Демографическое положение Европы, во времена Тридцатилетней войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:47, реферат

Краткое описание

Цель работы: установление численности погибшего населения во времена Тридцатилетней войны.
Задачи: 1) Рассмотреть общую демографическую картину, во времена Тридцатилетней войны.
2) Рассмотреть положение в Германии, как того государства, где население пострадало в большей мере, чем в других государствах.
3) Рассмотреть смертность и рождаемость в Европе за 17 век.

Содержание

Введение………………………………………….4
Демографическая ситуация в Германии………..5
Рождаемость и смертность в Европе…………....9
Вывод…………………………………………….12
Список литературы……………………………...13

Прикрепленные файлы: 1 файл

tridtsatiletnyaya_voyna.docx

— 30.51 Кб (Скачать документ)

                                                

                                               Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

«Демографическое положение Европы, во времена   Тридцатилетней войны»

(реферат)

 

 

 

                                                                     Подготовила: студентка 2 курса  
                                                                                                             группы ИИ12-07БФ 
                                                                                                           Бурдинская Анастасия 
 
                                                                              Преподаватель: Тарасов М. Г.                    

 

 

 

                                                             Красноярск 2013.

Содержание:

  1. Введение………………………………………….4
  2. Демографическая ситуация в Германии………..5
  3. Рождаемость и смертность в Европе…………....9
  4. Вывод…………………………………………….12
  5. Список литературы……………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы: установление численности погибшего населения во времена Тридцатилетней войны.

Задачи: 1) Рассмотреть общую демографическую картину, во времена Тридцатилетней войны.

2) Рассмотреть  положение в Германии, как того  государства, где население пострадало  в большей мере, чем в других  государствах.

3) Рассмотреть  смертность и рождаемость в Европе за 17 век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение.

Точных данных о потерях сторон в Тридцатилетней войне нет. По мнению ряда демографов, общая численность населения Германии за 1618 - 1648 годы уменьшилась на четверть или даже на треть. По некоторым оценкам, французская армия потеряла в Тридцатилетней войне 80 тысяч убитых и раненых, включая войска, действовавшие в Нидерландах и на испанской границе. Из этого числа лишь половину составили французы, а другую половину - шведы, гессенцы и другие германские наемники, воевавшие под французским флагом и на французские деньги. Австрийская и испанская армии в этой войне потеряли вместе более 120 тысяч убитых и раненых. Во всех армиях потери от болезней многократно превышали боевые потери. Тридцатилетняя война принесла наибольшие страдания народу Германии, на территории которой разворачивались основные боевые действия.

Вся вторая половина войны, после битвы при Нёрдлингене, характеризовалась тем, что войска больше теряли людей от голода и болезней, чем в бою. Большинство регионов Германии были настолько разорены, что не могли предоставить достаточно припасов для длительного постоя многотысячных армий. Стороны удерживали постоянно только некоторые базовые районы (Швеция - балтийское побережье, имперская армия - наследственные владения Габсбургов, Франция - Эльзас), откуда совершали глубокие рейды на территории Германии, доходя порой до неприятельских базовых районов, но не будучи в состоянии их удержать. Это истощало всех участников войны и постепенно вынудило их заключить компромиссный мир.

Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло от 5 до 7 млн человек. Многие регионы страны были опустошены и долгое время оставались безлюдными. Сокрушительный удар был нанесён производительным силам Германии. Шведы сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы, рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародёров являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет.

 

В армиях противоборствующих сторон свирепствовали эпидемии — неизменные спутники войны. Постоянные перемещения солдат, а также бегство мирного населения приводили к тому, что болезни распространялись далеко от очагов заболевания. Информация о многочисленных эпидемиях сохранилась в приходских книгах и налоговых отчётах. Вначале эта проблема проявлялась локально, но когда датская и имперская армии встретились в Саксонии и Тюрингии в 1625—1626 годах, количество заболевших стало быстро расти. Местные хроники упоминают о так называемой «венгерской болезни» и «главной болезни», которые идентифицировались как сыпной тиф. После столкновений Франции и Габсбургов в Италии север итальянского полуострова охватила бубонная чума. Во время осады Нюрнберга армии обеих сторон поразила цинга и сыпной тиф. В последние десятилетия войны Германия была охвачена постоянными вспышками дизентерии и сыпного тифа.

