Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:47, доклад
В 1938 году началась третья пятилетка. Перспективы социально-экономического и политического развития страны на 1938 — 1942 годы определил XVIII съезд ВКП(б), проходивший в марте 1939 года. Планом предусматривалось расширить объем промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшить организацию труда, в области политической — совершенствовать советскую демократию, воспитательные функции Советов.
БССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В 1938 году началась третья пятилетка. Перспективы социально-экономического и политического развития страны на 1938 — 1942 годы определил XVIII съезд ВКП(б), проходивший в марте 1939 года. Планом предусматривалось расширить объем промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшить организацию труда, в области политической — совершенствовать советскую демократию, воспитательные функции Советов. Большое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны. Однако главная задача — догнать и перегнать развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения, носившая явно пропагандистский характер, не подкреплялась существующей материальной базой.
В соответствии с третьим пятилетним планом СССР был составлен и план народнохозяйственного развития БССР на 1938 — 1942 годы. В нем предусматривалось продолжение курса на дальнейшую индустриализацию республики, наращивание темпов экономического развития, оснащение промышленности и сельского хозяйства новой техникой. Планировалось строительство крупных предприятий. Общий объем валовой продукции промышленности предполагалось увеличить в 1,5 раза по сравнению с
1937 годом. Особое внимание уделялось развитию энергетической базы. В области сельского хозяйства предусматривалось удвоение урожайности сельскохозяйственных культур, рост производства на 60 процентов, повышение продуктивности животноводства, укрепление колхозов. Важнейшей социальной задачей было повышение материального и культурного благосостояния народа.
Третья пятилетка, как и предыдущие, выполнялась как за счет энтузиазма рабочего класса и крестьянства, так и усиления командно-административных и репрессивных мер. Массовый характер приобрело социалистическое соревнование. В республике получило распространение движение за многостаночное обслуживание, за совмещение профессий, досрочное выполнение третьей пятилетки. В 1940 году новаторы производства составляли почти половину всех рабочих промышленности.
С другой стороны, в предвоенные годы усиливалась репрессивная политика, проводимая под маркой обличения лодырей, прогульщиков, бракоделов, нарушителей дисциплины, резкой критики безответственности, бесхозяйственности. В 1938 году администрация предприятия получила право увольнения работников за опоздание на 20 минут, а в 1940 году за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин применялась уголовная ответственность. Выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству. Устанавливался восьмичасовой рабочий день, семидневная рабочая неделя. Рабочий фактически лишался права на свободный выбор трудовой деятельности и юридически прикреплялся к предприятию.
И все же, несмотря на трудности, экономика Белоруссии наращивала темпы роста. Осуществлялось значительное по масштабам строительство. Возникали новые фабрики и заводы, электростанции, реконструировались предприятия деревообрабатывающей, текстильной, пищевой промышленности, транспорта. В числе крупнейших предприятий, построенных за пятилетку, были Минская, Могилевская, Кричевская ТЭЦ, Бобруйский, Гомельский, Борисовский деревообрабатывающие комбинаты, Гомельский стеклозавод, Могилевский завод искусственного волокна, Витебская швейная фабрика «Знамя индустриализации» и ряд других. Произошли изменения в территориальном размещении промышленности. Помимо важнейших индустриальных центров (Минск, Гомель, Витебск, Могилев), выросли новые — Бобруйск, Борисов, Речица, Кричев и другие.
В целом к 1941 году Белоруссия представляла собой индустриально-аграрную республику. Ее промышленность выпускала металлообрабатывающие станки, сельскохозяйственную технику, радиоаппаратуру, цемент, трубы, стройматериалы, швейные изделия и другую продукцию. Удельный вес промышленной продукции в 1940 году составил 80 процентов в общем объеме продукции народного хозяйства.
Прирост промышленной продукции по БССР к 1940 году увеличился в 8,8 раз, по СССР — в 7,7 раза, мощность электростанций соответственно в 24,3 и 9,8 раза.
Экономика Белоруссии была составной частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. Она поставляла в другие республики сельскохозяйственные машины, станки, различные виды обработки древесины, изделия легкой промышленности, лен, спирт, а также продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства. Из промышленных центров страны в Белоруссию ввозилось промышленное оборудование, черные и цветные металлы, каменный уголь, нефтепродукты. Союзные республики оказывали помощь в подготовке специалистов, направляли кадры квалифицированных рабочих и инженеров.
