Декабристы в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:55, реферат

Краткое описание

Целью работы является анализ движения декабристов.
Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:
1. Формирование общего мировоззрения декабристов и их педагогических взглядов;
2. Дать характеристику просветительско-педагогической деятельности декабристов после разгрома восстания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов……………….…………5
1.1 Обстоятельства 14 декабря 1825 года………………..…………….………..5
1.2 Условия жизни в Сибири………………………….……………..………….12
Глава 2. Основные направления деятельности декабристов в Сибири…...….17
2.1 Просветительская деятельность декабристов в Сибири……………..……17
2.2 Жены декабристов и их деятельность………………………..…………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Декабристы в сибири.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Так, М.И.Муравьев – Апостол, прибывший в 1828 году в Вилюйск, занялся  устройством школы для детей разных сословий и национальностей. Декабрист обучал их чтению, письму и арифметике, а за неимением удовлетворительных учебников сам составил несколько учебных пособий.

Один из пионеров применения в России системы взаимного обучения В.Ф.Раевский, проживший в с.Олонки с 1828 года до конца своих дней, на свои скромные средства нанял помещение и учителя и стал разъяснять крестьянам пользу просвещения. Однако успех к нему пришел не сразу, поскольку власти внушали населению, что от грамоты происходит “помрачение ума”. Однако вскоре школу начали посещать не только дети, но и взрослые, что “по тем временам было удивительно”.

Широко развернул просветительскую деятельность с выходом на поселение  Д.И.Завалишин – бывший преподаватель  Кадетского корпуса (1821 – 1823 гг.). Его общественной активности в значительной мере обязано Забайкалье открытием ряда сельских приходских училищ, возобновлением работы в Чите казачьей и солдатской школ, закрытых из – за недостатка учебников: декабрист за свой счет снабдил их учебными пособиями и работал в них учителем.

Декабристы считали, что  в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому  они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Братья Н. и М.Бестужевы еще при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского завода были инициаторами трудового обучения детей. Они приучали своих учеников к труду и порядку, не различая их по происхождению.

И.Д.Якушкин, как и другие декабристы, значительно расширил свое образование в “каторжной академии”. Выйдя из Петровского каземата и поселившись в 1836 году в Ялуторовске Тобольской губернии, он уделял много внимания самообразованию, особенно в области естественных наук, и искал случая приступить к реализации своих педагогических идей и просветительских планов, вытекавших как из программных идей декабристов, так и из его личных наклонностей. Вскоре ему удалось обойти запрет на занятия педагогической деятельностью. В Ялуторовск был переведен молодой протоиерей С.Я.Знаменский, знакомый тобольских декабристов, достаточно образованный для своего времени и прогрессивно настроенный человек .

Протоиерей поддержал  идею И.Д.Якушкина об организации школы. Опираясь на синодские указы 1836 – 1837 гг. об открытии церковно–приходских училищ и ходатайство тобольских декабристов перед архиереем и губернатором, он в октябре 1841 года получил разрешение на открытие школы. Новое училище должно было “приготовлять “детей священников и церковнослужителей, проживающих в городе и окрестностях, к поступлению в семинарию и вместе с тем доставить возможность учиться мальчикам, не имеющим права поступать или по недостатку своему не поступающим в уездные училища”.

Вопрос о женском  просвещении, поставленный на повестку дня передовой мыслью России, волновал и сибирскую общественность. Однако сопротивление консервативных сил было так велико, что в первой четверти XIX века не было открыто ни одной женской школы. Количество же девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами. И только во второй четверти XIX века, уже в значительной мере под влиянием декабристов, в Сибири появилось несколько женских учебных заведений: Сиропитательный дом Медведниковой и Институт для “девиц благородного и духовного звания в Иркутске. Однако их состав был крайне малочисленным. В учебных заведениях, по данным А.Саблина, обучалось не более 150 человек.

Несмотря на препятствия  местных властей, ялуторовским декабристам  удалось 1 июля 1846 года открыть школу и для девочек, именовавшуюся “духовным приходским училищем для девиц всех сословий”. Ее идейным руководителем тоже был Д.И.Якушкин, а учителем формально числился все тот же дьячок Седачев. Для работы в школе были привлечены жена декабриста А.В.Ентальцева и ученицы И.Д.Якушкина А.П.Созонович и О.Н.Балакшина.