 

 

 2. Демографическая ситуация в Германии.

 Тридцатилетняя война причинила колоссальный ущерб германскому населению. Почти вся Германия сделалась ареной военных действий. В первый период войны пострадала, главным образом, Богемия, затем война перекинулась к берегам Рейна. Позднее значительная часть Пруссии (Шлезвиг, Бранденбург, Силезия) оказалась ареной войны. Вторая половина войны принесла разорение другим частям Германии. Войска Густава Адольфа, высадившись в Штеттине, прошли сначала по Одеру, затем по Эльбе. Далее, пострадали Саксония и Бавария. К 1639 г. разрушение страны достигло высшего предела. Ежедневно горели сотни деревень. Например, один шведский генерал сжег 800 богемских деревень. В одном Заацском округе насчитывалось 400 деревень, превращенных в пепел. Подсчитано, что всего шведами во время этой войны сожжено и разрушено 1976 замков, 1629 городов, 18 310 деревень. Наибольшее количество деревень было разрушено в Бранденбурге— 5 тыс., в Померании, Мекленбурге и Голштинии — 2 041, в Кельне, Меде, Трире — 2 033, в Мейсене — 1 386, в Силезии — 1 025, в Вестфалии— 1 019.

Помимо этого, в 1626 и 1634 гг. разразилась эпидемия чумы.

Изнурительная война привела к ужаснейшему голоду. О силе этого голода образно рассказывает Шерр ( Scherr ) в своей «Истории германской культуры» . В 1636—1637 гг. во многих местах Германии люди выкрадывали трупы повешенных и даже выкапывали мертвецов, чтобы насытиться человеческим мясом. Братья пожирали убитых ими сестер, дочери—своих умерших матерей. родители убивали своих детей, чтобы их съесть. Возникли банды, которые охотились на людей, как на диких зверей. Когда одна такая банда была поймана, у нее нашли кастрюли с человеческими руками, ногами, приготовленными для еды .

Насколько же сократилось население Германии за 1618— 1648 гг.? Определить сколько-нибудь точно размеры этого сокращения не легче, чем определить потерю от чумы 1348—-1349 гг. Приведем некоторые материалы, которые могут помочь подойти к более правильной оценке.

Сначала приведем различные мнения по этому вопросу. Большинство историков склонны весьма преувеличить влияние Тридцатилетней войны на численность населения. Так, историк Мен-цель ( Menzel ) полагает, что население сократилось наполовину, а может быть даже на две трети. Историк Шерр пишет: в 1618 г. население Германии составляло, вероятно, 16—17 млн., в 1649 г. оно сократилось почти до 4 млн., т. е. в 4 раза. Абсолютная величина уменьшения населения, по Шерру, составила 12—13 млн. человек. Инама-Штернегг при этом замечает: «Эта огромная цифра является правдоподобной». Русский историк С. Д. Сказкин также считает, что в результате войн Германия потеряла три четверти своего населения Статистики не расходятся с историками. Фиркс пишет о падении численности населения с 25 млн. до 12 млн. Баллод считает, что население снизилось с 20 млн. до 7—8 млн. Принцинг указывает, что население Германии сократилось наполовину. Рюмелин считает, что население Германии войной было не ниже 25 млн., а после войны упало больше чем вдвое. Приведенные оценки недалеко отстоят от записей хроникеров, которые имеют «профессиональную» склонность преувеличивать влияние исторических событий. Например, в Бадене летописец Мэйлингер ( Maillinger ) сообщает о гибели половины населения.

Лишь немногие авторы дают меньшие цифры убыли. Среди них Стракош-Граосман , выдвинувший цифру в 7,5 млн. человек, т. е. треть всего населения Германии. С этой оценкой убыли соглашается Момберт , полагая при этом, что германское народное хозяйство пришло в упадок еще до Тридцатилетней войны.

Особняком стоит Гёнигер, который вообще отрицает возможность какой-либо значительной убыли населения за время Тридцатилетней войны. При этом Гёнигер ссылается на материалы по Курсаксену; по этому курфюршеству число мужчин возросло с 25 965 в 1608 г. до 46 317 в 1659 г. Кроме того, Гёнигер ссылается на тот факт, что количество студентов в немецких университетах в 1616—1620 гг. составляло 7 740 человек, в 1635— 1640 гг.— 4 298, а в 1651 —1658 гг.— 7 806 человек, т. е. больше, чем до войны.