Рост промышленности требовал постоянного пополнения рабочего класса. В 1940 году он составлял 239 тысяч человек, что в 4 раза больше, чем в 1928 году. Как и в предыдущие годы, основным источником пополнения рабочего класса были выходцы из деревни. Значительно повысились квалификация и культурный уровень рабочих. Однако в целом их профессиональная подготовка оставалась низкой. В 1940 году квалифицированные рабочие сложных профессий составляли только V5 часть от общего числа промышленных рабочих. Тогда же были приняты меры по организованной подготовке новых рабочих. В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 октября 1940 года «О создании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР» учащиеся школ ФЗО (фабрично-заводского обучения), ремесленных и железнодорожных училищ составляли трудовые ресурсы государства, которые в плановом порядке распределялись по отраслям народного хозяйства. Все учащиеся, независимо от вида набора, считались мобилизованными. Они не могли самовольно оставить школу или училище и по окончании учебы обязаны были отработать четыре года на государственном предприятии.
В целом в предвоенные годы достижения республики в экономике были значительными. Это явилось результатом напряженного созидательного труда белорусского народа. Они могли быть и значительно выше, если бы не сталинский волюнтаризм, порочные методы руководства, неимоверные людские жертвы.
К концу 30-х годов произошли существенные перемены и в белорусской деревне. Оценивая их критически, не умалчивая негативных последствий коллективизации, необходимо отметить, что они носили характер настоящей революции в социально-экономических отношениях, во всем укладе крестьянской жизни. Преобразования в сельском хозяйстве на основе коренной технической реконструкции в конечном итоге должны были привести к подъему общей культуры деревни, повышению благосостояния крестьян.
Несомненно, определенные положительные достижения коллективизация имела. В предвоенные годы в сельском хозяйстве Белоруссии появилось много новых тракторов, комбайнов, автомобилей и другой техники. Только за три года третьей пятилетки в республике было создано 116 МТС. Оснащение сельского хозяйства новой техникой, развитие его энергетической базы дали возможность осуществить механизацию основных сельскохозяйственных работ. В 1940 году МТС республики обрабатывали 94 процента посевных площадей обслуживаемых колхозов. В МТС и совхозах работали более 27 тысяч трактористов, комбайнеров, шоферов. Был достигнут некоторый сдвиг в развитии колхозного животноводства. Началось осушение болот.
К1941 году в республике насчитывалось более 10 тысяч колхозов, 92 совхоза, 316 МТС. Коллективной формой хозяйствования было охвачено 93 процента единоличных хозяйств.
В структуре сельскохозяйственного производства существенная роль принадлежала подсобному хозяйству. Оно было основным источником поступления в государственный фонд мясо-молочных продуктов, картофеля. За счет подсобных хозяйств семьи колхозников обеспечивались основными продуктами питания.
Однако утверждение новых форм хозяйствования продолжало сопровождаться беззаконием. За малейшую провинность крестьян штрафовали, в колхозах утвердилось единоначалие председателей, массовый характер приобрело исключение из колхозов отходников и их семей. Невыработка минимума трудодней также влекла исключение из колхоза и очень часто уголовное преследование.
Размеры крестьянских приусадебных участков ограничивались. Превышение установленной нормы расценивалось как извращение политики партии в области колхозного землепользования, как разбазаривание общественных земель и подвергалось административным мерам воздействия.
Символической была оплата труда колхозников. Так, в 1940 году в среднем на 1 трудодень с дополнительной оплатой выдавалось 0,9 кг зерна, 1,8 кг картофеля, 0,95 кг фуража. Денежная оплата не превышала 1 рубля. Экономически развитые колхозы выдавали на 1 трудодень до 2 кг зерна и 5 кг картофеля.
Тяжелым бременем для большинства крестьян была налоговая политика. Она предусматривала (с 1939 года) прогрессивное обложение доходов крестьян от личного подсобного хозяйства. Годом ранее (1938 год) был введен налог на лошадей в подворьях крестьян.
Как и в предыдущие годы, продолжалось выкачивание денежных средств и трудовых ресурсов у крестьян на нужды индустриализации. Миллиарды рублей в виде государственных займов были направлены в промышленность. Тысячи сельских жителей выезжали на новостройки, большинство оставалось в городе навсегда.
Слабым звеном являлось общественное животноводство. У подавляющего большинства колхозов не было животноводческих ферм. В 1939 — 1940 годах развернулась кампания по их созданию и расширению. Однако упор делался на экстенсивный путь развития и количественные показатели.
Глобальные изменения в промышленности и сельском хозяйстве, происходившие в Белоруссии, несмотря на определенные успехи, в целом не смогли обеспечить более высокую по сравнению с капитализмом производительность труда, а значит, и преимущество нового строя над старым. Созданная Сталиным, а в последующем усовершенствованная его преемниками система обрекала народное хозяйство на отставание, а население — на дефицит того, что нужно для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.