Деятельность ссыльных декабристов охватывала все стороны  общественной жизни Сибири, вовлекая представителей местного общества. Постоянные негласные связи с Центральной  Россией, с родными и близкими декабристы смогли установить при содействии друзей из местной среды. Такие нелегальные связи были необходимы политическим изгнанникам для информации о происходящих в стране и за рубежом событиях, для пересылки литературных произведений, а позднее – для получения и распространения вольных изданий А.И.Герцена и другой запрещенной литературы. С другой стороны, передовые круги забайкальского общества привлекали декабристов к своим прогрессивным начинаниям, в частности к сотрудничеству в рукописных и печатных изданиях края.

Декабристы хотели быть полезными, деятельными, “а не тунеядными”, поэтому просили разрешения печататься, на что Бенкендорф ответил: “ …Я считаю неудобным дозволять государственным  преступникам посылать свои сочинения  для напечатания в журналах, ибо сие поставит их в сношения, несоответственные их положению”8.

В обстановке постоянного  полицейского надзора, не имея возможности  выступать в центральной периодической  печати, декабристы поддерживали сибирских  литераторов в их намерении издавать свои журналы и газеты.

Идея создания альманаха  с символическим названием “Зарница”  принадлежала П.А. Муханову. Он предполагал  включать в альманах повести , стихи  и басни, написанные в тюремных казематах  П.С.Бобрищевым - Пушкиным, А.П.Барятинским, В.Л.Давыдовым, Ф.Ф.Вадковским, В.П.Ивашевым и другими. Но альманах так и не был выпущен, а рукописи, приготовленные для него, затерялись.

В последующие годы в  Восточной Сибири появилась серия  рукописных изданий: сатирическая газета сибирского писателя С.И.Черепанова в  Тунке, “Домашний собеседник” Н.И.Виноградского в Иркутске, “Метляк” А.И.Орлова в Верхнеудинске. В связи с переводом в Иркутск Орлов намеревался и там выпускать журнал, подобный “Метляку”.

Декабристы сделали  все, чтобы пробудить интерес  к политической и культурной жизни  не только в среде сибирской городской интеллигенции, но и сельского населения.

Одним из благотворных влияний  декабристов на сибирское общество было их сдерживающее воздействие на местную администрацию. При декабристах  чиновники административного аппарата уже не решались идти на неограниченный произвол. Д.И.Завалишин, поселенный в Чите, с начала организации и образования Забайкальской области в 1851 году, принимал непосредственное участие в делах области или оказывал на них то или иное влияние. Через Д.И.Завалишина многие его товарищи, в частности, братья Бестужевы, не раз помогали обращавшимся к ним за советом или помощью крестьянам и местным жителям.

2.2  Жены декабристов и их деятельность

Декабристам много помогали на каторге и в ссылке выехавшие  в Сибирь за мужьями жены. Их было одиннадцать, этих героических женщин.

24 июля 1826 года из великолепного  особняка на Английской набережной  в Петербурге выехала в Сибирь 26-летняя дочь графа Лаваля, княгиня  Екатерина Ивановна Трубецкая.  Эта выросшая в роскоши аристократка первая последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем-декабристом С.П.Трубецким.

Вслед за нею из дома Волконских на набережной Мойки в Петербурге выехала к мужу С.Г.Волконскому  в Нерчинские рудники двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь известного героя 1812 года генерала Н.Н.Раевского.

Через день после нее  выехала к мужу в Сибирь Александра Григорьевна Муравьева, дочь графа  Г.И.Чернышева. А.С.Пушкин направил с  нею в Сибирь два послания: одно — декабристам, «Во глубине сибирских руд...», другое — лицейскому товарищу, «другу бесценному» И.И.Пущину.

И вслед за ними одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов: Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, А.И.Давыдова, А.В.Ентальцева, М.К.Юшневская и А.В.Розен. Среди этих замечательных женщин, к примеру, были еще две совсем юные француженки. Почти не зная русского языка, они отправились в суровую Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого давно любили: Полина Гебль вышла на каторге замуж за И.А.Анненкова, Камилла Ле-Дантю — за В.П.Ивашева9.

