласовывал с ней. Если вопросы были очень важными, созывали Земские соборы, состоявшие из купцов и ремесленников. Боярскому правлению пришел конец.

 

Вскоре был проведен ряд реформ, касавшихся органов центрального управления государством, порядка управления городами и волостями, военных преобразований, земельного законодательства, а также был принят новый Судебник. Реформы Ивана IV заслуживают отдельного подробного рассмотрения, но не являются предметом данного реферата, и поэтому я не стану на них останавливаться, равно как и на внешнеполитических аспектах деятельности Ивана Грозного. В том же 1547 году царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой, по-видимому единственной женщине, которую он по-настоящему любил.

 


Информация о работе Детство и юность Ивана Грозного