Однако другие имеющиеся материалы говорят об убыли, а не о росте. Например, Шванеке для Магдебурга исчислил падение населения на 46,2% для сельских местностей и 55—60% для ряда городов 10 . Другой исследователь, Кафан ( Kaphan ), определяет для Альтмарка убыль сельского населения в 40%.

Имеющиеся материалы по Пфальцу и Вюртембергу дают значительные цифры убыли. Так, в Пфальце до войны было 500 тыс. человек, а после —- только 48 тыс., в Вюртемберге до войны — около 450 тыс. человек, после войны—свыше 100 тыс. Однако аз этого вовсе нельзя делать вывод о большом падении численности населения. Низкая численность населения после войны говорит о том, что большинство жителей разбежалось, временно поселившись в районах, менее задетых войной. После окончания войны многие вернулись в родные края; это видно хотя бы на примере роста населения Вюртемберга (по материалам церковных подушных списков) *:

Не вся Германия подверглась разрушению в одинаковой степени. Некоторые районы пострадали мало, и население в них убыло значительно меньше. Например, в Гессен-Дармштадте плотность населения упала с 28,3 в 1629 г. до 25,5 в 1669 г. Здесь падение численности всего на 10%. Правда, надо иметь в виду, что 1629 год—это 11 лет после начала войны, а 1669 год — это 21 год после ее конца. Действительный ущерб от войны был в этих районах, наверное, значительно больше 10%.

Говоря о влиянии Тридцатилетней войны, отметим еще непосредственные военные потери: число убитых было свыше 300 тыс., т е. около 10 тыс. в год; это составляет небольшой процент в отношении к населению. Значительно более разрушительные по следствия имела чума. В 1626 г. в одном Вюртемберге от чумы умерло 26 тыс. человек, т. е. двенадцатая часть всего населения. В 1634 г. чума в деревнях района Фрайзинг из 400 человек оставила в живых лишь 20.

Подходя к оценке ущерба от войны, целесообразно провести параллель с эпидемией чумы в 1348—1349 гг. С одной стороны, ущерб от войны более чувствителен, так как война вносит разруху в хозяйственную жизнь страны, дезорганизует ее и уничтожает материальные ценности (сожжение домов, разбои и гра­бежи, разрушение дорог, мостов и т. д.); всего этого нет при эпидемии чумы. Но, с другой стороны, война длится значительно больше, чем эпидемия. Эпидемия 1348—1349 гг. длилась 7—8 месяцев, а война 1618—1648 гг. — 30 лет. На протяжении всего 30-летнего периода население не теряло способности к размножению; рождаемость хоть и упала, но далеко не до нуля.

Население Германии значительно уменьшилось; в Вюртемберге, напр., население с 400000 дошло до 48000; в Баварии оно также уменьшилось в 10 раз.

 Завершающая часть  войны с 1635 по 1648 г. была самой  разрушительной. Франко-шведская армия  наконец взяла верх, однако их  целью было, казалось, поддержание  войны, а не решительный удар  по их противнику. Отмечено, что  французы и шведы редко вторгались  в Австрию и никогда не разоряли  земель императора так, как они  разграбили Баварию и территорию  Центральной Германии. Такая война  требовала больших талантов в  мародерстве, чем в сражении. Каждую  армию сопровождали «сочувствующие»  – в лагере жили женщины  и дети, в обязанности которых  входило сделать быт армии  наиболее комфортным, чтобы у  солдат не исчезало стремление  к победе. Если не брать в  расчет частенько свирепствовавшие  в военных лагерях эпидемии  чумы, то жизнь военных в середине XVII в. была намного более спокойна  и удобна, чем горожан. Многие  города Германии стали в ту  эпоху военными мишенями: Марбург  был захвачен 11 раз, Магдебург осаждался 10 раз. Впрочем, горожане имели возможность  спрятаться за стенами или  перекупить нападающих. С другой  стороны, крестьяне не имели иной  возможности, кроме как убежать  прочь, поэтому они страдали от  войны больше всех. Общие потери  в численности населения были  ошеломляющими, даже если не брать  в расчет намеренное преувеличение  этих цифр современниками, которые  сообщали об убытках или требовали  освобождения от налогов. Города  Германии потеряли более одной  трети населения, в течение войны  крестьянство уменьшилось на  две пятых. По сравнению с 1618 г. в империи в 1648 г. проживало на 7 или 8 миллионов населения меньше. До начала XX в. ни один европейский  конфликт не приводил к таким  людским потерям.