В далекой Сибири эти  хрупкие на вид женщины начали строить свою новую жизнь и  вместе с декабристами-каторжниками и ссыльнопоселенцами самоотверженно несли свой крест. Лишенные, по существу, всех прав, жены декабристов на протяжении долгих лет своей сибирской жизни не переставали бороться вместе с мужьями против произвола чиновников, за право на человеческое достоинство в условиях ссылки, помогая тем, кто нуждался в их помощи. Жены декабристов — дочери из известных дворянских родов — держали себя гордо, свободно и подчеркнуто независимо в отношении сибирского начальства, большого и малого, которое не только вынуждено было считаться, но и боялось их.

В этих женщинах, в их моральном авторитете и силе воле декабристы находили особую поэзию жизни.

«Главное, — писал  И.И.Пущин с каторги, — не надо утрачивать поэзию жизни, она меня до сих пор поддерживала...». Правда, не всем женам декабристов суждено  снова увидеть родину и своих  оставленных дома детей и близких, но вернувшиеся сохранили ясность сердца — сквозь долгие годы страданий, надежд и разочарований, грустных воспоминаний о прошлом и тягостных мыслей об ускользающей жизни...

Николай I не был провидцем: будущего он не мог знать, да и самое  печальное пророчество, впрочем, показалось бы ему скорее всего преступным. Ведь уже при его несчастном правнуке и тезке Николае II свершилась скоротечная и непонятная «революция кастрюль». Так монархисты прозвали знаменитый русский февраль, покончивший с российским самодержавием; ведь зачинателями русской демократической революции 1917 года на улицах Питера явились опять же русские женщины, в один из морозных февральских дней выдвинувшие требования «хлеба и мира» под звон опорожненных кастрюль. Этот звон был прощальным по последнему Николаю и погребальным по русской монархии. У истории своя логика — через несколько месяцев Россия будет провозглашена республикой, ее ждет немало суровых испытаний, но все это будет потом, а пока мы с удивлением и гордым трепетом сердца вспоминаем и пишем скудные строки о героических дворянских женах, выполнивших свой супружеский долг до конца...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Попытка декабристов  преобразовать Россию революционным  путём была оборвана трагическим  разгромом восстания на Сенатской  площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

Декабристы всегда считали  Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния “восточных сибирских народов” и способствование “к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности”.

Декабристы сделали  бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным  начинаниям не противодействовали представители  царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бахаев В.Б. Общественно  – просветительская и краеведческая  деятельность декабристов в Бурятии.  Новосибирск, «Наука»,1989 .

2. Бестужев Н.А. Статьи  и письма. М.:Просвещение, 1988.

3. Волк С.С. Исторические  взгляды декабристов. М.:Мысль, 1998.

4. Восстание декабристов.  Том 7. М. – Л.:Наука, 1988.

5. Галактионов А.А., Никандров  П.Ф. Русская философия IX –  XIX веков. Л.: ЛГУ, 1989 .

6. Декабристы: Биографический  справочник. М., «Наука», 1988.

7. Декабристы и русская  культура. Ленинград, «Наука», 1986.

8. Дружинин Н.М. Декабрист  И.Д.Якушкин и его ланкастерская  школа. В кн.: В сердцах Отечества  сынов. Иркутск, 1985.

9. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, «Наука», 1987.

10. Записки, статьи, письма  декабриста И.Д.Якушкина. М.:Знание, 1987.

11. История Сибири. Том  2. Л.: «Мысль», 1988.

12. Иллерицкий В.Е. Революционная  историческая мысль в России (домарксистский  период). М., «Мысль», 1974.

13. Литературное наследие  декабристов. М., «Наука», 1996 .

14. Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1989.

15. Общественная мысль  в России XIX века. Л., «Наука», 1986.

16. Окунь С.Б. Ссыльные  декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985.

17. Орлик О.В. Декабристы  и европейское освободительное движение. М., «Мысль», 1985.

1 Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М.:Мысль, 1998.

2 Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1989.

3Бахаев В.Б. Общественно – просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. Новосибирск, «Наука»,1989 .

4 Дружинин Н.М. Декабрист И.Д.Якушкин и его ланкастерская школа. В кн.: В сердцах Отечества сынов. Иркутск, 1985.

5 Декабристы и Сибирь. Новосибирск, «Наука», 1987.

17. Орлик О.В. Декабристы  и европейское освободительное  движение. М., «Мысль», 1985.

6 Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985.

 

7 Записки, статьи, письма декабриста И.Д.Якушкина. М.:Знание, 1987.

8 Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985.

Информация о работе Декабристы в Сибири