Предвоенные годы характеризуются противоречивыми процессами в общественно-политической жизни. С одной стороны, большинство народа верило в лучшее будущее, самоотверженно, с энтузиазмом трудилось над выполнением производственных заданий, с другой — в обществе царил страх, порожденный арестами, репрессиями, пропажей тысяч людей. Искаженное сталинщиной массовое созидание олицетворяло все достижения с деятельностью Сталина и его «верных соратников», а ошибки и трудности — с происками «врагов народа», «вредителей», «провокаторов».
В конце 1938 года в республике вновь развернулась кампания по борьбе с «врагами». НКВД была сфабрикована версия о существовании законспирированного подполья и «польско-фашистской агентуры». В соучастии в сотрудничестве с вражескими шпионами обвинили и многих руководителей республики. Были арестованы председатель СНК БССР А.Ф.Ковалев, второй секретарь ЦК КП(б)Б А.А.Ананьев, заместитель председателя СНК БССР А.И.Темкин, ряд партийных и государственных деятелей. Большинство арестованных, несмотря на недоказанность вины, были вывезены из Белоруссии, многие погибли в лагерях.
Ежегодно по политическим мотивам арестовывались и предавались суду 30 тысяч человек. Трудно представить, однако большинство народа не сомневалось в справедливости навешенных на честных людей ярлыков. В резолюциях собраний, митингов, в письмах трудящихся содержались требования жестокой расправы над «цепными собаками фашизма» и «завербованными и оставленными для шпионской работы агентами». Понадобились десятилетия, чтобы стереотипы сталинизма начали разрушаться.
В результате массированной пропагандистской работы в обществе стало утверждаться «всеобщее единодушие». Оно рассматривалось сталинским руководством как высшее достижение социально-политического развития страны и выражалось в «единодушном одобрении» решений партии и правительства, «массовой поддержке», «решительном осуждении» и так далее. Тоталитарный режим личной власти, прочно утвердившийся к концу 30-х годов, отвергал демократические ценности, инакомыслие, сковывал инициативу, противодействовал тому, что выходило за официальные рамки.
Строго следуя партийным указаниям, действовали общественные организации — профсоюзы, комсомол, оборонные товарищества, контрольные комиссии и другие. Их работа жестко контролировалась партийными органами.
Фактически утратили свои функции как представительные органы трудящихся Советы всех уровней. Они были подчинены исполнительным органам, работники которых, как правило, назначались сверху. К тому же деятельность Советов была полностью подконтрольна соответствующим партийным комитетам.
Существенным фактором, оказывающим влияние на содержание общественно-политической жизни, была международная обстановка. 23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении сроком на 10 лет, а 28 сентября — Договор о дружбе и границах. Сближение с Германией означало коренной поворот не только в международной политике, но и в массовом сознании. Новую линию СССР в отношениях с Германией обнародовал нарком иностранных дел В.М.Молотов на внеочередной, пятой сессии Верховного Совета СССР 31 октября 1939 года: «Вчера еще фашисты Германии проводили в отношении СССР враждебную внешнюю политику. Так, вчера в области внешних отношений мы были врагами. Сегодня обстановка изменилась, и мы перестали быть врагами».
Одновременно произошло резкое ухудшение отношений с Польшей. Сталинское руководство приветствовало нападение фашистской Германии на Польшу. Допускались унизительные выпады в адрес польского государства, давалась ошибочная оценка характера войны польского народа с агрессором. Советская пропаганда занимала странную позицию в отношении к военным неудачам западных государств и трудностей Англии в ее единоборстве с Германией. Все это дезориентировало общественность, вызывало растерянность и неуверенность.
Определенный отпечаток на общественное сознание наложила советско-финская война, проходившая зимой 1939 — 1940 годов. Она принесла огромные людские потери, материальные и моральные издержки. Война вскрыла острые проблемы в вопросах обороны и ведения войны. Но о выявленных недостатках никто не решался вслух высказываться.
В предвоенные годы улучшилось проведение оборонно-массовой и патриотической работы среди населения. На съездах, пленумах, Бюро ЦК КП(б)Б и ЦК ЛКСМБ, в партийных и комсомольских организациях обсуждались вопросы подготовки населения и молодежи к обороне страны. Основам военного дела в Белоруссии обучались все, прежде всего молодежь. Большую работу проводили общества ОСОАВИАХИМа и Красного Креста. За 1939 — 1940 годы 720 тысяч юношей и девушек получили оборонные значки первой степени, 6350 человек овладели специальностью пулеметчика, многие стали радистами, мотоциклистами, снайперами и так далее. В оборонных мероприятиях принимали участие и городские, и сельские жители.
Информация о работе БССР Накануне Великой Отечественной войны