 

 

3. Рождаемость  и смертность в Европе в 17 веке.

По-прежнему чрезвычайно высока была детская смертность. Так, материалы Лондона первой половины XVII в. показывают, что из 100 родившихся выживали до 16-летнего возраста лишь 40 человек. В имущих слоях картина была несколько более благоприятной; в Голландии, например, в знатных семьях из 100 детей доживали до 15 лет  61 ребенок. Рождаемость в целом была относительно высокой, и здесь по-прежнему значительную роль играли дети, рожденные вне брака; количество браков, как и прежде, было сравнительно невелико .

Продолжительность жизни оставалась небольшой: в тех же знатных нидерландских семьях из ста родившихся доживали до 50-летнего возраста  в XVII в. — 25 человек. Интересны суммарные данные по Лондону первой половины XVII в. Здесь из каждых 100 родившихся горожан выживало до 26 лет 25 человек, до 46 — 10 и до 76 лет — 1 человек. Свести эти (и другие) факты в какую-либо обобщающую систему трудно, однако несомненно, что в XVII в. в подавляющем большинстве стран средняя продолжительность жизни была ниже, чем в предыдущем столетии. И основную роль в этом сыграли голодовки, эпидемии и особенно войны.

В XVII в. эпидемии приобрели, особенно в крупных городах (Лондон, Милан), характер настоящих демографических катастроф. Так, в Лондоне в 1603 г. от чумы умирал каждый пятый, а в 1625 г. — каждый шестой горожанин. Особенно большой ущерб нанесла эпидемия 1629— 1631 гг., обошедшая Францию, Испанию, Италию и Швейцарию. Появились новые массовые заболевания — «потливая болезнь» (невыясненной этиологии), на протяжении XVI в. четырежды косившая население континента и Британских островов, сифилис, тиф, смертность от которого не уступала, а нередко и превышала смертность от чумы.

Последствия разрушительных войн предыдущего времени, (Гугенотские, Итальянские войны, Реформация в Германии, Нидерландская революция), участившиеся недороды, эпидемии, 30-летняя война и другие события резко сказались на численности населения; уровень его во многих странах к середине столетия ненамного превышает цифры начала века или даже несколько отстает от них; и лишь во второй половине XVII в. снова намечается тенденция к росту населения континента.

 В XVII в. рост городского  населения притормаживается. В связи  с эпидемиями этого столетия  население многих городов катастрофически  уменьшилось. Так, число жителей Венеции после чумы 1630 г. снизилось до 100 тыс. человек. Еще больший удар нанесла эта эпидемия Милану; по мнению современников, возможно, преувеличенному, она унесла жизни трех четвертей жителей. Невиданно тяжелые последствия имела также «Великая чума» 1665 г. для Лондона.

Наибольшего размаха достигали миграции, вызванные религиозными преследованиями. В 1609 г. несколько сот тысяч морисков покинули Испанию. Во время 30-летней войны австрийские лютеране массами переселялись во Франконию и другие протестантские земли. В предыдущем столетии десятки тысяч беженцев из Испанских Нидерландов уходили пешком на север и переправлялись через Ла-Манш; за XVI в. население Голландии выросло вдвое — в значительной степени за счет выходцев с юга. Периодические изгнания евреев из земель испанской короны (Неаполитанского королевства, Миланского герцогства) привели к постоянному миграционному потоку их в северные области континента. Сама же Испания пополнялась беженцами — католиками из Ирландии, спасавшимися от преследований англичан. В Германии в XVI в., как и прежде, население западных областей переселялось на восточные земли. Масштаб переселения не уступал колонизационному движению XIII—XIV вв., однако теперь в нем значительную роль играли религиозные моменты: происходило массовое переселение меннонитов, гуттеритов и представителей других сект, подвергавшихся преследованию на старых местах и искавших «землю обетованную.

Информация о работе Демографическое положение Европы, во времена Тридцатилетней войны